Курс лекций по "Физкультуре"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 19:02, курс лекций

Описание работы

Физическая культура (ФК) – составная часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.

Работа содержит 1 файл

lekcii.doc

— 988.50 Кб (Скачать)

     Координационную пробу Ромберга применяют до и  после занятий. Уменьшение времени  выполнения пробы может наблюдаться  при утомлении, перенапряжениях, перетренированности, в период заболеваний, а также  при длительных перерывах в занятиях физкультурой.

     Проба Яроцкого. Помимо пробы Ромберга для исследования состояния вестибулярного анализатора рекомендуется проба Яроцкого. Она проста и доступна и заключается в выполнении круговых поворотов головой в одну сторону (вправо или влево) в темпе 2 поворота в сек., фиксируется время равновесия. У не занимающихся спортом оно составляет, в среднем, 25 сек. У тренированных и спортсменов время сохранения равновесия может увеличиваться до 40-80 сек. и более.

     Ортостатическая проба. Для выявления степени нарушения регуляции аппарата кровообращения (утомление, перетренировка, перенапряжение) применяется ортостатическая проба. С этой целью утром, не вставая с постели, нужно подсчитать ЧСС за одну минуту. Затем спокойно встать, выждать минуту и опять сосчитать пульс. Учащение пульса на 6-12 ударов говорит о хорошей реакции сердца на нагрузку. Учащение пульса на 13-18 ударов – удовлетворительной, а свыше 20 ударов – неблагоприятной реакции.

     Ортостатическую пробу рекомендуется также проводить до и после занятий физическими упражнениями. Если показатели пробы на следующий день после занятий приходят к исходным величинам, значит нагрузка была допустимой и работоспособность организма восстанавливается. Если же в течение 2-3 дней пульс по сравнению с первой ортостатической пробой не приходит к норме, следует обратиться к врачу.  

     Правила проведения самостоятельных  занятий физическими  упражнениями:

  1. Прежде чем начать самостоятельные занятия физическими упражнениями, выясните состояние своего здоровья, физического развития и определите уровень физической подготовленности.
  2. Тренировку обязательно начинайте с разминки, а по завершении используйте восстанавливающие процедуры (массаж, теплый душ, ванна, сауна).
  3. Помните, что эффективность тренировки будет наиболее высокой, если вы будет использовать физические упражнения совместно с закаливающими процедурами, соблюдать гигиенические условия, режим для правильного питания.
  4. Старайтесь соблюдать физиологические принципы тренировки: постепенное увеличение трудности упражнений, объема и интенсивности физических нагрузок правильное чередование нагрузок и отдыха между упражнениями с учетом вашей тренированности и переносимости нагрузки.
  5. Помните, что результаты тренировок зависят от их регулярности, так как большие перерывы (4-5 дней и более) между занятиями снижают эффект предыдущих занятий.
  6. Не стремитесь к достижению высоких результатов в кротчайшие сроки. Спешка может привести к перегрузке организма и переутомлению.
  7. Физические нагрузки должны соответствовать вашим возможностям, поэтому их сложность повышайте постепенно, контролируя реакцию организма на них.
  8. Составляя план тренировки, включайте упражнения для развития всех двигательных качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых и координационных качеств). Это позволяет вам достичь успехов в избранном виде спорта.
  9. Если вы почувствовали усталость, то на следующих тренировках нагрузку надо снизить.
  10. Если вы почувствовали недомогание или какие-то отклонения в состоянии здоровья, переутомление, прекратите тренировки посоветуйтесь с преподавателем физической культуры или врачом.

     11. Старайтесь проводить тренировки  на свежем воздухе, привлекайте  к тренировкам своих товарищей,  членов семьи, родственников,  братьев и сестер. 

     Контрольные вопросы: 

     
  1. Охарактеризуйте субъективные и объективные показатели самоконтроля?
  2. Какую информацию о состоянии организма во время занятий физическими упражнениями студент может собрать при помощи самоконтроля?
  3. Какие существуют виды диагностики?
  4. На что направлен и что включает в себя врачебный контроль?
  5. Каково содержание педагогического контроля?
  6. С помощью каких основных показателей можно оценить уровень функционального состояния и тренированности?
  7. Как оценить физическое состояние при помощи тестирования и контрольных нормативов?
  8. Антропометрические признаки физического развития. Рост, вес, окружность грудной клетки, ручная динамометрия. Методика определения артериального давления.
  9. Частота и ритмичность сердечных сокращений в покое и после нагрузки.
  10. Пробы с задержкой дыхания (проба Штанге).
 
 
 
 

Тема 11. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ

ФИЗИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ 

1. Понятие и значение  ППФП 

      Как показывают исследования, требования к физической и психической подготовленности инженера существенно отличаются от подобных требований, предъявляемых врачу, педагогу, строительному рабочему, полеводу и др.

      Различия  в требованиях к физической и  психической подготовленности диктуют  необходимость в профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП).

      ППФП  – подраздел (подсистема) физического воспитания, наилучшим образом обеспечивающий формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности.

