Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:59, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение процесса физического воспитания в системе внешкольных учреждений, в быту и в режиме свободного времени.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И НАЗНАЧЕНИЕ ВНЕШКОЛЬНОЙ
РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ 6
1.1. Формы организации физического воспитания школьников 6
1.2. Определяющие черты внешкольной работы по физическому
воспитанию 9
1.3. Значение внешкольной работы в системе физического воспитания
школьников. Задачи, особенности и методические требования 10
1.4. Учреждения, непосредственно проводящие внешкольное
физическое воспитание 11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФИЗКУЛЬТУРНОЙ И СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ ВО
ВНЕШКОЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ 13
2.1. Физическое воспитание в детско-юношеских спортивных школах,
специализированных детско-юношеских школах олимпийского
резерва, центрах олимпийского резерва и подготовки 13
2.2. Физическое воспитание по месту жительства учащихся 16
2.3. Физическое воспитание в Домах, Дворцах культуры, Центрах
молодежного творчества 17
2.4. Организация и содержание внешкольной работы в физкультурно-
оздоровительных комбинатах 17
2.5. Организация физического воспитания в парках культуры и
отдыха 18
2.6. Физическое воспитание в детских экскурсионно-туристических
станциях и центрах 18
2.7. Физическая культура в лагерях различного профиля 19
ГЛАВА 3. РОЛЬ СЕМЬИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ 23
3.1. Социально-педагогическое значение физической культуры в
семейном быту 23
3.2. Физическая культура в режиме повседневной жизни школьника 24
3.3. Сотрудничество семьи, школы и внешкольных учреждений в
физическом воспитании детей 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
МИНИСТЕРСТВО
СПОРТА И ТУРИЗМА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ»
Кафедра
теории и методики
физического воспитания
и спорта
КУРСОВАЯ РАБОТА
на
тему:
Физическая
культура в системе внешкольного воспитания,
в быту и в режиме свободного времени детей
и молодежи школьного возраста
Исполнитель: студентка 4 курса,
Научный руководитель:
Масюк
Ю.С.
Минск 2008
МИНИСТЕРСТВО
СПОРТА И ТУРИЗМА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Кафедра
теории и методики
физического воспитания
и спорта
КУРСОВАЯ РАБОТА
на
тему:
Неурочные
формы построения занятий в физическом
воспитании
Исполнитель: студентка 4 курса,
Научный руководитель:
Слишина
Т.Л.
Минск 200
ОГЛАВЛЕНИЕ
в каком они даны природой, -
Физическое воспитание в системе образования традиционно ответственно за физическое развитие и физическую подготовку молодого поколения. В Республике Беларусь оно функционирует и развивается на основе опыта и традиций советского физического воспитания. Теоретико-методические основы и содержание этой системы были ориентированы на подготовку подрастающих поколений к определенным условиям жизни [4].
Воспитание нового, всесторонне развитого человека – одно из необходимых и решающих условий успешного развития современного общества [4].
Физическая
культура – это и важнейшее
средство формирования человека как
личности. Занятия физическими
В процессе физического воспитания решаются задачи укрепления здоровья школьников, развитие их физических способностей, расширение функциональных возможностей организма, формирования двигательных навыков, воспитания их нравственности и волевых качеств: патриотизма, коллективизма, смелости, решительности, упорства, целеустремленности.
Однако напряженная умственная работа в школе и дома, а также и другие виды деятельности вызывают у учащихся значительную перегрузку организма. Вместе с тем большую часть свободного времени они проводят в компьютерных клубах, возле телевизора. Школьники ведут малоподвижный образ жизни. А это отрицательно сказывается на физическом развитии, общем состоянии здоровья, уровне физической подготовленности. Вот почему жизненно необходимыми являются физическая культура и спорт, которые позволяют укреплять здоровье, целенаправленно воздействовать на весь организм совершенствовать двигательную деятельность и формировать физические качества [8].
К сожалению, далеко не все учащиеся понимают значение физического воспитания. Многие из них ограничиваются только посещением обязательных уроков физкультуры. Это ни в коей мере не может компенсировать недостаточность их двигательной активности, в результате чего возникает излишняя полнота, отставание в физическом развитии, снижается умственная работоспособность [16].
Современная интенсификация процесса обучения в школе связана с отрицательным влиянием на состояние здоровья учащихся. Одна из причин это – резкое снижение двигательной активности (в 2-3 раза) детей в режиме учебного дня и дефицит свободного времени, вызывающие стрессовое состояние. Одним из направлений в улучшении физического воспитания учащихся является использование внешкольных физкультурно-спортивных форм занятий как важных средств оптимизации двигательной активности детей школьного возраста.
