Курс лекций по "Физкультуре"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 19:02, курс лекций

Описание работы

Физическая культура (ФК) – составная часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.

Работа содержит 1 файл

lekcii.doc

— 988.50 Кб (Скачать)
  • анализ динамики показателей и регулирование нагрузки.

      Этот  раздел управления тренировочным процессом  осуществляет тренер, для этого устанавливается  уровень показателей в норме. Для анализа динамики показателей  необходимо измерять частоту пульса, кистевую динамометрию (состояние возбудимости Ц.Н,С. и её работоспособности ), контроль за весом тела, различать желание тренироваться по степеням и по направленности.

  • режим легкоатлета.

      Невозможно  достигнуть высоких спортивных результатов, не соблюдая строго гигиенического режима. После тренировки необходим душ, раз в неделю после тренировки с небольшой нагрузкой следует парная баня, желательно и сухой пар. Важное значение имеет регулярный массаж, обязателен ежедневный самомассаж. В процессе тренировки полезно принимать кратковременные солнечные ванны, очень важно уметь отдыхать. С тренировкой тесно связан вопрос питания, полный комплекс витаминов и нормальный водно-солевой обмен. Курение и алкогольные напитки не совместимы со спортом. 

Контрольные вопросы: 

1. Цель и задачи массового спорта.

2. История развития легкой атлетики в зарубежных странах, СССР и России.

3. Какое количество видов спорта по легкой атлетике входит в программу Олимпийских игр?

4. Физическое воспитание как основная форма развития физических (двигательных) качеств, овладение жизненно важными двигательными навыками и необходимыми физкультурными занятиями.

5. Краткая характеристика основных физических качеств человека.

6. Краткая характеристика особенностей вида спорта легкой атлетики по разделам: (ходьба, бег, прыжки, метания и многоборье) и их классификация.

7. Методы подготовки, используемые в спортивной тренировке?

8. Средства физической культуры, средства спортивной подготовки.

9. В чем состоят особенности общей физической подготовки (ОФП) и специальной (СФП), их характеристика, взаимосвязи и различия.

10. Формы контроля за эффективностью учебно-тренировочных занятий.

Тема 10. САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ

 

     Основные  понятия

     Врачебный контроль – научно-практический раздел медицины, изучающий состояние здоровья, физического развития, функционального состояния организма занимающихся физическими упражнениями и спортом.

     Педагогический  контроль – процесс получения информации о влиянии занятии физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся, с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

     Самоконтроль – это метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Он необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушений в состоянии здоровья.

     Диагностика состояния здоровья – краткое заключение о состоянии здоровья занимающегося по результатам врачебного контроля.

     Функциональная  проба – дозированная нагрузка, позволяющая оценить функциональное состояние организма.

     Критерии  физического развития – состояние основных форм и размеров тела, функциональных способностей организма. К ним относятся: осанка, состояние костного скелета и мускулатуры, степень жироотложения, форма грудной клетки, спины, живота, ног, а также результаты функциональных проб.

     Антропометрические  показатели – это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития. К ним относятся: длина и масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, ручная и становая динамометрия и др. 

     Самоконтроль

     Самоконтроль – это система самостоятельных наблюдений за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью. Самоконтроль является дополнением к врачебному контролю. Решив заниматься физкультурой, необходимо завести дневник самоконтроля, в который заносятся результаты простых и доступных методов наблюдения. Объективных (антропометрические измерения) и субъективных (такие показатели, как сон, аппетит, самочувствие, болевые ощущения, работоспособность, нарушение режима, вес, пульс, результаты простейших функциональных проб и другие).

     Вести дневник следует регулярно. Это  способствует более сознательному  отношению к занятиям физкультурой и спортом, к дозированию и анализу физических нагрузок и закаливающих процедур, соблюдению правильного режима.

     Самонаблюдение  желательно проводить в одни и  те же часы, одним и тем же методом  и в одинаковых условиях. Неадекватность функциональных возможностей организма можно определить по объективным и субъективным признакам, таким, как чувство усталости, раздражительность, нежелание выполнять задание, болезненные ощущения в правом подреберье и др. Но в первую очередь надо наблюдать за объективными внешними признаками утомления. При наступлении средних признаков утомления нагрузку следует снижать.

     Выполняя  упражнения, необходимо следить за правильным дыханием. Их координация  благотворно влияет на внутренние органы. Количество упражнений и их дозировку  следует постепенно увеличивать. Показателем полезного влияния упражнения является мышечная боль, но если она сильная это признак, что вы упражняетесь слишком интенсивно.

     Но  прежде, чем перейти к самостоятельным  занятиям, необходимо иметь представление  о том, какое влияние оказывают физические упражнения на организм, какие изменения происходят в нем во время длительной мышечной работы, как избежать перетренированности, ведущей к снижению не только физической, но и умственной работоспособности. 

