Физическая культура в системе внешкольного воспитания, в быту и в режиме свободного времени детей и молодежи школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение процесса физического воспитания в системе внешкольных учреждений, в быту и в режиме свободного времени.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И НАЗНАЧЕНИЕ ВНЕШКОЛЬНОЙ
РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ 6

1.1. Формы организации физического воспитания школьников 6
1.2. Определяющие черты внешкольной работы по физическому
воспитанию 9
1.3. Значение внешкольной работы в системе физического воспитания
школьников. Задачи, особенности и методические требования 10
1.4. Учреждения, непосредственно проводящие внешкольное
физическое воспитание 11

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФИЗКУЛЬТУРНОЙ И СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ ВО
ВНЕШКОЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ 13

2.1. Физическое воспитание в детско-юношеских спортивных школах,
специализированных детско-юношеских школах олимпийского
резерва, центрах олимпийского резерва и подготовки 13
2.2. Физическое воспитание по месту жительства учащихся 16
2.3. Физическое воспитание в Домах, Дворцах культуры, Центрах
молодежного творчества 17
2.4. Организация и содержание внешкольной работы в физкультурно-
оздоровительных комбинатах 17
2.5. Организация физического воспитания в парках культуры и
отдыха 18
2.6. Физическое воспитание в детских экскурсионно-туристических
станциях и центрах 18
2.7. Физическая культура в лагерях различного профиля 19

ГЛАВА 3. РОЛЬ СЕМЬИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ 23

3.1. Социально-педагогическое значение физической культуры в
семейном быту 23
3.2. Физическая культура в режиме повседневной жизни школьника 24
3.3. Сотрудничество семьи, школы и внешкольных учреждений в
физическом воспитании детей 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

ФК В СИСТЕМЕ ВНЕШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В БЫТУ.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 
 

      Рис. 1. Формы физического воспитания школьников (по К.Д. Чермиту)

      1.2. Определяющие черты внешкольной работы по физическому воспитанию

 

      Физическое  воспитание учащихся вне школы осуществляется различными спортивными, оздоровительно-воспитательными и культурно-просветительными учреждениями, работающими на основе Положений об этих учреждениях и создаваемыми государством [7].

      Проводимая  во внешкольное время организованная работа по физической культуре и спорту среди детей и молодежи играет существенную роль во всестороннем воспитании подрастающего поколения, подготовке его к жизни, труду и обороне Родины. Направленность и отправные положения этой работы характеризуются, прежде всего, следующим:

      — соответствием цели, задачам и  принципам национальной системы образования и в частности системы физического воспитания Республики Беларусь; конкретной ориентацией на подготовку спортивного резерва, возможно полным удовлетворением индивидуальных запросов детей и молодежи;

      — тесным контактом и согласованностью между всеми ведомствами, учреждениями, организациями, непосредственно заинтересованными в этой работе, общественностью и семьей;

      — преемственностью по отношению к школьному физическому воспитанию, всемерной помощью школе в закреплении, углублении и расширении у учащихся знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, в организации здорового содержательного отдыха; активным участием школы (кадровая помощь, помощь в предоставлении материально-технических условий, методическая помощь и т. д.);

      — использованием разнообразных, соответствующих интересам, возрастным особенностям и уровню подготовленности контингента форм работы (физкультурно-массовой, спортивной, рекреационной и т. д.); упорядоченностью основных форм работы в соответствии с плановыми началами (система детских и юношеских соревнований, закрепленная официальным спортивным календарем, организация работы детских спортивных секций и школ по утвержденным программам и т. д.);

      — постоянным обогащением содержания, творческим поиском новых путей (например, таких, как «Веселые старты», «Спортландия», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Белорусская снежинка», клубные формы и др.) наряду с использованием наиболее удачного, оправдавшего себя опыта;

      — направленным, все более широким вовлечением детей и молодежи с помощью действенных средств массовой информации (печать, радио, телевидение), агитации и пропаганды;

      — последовательным проведением курса на то, чтобы первоначальные личные мотивы приобщения детей к внешкольным занятиям превращались в органическую потребность самостоятельного использования средств физического воспитания в быту, повседневной жизни;

      — постоянной опорой на сознательную инициативу, активную заинтересованность детей и молодежи; педагогически оправданным регулированием самодеятельных начал детско-юношеского физкультурного и спортивного движения; использованием его как общественной школы воспитания у детей и молодежи организаторских способностей, стремления добровольно участвовать в общественно полезных делах;

      — обеспечением всех основных форм внешкольных занятий по физической культуре и спорту квалифицированным методическим руководством (непосредственным, консультативным, через методические пособия и т. д.) и системой врачебного контроля [18].

      1.3. Значение внешкольной работы в системе физического воспитания школьников. Задачи, особенности и методические требования

 

      Внешкольное воспитание и обучение призвано обеспечить детям и молодежи равный доступ к  различным областям творческой деятельности, возможность реализации потребностей в нравственном, интеллектуальном и  физическом развитии, профессиональном самоопределении, формирование здорового образа жизни [1].

      Внешкольная работа по физической культуре осуществляется в соответствии с целью, задачами и принципами национальной системы  образования Республики Беларусь и  опирается на ее программные и  нормативные основы. Она проводится в тесном единстве с обязательным курсом физического воспитания школьников и системой форм направленного использования физической культуры во внеклассной работе. Во внешкольной работе по физической культуре создаются условия для более полного удовлетворения индивидуальных запросов и способностей учащихся за счет разнообразия форм и видов физкультурных и спортивных занятий, культивируемых внешкольными спортивными и культурными учреждениями, творческого поиска новых форм направленного использования физической культуры, более совершенной спортивной базы, высокой квалификации тренерских и педагогических кадров, которыми располагают внешкольные учреждения.

