Физическая культура в системе внешкольного воспитания, в быту и в режиме свободного времени детей и молодежи школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение процесса физического воспитания в системе внешкольных учреждений, в быту и в режиме свободного времени.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И НАЗНАЧЕНИЕ ВНЕШКОЛЬНОЙ
РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ 6

1.1. Формы организации физического воспитания школьников 6
1.2. Определяющие черты внешкольной работы по физическому
воспитанию 9
1.3. Значение внешкольной работы в системе физического воспитания
школьников. Задачи, особенности и методические требования 10
1.4. Учреждения, непосредственно проводящие внешкольное
физическое воспитание 11

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФИЗКУЛЬТУРНОЙ И СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ ВО
ВНЕШКОЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ 13

2.1. Физическое воспитание в детско-юношеских спортивных школах,
специализированных детско-юношеских школах олимпийского
резерва, центрах олимпийского резерва и подготовки 13
2.2. Физическое воспитание по месту жительства учащихся 16
2.3. Физическое воспитание в Домах, Дворцах культуры, Центрах
молодежного творчества 17
2.4. Организация и содержание внешкольной работы в физкультурно-
оздоровительных комбинатах 17
2.5. Организация физического воспитания в парках культуры и
отдыха 18
2.6. Физическое воспитание в детских экскурсионно-туристических
станциях и центрах 18
2.7. Физическая культура в лагерях различного профиля 19

ГЛАВА 3. РОЛЬ СЕМЬИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ 23

3.1. Социально-педагогическое значение физической культуры в
семейном быту 23
3.2. Физическая культура в режиме повседневной жизни школьника 24
3.3. Сотрудничество семьи, школы и внешкольных учреждений в
физическом воспитании детей 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

ФК В СИСТЕМЕ ВНЕШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В БЫТУ.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СПОРТА И ТУРИЗМА  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» 
 
 
 

Кафедра теории и методики физического воспитания и спорта 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему: 

Физическая  культура в системе внешкольного воспитания, в быту и в режиме свободного времени детей и молодежи школьного возраста 
 
 
 
 
 
 
 

Исполнитель: студентка 4 курса,

                                                          СПФ СИ и Е, гр. 141,

                                                                дневная форма обучения

                                         Яцына М.Е. 

                     Научный руководитель:

                     Масюк Ю.С. 
                 
                 
                 
                 
                 

Минск 2008 

МИНИСТЕРСТВО  СПОРТА И ТУРИЗМА  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» 
 
 
 

Кафедра теории и методики физического воспитания и спорта 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему: 

Неурочные формы построения занятий в физическом воспитании 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исполнитель: студентка 4 курса,

                                                          СПФ СИ и Е, гр. 141,

                                                                дневная форма обучения

                                         Яцына Т.Е. 

                     Научный руководитель:

                     Слишина Т.Л. 
                 
                 
                 
                 
                 

Минск 200 
ОГЛАВЛЕНИЕ
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

                              Нам кажется недостаточным  оставить

                              тело и душу детей  в таком состоянии,

                        в каком они даны природой, -

                                    мы заботимся об их воспитании и обучении,

                                чтобы хорошее стало многим лучше,

                              а плохое изменилось и стало хорошим 

                                                            Лукиан. 

      Физическое  воспитание в системе образования традиционно ответственно за физическое развитие и физическую подготовку молодого поколения. В Республике Беларусь оно функционирует и развивается на основе опыта и традиций советского физического воспитания. Теоретико-методические основы и содержание этой системы были ориентированы на подготовку подрастающих поколений к определенным условиям жизни [4].

      Воспитание  нового, всесторонне развитого человека – одно из необходимых и решающих условий успешного развития современного общества [4].

      Физическая  культура – это и важнейшее  средство формирования человека как  личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера детей и подростков. Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но в значительной мере определяют выработку нравственных убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека [11].

      В процессе физического воспитания решаются задачи укрепления здоровья школьников, развитие их физических способностей, расширение функциональных возможностей организма, формирования двигательных навыков, воспитания их нравственности и волевых качеств: патриотизма, коллективизма, смелости, решительности, упорства, целеустремленности.

      Однако  напряженная умственная работа в  школе и дома, а также и другие виды деятельности вызывают у учащихся значительную перегрузку организма. Вместе с тем большую часть свободного времени они проводят в компьютерных клубах, возле телевизора. Школьники ведут малоподвижный образ жизни. А это отрицательно сказывается на физическом развитии, общем состоянии здоровья, уровне физической подготовленности. Вот почему жизненно необходимыми являются физическая культура и спорт, которые позволяют укреплять здоровье, целенаправленно воздействовать на весь организм совершенствовать двигательную деятельность и формировать физические качества [8].

      К сожалению, далеко не все учащиеся понимают значение физического воспитания. Многие из них ограничиваются только посещением обязательных уроков физкультуры. Это ни в коей мере не может компенсировать недостаточность их двигательной активности, в результате чего возникает излишняя полнота, отставание в физическом развитии, снижается умственная работоспособность [16].

