Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:59, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение процесса физического воспитания в системе внешкольных учреждений, в быту и в режиме свободного времени.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И НАЗНАЧЕНИЕ ВНЕШКОЛЬНОЙ
РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ 6
1.1. Формы организации физического воспитания школьников 6
1.2. Определяющие черты внешкольной работы по физическому
воспитанию 9
1.3. Значение внешкольной работы в системе физического воспитания
школьников. Задачи, особенности и методические требования 10
1.4. Учреждения, непосредственно проводящие внешкольное
физическое воспитание 11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФИЗКУЛЬТУРНОЙ И СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ ВО
ВНЕШКОЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ 13
2.1. Физическое воспитание в детско-юношеских спортивных школах,
специализированных детско-юношеских школах олимпийского
резерва, центрах олимпийского резерва и подготовки 13
2.2. Физическое воспитание по месту жительства учащихся 16
2.3. Физическое воспитание в Домах, Дворцах культуры, Центрах
молодежного творчества 17
2.4. Организация и содержание внешкольной работы в физкультурно-
оздоровительных комбинатах 17
2.5. Организация физического воспитания в парках культуры и
отдыха 18
2.6. Физическое воспитание в детских экскурсионно-туристических
станциях и центрах 18
2.7. Физическая культура в лагерях различного профиля 19
ГЛАВА 3. РОЛЬ СЕМЬИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ 23
3.1. Социально-педагогическое значение физической культуры в
семейном быту 23
3.2. Физическая культура в режиме повседневной жизни школьника 24
3.3. Сотрудничество семьи, школы и внешкольных учреждений в
физическом воспитании детей 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Рис. 1. Формы физического воспитания школьников (по К.Д. Чермиту)
Физическое воспитание учащихся вне школы осуществляется различными спортивными, оздоровительно-воспитательными и культурно-просветительными учреждениями, работающими на основе Положений об этих учреждениях и создаваемыми государством [7].
Проводимая
во внешкольное время
— соответствием цели, задачам и принципам национальной системы образования и в частности системы физического воспитания Республики Беларусь; конкретной ориентацией на подготовку спортивного резерва, возможно полным удовлетворением индивидуальных запросов детей и молодежи;
— тесным контактом и согласованностью между всеми ведомствами, учреждениями, организациями, непосредственно заинтересованными в этой работе, общественностью и семьей;
— преемственностью по отношению к школьному физическому воспитанию, всемерной помощью школе в закреплении, углублении и расширении у учащихся знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, в организации здорового содержательного отдыха; активным участием школы (кадровая помощь, помощь в предоставлении материально-технических условий, методическая помощь и т. д.);
— использованием разнообразных, соответствующих интересам, возрастным особенностям и уровню подготовленности контингента форм работы (физкультурно-массовой, спортивной, рекреационной и т. д.); упорядоченностью основных форм работы в соответствии с плановыми началами (система детских и юношеских соревнований, закрепленная официальным спортивным календарем, организация работы детских спортивных секций и школ по утвержденным программам и т. д.);
— постоянным обогащением содержания, творческим поиском новых путей (например, таких, как «Веселые старты», «Спортландия», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Белорусская снежинка», клубные формы и др.) наряду с использованием наиболее удачного, оправдавшего себя опыта;
— направленным, все более широким вовлечением детей и молодежи с помощью действенных средств массовой информации (печать, радио, телевидение), агитации и пропаганды;
— последовательным проведением курса на то, чтобы первоначальные личные мотивы приобщения детей к внешкольным занятиям превращались в органическую потребность самостоятельного использования средств физического воспитания в быту, повседневной жизни;
— постоянной опорой на сознательную инициативу, активную заинтересованность детей и молодежи; педагогически оправданным регулированием самодеятельных начал детско-юношеского физкультурного и спортивного движения; использованием его как общественной школы воспитания у детей и молодежи организаторских способностей, стремления добровольно участвовать в общественно полезных делах;
— обеспечением всех основных форм внешкольных занятий по физической культуре и спорту квалифицированным методическим руководством (непосредственным, консультативным, через методические пособия и т. д.) и системой врачебного контроля [18].
Внешкольное воспитание и обучение призвано обеспечить детям и молодежи равный доступ к различным областям творческой деятельности, возможность реализации потребностей в нравственном, интеллектуальном и физическом развитии, профессиональном самоопределении, формирование здорового образа жизни [1].
