Курс лекций по "Физкультуре"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 19:02, курс лекций

Описание работы

Физическая культура (ФК) – составная часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.

Работа содержит 1 файл

lekcii.doc

— 988.50 Кб (Скачать)

     Рекомендуется использовать соревновательный метод (различные  эстафеты и т.п.).

     Тренировкой скоростных качеств следует заниматься на фоне полностью восстановленного функционального состояния организма, т.е. в начале основной части отдельного занятия; в микроцикле; в начале его, после дня отдыха. 

  1. Развитие выносливости

     Выносливостью называется способность человека противостоять утомлению в какой-либо деятельности.

     Различают несколько видов утомления: умственное, сенсорное (связанное с органами чувств), эмоциональное, физическое. Основным мерилом выносливости является время, в течение которого человек способен выдерживать заданную интенсивность деятельности.

     Общая выносливость – это выносливость в продолжительных работах умеренной интенсивности, включающих функционирование всего мышечного аппарата.

     Выносливость  по отношению к определенной деятельности, избранной как предмет специализации, называют специальной. 

     Основы методики развития выносливости

     Развитие  выносливости немыслимо без объемной, довольно однообразной и тяжелой  работы.

     Выносливость  развивается лишь тогда, когда в  процессе занятий спортсмены испытывают утомление (в той или иной степени).

     Тренировочные нагрузки при развитии выносливости характеризуются следующими компонентами:

  1. Абсолютной интенсивностью упражнения (чаще всего это скорость передвижения);
  2. Продолжительность упражнения;
  3. Длительность интервалов отдыха;
  4. Характер отдыха (активный, пассивный);
  5. Число повторений упражнения.
 
  1. Развитие ловкости
 

     Ловкость  определяют, во-первых, как способность  быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, как способность быстро перестраивать движения в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

     Ловкость – это сложное, комплексное  довольно специфическое качество. Жизненно важной является разновидность ловкости, проявляющаяся в умелых и точных движениях руками при относительно малоподвижном туловище (ловкости рук).

     Основной  путь в развитии ловкости – это овладение новыми разнообразными двигательными навыками и умениями. Это приводит к увеличению запаса двигательных навыков и позитивно сказывается на функциональных возможностях двигательного аппарата.

     При развитии ловкости как способности  овладевать новыми движениями могут  быть использованы любые упражнения, если они включают элементы новизны.

     Тренировочные задания, направленные на развитие ловкости, должны включать достаточно координационно-трудные упражнения. Эти трудности слагаются из следующих требований: 1) точность движений, 2) их взаимная согласованность, 3) внезапно меняющаяся обстановка.

     В числе методических приемов, используемых при тренировке координационных способностей, можно выделить следующие: применение необычных исходных положений, зеркальное выполнение упражнений, изменение скорости или темпа движений, изменение пространственных границ, в которых выполняется упражнение, смена способов выполнения упражнений, осложнение упражнений дополнительными движениями, изменение противодействия занимающихся при групповых или парных упражнениях, выполнение знакомых движений в неизвестных заранее сочетаниях. 

  1.   Развитие гибкости
 

     Под гибкостью понимают морфо-функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности  его звеньев. Измерителем гибкости служит максимальная амплитуда движений. Различают активную гибкость (проявляемую  за счет собственных мышечных усилий) и пассивную (выполняемую путем приложения к движущейся части тела внешних сил – силы тяжести, усилий партнера и др.).

     Для развития гибкости используют упражнения с увеличенной амплитудой движений (упражнения на растяжение). Активные упражнения различают по характеру выполнения: однофазные и пружинистые; маховые и фиксированные, с отягощением и без отягощений.

     В каждом занятии упражнения на растягивание выполняют до появления легкой болезненности, что является сигналом к прекращению  работы. Они дают наибольший эффект, если их выполнять ежедневно или даже два раза в день. Упражнения на гибкость удобнее всего давать студентам в виде самостоятельных занятий на дом. В занятия их включают главным образом в конце основной части, кроме того, в подготовительной части во время разминки и в интервалах между другими упражнениями, особенно силовыми и скоростными. К началу упражнений на гибкость необходимо хорошо разогреться – до появления пота. 

     Формирование психических качеств в процессе физического воспитания

     Отметим, что формирование сознания и поведения  проходит стержнем через всю систему  воспитания спортсмена в спорте. На этой же основе осуществляется воспитание спортивного трудолюбия, способности  к преодолению специфических  трудностей на пути к спортивным достижениям, сильной воли и других личностных качеств и свойств «спортивного характера».

     Столь же существенное значение в подготовке спортсмена имеет воспитание устремленности к спортивной победе, инициативности, настойчивости, смелости, самообладания и других волевых качеств. Спорт называют справедливо школой воли. 

     Общая физическая подготовка

     Общая физическая подготовка представляет разностороннее воспитание физических способностей, которые не специфичны для избранного вида спорта, но развитие, которых прямо или косвенно влияет на успех спортивной деятельности.

