Физическая культура в системе внешкольного воспитания, в быту и в режиме свободного времени детей и молодежи школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение процесса физического воспитания в системе внешкольных учреждений, в быту и в режиме свободного времени.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И НАЗНАЧЕНИЕ ВНЕШКОЛЬНОЙ
РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ 6

1.1. Формы организации физического воспитания школьников 6
1.2. Определяющие черты внешкольной работы по физическому
воспитанию 9
1.3. Значение внешкольной работы в системе физического воспитания
школьников. Задачи, особенности и методические требования 10
1.4. Учреждения, непосредственно проводящие внешкольное
физическое воспитание 11

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФИЗКУЛЬТУРНОЙ И СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ ВО
ВНЕШКОЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ 13

2.1. Физическое воспитание в детско-юношеских спортивных школах,
специализированных детско-юношеских школах олимпийского
резерва, центрах олимпийского резерва и подготовки 13
2.2. Физическое воспитание по месту жительства учащихся 16
2.3. Физическое воспитание в Домах, Дворцах культуры, Центрах
молодежного творчества 17
2.4. Организация и содержание внешкольной работы в физкультурно-
оздоровительных комбинатах 17
2.5. Организация физического воспитания в парках культуры и
отдыха 18
2.6. Физическое воспитание в детских экскурсионно-туристических
станциях и центрах 18
2.7. Физическая культура в лагерях различного профиля 19

ГЛАВА 3. РОЛЬ СЕМЬИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ 23

3.1. Социально-педагогическое значение физической культуры в
семейном быту 23
3.2. Физическая культура в режиме повседневной жизни школьника 24
3.3. Сотрудничество семьи, школы и внешкольных учреждений в
физическом воспитании детей 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

ФК В СИСТЕМЕ ВНЕШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В БЫТУ.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

      2.4. Организация и  содержание внешкольной работы  в физкультурно-оздоровительных  комбинатах

 

      Большую работу по месту жительства проводят в стране и физкультурно-оздоровительные комбинаты (ФОК).

      Свое  первое развитие в конце 70-х и  начале 80-х гг. ФОК получили именно в Белоруссии. Объединив усилия, средства и возможности хозяйственных, физкультурных организаций и лечебных учреждений, были созданы физкультурно-оздоровительные группы и предоставлены условия всем желающим для групповых и индивидуальных занятий.

      ФОК создаются, как правило, при спортивных сооружениях, способных предоставить наибольше услуг самодеятельному и организованному физкультурнику. Это могут быть группы ОФП для дошкольников и взрослых, группы плавания для родителей и детей, группы атлетической и женской гимнастики. Характерным и обязательным атрибутом ФОК являются постоянные медицинские наблюдения, консультации и осмотры занимающихся [7,15].

      Таким образом, основными направлениями  деятельности ФОКов являются: оздоровление населения, пропаганда здорового образа жизни, профилактика заболеваний, повышение  массовости и мастерства спортсменов.

      В последние годы успешно развиваются  такие формы спортивно-оздоровительной  работы, как платные услуги, абонементные группы, спортивные кооперативы. Последние  производят спортивную продукцию —  атрибутику, форму, инвентарь, организуют занятия, предоставляют другие первичные услуги.  

      2.5. Организация физического воспитания в парках культуры и отдыха

 

      Парки культуры и отдыха проводят с детьми разнообразную массовую физкультурно-оздоровительную работу, используя детские городки, специализированные спортивные и игровые площадки, лыжные и лодочные станции. Здесь проводится разнообразная массовая физкультурно-оздоровительная работа, организуются спортивные соревнования на призы парка с широким привлечением в качестве руководителей общественных кадров, инструкторов по физической культуре и спорту, актива физкультурников.

      Они организуют с детьми:

      - подвижные и спортивные игры;

      - шахматные и шашечные турниры;

      - встречи со спортсменами;

      - показательные выступления;

      - катания на самокатах, велосипедах;

      - катания на коньках, финских  санях;

      - катания на качелях, каруселях.

