Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:59, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение процесса физического воспитания в системе внешкольных учреждений, в быту и в режиме свободного времени.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И НАЗНАЧЕНИЕ ВНЕШКОЛЬНОЙ
РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ 6
1.1. Формы организации физического воспитания школьников 6
1.2. Определяющие черты внешкольной работы по физическому
воспитанию 9
1.3. Значение внешкольной работы в системе физического воспитания
школьников. Задачи, особенности и методические требования 10
1.4. Учреждения, непосредственно проводящие внешкольное
физическое воспитание 11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФИЗКУЛЬТУРНОЙ И СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ ВО
ВНЕШКОЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ 13
2.1. Физическое воспитание в детско-юношеских спортивных школах,
специализированных детско-юношеских школах олимпийского
резерва, центрах олимпийского резерва и подготовки 13
2.2. Физическое воспитание по месту жительства учащихся 16
2.3. Физическое воспитание в Домах, Дворцах культуры, Центрах
молодежного творчества 17
2.4. Организация и содержание внешкольной работы в физкультурно-
оздоровительных комбинатах 17
2.5. Организация физического воспитания в парках культуры и
отдыха 18
2.6. Физическое воспитание в детских экскурсионно-туристических
станциях и центрах 18
2.7. Физическая культура в лагерях различного профиля 19
ГЛАВА 3. РОЛЬ СЕМЬИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ 23
3.1. Социально-педагогическое значение физической культуры в
семейном быту 23
3.2. Физическая культура в режиме повседневной жизни школьника 24
3.3. Сотрудничество семьи, школы и внешкольных учреждений в
физическом воспитании детей 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Большую работу по месту жительства проводят в стране и физкультурно-оздоровительные комбинаты (ФОК).
Свое первое развитие в конце 70-х и начале 80-х гг. ФОК получили именно в Белоруссии. Объединив усилия, средства и возможности хозяйственных, физкультурных организаций и лечебных учреждений, были созданы физкультурно-оздоровительные группы и предоставлены условия всем желающим для групповых и индивидуальных занятий.
ФОК создаются, как правило, при спортивных сооружениях, способных предоставить наибольше услуг самодеятельному и организованному физкультурнику. Это могут быть группы ОФП для дошкольников и взрослых, группы плавания для родителей и детей, группы атлетической и женской гимнастики. Характерным и обязательным атрибутом ФОК являются постоянные медицинские наблюдения, консультации и осмотры занимающихся [7,15].
Таким образом, основными направлениями деятельности ФОКов являются: оздоровление населения, пропаганда здорового образа жизни, профилактика заболеваний, повышение массовости и мастерства спортсменов.
В
последние годы успешно развиваются
такие формы спортивно-
Парки культуры и отдыха проводят с детьми разнообразную массовую физкультурно-оздоровительную работу, используя детские городки, специализированные спортивные и игровые площадки, лыжные и лодочные станции. Здесь проводится разнообразная массовая физкультурно-оздоровительная работа, организуются спортивные соревнования на призы парка с широким привлечением в качестве руководителей общественных кадров, инструкторов по физической культуре и спорту, актива физкультурников.
Они организуют с детьми:
- подвижные и спортивные игры;
- шахматные и шашечные турниры;
- встречи со спортсменами;
- показательные выступления;
-
катания на самокатах,
- катания на коньках, финских санях;
- катания на качелях, каруселях.
Физическое воспитание в детских экскурсионно-туристических станциях и центрах осуществляется в соответствии с требованиями положения о внешкольном учреждении. Туристические центры и станции создаются в системе образования и работают под руководством областных, районных и городских управлений и отделов образования в контакте с туристическими организациями.
В содержание их работы входит:
-
оказание методической помощи
школам и общественным
-
проведение слетов юных
-
создание для них туристическо-
Туристские базы и станции наряду с обеспечением занятий по специальной программе подготовки юных туристов организуют занятия гимнастическими и другими упражнениями в режиме дня, игры и спортивное ориентирование на местности, закаливание естественными факторами и другие меры по физическому воспитанию школьников [7,15,18].
Большая массовая физкультурно-оздоровительная работа осуществляется в каникулярное время в различного типа городских лагерях, оздоровительных, военно-спортивных и спортивно-оздоровительных лагерях [13].
Оздоровительные лагеря создаются профсоюзными организациями предприятий и учреждений для детей 6-16 лет, обучающихся в 1-11-х классах. В процессе направленного использования физической культуры в оздоровительном лагере решаются следующие задачи:
- укрепление здоровья, содействие разностороннему физическому развитию и закаливанию детей;
- совершенствование у школьников умений и навыков в естественных видах движений и воспитание жизненно важных двигательных качеств;
- формирование у детей в процессе занятий физической культурой и спортом моральных и волевых качеств, смелости, решительности, активности;
- содействие формированию санитарно-гигиенических и организаторских навыков, привычки к систематическому использованию средств физической культуры в целях собственного оздоровления и физического совершенствования, рационализации режима труда и отдыха.
