Исследование уровня здоровья детей с нарушением речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Цель: оценить уровень соматического здоровья у детей с нарушением речи, 15-16 лет, проживающих в условиях школы-интерната .
Задачи исследования:
1. Изучить особенности психического развития детей с нарушением речи 15-16 лет и особенности развития соматического здоровья подростков.
2. Определить уровень соматического здоровья по методике Г.Л. Апанасенко у детей с нарушением речи 15-16 лет, проживающих в условиях школы интерната.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….......6
I.1.Характеристика детей с нарушениями речи ...6
I.2. Понятие речевого нарушения ………………………………………...…… ..... 7
I.3. Классификация речевых нарушений…………………………………………...9
I.4.Медико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи………………………………………………………………………………..…11
I.5. Особенности соматического здоровья у подростков……………………..….12
Глава II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………...….16
II.1.Организация исследования…………………………………………….………16
II.2.Характеристика методов исследования..............................................................16
Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…..........20
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………......……..22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………..……23

Работа содержит 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 235.20 Кб (Скачать)

Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом  деятельности (т.е. быстро устают). Они  характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают  ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко  возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у  них наблюдаются заторможенность  и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление  накапливается в течение дня  к вечеру, а также к концу  недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его  самочувствии. Это может проявляться  в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности. Таким детям  трудно сохранять усидчивость, работоспособность  и произвольное внимание на протяжении всего урока. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они  проявляют двигательное беспокойство, сидя на уроке, встают, ходят по классу, выбегают в коридор во время урока. На перемене дети излишне возбудимы, не реагируют на замечания, а после  перемены с трудом сосредотачиваются  на уроке.

Как правило, у таких детей  отмечаются неустойчивость внимания и  памяти, особенно речевой, низкий уровень  понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции  речи, низкий уровень контроля за собственной  деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи с  чем их работоспособность резко  меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать  довольно высоких результатов в  учебе.

Дети  с функциональными  отклонениями в  состоянии  ЦНС  эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции и даже расстройства в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение  со стороны учителя и детей. Их поведение может характеризоваться  негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Все это в целом свидетельствует  об особом состоянии центральной  нервной системы детей, страдающих речевыми расстройствами. [4] К функциональным нарушениям речи относятся также  нарушения, связанные с неблагоприятными воздействиями на организм ребенка: общая физическая ослабленность, незрелость, обусловленная недоношенностью  или внутриутробной патологией, заболевания  внутренних органов, рахит, нарушения  обмена веществ.

 

I.5. Особенности соматического  здоровья у подростков

         Соматическое здоровье – это текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, обусловленная базовыми потребностями. Особенности соматического здоровья у подростков определяются двумя основными процессами, происходящими в этом возрасте. Это пубертатная перестройка регуляторных структур, обеспечивающая физическое, половое и психосексуальное развитие с одной стороны и вступающее в завершающую фазу психосоциальное развитие, с другой.

         По данным Всероссийской диспансеризации детей (2002) в структуре соматической заболеваемости детей в возрасте 15–17 лет за 10 лет произошли изменения: отмечен рост болезней эндокринной системы, новообразований, инфекционных и паразитарных заболеваний, заболеваний мочеполовой системы. Структура заболеваний подростков характеризуется наличием:

-нозологических форм, общих для  всех возрастных групп (например, анемия, пневмония);

- заболеваний, специфичных для  пубертата (например, синдром Жильбера, остеохондропатии, гипоталамический  синдром периода полового созревания, гиперплазия щитовидной железы);

-типичных для периода социализации  «болезней поведения» — высокий  травматизм; заболевания, передаваемые  половым путем; алкоголизм, наркомания  и пр.;

-отсутствующих или крайне редких  болезней (например, гипертоническая  болезнь, ИБС).

          Заболеваемость подростков существенно выше, чем у детей и взрослых. Пубертатный период проявляет уникальные свойства. Он выступает в виде естественной функциональной нагрузочной пробы, обусловленной как мощной вегетативной, эндокринной и иммунной перестройкой на фоне физиологического ростового скачка, менархе и отклонений в пубертатном созревании, так и вновь появляющимися серьезными нарушениями психосоциальной адаптации.

