Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:07, реферат
В средних и старших классах обучаются юноши и девушки в возрасте от 15 до 18 лет. По возрастным особенностям их, можно отнести к двум группам: подростковый возраст - юноши 13-16 лет, девушки - 12-15 лет и юношеский возраст - юноши 17-21 год и девушки - 16-20 лет
Глава I. Характеристика возрастных особенностей учащихся
1.1. Теоретическая подготовка
1.2. Общая физическая подготовка
1.3. Средства профессионально-прикладной физической подготовки
Глава II. Особенности обучения и тренировки детей и юношей
Глава III. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
Глава IV. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ
4.1. Организация учащихся на занятиях
Заключение
Большую пользу
в занятиях с детьми приносят летние
спортивно-оздоровительные
Техническая
и тактическая подготовка детей
отличается некоторыми особенностями.
При обучении детей технике игры
с гораздо большей
В занятиях с
детьми, как уже говорилось, ведущее
место должен занимать игровой метод.
При изучении отдельных элементов
очень важно максимально
Сначала проводятся соревнования на правильность и точность выполнения, затем на точность и быстроту. Потом переходят к упражнениям, включающим в себя соревнования с противником, противоборствующим заранее обусловленным образом, после этого применяют упражнения в соревновании с противником, действующим произвольно, и, наконец, самыми последними используют игры подвижные и избранную). В младшем возрасте использование игр в одном занятии может достигать 50-60% учебного времени.
При использовании игрового метода следует избегать применения тех же игр, что и в занятиях со взрослыми спортсменами, и двусторонней игры как единственного метода обучения тактике.
В обучении детей,
особенно младшего возраста, главное
место занимают разнообразные подвижные
игры. Посредством их осуществляется
обучение и технике и тактике
избранной спортивной игры. В этих
играх совершается
На последнем этапе шансы команд уравниваются, снимаются и всякие ограничения в передвижении игроков по площадке. Теперь от игр, приближенных к изучаемой спортивной игре, переходят к упрощенным ее вариантам (игра в уменьшенных составах, с разделением поля на зоны и т.д.).
При разучивании
нового материала основным в занятиях
с детьми должен быть метод целостного
обучения, применяемый в сочетании
с подводящими упражнениями. Метод
расчлененного обучения используется
изредка, главным образом когда
движение очень сложное, или при
разучивании многоходовых тактических
комбинаций. Целостное обучение полезно
начинать с движения без мяча. Изучение
отдельных приемов должно проходить
с соблюдением такой
Занятия с
детьми 7-9 лет в таких играх, как
теннис, хоккей, баскетбол, имеют целью
заинтересовать детей игрой и
подготовить к последующей
В роботе с
детьми 10-12-летнего возраста главный
упор делается на овладение техникой
и индивидуальными тактическими
действиями. Основным средством подготовки
по-прежнему остаются игры, приспособленные
к возрастным возможностям занимающихся.
Чтобы формирование навыков проходило
правильно, целесообразно прежде всего
уменьшить вес и размеры
Наряду с практическим овладением техникой и тактикой в 10 - 12-летнем возрасте полезно начинать систематическое изучение правил и теории игры.
В, занятиях с детьми очень важно уделять серьезное внимание развитию зрительной ориентировки. Специальные упражнения, развивающие этот навык, выполняются как в основной, так и в подготовительной части урока. Учитывая сложность ориентировки в соревновательной игровой обстановке при изучении тактических навыков, целесообразно чаще использовать игры в уменьшенном составе (2X2, 3x3, 4Х4, и т.д.).
В большинстве
случаев ошибки при обучении детей
техническим приемам бывают общими.
Устраняются они повторным
Урок с детьми младшего возраста должен отличаться особым разнообразием материала и форм работы. Этого можно достичь решением в уроке не одной, а двух-трех различных задач. Важно, чтобы используемые упражнения носили комплексный характер и включали в себя несколько различных движений. При обучении технике и тактике нужно подбирать упражнения с конкретной игровой обстановкой, иначе они будут непонятны детям и не вызовут у них интереса.
