Курс лекций по "Физкультуре"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 19:02, курс лекций

Описание работы

Физическая культура (ФК) – составная часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.

Работа содержит 1 файл

lekcii.doc

— 988.50 Кб (Скачать)

      – Хорошее состояние ССС и ЦНС. Исследованиями показано, что от 43 до 80%инженеров, занимающихся управленческой деятельностью, страдают заболеваниями ССС.

      – Умение дозировать небольшие по величине силовые напряжения (при управлении различными кнопками, переключателями, рычагами, маховичками и др.); количество таких движений за смену достигает нескольких тысяч. Отсутствие таких способностей ведет к большому расходованию энергии, перенапряжению нервно-мышечного аппарата, что нередко приводит к различным заболеваниям.

      – Для многих профессий, характеризующихся малоподвижным состоянием (гиподинамией), принципиально важно иметь высокий уровень статической выносливости мышц спины. К примеру, среди инженеров-экономистов в течение года на 15,4% болеет больше лиц, чем среди инженеров-электриков (у которых работа отличается достаточно высокой двигательной активностью).

      – Устойчивость (специальная выносливость) к чередованию незначительной физической нагрузки и периодов достаточно высокой двигательной активности.

      – Сенсомоторная координация для способности быстро перестраивать двигательные действия во внезапно меняющейся обстановке.

      – Важное значение имеет простая двигательная реакция – быстрый ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (пуск, остановка оборудования); реакция различения – быстрый ответ на один из сигналов; реакция выбора – быстрый выбор нужного двигательного действия на ряд возможных сигналов; реакция на движущийся предмет (работа со стрелочными приборами…). Высокая реакция является одним из показателей высокой квалификации специалиста, причем значение ее с ростом автоматизации все возрастает.

      – Внимание: способность воспринимать одновременно несколько объектов (объем внимания); выполнять несколько действий (распределение внимания), скажем, удерживать информацию с монитора и одновременно работать с клавиатурой; быстро переносить внимание с одного объекта на другой (перераспределение внимания); способность удерживать внимание длительное время (устойчивость внимания).

      – Оперативное мышление – быстро анализировать поступающую информацию и выбирать правильное решение для последующей реализации.

      – Оперативная и долговременная память на поступающую и возрастающую информацию.

      – Моциональная устойчивость – способность сохранять высокую работоспособность в различных стрессовых ситуациях без ущерба для своего здоровья.

      – Выдержка и самообладание – необходимые качества для обеспечения нормального микроклимата в коллективе.

      – Коммуникабельность – способность к общению, взаимодействию, нахождению общего языка в процессе трудовой деятельности. 

5. Производственная гимнастика 

      Производственная  гимнастика – использование физических упражнений как до, так и в режиме рабочего дня с целью сокращения периода врабатывания организма в трудовую деятельность, повышения профессиональной работоспособности, снятия утомления, профилактики профессиональных заболеваний.

      Гимнастика  на производстве отнимает всего несколько  минут рабочего времени, но приносит неоценимую пользу трудящимся и самому производственному процессу. Проводится она непосредственно на рабочем месте (в лаборатории, цехе, отделе и т.п.). 

      Формы занятий производственной гимнастикой:

      Вводная гимнастика

      Цель  вводной гимнастики – ускорить протекание физиологических процессов в организме, повысить функциональную готовность к работе, сократить период врабатываемости организма в трудовую деятельность (обычно он продолжается 1,5-2часа). Продолжительность вводной гимнастики 7-10мин.

      Физкультурная пауза

      С помощью физкультурной паузы  осуществляется активный отдых, достигается устойчивая и высокая работоспособность ЦНС, снижается профессиональное утомление. Проводится она за2часа до окончания рабочего дня (при обеденном перерыве в 1-ой половине рабочего дня).

      Физкультминутки

      Это малые формы активного отдыха, практикующиеся там, где нет возможности проводить физкультурные паузы. Состоят они из 2-3-х упражнений и имеют целью усиление деятельности функциональных систем организма. 

      Микропаузы

      Проводятся  они в течение 20-30сек. непосредственно  на рабочем месте в виде 2-3-х  упражнений для снятия утомления мышц, доминирующих в данной трудовой деятельности. 

      Влияние производственной гимнастики на работоспособность

      1. «Острое» влияние выражается в улучшении работоспособности сразу после выполнения комплекса упражнений: во-первых, отвлечение от работы на несколько минут является психологическим фактором и отдыхом; во-вторых, активный отдых в виде физкультурной паузы способствует ускорению восстановительных процессов в нервных центрах; и, наконец, переключение с одного вида деятельности на другой является также отдыхом.

      2. «Отдаленные» результаты систематических занятий производственной гимнастикой выражаются в физическом укреплении и оздоровлении организма: улучшение деятельности нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, нормализация состояния нервно-мышечной системы – повышенный тонус снижается, а низкий – повышается, улучшение подвижности суставов и состояния позвоночного столба (в частности, наблюдается коррекция осанки).  

