Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 19:02, курс лекций
Физическая культура (ФК) – составная часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.
– Хорошее состояние ССС и ЦНС. Исследованиями показано, что от 43 до 80%инженеров, занимающихся управленческой деятельностью, страдают заболеваниями ССС.
– Умение дозировать небольшие по величине силовые напряжения (при управлении различными кнопками, переключателями, рычагами, маховичками и др.); количество таких движений за смену достигает нескольких тысяч. Отсутствие таких способностей ведет к большому расходованию энергии, перенапряжению нервно-мышечного аппарата, что нередко приводит к различным заболеваниям.
– Для многих профессий, характеризующихся малоподвижным состоянием (гиподинамией), принципиально важно иметь высокий уровень статической выносливости мышц спины. К примеру, среди инженеров-экономистов в течение года на 15,4% болеет больше лиц, чем среди инженеров-электриков (у которых работа отличается достаточно высокой двигательной активностью).
– Устойчивость (специальная выносливость) к чередованию незначительной физической нагрузки и периодов достаточно высокой двигательной активности.
– Сенсомоторная координация для способности быстро перестраивать двигательные действия во внезапно меняющейся обстановке.
– Важное значение имеет простая двигательная реакция – быстрый ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (пуск, остановка оборудования); реакция различения – быстрый ответ на один из сигналов; реакция выбора – быстрый выбор нужного двигательного действия на ряд возможных сигналов; реакция на движущийся предмет (работа со стрелочными приборами…). Высокая реакция является одним из показателей высокой квалификации специалиста, причем значение ее с ростом автоматизации все возрастает.
– Внимание: способность воспринимать одновременно несколько объектов (объем внимания); выполнять несколько действий (распределение внимания), скажем, удерживать информацию с монитора и одновременно работать с клавиатурой; быстро переносить внимание с одного объекта на другой (перераспределение внимания); способность удерживать внимание длительное время (устойчивость внимания).
– Оперативное мышление – быстро анализировать поступающую информацию и выбирать правильное решение для последующей реализации.
– Оперативная и долговременная память на поступающую и возрастающую информацию.
– Моциональная устойчивость – способность сохранять высокую работоспособность в различных стрессовых ситуациях без ущерба для своего здоровья.
– Выдержка и самообладание – необходимые качества для обеспечения нормального микроклимата в коллективе.
– Коммуникабельность
– способность к общению, взаимодействию,
нахождению общего языка в процессе трудовой
деятельности.
5.
Производственная гимнастика
Производственная гимнастика – использование физических упражнений как до, так и в режиме рабочего дня с целью сокращения периода врабатывания организма в трудовую деятельность, повышения профессиональной работоспособности, снятия утомления, профилактики профессиональных заболеваний.
Гимнастика
на производстве отнимает всего несколько
минут рабочего времени, но приносит
неоценимую пользу трудящимся и самому
производственному процессу. Проводится
она непосредственно на рабочем месте
(в лаборатории, цехе, отделе и т.п.).
Формы занятий производственной гимнастикой:
Вводная гимнастика
Цель вводной гимнастики – ускорить протекание физиологических процессов в организме, повысить функциональную готовность к работе, сократить период врабатываемости организма в трудовую деятельность (обычно он продолжается 1,5-2часа). Продолжительность вводной гимнастики 7-10мин.
Физкультурная пауза
С помощью физкультурной паузы осуществляется активный отдых, достигается устойчивая и высокая работоспособность ЦНС, снижается профессиональное утомление. Проводится она за2часа до окончания рабочего дня (при обеденном перерыве в 1-ой половине рабочего дня).
Физкультминутки
Это
малые формы активного отдыха, практикующиеся
там, где нет возможности проводить физкультурные
паузы. Состоят они из 2-3-х упражнений и
имеют целью усиление деятельности функциональных
систем организма.
Микропаузы
Проводятся
они в течение 20-30сек. непосредственно
на рабочем месте в виде 2-3-х
упражнений для снятия утомления мышц,
доминирующих в данной трудовой деятельности.