     Общая физическая подготовка создает основу для специальной подготовки – обеспечивает разностороннее силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, необходимое в качестве предпосылки и условия совершенствования в избранном виде спорта. В условиях ВУЗа общая физическая подготовка студента, особенно на первых ступенях спортивного совершенствования, связаны с выполнением тестов физической подготовленности студентов.

     Специальная физическая подготовка спортсмена есть процесс воспитания физических способностей, отвечающих специфическим требованиям избранного для специализации вида спорта.

     В процессе общей и специальной  физической подготовки студента необходимо использовать все средства физического  воспитания: физические упражнения, естественные факторы закаливания и оздоровления, режим и другие гигиенические условия. При этом основную роль играют специально подобранные физические упражнения. 

     
  1. Структура целостного процесса спортивной тренировки и её отдельных сторон
 

     Спортивная  тренировка – это целостный процесс физического воспитания, специализированный применительно к спортивной деятельности Спортивная тренировка включает: спортивно-техническую, тактическую, физическую (общую и специальную), специальную психологическую и интеллектуальную подготовку.

     Под технической подготовкой спортсмена принято понимать процесс обучения его спортивной технике движений и действий, служащих средством ведения  спортивной борьбы или средством  тренировки и доведения их до необходимой степени совершенства. В процессе специальной технической подготовки спортсмен овладевает техникой избранного вида спорта. Наряду с этим в процессе спортивной тренировки и в связи с ней проводится общая техническая подготовка. Ее основное значение пополнять фонд двигательных умений и навыков, полезных в жизни и в спортивной практике. 

  1. Методические основы целостного построения тренировочного занятия, особенности проведения его отдельных частей
 

     В спортивной тренировке (занятии) выделяют вводную подготовительную основную и заключительные части.

     В занятии в целом и в каждой его части необходимо организовать не только активную деятельность студентов, но и отдых.

     Во  вводной части тренировки студенты узнают о задачах средствах и  методов занятия решаются организационные вопросы.

     В подготовительной части занятия  осуществляется подготовка организма  студентов и предстоящей мышечной деятельности. Эту часть занятия  еще называют разминкой. Студенты, выполняя разнообразные упражнения с различной  скоростью, амплитудой силой, продолжительностью, как бы массируют, разминают свое тело; опробуют состояние, рабочую готовность всех функций тонкость кинестезических ощущений, ясность двигательных представлений, которые необходимы для рационального выполнения основных упражнений данного занятия или соревнования.

     Общая продолжительность разминки около 30-40 минут, из них на специальную  часть приходится 15-20 минут.

     В основной части занятия решается главная задача тренировки. Последовательность отдельных упражнений внутри основной части изменяется в зависимости от предмета спортивной специализации и главной задачи занятия.

     Выполнять сложные по координации упражнения или разучивать новые движения следует в первой половине основной части занятия; упражнения, предъявляющие высокие требования к вегетативным функциям организма, во второй половине. 

     Структура отдельного тренировочного занятия

     Отдельное тренировочное занятие имеет  четыре части: вводную, подготовительную (получившую в спорте название «разминки»), основную и заключительную.

     Особенности структуры спортивно-тренировочного занятия выполняют, прежде всего, из специфики его содержания, которое  в большинстве случаев характеризуется  строго избирательной направленностью  и связано с повышенными функциональными  нагрузками.

     Структура тренировочных занятий сильно колеблется и длительность отдельных занятий. В отличие от студенческого или иного урока, длительность которого жестко лимитирована постоянным учебным расписанием.

     Время спортивно тренировочного занятия  можно варьировать в диапазоне от десятков минут (занятия вспомогательного характера) до нескольких часов. Это зависит от конкретного содержания занятия, которое обусловлено, в свою очередь, его местом в микроцикле и общей системе построения спортивной тренировки. 

     Контрольные вопросы: 

     1.Методические  принципы физического воспитания.

     2.Методы физического воспитания.

     3.Физические  качества.

     4.Формирование психических качеств личности в процессе физического воспитания.

     5.Формирование психических качеств личности в процессе физического воспитания.

     6.Общая физическая подготовка, ее цели и задачи.

     7.Специальная  физическая подготовка.

     8. Методы спортивной тренировки.

     9. Методы развития выносливости.

         10.Методы развития силы. 

Тема 7. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ 

     Формирование  человека на всех этапах его эволюционного  развития проходило в неразрывной  связи с активной мышечной деятельностью. Организм человека развивается в  постоянном движении. Сама природа  распорядилась так, что человеку необходимо развивать свои физические способности.

     Выполняя  физические упражнения, человек попадает в мир новых ощущений, положительных  эмоций, обретает хорошее настроение, бодрость, жизнерадостность, чувствует  прилив сил.

Информация о работе Курс лекций по "Физкультуре"