Курс лекций по "Физкультуре"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 19:02, курс лекций

Описание работы

Физическая культура (ФК) – составная часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.

Работа содержит 1 файл

lekcii.doc

— 988.50 Кб (Скачать)

     Взаимосвязь мышечной активности и умственной деятельности

     Для нормальной деятельности мозга нужное чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма, массу которого почти наполовину составляют мышцы. Работа мышц создает громадное число нервных импульсов, обогащающих мозг потоком воздействий, поддерживающих его в рабочем состоянии. При выполнении человеком умственной работы усиливается электрическая активность мышц, отражающая напряжение скелетной мускулатуры. Чем выше умственная нагрузка и чем сильнее умственное утомление, тем более выражено генерализованное мышечное напряжение. Связь движений с умственной деятельностью характеризуется следующими закономерностями.

     Объем двигательной активности

     Нормальная  жизнедеятельность организма возможна лишь при определенной организации  разнообразной мышечной нагрузки, необходимой  для здоровья человека постоянно. Она  представляет собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, передвижениях, организованных и самостоятельных занятиях физической культурой, спортом и объединенных термином «двигательная активность».

     Исследования  показывают, что суммарная двигательная активность студентов в период учебных занятий составляет 56-65%,а во время экзаменов и того меньше – 39-46% от уровня. А когда студенты на каникулах, уровень физической нагрузки  отражает естественную потребность молодых людей в движениях.

     Важное  значение имеет определение оптимального объема двигательной активности, при  котором достигается наилучшее  функциональное состояние организма, высокий уровень работоспособности. Эффект сверхвосстановления наблюдается  только при оптимальных нагрузках, соответствующих уровню физической подготовленности индивида. Нейтральны по воздействию относительно малые мышечные усилия. Максимальные нагрузки могут привести к переутомлению и резкому снижению работоспособности.

     Рядом отечественных и зарубежных авторов научно обоснована норма двигательной активности современного человека – 14-20 тысяч шагов в день, примерно 7-10 км. До такой нормы не дотягивает даже половина горожан. Немало людей, кто отождествляет с физической работой служебную суету по кабинетам, аудиториям, коридорам учреждений, учебных заведений, передряги на городском транспорте, хождение по магазинам. Такие нагрузки создают ощущение большой усталости психической, но не физической.  

     Средства  повышения двигательной активности

     К основным средствам устранения дефицита мышечной деятельности людей умственного труда относятся физические упражнения.

     Физические  упражнения (элементарные движения, составленные из них двигательные действия и их комплексы, систематизированные в целях физического развития);

     Личная  гигиена. Режим дня (Личная гигиена включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом);

     Оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода).

     Они приводят в действие естественные резервы  человека, создавая и поддерживая  основу высокой работоспособности, возможность к длительному напряжению наиболее сложных функций нервной системы.

     Для создания оптимального эффекта занятий физическими упражнениями необходимо учитывать следующие факторы:

     – индивидуальные особенности занимающихся: возраст, пол, состояние здоровья, физическое развитие, подготовленность и др. поскольку одно и то же упражнение в зависимости от индивидуальных особенностей вызывает разный эффект;

     – особенность самих физических упражнений – сложность, новизну, эмоциональность и т. д., а также отношений к ним занимающихся;

     – особенности внешних условий – метеорологические, местности для занятий, качество оборудования и инвентаря, гигиенические условия.

     Для повышения двигательной активности работников умственного труда используются в основном две группы физических упражнений:

     I) упражнения общефизического воздействия (ОФП);

     2) упражнения специально-направленного  воздействия (СФП). 

     Физические  упражнения общефизического  воздействия

     Для людей, связанных с малоподвижным  трудом, небольшими физическими нагрузками, особый интерес представляют упражнения, совершенствующие ССС и дыхательную систему, увеличивающие общую выносливость и т.д. Этой задаче в наибольшей степени отвечают упражнения умеренной интенсивности, но достаточной продолжительности. Такую дозированную работу могут обеспечить ходьба, бег, плавание, лыжи, гребля, спортивные игры, велосипед и др. Подобные упражнения являются также действенным средством психологической разгрузки, снятия умственного напряжения. Выбор зависит от условий занятий, интереса возможностей занимающихся и с учетом того, что используемые упражнения должны обеспечить упражняемость всех мышечных групп. Более того, упражнения общего воздействия позволяют оказывать разнообразное развивающее и тренирующее воздействие на защитные аппараты мозга.

     Учебные занятия – основная форма ФК проводится под руководством преподавателя. В природе не существует более приспособленной формы для решения образовательных задач, чем учебное занятие (легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, комплексные занятия, спортивные игры и т.д.)

     Утренняя  гигиеническая гимнастика это комплекс упражнений, выполняемых ежедневно утром после сна.

     Утренняя  гигиеническая гимнастика являемся наименее сложной, но достаточно эффективной  формой для ускоренного включения студентов в учебно-трудовой день. Ежедневная УГТ, дополненная водными процедурами эффективное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

     Самостоятельная физическая тренировка. В состав самостоятельных занятий следует включать: утреннею гимнастику, занятия в тренажерном зале, пробежки по пересеченной местности, ходьбу, катание на велосипеде и другие.

     Оздоровительная ходьба является наиболее доступным начальным этапом самостоятельных занятий людей при наличии противопоказаний к бегу. Оздоровительный бег более интенсивное упражнение, чем ходьба и его можно дозировать по расходу энергии, скорости передвижения, расстоянию и т.д.