      Установлено, что в процессе ППФП успешно формируется комплекс психофизических и личностных качеств, необходимых работнику в его профессиональной деятельности:

      – психическая устойчивость, волевые качества;

      – приобретаются знания и умения в области производственной гимнастики;

      – развиваются сенсорные, умственные, двигательные, организаторские и педагогические навыки;

      – обеспечивается высокий уровень функционирования систем организма;

      Внедрение ППФП в практику физического воспитания студентов позволяет сократить срок профессиональной адаптации, повысить профессиональное мастерство, увеличить производительность труда, профессиональную работоспособность и экономичность работы организма.

      ППФП, как и процесс физического  воспитания в целом, способствует укреплению здоровья, повышению устойчивости организма к заболеваниям (в т.ч. и профессиональным).

      Данные  экспериментального анализа показывают, что:

      – 24% всех ошибок, задержек в работе, аварий, остановок оборудования происходит из-за недостаточного уровня развития физических качеств;

      –  37% ошибок – из-за недостаточного развития психических качеств.

      Внедрение ППФП в учебный процесс физического  воспитания студентов технических вузов страны с целью повышения уровня подготовки кадров является государственной задачей.

      ППФП  является составной частью (подсистемой) учебного процесса по физическому воспитанию, в котором используются наиболее адекватные и эффективные средства и методы физического воспитания. 
 
 

2. Структура ППФП 
 

        

        
 

      

      

        

        
 
 

        
 
 
 

ППФП  в процессе учебы  в университете

      Для успешного решения задач ППФП необходимо иметь:

      – материально-техническую базу (залы, площадки, стадион, тренажеры, инвентарь);

      – наличие учебно-методической литературы;

      – теоретически и методически подготовленных специалистов – руководителей ППФП;

      – хороший уровень организации физического воспитания в коллективе;

      – просветительская работа среди студентов.

      Таким образом, ППФП студентов технических  вузов – это сложный системный процесс, связанный с воспитательной, образовательной и оздоровительной работой, проводимой на кафедрах физического воспитания.

      Без сомнения ППФП имеет важное народнохозяйственное значение. 

3. Факторы, определяющие содержание ППФП 

      1. Сфера деятельности, т.е. вид труда, важнейшие производственные операции, орудия труда, формы организации труда и др.

      Пример 1. Так работа, связанная с управлениями автоматами в технических системах (операторская, диспетчерская деятельность) требует высокого уровня различных двигательных реакций, наблюдательности, оперативного мышления, эмоциональной устойчивости.

      Пример 2. Работа, основанная на наблюдении и контроле (чтение показаний приборов, слежение за показаниями и пр.), предъявляет высокие требования к объему, распределению и устойчивости внимания, общей ловкости и координации пальцев рук, специальной мышечной выносливости.

      2. Условия труда: место работы (в помещении, на открытом воздухе, на высоте, под водой); микроклимат, режим труда и отдыха; характер рабочих поз; границы зон рабочего места; виды профессиональных вредностей. Условия труда в различных профессиях резко отличаются.

      Пример 1. Работа на открытом воздухе при низкой и высокой температуре и ее колебании требует устойчивости организма к холоду, теплу, резким колебаниям температуры, хорошего состояния ССС, системы терморегуляции, общей выносливости.

      Пример 2. При работе на ограниченной опоре, на высоте необходим навык сохранять статическое и динамическое равновесие, хорошее состояние вестибулярного аппарата.

      Пример 3. Длительная работа в вынужденной позе (сидя, стоя) требует статической выносливости мышц туловища, в особенности спины, устойчивости к гиподинамии.

      Пример 4. В работе, где присутствует перемещение по протяженной рабочей зоне, необходима общая выносливость, хорошее состояние опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и дыхательной систем.

      Профессиональные  вредности, как составная часть условий труда (гиподинамия, загазованность воздуха вредными химическими веществами, воздействие радиации и пр.), являются основанием для формирования специальных физических качеств, направленных на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов.

      3. Психофизиологические особенности профессиональной деятельности: прием, хранение и переработка производственной информации, моторные действия, нагрузка на отдельные органы, эмоциональное состояние, утомляемость и динамика работоспособности, тяжесть работы (исходящая из условий труда).

      Пример 1. Если производственная информация поступает в большом объеме в виде зрительных, слуховых и тактильных сигналов, то можно сделать вывод, что для успешной трудовой деятельности требуется высокий уровень развития зрительного, слухового и тактильного анализаторов.

      Пример 2. Если моторные действия в профессиональной деятельности производятся преимущественно руками, то необходима ловкость и координация движений рук.

      Пример 3. Работа, характеризующаяся разнообразными двигательными действиями почти всего мышечного аппарата, требует от работника хорошей общефизической подготовленности.

      Все вышеназванные факторы в своей  совокупности и определяют характер ППФП, по которым составляются специальные профессиограммы. 
 
 
 

4. Направленность ППФП (общие и специальные требования) 

      Общие требования

      – Различные сенсорные (основанные на органах чувств), умственные, двигательные, волевые, педагогические, организаторские умения и навыки. Каждому инженеру, например, требуются умения быстро разобраться в сложной производственной ситуации, снять излишнее эмоциональное напряжение и пр. Развитию этих навыков и качеств во многом содействуют занятия физической культурой.

      – Высокий уровень профессиональной работоспособности инженера, т.е. выносливости и восстанавливаемости его организма. Доказано, что недостаточный уровень работоспособности приводит к быстрому утомлению (а то и переутомлению) человека, к возникновению ошибок, срывов в работе, аварий.

Информация о работе Курс лекций по "Физкультуре"