      Деятельность  каждого внешкольного учреждения регламентирована руководящими инструктивно-методическими документами. Практическое руководство внешкольной работы осуществляют органы образования, органы физической культуры и спорта совместно с профсоюзными организациями, физкультурными организациями при содействии с общественностью и в тесном контакте со школой и семьей [13].

      Задачи внешкольной работы:

      - вовлечение возможно большего количества школьников в систематические занятия физической культурой и спортом на основе удовлетворения их индивидуальных интересов в собственном физическом совершенствовании;

      - содействие организации полезного досуга школьников, укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности организма;

      - формирование интереса к массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работе на основании совершенствования инструкторских и судейских знаний и навыков школьников.

      При осуществлении внешкольной работы по физическому воспитанию необходимо соблюдать следующие методические требования:

      - воспитывать у детей организаторские  способности и инструкторские  навыки;

      - приучать детей к самостоятельному  использованию средств физического  воспитания в быту и повседневной  деятельности с целью укрепления  здоровья;

      - приучать детей к участию в  общественно полезных делах;

      - широко использовать соревновательные  элементы, красочные формы организации и пропаганды;

      - разнообразить виды занятий и  формы работы, не допуская механического  переноса на занятия с детьми методов работы со взрослыми;

      - обеспечить все спортивные мероприятия  врачебным контролем, проводить  их с учетом особенностей пола, возраста, состояния здоровья, подготовленности и интересов детей [17].

      1.4. Учреждения, непосредственно проводящие внешкольное физическое воспитание

 

      Согласно  закону Республики Беларусь «Об образовании» внешкольное воспитание и обучение в государственных учреждениях образования бесплатное. Перечень учреждений, обеспечивающих получение внешкольного воспитания и обучения, утверждается Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь, Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь [1].

      Учреждения, обеспечивающие получение внешкольного воспитания и обучения, исходя из интересов  и склонностей обучающихся, потребностей семьи, определяют направления, виды, формы и профили своей деятельности, организуют работу с учащимися в течение всего календарного года.

      Основная  деятельность обучающихся в указанных  учреждениях осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (кружок, секция, клуб, и др.). Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких указанных объединениях [1].

      В нашей стране функционирует широкая  сеть внешкольных учреждений различного типа, призванная заниматься развитием  физической культуры и спорта среди школьников в свободное от учебных занятий время [19].

      Внешкольные спортивные, воспитательно-оздоровительные  и культурно-оздоровительные учреждения включают в себя разнообразные формы  организации физического воспитания детей школьного возраста.

      Такую работу непосредственно осуществляют:

      1. Детско-юношеские спортивные школы  (ДЮСШ), специализированные детско-юношеские  школы олимпийского резерва (СДЮШОР), центры олимпийского резерва  (ЦОР) и центры олимпийской  подготовки (ЦОП).

      2. Физкультурно-оздоровительные центры и комплексы (ФОЦ, ФОК).

      3. Летние и зимние оздоровительные лагеря различного типа.

      4. Парки культуры и отдыха, детские площадки, лыжные базы, лодочные станции и другие места массового отдыха.

      5. Занятия по месту жительства  или в физкультурно-спортивных  клубах (ФСК).

      6. Туристские лагеря (туристско-экскурсионные базы), а также ряд других государственных учреждений и общественных организаций.

      Часть данных организаций ведет строго регулярную работу с постоянным контингентом детей и школьной молодежи, избравшими любимый предмет занятий и организованными в стабильные коллективы с учетом возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности (ДЮСШ и аналогичные организации), часть ориентирует свою деятельность главным образом на массовый охват переменного контингента и практикует самые разнообразные формы занятий эпизодического характера (парки культуры и отдыха и т. п.), большинство же сочетает оба эти типа работы [6,19].

 

      ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

            ФИЗКУЛЬТУРНОЙ И СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ ВО

             ВНЕШКОЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ

              УЧРЕЖДЕНИЯХ

      2.1. Физическое воспитание в детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва, центрах олимпийского резерва и подготовки

 

      Детско-юношеские  спортивные школы (ДЮСШ) в Республике Беларусь осуществляют свою деятельность в соответствии с типовым положением о ДЮСШ, введенным в действие с 1 января 1999 года в редакции постановлений Министерства спорта и туризма от 25.05.2006 N 11, от 03.03.2008 N 6 [9,10]. На основе этого положения во всех ДЮСШ разработаны уставы в соответствии с законодательством РБ.

      Детско-юношеская  спортивная школа – это частное специализированное учебно-спортивное заведение, на которое возложены функции спортивной подготовки детей, подростков и юношества. Детско-юношеские спортивные школы являются юридическим лицом, финансируются из местных, республиканских бюджетов и других источников, имеют счета в банке, печать, бланк и т.д. Создаются ДЮСШ органами управления физической культурой и спортом, органами управления образования, профсоюзными организациями, физкультурно-спортивными организациями, федерациями, клубами и частными лицами. Открывается ДЮСШ при наличии квалифицированных кадров, материально-технической базы, финансовых средств.

Информация о работе Физическая культура в системе внешкольного воспитания, в быту и в режиме свободного времени детей и молодежи школьного возраста