      2.6. Физическое воспитание в детских экскурсионно-туристических станциях и центрах

 

      Физическое  воспитание в детских экскурсионно-туристических станциях и центрах осуществляется в соответствии с требованиями положения о внешкольном учреждении. Туристические центры и станции создаются в системе образования и работают под руководством областных, районных и городских управлений и отделов образования в контакте с туристическими организациями.

      В содержание их работы входит:

      - оказание методической помощи  школам и общественным организациям  по проведению туристической  и краеведческой работы;

      - проведение слетов юных туристов;

      - создание для них туристическо-экскурсионных  баз, лагерей и пунктов проката туристического снаряжения, подготовка в кружках и секциях инструкторов-общественников, а так же педагогов по куроводству и организации туристической и краеведческой работы школы.

      Туристские базы и станции наряду с обеспечением занятий по специальной программе подготовки юных туристов организуют занятия гимнастическими и другими упражнениями в режиме дня, игры и спортивное ориентирование на местности, закаливание естественными факторами и другие меры по физическому воспитанию школьников [7,15,18].

      2.7. Физическая культура в лагерях различного профиля

      Большая массовая физкультурно-оздоровительная  работа осуществляется в каникулярное время в различного типа городских  лагерях, оздоровительных, военно-спортивных и спортивно-оздоровительных лагерях [13].

      Оздоровительные лагеря создаются профсоюзными организациями предприятий и учреждений для детей 6-16 лет, обучающихся в 1-11-х классах. В процессе направленного использования физической культуры в оздоровительном лагере решаются следующие задачи:

      - укрепление здоровья, содействие разностороннему физическому развитию и закаливанию детей;

      - совершенствование у школьников умений и навыков в естественных видах движений и воспитание жизненно важных двигательных качеств;

      - формирование у детей в процессе занятий физической культурой и спортом моральных и волевых качеств, смелости, решительности, активности;

      - содействие формированию санитарно-гигиенических и организаторских навыков, привычки к систематическому использованию средств физической культуры в целях собственного оздоровления и физического совершенствования, рационализации режима труда и отдыха.

      Создаются различные типы оздоровительных  лагерей:

      - круглогодичные;

      - сезонные круглосуточного пребывания;

      - сезонные ежедневного пребывания;

      - сезонные дневного пребывания;

      - оздоровительные лагеря различных  профилей: экологические, краеведческие,  санаторные и др.

      Также в лагерях могут быть профильными  отдельные смены. Тип и профиль  лагеря определяется потребностями детей, родителей, предложениями учредителей, спецификой региона, национально-культурными традициями.

      Продолжительность оздоровления детей в лагере зависит  от его типа и профиля, возраста детей, конкретных условий и составляет: в летних – 18-20 дней; осенних – 7-8 дней; зимних – 8-10 дней, весенних – 10-12 дней.

      Главная ответственность за работу по физическому  воспитанию в детском оздоровительном  лагере ложится на начальника лагеря. Непосредственное руководство физкультурно-оздоровительной  работой осуществляет руководитель физического воспитания. В работе принимают участие инструктор по плаванию, вожатые-педагоги, воспитатели.

      В лагерях функционирует сложившаяся  система направленного использования  физической культуры с оздоровительной  целью, которая включает утреннюю гимнастику, купание (обучение плаванию), прогулки, экскурсии, походы, отрядные занятия физической культурой.

      В детском оздоровительном лагере проводятся разнообразные спортивные соревнования по легкой атлетике, плаванию, спортивным и подвижным играм («Кожаный мяч», «День Нептуна», «Белая ладья»). Могут быть организованы дни бегуна, метателя, прыгуна, пловца. Основным спортивным мероприятием в каждую смену являются детские спортивные игры «Старты надежд», для младших — «Спортландия».

      На  празднике открытия лагеря организуются массовые игры, простейшие состязания на ловкость, быстроту в форме аттракционов. На празднике закрытия показываются заранее подготовленные выступления: вольные упражнения. Проводятся соревнования по легкой атлетике, финальные встречи по спортивным играм, массовые подвижные игры; вручаются почетные дипломы и грамоты.