           В это время формируются многочисленные транзиторные функциональные расстройства и становятся явными все ранее скрытые органические дефекты здоровья. Наиболее характерным следует считать усугубление перинатально обусловленной гипоталамической дисфункции в форме психонейроэндокринноиммунной дизрегуляции с широкими клиническими проявлениями, врожденной неполноценности соединительной ткани (остеохондроз, нарушения системы гемостаза, висцероптозы, суставная гипермобильность, появление ангиэктазий и пр.). Появляются и новые, типичные для периода полового созревания функциональные расстройства, например, гипоталамический синдром периода полового созревания. Лабильность гомеостаза в пубертатном периоде приводит к учащению нервных и эндокринных расстройств, снижению адаптации к воздействию внешней среды. После завершения полового созревания клиническая симптоматика исчезает или уменьшается. Это подтверждает существование естественной возрастной нагрузочной пробы, приводящей к пубертатной психонейроэндокринноиммунной дезадаптации. Следствием этого можно считать преобладание у подростков функциональных нарушений над органическими.

            По большинству нозологических форм заболеваемость у подростков действительно является максимальной. По сравнению с другими возрастными группами, у подростков явно доминируют заболевания эндокринной системы, нервной системы, мочевыделительной системы и костно-мышечной системы. Инфекционные и простудные заболевания преобладают у детей. В зрелости возрастает частота новообразований и болезней системы кровообращения.

           Вклад в специфику подростковой заболеваемости вносит продолжающийся рост и развитие органов и систем. Знание анатомо-физиологических особенностей необходимо для дифференцировки возрастной нормы от патологии. Например, гиперкинетический кардиальный синдром могут трактовать как признак врожденных пороков сердца, а инвертированные зубцы Т в III стандартном отведении ЭКГ — как признак ревмокардита или даже ишемии в задней стенке левого желудочка и пр. Типична зависимость физиологических нормативов от биологического, а не календарного возраста. Например, уровень АД у подростков одного и того же календарного возраста, но с разными темпами пубертатного созревания будет неодинаков. Так, нормальный для мезосоматиков уровень АД может рассматриваться как артериальная гипертензия для микросоматиков и артериальная гипотензия — для макросоматиков. В полной мере это относится и к другим функциональным и морфологическим параметрам — трактовке размеров почек и полостей сердца. Наиболее яркой особенностью оказывается полисистемность (полиморбидность) заболеваний. По данным МЗ РФ (2002), в возрасте 10–14 лет каждый подросток имеет 2–3 заболевания, в возрасте 15–18 лет — уже 4–5. 

             Исходя из данной категории детей, следует отметить, что дети воспитываются в условиях  материнской депривации и психоэмоционального стресса. Состояние психики не может не влиять на состояние соматического здоровья. В последние годы накоплены многочисленные данные о взаимных влияниях иммунной и нервной систем и об изменении параметров иммунного ответа при стрессе и некоторых психических заболеваниях.          

             Обширная литература посвящена обсуждению роли личностных факторов в возникновении и развитии ряда соматических болезней. Подобные исследования почти исключительно проводились на взрослых и касались преимущественно так называемых "болезней цивилизации" - сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Относительно новое направление исследований посвящено выявлению индивидуальных стилей преодоления стресса.

              Показано, что некоторые стили способствуют возникновению соматических заболеваний, а другие являются факторами защиты. Эти данные свидетельствуют о том, что одни и те же неблагоприятные социальные факторы могут по-разному влиять на состояние соматического здоровья людей с разными личностными и физиологическими особенностями.

 

 

 

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

II.1.Организация исследования

           

        Исследование проводилось с 28.02.2011 по 2.03.2011 на базе школы- интерната 5 вида села Дмитряшевка, Хлевенского района. В эксперименте принимали участие дети 14-15 лет в количестве 9 человек, из них 7 мальчиков и 2 девочка.  Все измерения проходили в медицинском кабинете школы-интерната.

                 На первом этапе был проведен анализ научно-методической литературы с целью теоретического обоснования проблемы. На втором этапе проводилось исследование по методу Г.Л. Апанасенко «оценка уровня соматического здоровья».

 

II.2.Характеристика методов исследования

В качестве основного метода исследования была выбрана система  экспресс-оценки уровня соматического  здоровья по Г.Л. Апанасенко.        

Уровень здоровья оценивается в баллах. Каждому результату, полученному при соответствующих измерениях, присваиваться балл (таб. 1,2). В конце всех измерений полученные баллы необходимо сложить и получить общий балл своего здоровья. По таб. 1 необходимо выяснить какому уровню здоровья соответствуют показатели. При этом оценка уровня здоровья осуществляется по следующей градации: 1) низкий уровень здоровья, 2) уровень здоровья ниже среднего, 3) средний уровень здоровья, 4) уровень здоровья выше среднего, 5) высокий уровень здоровья.

 

 

 

Рост (длину тела) измеряют ростомером. Измеряемый должен прикасаться к стойке прибора тремя точками: пятками, ягодицами и лопаточной областью; голова должна быть в таком положении, чтобы козелок уха и наружный угол глазницы находились на одной горизонтальной линии.