Контрольные вопросы:

       

      1. Понятие и значение ППФП.

      2. Структура ППФП.

      3. На формирование чего направлена  ППФП.

      4. Есть ли взаимосвязь между  процессом физического воспитания  в вузе и ППФП. Если есть  – обосновать.

      5. Перечислить необходимые условия  для успешной реализации задач  ППФП.

      6. Факторы, определяющие содержание ППФП (примеры).

      7. Направленность ППФП (общие и  специальные требования).

      8. Специальные психофизические требования  к специальности, по которой обучается студент (конкретизировать).

      9. Производственная гимнастика, как  составная часть ППФП, формы занятий производственной гимнастикой.

10. Оказание  первой помощи при: обмороке, тепловом  ударе, шоке, переломах,вывихах. 

Тема 12. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА 

Введение

     Фундаментальным принципом физического воспитания является связь физической культуры и спорта с трудовой и оборонной деятельностью людей. Эта взаимосвязь осуществляется на практике посредством внедрения средств физической культуры и спорта в научную организацию труда.

     В настоящее время при организации  учебного процесса перед каждым высшим учебным заведением ставится задача – вести подготовку специалистов на высоком научно-техническом уровне с применением современных методов организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих использование ими полученных знаний и умений в практической работе или научных исследованиях.

     Исследования  показывают, что общая физическая подготовка специалистов не может полностью  решить этих задач, так как современный  высококвалифицированный труд требует, кроме того, определенного профилирования физического воспитания в соответствии с особенностями профессии. Поэтому физическое воспитание студентов в высшей школе имеет свои специфические особенности: конкретная направленность его как предмета учебного  плана  определяется  не  только  общими  социальными задачами, которые призвано решать физическое воспитание, но и требованиями, предъявляемыми специальностью, к которой готовят студента. Вследствие этого физическое воспитание студентов должно осуществляться с учетом условий и характера их предстоящей профессиональной деятельности, а значит, содержать в себе элементы профессионально-прикладной физической подготовки, т.е. ППФП, использовать средства физической культуры и спорта для формирования у студентов профессионально необходимых физических качеств, навыков, знаний, а также для повышения устойчивости организма к воздействию внешней среды.  

    1. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)

будущих специалистов

     Профессионально-прикладная физическая подготовка, ее цели и задачи.

     Анализ научно-исследовательских и методических работ различных авторов показывает, что наиболее полным определением понятия ППФП будет следующее: профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой одно из направлений системы физического воспитания, которое должно формировать определенные прикладные знания, физические, психические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к успешной профессиональной деятельности.

     В вузах физическое воспитание составляет органическую часть всего учебно-воспитательного процесса и призвано поддерживать высокую работоспособность студентов на протяжении всех лет обучения, обеспечивать их всестороннее физическое развитие и образование.

     В системе физического воспитания оформилось самостоятельное прикладное направление, одним из видов которого является профессионально-прикладная физическая подготовка к конкретной трудовой деятельности.

     ППФП  в высших учебных заведениях является одной из основных задач физического  воспитания студентов: она призвана вооружить их определенными знаниями, воспитать физические и специальные качества, развить двигательные навыки, обеспечивающие физическую и психологическую готовность к предстоящей профессиональной деятельности.

     Основными задачами ППФП являются следующие:

  1. Содействовать повышению производительности труда работающих.
  2. Способствовать ускоренному обучению профессии и подготовке человека к высокопроизводительному труду.
  3. Формирование прикладных знаний, физических, психических и специальных качеств, умений и навыков, обеспечивающих объективную готовность человека к успешной профессиональной деятельности.

     4. Создавать условия для активного  отдыха трудящихся, обеспечивать  профилактику производственного  травматизма и бороться с производственным утомлением работающих средствами физической культуры и спорта.

     5. Ознакомить студентов с теоретическими  основами ППФП, обучить их некоторым  профессионально-прикладным упражнениям,  повысить уровень физических  качеств, необходимых специалистам  данного профиля, подготовить их к участию в соревнованиях по специально-прикладным видам спорта. 

     2. Социально-экономические  факторы, определяющие  необходимость и общую направленность ППФП 

     Как уже указывалось, в настоящее  время во многих профессиях сочетаются элементы физического и умственного труда при постоянном повышении удельного веса последнего, но при сохранении относительной самостоятельности того и другого. Постепенно сокращается сфера применения тяжелого и однообразного физического труда и увеличивается доля интеллектуальных усилий. Качественным изменениям подвергается и умственный труд. Рост его технической оснащенности приводит к повышению сложности этой формы труда, к появлению новых его видов. В настоящее время труд представителей ряда профессий, будучи непосредственно материально производительным, может уже рассматриваться как облегченный физический труд, насыщенный сложными и объединенными функциями умственного труда.

Информация о работе Курс лекций по "Физкультуре"