      Требования  к организации физкультурно-спортивной работы. Мероприятия по физическому воспитанию должны:

      • быть частью режима лагеря в объеме не менее 3-х часов в день;

      • соответствовать возрасту детей, состоянию  их здоровья, физическому развитию и уровню физической подготовленности, интересам и потребностям детей;

      • вовлекать в систематические  занятия физической культурой и  спортом всех отдыхающих;

      • важнейшим принципом построения работы должно быть развитие инициативы и самостоятельности детей. Необходимо обеспечить разнообразие занятий, прежде всего, оздоровительными системами и массовыми видами спорта (плавание, легкая атлетика, подвижные и спортивные игры, массовые виды спорта).

      • сочетать занятия с общественно полезным трудом по благоустройству мест для занятий физической культурой, ремонту, изготовлению спортивного инвентаря [3].

      Эффективность оздоровления детей в лагере оценивается  сопоставлением данных двух измерений (в начале и конце смены) показателей:

      - физическое развитие ребенка (антропометрия);

      - функциональное состояние организма;

      - уровень физической подготовленности;

      - внутрилагерная заболеваемость.

      Работа  по физическому воспитанию в оздоровительном лагере должна быть своевременно и четко спланирована. Для этого в каждом лагере должна быть следующая документация по физическому воспитанию:

      - в общем плане работы лагеря  обязательное наличие раздела  «Мероприятия по физическому  воспитанию»;

      - календарный план по физическому  воспитанию на каждую смену;

      - положения о соревнованиях;

      - итоговые материалы в виде  протоколов или кратких отчетов;

      - списки детей подготовительной  и специальной медицинских групп;

      - списки детей, не умеющих плавать;

      - списки детей, научившихся плавать;

      - журналы учета работы спортивных  кружков;

      - списки подготовленных юных судей,  инструкторов;

      - паспорта здоровья детей.

      Для учащихся ДЮСШ в период зимних и летних каникул организуются спортивно-оздоровительные лагеря для обеспечения круглогодичных учебно-тренировочных занятий и активного отдыха учащихся.

      Основные  задачи спортивно-оздоровительного лагеря:

      - повышение спортивного мастерства  учащихся-спортсменов, укрепление их здоровья;

      - формирование навыков здорового образа жизни, нравственных качеств;

      - приобщение юных спортсменов к общественно-полезной трудовой деятельности.

      Срок  пребывания в лагере зимой — 12 дней, летом — 26 дней. Лагерь комплектуется из числа учащихся одной или нескольких ДЮСШ по одному или нескольким видам спорта. Учебно-тренировочные занятия проводятся в учебных группах отделений по видам спорта. Учебно-спортивная и воспитательная работа в лагере является продолжением учебно-воспитательного процесса, проводимого в ДЮСШ. Она осуществляется тренерско-преподавательским составом на основе программ по видам спорта и проводится по плану и расписанию, утвержденным начальником лагеря.

      Планом  предусматривается проведение ежедневной утренней гимнастики (зарядки), учебно-тренировочных  занятий по видам спорта, занятий и тренировок по индивидуальным планам, туристских походов, спортивных и культурно-массовых мероприятий. Специальными графиками регламентируется посильное участие юных спортсменов в самообслуживании и общественно полезном труде.

      Педагогический совет в составе начальника лагеря, старших тренеров и врача систематически рассматривает на своих заседаниях вопросы учебно-воспитательной, методической, спортивно-массовой работы, врачебного контроля за учащимися [13].

      В последние годы начали создаваться военно-спортивные лагеря. Они организуются как правило для подростков с девиантным поведением. Военно-спортивные лагеря располагаются на базе воинских частей с привлечением для работы с детьми в качестве воспитателей военнослужащих, офицеров.

Информация о работе Физическая культура в системе внешкольного воспитания, в быту и в режиме свободного времени детей и молодежи школьного возраста