Влияние производственной гимнастики на работоспособность
1. «Острое» влияние выражается в улучшении работоспособности сразу после выполнения комплекса упражнений: во-первых, отвлечение от работы на несколько минут является психологическим фактором и отдыхом; во-вторых, активный отдых в виде физкультурной паузы способствует ускорению восстановительных процессов в нервных центрах; и, наконец, переключение с одного вида деятельности на другой является также отдыхом.
2. «Отдаленные»
результаты систематических занятий производственной
гимнастикой выражаются в физическом
укреплении и оздоровлении организма:
улучшение деятельности нервной, дыхательной
и сердечно-сосудистой систем, нормализация
состояния нервно-мышечной системы –
повышенный тонус снижается, а низкий
– повышается, улучшение подвижности
суставов и состояния позвоночного столба
(в частности, наблюдается коррекция осанки).
Контрольные вопросы:
1. Понятие и значение ППФП.
2. Структура ППФП.
3.
На формирование чего
4.
Есть ли взаимосвязь между
процессом физического
5.
Перечислить необходимые
6.
Факторы, определяющие
7. Направленность ППФП (общие и специальные требования).
8.
Специальные психофизические
9. Производственная гимнастика, как составная часть ППФП, формы занятий производственной гимнастикой.
10. Оказание
первой помощи при: обмороке, тепловом
ударе, шоке, переломах,вывихах.
Тема
12. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА
Введение
Фундаментальным
принципом физического
В
настоящее время при
Исследования
показывают, что общая физическая
подготовка специалистов не может полностью
решить этих задач, так как современный
высококвалифицированный труд требует,
кроме того, определенного профилирования
физического воспитания в соответствии
с особенностями профессии. Поэтому физическое
воспитание студентов в высшей школе имеет
свои специфические особенности: конкретная
направленность его как предмета учебного
плана определяется не только
общими социальными задачами, которые
призвано решать физическое воспитание,
но и требованиями, предъявляемыми специальностью,
к которой готовят студента. Вследствие
этого физическое воспитание студентов
должно осуществляться с учетом условий
и характера их предстоящей профессиональной
деятельности, а значит, содержать в себе
элементы профессионально-прикладной
физической подготовки,
т.е. ППФП, использовать средства физической
культуры и спорта для формирования у
студентов профессионально необходимых
физических качеств, навыков, знаний, а
также для повышения устойчивости организма
к воздействию внешней среды.
1. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)
будущих специалистов
Профессионально-
Анализ научно-исследовательских и методических работ различных авторов показывает, что наиболее полным определением понятия ППФП будет следующее: профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой одно из направлений системы физического воспитания, которое должно формировать определенные прикладные знания, физические, психические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к успешной профессиональной деятельности.
В вузах физическое воспитание составляет органическую часть всего учебно-воспитательного процесса и призвано поддерживать высокую работоспособность студентов на протяжении всех лет обучения, обеспечивать их всестороннее физическое развитие и образование.
В системе физического воспитания оформилось самостоятельное прикладное направление, одним из видов которого является профессионально-прикладная физическая подготовка к конкретной трудовой деятельности.
ППФП в высших учебных заведениях является одной из основных задач физического воспитания студентов: она призвана вооружить их определенными знаниями, воспитать физические и специальные качества, развить двигательные навыки, обеспечивающие физическую и психологическую готовность к предстоящей профессиональной деятельности.
Основными задачами ППФП являются следующие:
4.
Создавать условия для
5.
Ознакомить студентов с
2.
Социально-экономические
факторы, определяющие
необходимость и
общую направленность
ППФП
Как уже указывалось, в настоящее время во многих профессиях сочетаются элементы физического и умственного труда при постоянном повышении удельного веса последнего, но при сохранении относительной самостоятельности того и другого. Постепенно сокращается сфера применения тяжелого и однообразного физического труда и увеличивается доля интеллектуальных усилий. Качественным изменениям подвергается и умственный труд. Рост его технической оснащенности приводит к повышению сложности этой формы труда, к появлению новых его видов. В настоящее время труд представителей ряда профессий, будучи непосредственно материально производительным, может уже рассматриваться как облегченный физический труд, насыщенный сложными и объединенными функциями умственного труда.