Вес тела устанавливают с помощью медицинских весов. Измеряемый становится на середину площадки весов.

Артериальное  давление - давление крови на стенки артерий во время систолы (сокращения сердца) и диастолы (расширения и расслабления сердца). Оно зависит от силы сокращения сердца, притока крови в артериальную систему, сопротивления периферических сосудов, эластичности сосудистых стенок, вязкости крови и многих других факторов. Необходимо производить измерение после 5-минутного отдыха, в удобном положении, сидя на стуле, опираясь на спинку, с расслабленными и не скрещенными ногами. Плечо, на которое наложена манжета, должно быть свободно от одежды и находиться на уровне сердца. Не следует надевать манжету поверх рукава одежды или закатывать рукав, так чтобы он сдавливал руку, так как это приведет к неточности измерения. Наложите манжету так, чтобы нижний край ее примерно на 2 сантиметра был выше локтевого сгиба, манжета должна плотно облегать плечо, не вызывая при этом неприятных ощущений. Для получения более стабильных результатов измерения следует проводить на левой руке. АД нужно измерять не менее 2 раз с интервалом в 3 минуты. После чего вычислить среднюю величину. В локтевом сгибе находят плечевую артерию и плотно, но без давления прикладывают к ней фонендоскоп. Давление воздуха в манжете нагнетается быстро и равномерно до уровня, превышающего Ваше предполагаемое систолическое АД на 30 мм рт. ст. Затем следует снижать медленно давление в манжете (по 2 мм рт. ст.) Мембрану фонендоскопа во время измерения необходимо расположит в локтевой ямке над пульсирующей артерией. С появлением первых тонов регистрируется систолическое давление, а с их исчезновением – диастоличсекое АД – по соответствующим цифрам на шкале стрелочного или ртутного тонометра.

Частота СС. Чтобы прощупать пульс на лучевой артерии, необходимо приложить указательный и средний пальцы к руке в области ладонной поверхности лучезапястного сустава у основания I (большого) пальца кисти. Далее необходимо посчитать количество ударов за 60 сек.

Жизненная емкость  легких (ЖЕЛ) — максимальное количество воздуха, которое может человек выдохнуть после полного глубокого вдоха. ЖЕЛ является одним из основных показателей состояния аппарата внешнего дыхания, широко используемым в медицине. Измеряется она прибором -  спирометром (от лат. spiro - дую - дышу и метрия - измерение).  Для этого надо 2 - 3 раза вдохнуть и выдохнуть, а затем сделать глубокий вдох и, взяв в рот мундштук трубки спирометра, равномерно выдохнуть в него воздух до отказа. Воздух не должен выходить между губами и через нос, для чего следует зажать нос свободной рукой. Исследование проводится 2—3 раза и записывается наибольший результат

Методика определения  сила мышц кисти. Чтобы узнать силу кисти, применяют кистевой динамометр. Измерение сгибательной силы кисти называется кистевой динамометрией. Динамометр берут в руку циферблатом внутрь. Руку вытягивают в сторону на уровне плеча и максимально сжимают динамометр. Проводятся по два измерения на каждой руке, фиксируется лучший результат.

Проба Мартине. Подсчитывается частота пульса в покое. После 20 глубоких (низких) приседаний (ноги на ширине плеч, руки вы тянуты вперед), которые нужно проделать в течение 30 секунд определяется время восстановления ЧСС после нагрузки.

 

 

 

 

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате оценки уровня соматического здоровья детей 15-16лет  с нарушением речи, воспитывающихся  в школе-интернате были полученные данные, представленные в таблицах 1,2.

Таблица 1. Показатели морфофункционального состояния

Ф.И.

Длина тела, см

Масса тела, см

Динамометрия,кг (прав./лев.)

ЧСС, уд/мин

АД, мм.рт.ст.

Проба Мартине

ЖЕЛ,

мл

Л.П.

175

61

22/19

78

123/71

1 мин

3300

К.И.

172

53

21/20

72

110/57

2мин

2800

Я.Н.

167

55

19/17

83

139/87

3мин

3200

Б.Н.

163

49

22/19

85

126/69

1,5 мин

2200

Л.А.

170

57

25/21

71

132/77

2 мин

3800

Г.П.

179

61

29/26

77

134/68

1 мин

3100

П.Д.

181

73

31/27

73

126/76

1 мин

3800

К.Н.

162

50

22/19

84

142/94

3 мин

2750

Ч.Н.

187

62

24/20

77

138/68

2 мин

2200

Информация о работе Исследование уровня здоровья детей с нарушением речи