      Современная интенсификация процесса обучения в  школе связана с отрицательным  влиянием на состояние здоровья учащихся. Одна из причин это – резкое снижение двигательной активности (в 2-3 раза) детей  в режиме учебного дня и дефицит  свободного времени, вызывающие стрессовое состояние. Одним из направлений в улучшении физического воспитания учащихся является использование внешкольных физкультурно-спортивных форм занятий как важных средств оптимизации двигательной активности детей школьного возраста.

      Внешкольное воспитание и обучение является дополнительным образованием в национальной системе  образования Республики Беларусь и  направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного образования, углублении профессиональной компетентности, а также на решение задач кадрового обеспечения всех сфер социально-экономической деятельности [1].

      Актуальность  проблемы состоит в том, что внешкольная работа по физическому воспитанию осуществляется в целях всестороннего развития способностей учащихся, воспитания их общественной активности, интереса к спорту, а также для организации культурного отдыха учащихся и укрепления их здоровья. Она призвана содействовать школе и семье в осуществлении физического и нравственного воспитания детей. Эта работа обеспечивает удовлетворенность разнообразных интересов детей и расширяет возможность выбора спортивной специализации.

      Цель  курсовой работы – изучение процесса физического воспитания в системе внешкольных учреждений, в быту и в режиме свободного времени.

      Цель  и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих  задач:

      1. Изучить состояние проблемы – физическое воспитание в системе внешкольного воспитания, в быту и в режиме свободного времени детей и молодежи школьного возраста – по литературным источникам.

      2. Определить значение и задачи внешкольной работы в системе физического воспитания.

      3. Раскрыть сущность, определяющие черты и организационно-методические основы физкультурной и спортивной работы во внешкольных учреждениях.

      4. Изучить основные формы организации физического воспитания в системе внешкольных учреждений, в быту и в режиме свободного времени детей и молодежи школьного возраста.

      Объект исследования – система внешкольного физического воспитания.

      Предмет исследования – физическая культура в системе внешкольных учреждений, в быту и в режиме свободного времени.

      Основными методами исследования были методы получения ретроспективной информации: анализ и обобщение научно-методической литературы, документальных материалов.

      Структура и объем курсовой работы.

      Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Работа иллюстрирована 1 рисунком. Список использованных источников содержит 20 наименований.

 

      ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И НАЗНАЧЕНИЕ ВНЕШКОЛЬНОЙ

                    РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

      1.1. Формы организации  физического воспитания школьников

 

      Практическая  реализация физического воспитания школьников осуществляется в виде специально организованных занятий физической культурой (рис. 1.). В ходе занятий и через занятия воплощаются в жизнь средства, методические принципы и методы физического воспитания.

      Дети  школьного возраста имеют возможность  заниматься физическими упражнениями в учебных заведениях, входящих в систему среднего образования; в учреждениях, осуществляющих внешкольные занятия; в семье. В каждом случае эти занятия принимают определенные формы, характерные для решения конкретных задач, стоящих перед ними, что делает их весьма разнообразными [16].

        Использование большого количества различных форм организации занятий физическими упражнениями в системе школьного физического воспитания позволяет наиболее эффективно удовлетворять потребность учащихся в двигательной активности и решать задачи физического воспитания школьников на разных этапах возрастного развития их организма.

      Реализация  всего многообразия форм физического  воспитания школьников организуется в  основном в трех сферах:

      - в учебных заведениях всех  типов (в частности – в общеобразовательных школах);

      - в организациях и учреждениях,  осуществляющих внешкольное воспитание (спортивные секции в Домах  детского творчества, физкультурно-оздоровительные  группы и спортивные секции  при различных спортивных организациях, детские спортивные школы и др.);

      - в условиях семейного быта.

      К сожалению, очень распространённым является мнение о том, что такое  многообразие форм необходимо исключительно  для увеличения длительности воздействия, увеличения времени и общего объёма занятий физическими упражнениями в течение учебного дня, учебной недели школьников. Это действительно очень важно, но главное всё же в другом. Дело в том, что изъятие хотя бы одного звена из комплексной организации физического воспитания учащихся приводит не только к нарушению непрерывности этого процесса, но и невозможности обеспечения качественного решения всего комплекса задач физического воспитания. Это обусловлено тем, что каждая из перечисленных форм организации физического воспитания школьников имеет собственную целевую направленность и призвана решать свои специфические задачи (если бы это было не так, то и не было бы необходимости в существовании этих форм). Из этого следует ряд взаимосвязанных и очень важных положений.

      Во-первых, игнорирование какой-то из форм существенно обедняет целостный процесс физического воспитания, так как исключает возможность решения целой группы специфических задач физического воспитания.

      Во-вторых, это свидетельствует не только о  нежелательности, но и невозможности  полноценной подмены одних форм другими.

      В-третьих, полноценное решение всех задач физического воспитания школьников возможно только на основе комплексного использования всех форм занятий физическими упражнениями.

      В-четвертых, успешное решение всего комплекса  задач физического воспитания школьников возможно только на основе объединения усилий всего педагогического коллектива школы (а не только учителей физической культуры), родителей учащихся, а также проявления со стороны самих школьников искренней заинтересованности, высокой активности, самоорганизации и самоуправления [5].

 

  

 
 

Информация о работе Физическая культура в системе внешкольного воспитания, в быту и в режиме свободного времени детей и молодежи школьного возраста