     Изменения в организме под влиянием физической нагрузки

     Любая физическая нагрузка, особенно, напряженная  вызывает в организме человека определенные изменения его физиологических  параметров. Так, при длительном выполнении напряженной мышечной работы, запас  энергетических ресурсов снижается,  в крови накапливаются остаточные продукты обмена веществ, а импульсы, поступающие в кору головного мозга от работающей скелетной мускулатуры, приводят к нарушению согласованности процессов возбуждения и торможения. Эти изменения сопровождаются неприятными субъективными ощущениями, которые затрудняют выполнение физической работы, в результате работоспособность организма понижается, наступает утомление.  

     Врачебный контроль

     Врачебный контроль – это система медицинских исследований, проводимых совместно врачом и тренером (преподавателем), для определения воздействия тренировочных нагрузок на организм занимающегося. Основной формой врачебного контроля является врачебные обследования. Проводятся первичное, повторное и дополнительные обследования. Первичные обследования проводятся перед началом регулярных тренировок. Повторные (ежегодные) позволяют составить представление о правильности и эффективности проведенных занятий. Дополнительные врачебные обследования проводятся перед соревнованиями, после перенесенных заболеваний и травм, при систематических интенсивных тренировках и т.п.

     После окончания врачебного обследования составляется медицинское заключение, которое включает в себя оценку физического  развития, состояния здоровья, функционального  состояния и подготовленности обследуемых; рекомендации по режиму и методике занятий, показания и противопоказания, лечебные и профилактические назначения. 

     Наружный  осмотр и антропометрия

     Эффективность занятий физическими упражнениями, физическое развитие занимающихся, во время врачебного контроля определяется с помощью наружного осмотра, антропометрии и т.д.

     Наружный  осмотр дает возможность оценить форму грудной клетки, спины, ног, живота, характеризующие в целом телосложение человека.

     Форма грудной клетки может быть цилиндрической, что чаще всего наблюдается у лиц, систематически занимающихся физкультурой и конической или уплощенной у не занимающихся, ведущих малоподвижный образ жизни. Уплощение грудной клетки способствует уменьшению жизненной емкости легких, снижению дыхательной функции организма.

     Форма спины может быть нормальной, круглой, плоской, кругловогнутой, в зависимости от степени выраженности естественных изгибов позвоночника.

     Форма живота может быть нормальной, отвислой и втянутой, в зависимости от развития мышц брюшной стенки. Недостаточное развитие дает отвислую форму живота. От степени развития брюшной мускулатуры различают так же нормальную или втянутую формы живота.

     Форма ног может быть нормальная, Х-образная, О-образная. Если в основной стойке соприкасаются пятки, колени и внутренняя поверхность бедер, или между ними есть небольшие просветы, то такая форма ног считается нормальной. Отсутствие касания в области коленного сустава характерно для О-образной формы ног. Расхождение пяток при сомкнутых коленях дает Х-образную форму. Причиной О-образных ног могут быть значительные физические нагрузки, при слабом развитии мышц, перенесенный в детстве рахит и т.д.

     Форма стопы. Нормальная форма стопы играет роль амортизатора, что имеет большое значение в предохранении внутренних органов человека и его спинного и головного мозга от излишних сотрясений при ходьбе, беге, прыжках.

     Плоскостопие  часто сопровождается болевыми ощущениями во время длительной ходьбы или спортивных упражнений, в которых большая  нагрузка падает на нижние конечности. Боли стопы могут временно появиться после тренировок на жестком грунте вследствие перегрузки мышц свода стопы при беге, прыжках, упражнениях с отягощением и пр. В этих случаях рекомендуется на некоторое время (до исчезновения боли) снижение нагрузок или полный отдых.

     По  внешним признакам физического  развития можно определить тип сложения человека, пропорции частей его тела.  

     Педагогический  контроль

     Педагогический  контроль – процесс получения информации о влиянии занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

     Практическая  реализация педагогического контроля осуществляется в системе специально реализуемых проверок, включаемых в  содержание занятий по физическому воспитанию. Такие проверки позволяют вести систематический учет по двум наиболее важным направлениям:

     – степень усвоения техники двигательных действий;

     – уровень развития физических качеств.

     Учебные занятия:
  • обязательные  занятия (практические, теоретические, консультации), которые предусматриваются в учебных планах по всем специальностям в объёме четырёх часов в неделю и включаются в учебное расписание в течение всего периода обучения сверх установленного педагогического объёма учебной нагрузки;
  • консультативно-методические занятия, направленные на создание для студентов методической и практической помощи в организации и проведении самостоятельных занятий физкультурой;

     • индивидуальные занятия для студентов, имеющих слабую физподготовку или отстающих в овладении учебным материалом, которые организуются по особому расписанию кафедры в течение учебного года, каникул, в период производственной практики;

     Внеучебные  занятия:

  • физические упражнения в режиме учебного дня (малые формы самостоятельных занятий в виде комплексов «минута бодрости» и подобных);
  • занятия в секциях, неформальных группах и клубах по физическим интересам;

     • массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.

     Комплексное использование всех форм физического  воспитания должно обеспечить включение физкультуры в образ жизни студентов, достижение оптимального уровня физической активности.

     Для оценки физического состояния организма  человека и его физической подготовленности используют антропометрические индексы, упражнения-тесты и т.д.

Информация о работе Курс лекций по "Физкультуре"