Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 19:02, курс лекций
Физическая культура (ФК) – составная часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.
С переходом к рыночным отношениям, все предприятия, организации и учреждения свободны в выборе работников. Естественно руководителям этих предприятий и организаций выгоднее держать у себя на работе здорового работника, а не такого, который постоянно находится на «больничном», который к тому же надо оплачивать работнику, а многие предприятия и организации еще и оплачивают лечение своих сотрудников в высокооплачиваемых поликлиниках. Тем самым они теряют значительные суммы денег, если коллектив предприятия или организации не отличается высоким здоровьем, хорошим физическим состоянием и подготовленностью.
Хотелось бы так же отметить, что немаловажен и просто внешний вид сотрудников. Иногда это даже является одним из определяющих факторов при приеме на работу. Ведь помимо того, что со здорово выглядящим человеком намного приятней работать, он никогда не будет жаловаться на здоровье, всегда будет иметь жизнерадостное настроение, не омраченное проблемами физического состояния, помимо этого, внешний вид сотрудников может сказываться и на результатах деятельности предприятия, организации или учреждения. Ведь сотрудники – это «лицо компании», а, следовательно, если они имеют здоровый вид и привлекательны для клиентов, партнеров дела у этой компании пойдут в гору. Физическое состояние человека, его здоровый вид сейчас приобретает большое значение, так как в наше время становится просто необходимым иметь хорошее здоровье, быть хорошо физически подготовленным для того, чтобы обеспечить нормальную рождаемость будущего поколения и его физическое состояние.
Нельзя забывать и о том, что работник, обладающий хорошей физической формой и подготовленностью, обладает большей работоспособностью. Об этом де свидетельствует возрастающая способность человека выполнять большую работу за определенный промежуток времени. С нарастанием работоспособности улучшается и качество работы, так как если человеку не страшны никакие нагрузки, он сделает свою работу с приложением максимальных усилий.
Сказанное отнюдь не предрекает судьбу и карьеру людей с физическими недостатками. Однако есть повод для того, чтобы задуматься и начать строить свою жизнь по-новому, положив в ее основу занятие спортом, физической культурой. Человек, ведущий здоровый образ жизни – полноценный и полноправный член современного общества. На таком человеке может строиться новая Россия. Россия сильных, здоровых людей, которые возродят ее, отстроят заново, поднимут на достаточную высоту. Для таких людей любые проблемы, которые повстречаются у них на пути не встанут помехой, они справятся с ними, так как закалены физически, а значит и подкованы морально.
1.
Характеристика и
2. Влияние умственного труда на организм – острое и хроническое.
3.
Умственное утомление и
4. Умственное переутомление, его признаки и причины.
5.
Основа умственной
6.
Изменения состояния
7.
Взаимовлияние режима трудовой
деятельности и биоритмов
8.
Физиологические особенности
9. Сущность активного отдыха. Назначение пауз для отдыха в течение умственной работы.
10.
Условия эффективной
Тема
6. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ
И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
1.
Методические принципы
физического воспитания
Обучение в процессе физического воспитания специально направлено на формирование и совершенствование двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Наряду с этим осуществляется направленное воздействие на физическое развитие занимающихся, в результате которого происходит совершенствование форм и функций организма (повышение его функциональных возможностей, укрепления здоровья, улучшение телосложения). Данную сторону процесса физического воспитания можно обозначить, как «воспитание физических качеств» или «физическое воспитание в узком смысле».
Физическое воспитание органически связано с другими видами воспитания. Единство, взаимопроникновение всех видов воспитания – одна из коренных педагогических закономерностей.
Определенные стороны умственного, нравственного и эстетического воспитания настолько органично включены в процесс физического воспитания, что представляют нераздельное целое с ним.
Наряду с ними существуют принципы, выражающие главным образом методические закономерности обучения и воспитания в процессе физического воспитания. К ним относятся: принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, прогрессирования.
Принцип
сознательности и
активности. Успех любого педагогического
процесса определяется помимо всего и
тем, насколько сознательно и активно
относятся к делу сами воспитуемые. Понимание
существа заданий, как и активно заинтересованное
выполнение их, ускоряет ход обучения
и воспитания, обуславливает глубокое
совершенствование и творческое использование
приобретаемых знаний, умений и навыков
в жизни. Эти давно подмеченные закономерности
имеют, прежде всего, в основе принцип
сознательности и активности.
Формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к общей цели и конкретным задачам занятий.
Исходным моментом сознательного отношения к деятельности является соответствующая мотивация ее. Мотивы, побуждающие заниматься физическими упражнениями, разнообразны.
Преподаватель – тренер физического воспитания призван раскрыть занимающимся подлинный смысл физкультурной деятельности и, опираясь на первоначальные мотивы, постепенно подвести к пониманию общественной сущности физической культуры, ее значения как средства гармонического развития, укрепления здоровья, подготовки к творческому труду и защите Родины.
Принцип сознательности и активности предусматривает далее необходимость довести до сознания занимающихся конкретный смысл заданий, выполняемых в процессе обучения и воспитания.
Принцип наглядности. В процессе физического воспитания наглядность играет особенно важную роль, поскольку деятельность занимающихся носит в основном практический характер и имеет одной из своих специальных задач всестороннее развитие органов чувств.
Принцип систематичности. Суть этого принципа раскрывается в ходе положений, касающихся, во-первых, регулярности занятий и системы чередования нагрузок с отдыхом и, во-вторых, последовательности занятий и взаимосвязи между различными сторонами их содержания.
Принцип доступности и индивидуализации. Принцип доступности и индивидуализации определяют также как принцип учета особенностей воспитуемых и посильности предлагаемых им заданий.
Принцип прогрессирования. Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности связанных с ними нагрузок.
Принцип
постепенного повышения
требований (динамичности).
Этот принцип выражает общую тенденцию
требований, предъявляемых к занимающимся
в процессе физического воспитания, которая
заключается в постановке и выполнении
все более трудных новых заданий, в постепенном
нарастании объема и интенсивности, связанных
с ними нагрузок.
2.
Основы обучения движениям
Основная особенность обучения в процессе физического воспитания заключается в том, что оно направлено на овладение двигательными умениями, навыками и специальными знаниями.
Двигательное умение – приобретенная на основе знаний и опыта способность не автоматизировано управлять движениями в процессе двигательной деятельности.
В процессе физического воспитания приобретаются двигательные умения двух разновидностей:
Двигательные
навыки. Многократное стереотипное
повторение двигательного действия приводит
к образованию навыка. Это происходит
в тех случаях, когда при повторении не
вносятся существенные изменения в структуру
движений и выполняются в одних и тех же
условиях.
3.
Структура процесса
обучения и особенности
его этапов
Процесс обучения отдельному двигательному действию имеет следующие этапы (ступени):
1.
Первоначальное изучение, в процессе
которого формируется умение
выполнять действие в его
2.
Углубленное разучивание, в
3.
Закрепление и дальнейшее
С учетом указанных особенностей формирования начального двигательного умения на первом этапе обучения ставятся задачи:
1.
Сформулировать целостное
2. Пополнить двигательный опыт занимающихся студентов теми элементами, которые нужны для освоения нового действия.
3. Добиться выполнения действия целиком.
4. Устранить ненужные движения, излишнее мышечное напряжение.
Дидактические задачи на втором этапе обучения:
3.
Добиться четкого, свободного
и слитного выполнения
Частные задачи третьего этапа обучения:
1. Закрепить освоенную технику двигательного действия наряду с дальнейшим уточнением ее деталей;
Одна
из наиболее характерных черт процесса
обучения на третьем этапе, как видно
из сказанного – органическое слияние
его с процессом воспитания физических
качеств.
4.
Основы совершенствования
физических качеств
Физическая подготовка
Основные понятия. Термин «тренировка» неоднозначен. Этим словом, чаще всего обозначают процесс упражнения или приучения. Термин «спортивная тренировка» в широком смысле слова близок к понятию «подготовка спортсмена»: в узком смысле под «тренировкой» понимают тренировочное занятие. Подготовка спортсмена – направленное использование всей совокупности факторов, с помощью которых обеспечиваются готовность спортсмена к спортивным достижениям. Тренированность – это мера приспособления организма к пониженной работе, достигнутая путем тренировки.