Для занятий
с подростками 13-15 лет характерна
значительно большая глубина
технико-тактической
Изучение игровых действий проводится аналитико-синтетическим методом, когда определенные игровые положения делятся на типовые комбинации и последовательно изучаются входящие в них индивидуальные и групповые действия, которые затем соединяются. Освоение отдельных элементов, как и прежде, должно проводиться с использованием большого количества игр и игровых упражнений (1x1, 2X1, 3X2, 3X3 и т.д.). Шире используются двусторонние игры с неполными и полными составами команд; Важное значение при этом имеет руководство действиями играющих, осуществляемое предварительной постановкой задач, введением дополнительных условий, остановками игры и объяснением ошибок. Однако надо проявлять известную осторожность, так как обилие установок, строгая регламентация игры, большие паузы ведут к потере занимающимися интереса к игре. Углублению теоретических знаний способствуют разборы проведенных игр.
Для облегчения усвоения материала в урок включается изучение не более одного - двух технических приемов и чередуются упражнения менее интересные с упражнениями эмоционального характера, упражнения с интенсивной нагрузкой - с моментами относительного отдыха и упражнения на месте - с упражнениями в движении. Такой характер занятий менее утомителен и позволяет сохранять быстроту движений, что очень важно для правильного формирования стереотипа игровой деятельности.
В стремлении побыстрее овладеть высокой техникой подростки обычно слепо копируют игру мастеров. Здесь им надо помочь отбросить ненужное и вредное. Наблюдения за разными игроками, сравнения должны помочь создать собственный стиль выполнения приемом.
Помня об интересе
подростков к овладению сложными
приемами, преподаватель должен подбирать
упражнения так, чтобы изучение сложных
и более простых приемов
Обучая тактическим системам игры, тренер Должен применять варианты, основанные на простейшем взаимодействии игроков, что отвечает стремлению детей к постоянной активности в игре.
До 12-14 лет еще должен
преобладать универсализм в игровой подготовке. К специализации на отдельных игровых местах следует переходить позже, когда будет достигнута достаточная разносторонность игровых умений.
Особенно внимательно нужно подходить к планированию игровой нагрузки. Количество и трудность соревнований должны соответствовать реальным возможностям детей и не вызывать у них нервного и физического перенапряжения.
Так, например,
юным футболистам 12-13 лет рекомендуется
в соревновательном периоде проводить
не более 10 двусторонних и 16 товарищеских
игр; 13-15 лет - 6 двусторонних, 4 товарищеских
и 18 календарных игр, т.е. примерно одно
состязание в неделю. Так же подходят
и к соревнованиям юных баскетболистов:
до 11 лет - не более 5 официальных игр;
в 11-12 лет ~ - до 10, в 13 - 14 лет - до 20, а в
15-18 лет - до 30-40 календарных игр. В
целом технико-тактическая
Методика
работы с юношами и девушками
старшего - возраста (16-18 лет) заметно
отличается от методики работы с предшествующими
группами. Уровень подготовки юношей
и девушек старшего возраста позволяет
приблизить методику работы с ними
к методам работы со взрослыми. Важнейшей
задачей в занятиях со старшей
группой нужно считать
Хорошее владение
техникой позволяет значительно
повысить требования к тактически правильному
ведению игры. Центр тяжести теперь
переносится на групповые и командные
действия. Используемые тактические
схемы необходимо полностью согласовывать
с уровнем технической
Морально-волевой подготовке юных спортсменов преподаватель должен уделять, постоянное и самое серьезное внимание. Конечной целью должно стать воспитание активных строителей коммунизма, готовых к труду и защите Родины.
В занятиях с детьми младшего возраста в центре внимания преподавателя находятся вопросы воспитания коллективизма игровых действий и правильного поведения в игре, Хорошим воспитательным средством является привлечение ребят к выполнению ролей капитана, судьи, тренера. Развитию воли и трудолюбия помогает использование домашних заданий.
В работе с
детьми особое значение имеют похвала
и поощрение. Насколько возможно,
похвалу нужно адресовать всему
коллективу и только в редких случаях
отдельным игрокам, так как постоянное
восхваление может вызвать
Вопросы воспитания коллективизма в игре сохраняют свое значение и при занятиях с детьми среднего возраста, где требование к коллективности действий еще более повышается. Для обеспечения единого и глубокого воспитательного воздействия на детей создается прочная связь между спортивной секцией, семьей и школой. Особое значение приобретает индивидуальный подход к занимающимся.
Участие в
соревнованиях нужно