Внешкольное воспитание и обучение является дополнительным образованием в национальной системе образования Республики Беларусь и направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного образования, углублении профессиональной компетентности, а также на решение задач кадрового обеспечения всех сфер социально-экономической деятельности [1].
Актуальность проблемы состоит в том, что внешкольная работа по физическому воспитанию осуществляется в целях всестороннего развития способностей учащихся, воспитания их общественной активности, интереса к спорту, а также для организации культурного отдыха учащихся и укрепления их здоровья. Она призвана содействовать школе и семье в осуществлении физического и нравственного воспитания детей. Эта работа обеспечивает удовлетворенность разнообразных интересов детей и расширяет возможность выбора спортивной специализации.
Цель курсовой работы – изучение процесса физического воспитания в системе внешкольных учреждений, в быту и в режиме свободного времени.
Цель
и предмет исследования обусловили
необходимость решения
1. Изучить состояние проблемы – физическое воспитание в системе внешкольного воспитания, в быту и в режиме свободного времени детей и молодежи школьного возраста – по литературным источникам.
2. Определить значение и задачи внешкольной работы в системе физического воспитания.
3. Раскрыть сущность, определяющие черты и организационно-методические основы физкультурной и спортивной работы во внешкольных учреждениях.
4. Изучить основные формы организации физического воспитания в системе внешкольных учреждений, в быту и в режиме свободного времени детей и молодежи школьного возраста.
Объект исследования – система внешкольного физического воспитания.
Предмет исследования – физическая культура в системе внешкольных учреждений, в быту и в режиме свободного времени.
Основными методами исследования были методы получения ретроспективной информации: анализ и обобщение научно-методической литературы, документальных материалов.
Структура и объем курсовой работы.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Работа иллюстрирована 1 рисунком. Список использованных источников содержит 20 наименований.
Практическая реализация физического воспитания школьников осуществляется в виде специально организованных занятий физической культурой (рис. 1.). В ходе занятий и через занятия воплощаются в жизнь средства, методические принципы и методы физического воспитания.
Дети школьного возраста имеют возможность заниматься физическими упражнениями в учебных заведениях, входящих в систему среднего образования; в учреждениях, осуществляющих внешкольные занятия; в семье. В каждом случае эти занятия принимают определенные формы, характерные для решения конкретных задач, стоящих перед ними, что делает их весьма разнообразными [16].
Использование большого количества различных форм организации занятий физическими упражнениями в системе школьного физического воспитания позволяет наиболее эффективно удовлетворять потребность учащихся в двигательной активности и решать задачи физического воспитания школьников на разных этапах возрастного развития их организма.
Реализация всего многообразия форм физического воспитания школьников организуется в основном в трех сферах:
- в учебных заведениях всех типов (в частности – в общеобразовательных школах);
-
в организациях и учреждениях,
осуществляющих внешкольное
- в условиях семейного быта.
К сожалению, очень распространённым является мнение о том, что такое многообразие форм необходимо исключительно для увеличения длительности воздействия, увеличения времени и общего объёма занятий физическими упражнениями в течение учебного дня, учебной недели школьников. Это действительно очень важно, но главное всё же в другом. Дело в том, что изъятие хотя бы одного звена из комплексной организации физического воспитания учащихся приводит не только к нарушению непрерывности этого процесса, но и невозможности обеспечения качественного решения всего комплекса задач физического воспитания. Это обусловлено тем, что каждая из перечисленных форм организации физического воспитания школьников имеет собственную целевую направленность и призвана решать свои специфические задачи (если бы это было не так, то и не было бы необходимости в существовании этих форм). Из этого следует ряд взаимосвязанных и очень важных положений.
Во-первых, игнорирование какой-то из форм существенно обедняет целостный процесс физического воспитания, так как исключает возможность решения целой группы специфических задач физического воспитания.
Во-вторых, это свидетельствует не только о нежелательности, но и невозможности полноценной подмены одних форм другими.
В-третьих, полноценное решение всех задач физического воспитания школьников возможно только на основе комплексного использования всех форм занятий физическими упражнениями.
В-четвертых, успешное решение всего комплекса задач физического воспитания школьников возможно только на основе объединения усилий всего педагогического коллектива школы (а не только учителей физической культуры), родителей учащихся, а также проявления со стороны самих школьников искренней заинтересованности, высокой активности, самоорганизации и самоуправления [5].