Создаются различные типы оздоровительных лагерей:
- круглогодичные;
-
сезонные круглосуточного
- сезонные ежедневного пребывания;
- сезонные дневного пребывания;
-
оздоровительные лагеря
Также в лагерях могут быть профильными отдельные смены. Тип и профиль лагеря определяется потребностями детей, родителей, предложениями учредителей, спецификой региона, национально-культурными традициями.
Продолжительность оздоровления детей в лагере зависит от его типа и профиля, возраста детей, конкретных условий и составляет: в летних – 18-20 дней; осенних – 7-8 дней; зимних – 8-10 дней, весенних – 10-12 дней.
Главная
ответственность за работу по физическому
воспитанию в детском оздоровительном
лагере ложится на начальника лагеря.
Непосредственное руководство физкультурно-
В
лагерях функционирует
В детском оздоровительном лагере проводятся разнообразные спортивные соревнования по легкой атлетике, плаванию, спортивным и подвижным играм («Кожаный мяч», «День Нептуна», «Белая ладья»). Могут быть организованы дни бегуна, метателя, прыгуна, пловца. Основным спортивным мероприятием в каждую смену являются детские спортивные игры «Старты надежд», для младших — «Спортландия».
На празднике открытия лагеря организуются массовые игры, простейшие состязания на ловкость, быстроту в форме аттракционов. На празднике закрытия показываются заранее подготовленные выступления: вольные упражнения. Проводятся соревнования по легкой атлетике, финальные встречи по спортивным играм, массовые подвижные игры; вручаются почетные дипломы и грамоты.
Требования к организации физкультурно-спортивной работы. Мероприятия по физическому воспитанию должны:
• быть частью режима лагеря в объеме не менее 3-х часов в день;
• соответствовать возрасту детей, состоянию их здоровья, физическому развитию и уровню физической подготовленности, интересам и потребностям детей;
• вовлекать в систематические занятия физической культурой и спортом всех отдыхающих;
• важнейшим принципом построения работы должно быть развитие инициативы и самостоятельности детей. Необходимо обеспечить разнообразие занятий, прежде всего, оздоровительными системами и массовыми видами спорта (плавание, легкая атлетика, подвижные и спортивные игры, массовые виды спорта).
• сочетать занятия с общественно полезным трудом по благоустройству мест для занятий физической культурой, ремонту, изготовлению спортивного инвентаря [3].
Эффективность оздоровления детей в лагере оценивается сопоставлением данных двух измерений (в начале и конце смены) показателей:
- физическое развитие ребенка (антропометрия);
- функциональное состояние организма;
- уровень физической подготовленности;
- внутрилагерная заболеваемость.
Работа по физическому воспитанию в оздоровительном лагере должна быть своевременно и четко спланирована. Для этого в каждом лагере должна быть следующая документация по физическому воспитанию:
- в общем плане работы лагеря обязательное наличие раздела «Мероприятия по физическому воспитанию»;
-
календарный план по
- положения о соревнованиях;
-
итоговые материалы в виде
протоколов или кратких
-
списки детей подготовительной
и специальной медицинских
-
списки детей, не умеющих
-
списки детей, научившихся
-
журналы учета работы
-
списки подготовленных юных
- паспорта здоровья детей.
Для учащихся ДЮСШ в период зимних и летних каникул организуются спортивно-оздоровительные лагеря для обеспечения круглогодичных учебно-тренировочных занятий и активного отдыха учащихся.
Основные задачи спортивно-оздоровительного лагеря:
-
повышение спортивного
- формирование навыков здорового образа жизни, нравственных качеств;
- приобщение юных спортсменов к общественно-полезной трудовой деятельности.
Срок пребывания в лагере зимой — 12 дней, летом — 26 дней. Лагерь комплектуется из числа учащихся одной или нескольких ДЮСШ по одному или нескольким видам спорта. Учебно-тренировочные занятия проводятся в учебных группах отделений по видам спорта. Учебно-спортивная и воспитательная работа в лагере является продолжением учебно-воспитательного процесса, проводимого в ДЮСШ. Она осуществляется тренерско-преподавательским составом на основе программ по видам спорта и проводится по плану и расписанию, утвержденным начальником лагеря.
Планом предусматривается проведение ежедневной утренней гимнастики (зарядки), учебно-тренировочных занятий по видам спорта, занятий и тренировок по индивидуальным планам, туристских походов, спортивных и культурно-массовых мероприятий. Специальными графиками регламентируется посильное участие юных спортсменов в самообслуживании и общественно полезном труде.
Педагогический совет в составе начальника лагеря, старших тренеров и врача систематически рассматривает на своих заседаниях вопросы учебно-воспитательной, методической, спортивно-массовой работы, врачебного контроля за учащимися [13].
В последние годы начали создаваться военно-спортивные лагеря. Они организуются как правило для подростков с девиантным поведением. Военно-спортивные лагеря располагаются на базе воинских частей с привлечением для работы с детьми в качестве воспитателей военнослужащих, офицеров.