Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:43, курсовая работа
Цель: оценить уровень соматического здоровья у детей с нарушением речи, 15-16 лет, проживающих в условиях школы-интерната .
Задачи исследования:
1. Изучить особенности психического развития детей с нарушением речи 15-16 лет и особенности развития соматического здоровья подростков.
2. Определить уровень соматического здоровья по методике Г.Л. Апанасенко у детей с нарушением речи 15-16 лет, проживающих в условиях школы интерната.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….......6
I.1.Характеристика детей с нарушениями речи ...6
I.2. Понятие речевого нарушения ………………………………………...…… ..... 7
I.3. Классификация речевых нарушений…………………………………………...9
I.4.Медико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи………………………………………………………………………………..…11
I.5. Особенности соматического здоровья у подростков……………………..….12
Глава II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………...….16
II.1.Организация исследования…………………………………………….………16
II.2.Характеристика методов исследования..............................................................16
Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…..........20
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………......……..22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………..……23
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава
I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..
речи ...6
I.2. Понятие речевого нарушения ………………………………………...…… ..... 7 I.3. Классификация речевых нарушений…………………………………………...9
I.4.Медико-психолого-
I.5. Особенности соматического
здоровья у подростков…………………….
Глава II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………...….16
II.1.Организация исследования…………………………………………….
II.2.Характеристика
методов исследования..................
Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…..........20
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………..……23
ВВЕДЕНИЕ
Речь — важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Речь, как специфический психический процесс развивается в тесном единстве с моторикой и требует для своего становления выполнения ряда необходимых условий – таких, как: анатомической сохранности и достаточной зрелости тех мозговых систем, которые участвуют в речевой функции; сохранности кинестетического, слухового и зрительного восприятия; достаточного уровня интеллектуального развития, который обеспечивал бы потребность в речевом общении; нормального строения периферического речевого аппарата; адекватного эмоционального и речевого окружения.
Факторами, отрицательно
влияющими на состояние
Возникновение речевой патологии (включая случаи сочетания таких нарушений с двигательными расстройствами) обусловлено тем, что, с одной стороны, ее сформированность вызвано наличием разной степени тяжести органических поражений отдельных корковых и подкорковых структур мозга, принимающих участие в обеспечении речевых функций, с другой - вторичным недоразвитием или замедленным "созреванием" премоторно-лобных и теменно-височных корковых структур, нарушениями темпа и характера образования зрительно-слуховых и слухо-зрительно-моторных нервных связей.
У детей с нарушением речи помимо речевой патологии наблюдается сочетание их с двигательными расстройствами, что приводит к общему снижению уровня здоровья. Проблема снижения уровня соматического здоровья у детей с нарушением речи является на сегодняшний день актуальной проблемой.
Цель: оценить уровень соматического здоровья у детей с нарушением речи, 15-16 лет, проживающих в условиях школы-интерната .
Задачи исследования:
1. Изучить особенности психического развития детей с нарушением речи 15-16 лет и особенности развития соматического здоровья подростков.
2. Определить
уровень соматического
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
I.1Характеристика детей с нарушениями речи
Речь — важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка. Благодаря этому мы воспринимаем прозу Л. Толстого и Э. Хемингуэя, стихи А. Пушкина и В. Шекспира, используем теоретическое наследие Д.Менделеева и А. Эйнштейна.
На основе речи и ее смысловой
единицы — слова формируются
и развиваются такие
Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. К условиям формирования нормальной речи относятся нормальная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком.[4]
В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, говорят об особой категории аномальных детей — детях с речевыми нарушениями.
Изучением, предупреждением и коррекцией речевых нарушений занимается отрасль дефектологии логопедия (от греч. logos — слово и paideia — воспитание). Логопедия исторически складывалась как интегративная область знаний о психической и, конкретнее, речевой деятельности человека, речевых и языковых механизмах, обеспечивающих формирование речевой коммуникации в норме и патологии. Педагогические основы логопедической науки были разработаны в ИКП РАО в работах проф. Р.Е.Левиной и ее сотрудников и период с 1965 по 1980 гг. Становление логопедии в нашей стране связано также с именами М.Е.Хватцева, О.П.Правдиной, Р.Е.Левиной и другими. Современный этап развития логопедии связан с разработкой научных представлений о различных формах речевых нарушений, а также созданием эффективных методик их преодоления. [3],[4]
Как указывают Л.И.Белякова,
Е.А.Дьякова [4] подавляющее число
детей с речевыми нарушениями
обучаются в
I.2. Понятие речевого нарушения
Нарушения речи — собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Как правило, они обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие. Для их обозначения специалистами используются различные, не всегда взаимозаменяемые термины — расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения.[3]
К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми нуждами их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для их отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, задержкой психического развития, слепых и слабовидящих, детей с ранним детским аутизмом и др.[3]
Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т.п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т.п.). Речевые нарушения, возникнув под влиянием какого-либо патогенного фактора, сами не исчезают и без специально организованной коррекционной логопедической работы могут отрицательно сказаться на всем дальнейшем развитии ребенка. В связи с этим следует различать патологические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды (социально-психологические факторы).[4], [2]
Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Отрицательное воздействие на речевое развитие могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих. В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.[4]
Причины возникновения —
биологические и социальные: общая
физическая ослабленность ребенка
вследствие соматических заболеваний;
задержка психического развития (минимальные
мозговые дисфункции), запоздалое развитие
речи, избирательное нарушение
I.3. Классификация речевых нарушений
Дети с нарушениями речи подразделяются на ряд субкатегорий в зависимости от этиопатогенеза, клинической формы речевого дефекта, глубины и системной распространенности речевого расстройства, задач, содержания и методов логопедического воздействия. Глубокие нарушения различных сторон речи, ограничивающие возможности пользования языковыми средствами общения и обобщения, вызывают специфические отклонения со стороны других высших психических функций — внимания, памяти, воображения, вербально-логического мышления, эмоционально-волевой и личностной сферы и др., которые часто осложняют картину речевого нарушения ребенка. Качественная специфика и выраженность таких отклонений вторичного порядка связана с формой и глубиной речевого расстройства, а также со степенью зрелости речевой системы и других высших форм поведения ребенка к моменту действия патологического фактора.[3]
Современные классификации
речевых нарушений
• в аспекте локализации поражения и психофизической организации речевой деятельности (сенсомоторный уровень; уровень значений и смысла). На этой основе выделяется степень выраженности ряда речевых дефектов. Такой подход близок к нейропсихологическому направлению в изучении речевых нарушений и применяется наиболее широко в комплексных исследованиях детей школьного возраста и подростков;
• в аспекте этиопатогенеза. Выделяются органические и функциональные причины нарушения и характерные симптомокомплексы речевых нарушений. В настоящее время этот подход отражен в клинико-педагогической классификации:
Расстройства фонационного оформления речи:
афония, дисфония — отсутствие или нарушение голоса,
брадилалия — патологически замедленный темп речи,
тахилалия — патологически убыстренный темп речи,
заикание — нарушение
темпо-ритмической организации
дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата,
ринолалия — нарушение
тембра голоса и звукопроизнесения,
обусловленное анатомо-
дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.
Нарушение структурно-семантического оформления высказывания:
алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга,
афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
I.4. Медико-психолого-
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. [4]
Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.
Информация о работе Исследование уровня здоровья детей с нарушением речи