Внешкольная работа по физической культуре осуществляется в соответствии с целью, задачами и принципами национальной системы образования Республики Беларусь и опирается на ее программные и нормативные основы. Она проводится в тесном единстве с обязательным курсом физического воспитания школьников и системой форм направленного использования физической культуры во внеклассной работе. Во внешкольной работе по физической культуре создаются условия для более полного удовлетворения индивидуальных запросов и способностей учащихся за счет разнообразия форм и видов физкультурных и спортивных занятий, культивируемых внешкольными спортивными и культурными учреждениями, творческого поиска новых форм направленного использования физической культуры, более совершенной спортивной базы, высокой квалификации тренерских и педагогических кадров, которыми располагают внешкольные учреждения.
Деятельность каждого внешкольного учреждения регламентирована руководящими инструктивно-методическими документами. Практическое руководство внешкольной работы осуществляют органы образования, органы физической культуры и спорта совместно с профсоюзными организациями, физкультурными организациями при содействии с общественностью и в тесном контакте со школой и семьей [13].
Задачи внешкольной работы:
- вовлечение возможно большего количества школьников в систематические занятия физической культурой и спортом на основе удовлетворения их индивидуальных интересов в собственном физическом совершенствовании;
- содействие организации полезного досуга школьников, укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности организма;
- формирование интереса к массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работе на основании совершенствования инструкторских и судейских знаний и навыков школьников.
При
осуществлении внешкольной
-
воспитывать у детей
-
приучать детей к
- приучать детей к участию в общественно полезных делах;
-
широко использовать
- разнообразить виды занятий и формы работы, не допуская механического переноса на занятия с детьми методов работы со взрослыми;
-
обеспечить все спортивные
Согласно закону Республики Беларусь «Об образовании» внешкольное воспитание и обучение в государственных учреждениях образования бесплатное. Перечень учреждений, обеспечивающих получение внешкольного воспитания и обучения, утверждается Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь, Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь [1].
Учреждения, обеспечивающие получение внешкольного воспитания и обучения, исходя из интересов и склонностей обучающихся, потребностей семьи, определяют направления, виды, формы и профили своей деятельности, организуют работу с учащимися в течение всего календарного года.
Основная деятельность обучающихся в указанных учреждениях осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (кружок, секция, клуб, и др.). Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких указанных объединениях [1].
В нашей стране функционирует широкая сеть внешкольных учреждений различного типа, призванная заниматься развитием физической культуры и спорта среди школьников в свободное от учебных занятий время [19].
Внешкольные
спортивные, воспитательно-оздоровительные
и культурно-оздоровительные
Такую работу непосредственно осуществляют:
1.
Детско-юношеские спортивные
2. Физкультурно-оздоровительные центры и комплексы (ФОЦ, ФОК).
3. Летние и зимние оздоровительные лагеря различного типа.
4. Парки культуры и отдыха, детские площадки, лыжные базы, лодочные станции и другие места массового отдыха.
5. Занятия по месту жительства или в физкультурно-спортивных клубах (ФСК).
6. Туристские лагеря (туристско-экскурсионные базы), а также ряд других государственных учреждений и общественных организаций.
Часть данных организаций ведет строго регулярную работу с постоянным контингентом детей и школьной молодежи, избравшими любимый предмет занятий и организованными в стабильные коллективы с учетом возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности (ДЮСШ и аналогичные организации), часть ориентирует свою деятельность главным образом на массовый охват переменного контингента и практикует самые разнообразные формы занятий эпизодического характера (парки культуры и отдыха и т. п.), большинство же сочетает оба эти типа работы [6,19].
Детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) в Республике Беларусь осуществляют свою деятельность в соответствии с типовым положением о ДЮСШ, введенным в действие с 1 января 1999 года в редакции постановлений Министерства спорта и туризма от 25.05.2006 N 11, от 03.03.2008 N 6 [9,10]. На основе этого положения во всех ДЮСШ разработаны уставы в соответствии с законодательством РБ.
Детско-юношеская спортивная школа – это частное специализированное учебно-спортивное заведение, на которое возложены функции спортивной подготовки детей, подростков и юношества. Детско-юношеские спортивные школы являются юридическим лицом, финансируются из местных, республиканских бюджетов и других источников, имеют счета в банке, печать, бланк и т.д. Создаются ДЮСШ органами управления физической культурой и спортом, органами управления образования, профсоюзными организациями, физкультурно-спортивными организациями, федерациями, клубами и частными лицами. Открывается ДЮСШ при наличии квалифицированных кадров, материально-технической базы, финансовых средств.