     Ходьба  на лыжах улучшает деятельность всего мышечного аппарата ССС и дыхательной системы.

     Плавание вовлекает в работу все мышечные группы, а горизонтальное положение тела, обтекание воды создают облегчение условия для работы сердца, улучшают венозное кровообращение.

     Для достижения необходимого эффекта занятий  плаванием необходимо развивать сравнительно большую скорость, при которой ЧСС достигала бы тренирующего режима, т.е. не менее 134 уд/мин.

     Гимнастика позволяет целенаправленно воздействовать на определенные мышечные группы нуждающиеся в нагрузке.

     Оздоровительная гимнастика позволяет людям, ведущим малоподвижный образ жизни укрепить мышцы спины, создать надежный мышечный корсет, который необходим для профилактики возрастных заболеваний в различных отделах позвоночника, других суставах.  

     «Малые  формы» физической культуры в режиме учебного труда студентов

     К «малым формам» физической культуры в режиме учебного труда студентов  относятся утренняя гигиеническая  гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов  с использованием физических

     Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности.

     С учетом динамики работоспособности  студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. Рекомендуется после 4-х часов занятий и продолжительностью 5 мин. – после каждых 2-х часов самоподготовки.

     Микропаузы  в учебном труде студентов  с использованием физических упражнений полезны в связи с тем, что  в умственном труде студентов  в силу воздействия разнообразных факторов возникают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относительно непродолжительны 1-3 мин.

     При продолжительной напряженной умственной работе рекомендуется через каждые 30-60 мин. использовать позотонические упражнения, через каждые 2 часа проводить динамические упражнения, например, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием.

     Использование «малых форм» физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности. 

     Физические  упражнения специально-направленного  воздействия (СФП)

     К таким упражнениям относятся  те, которые прямо или косвенно способствуют повышению эффективности  мозговой деятельности, оказывают положительное  влияние на продуктивность мыслительного процесса и поддержание высокой интеллектуальной работоспособности.

     Дыхательные упражнения основаны на том, что человек может в определенных границах управлять своим дыханием: удлинять или укорачивать вдох и выдох, дифференцировать паузы между ними, изменять характер дыхательных движений (варьировать их интенсивность, включать в работу те или иные группы мышц).

     Статические упражнения характеризуются определенными позами и сохранением их в течение более или менее продолжительного отрезка времени. Таких упражнений много в гимнастике, аэробике, тяжелой атлетике. Их физиологическое воздействие на организм основано на изменении положения тела по отношению к направлению гравитационных сил, изменении состояния внутренней среды и длительном напряжении определенных мышечных групп.

     Динамические  упражнения отличаются тем, что их выполнение связано с большим объемом механической работы, требующей значительных затрат энергии. Большая нагрузка активизирует работу многих систем организма, интенсифицирует обменные процессы.

     Упражнения  для глаз входили во многие  древние гимнастические системы в виде разнообразных движений глазами: вращение вверх-вниз, влево-вправо и другие. Такие упражнения тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение в этой области. После выполнения таких упражнений многие чувствуют себя значительно бодрее, особенно после сильного умственного утомления.

     Дефицит движений у большинства работников умственного труда неизбежно  сказываемся на зрении. Работая за столом, с приборами, у мольберта человек длительное время фиксирует взгляд на точках, расположенных на одном и том же расстоянии. Это вызывает перенапряжение не только двигательных мышц глаза, но и микромышц хрусталика. Поэтому рекомендуется в течение рабочего дня неоднократно переводить взгляд на далеко отстоящие точки и зрительно фиксировать их. Существующие системы упражнений (Е.К. Клосовского, Э.С. Аветисова) позволяют эффективно поддерживать работоспособность глазодвигательного аппарата. 

4. Требования, предъявляемые работодателями  к работникам: бакалаврам и специалистам  по поводу их физического состояния. 

     Оценив  общее значение физической культуры в жизни человека, определив основные причины, почему нужно заниматься физической культурой перейдем теперь к объяснению причин, по которым некоторые работодатели предъявляют своим работникам: требования относительно их физического состояния и здоровья, что и объяснит значение физической культуры именно в профессиональной деятельности специалистов.

     Во-первых, надо определить какие все таки требования, предъявляют работодатели к работникам при приеме на работу. Конечно они ждут проявления высоких профессиональных качеств. Но помимо этого, разве нужен работодателям физически слабый работник, со слабым здоровьем, часто страдающий различными заболеваниями, плохо переносящий различные нагрузки, которыми так полна сегодняшняя жизнь. Конечно работодателю нужен здоровый, физически подготовленный работник, который не боится трудностей и хорошо справляется с различными нагрузками, так как имеет хорошую физическую форму.

     Какими  же причинами обусловлены такие требования к физической форме работником со стороны работодателей? Набирающий скорость движения научно-технический прогресс приводит, безусловно, к облегчению человеческого труда, однако разве не вносит он новые трудности в нашу жизнь? Разве не создает новые формы и виды труда, хотя и более автоматизированного и механизированного, но тем не менее требующего физических затрат от человека. Для выполнения даже самой «легкой» работы  в смысле физической силы, человеку требуется потратить определенное количество энергии. Для кого-то это не проблема, энергию он получает  благодаря занятиям физической культурой и спортом, быстро восстанавливает потерянную силу и быстро и легко выполняет работу и поставленные перед ним задачи.

Информация о работе Курс лекций по "Физкультуре"