Физическая культура в системе внешкольного воспитания, в быту и в режиме свободного времени детей и молодежи школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение процесса физического воспитания в системе внешкольных учреждений, в быту и в режиме свободного времени.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И НАЗНАЧЕНИЕ ВНЕШКОЛЬНОЙ
РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ 6

1.1. Формы организации физического воспитания школьников 6
1.2. Определяющие черты внешкольной работы по физическому
воспитанию 9
1.3. Значение внешкольной работы в системе физического воспитания
школьников. Задачи, особенности и методические требования 10
1.4. Учреждения, непосредственно проводящие внешкольное
физическое воспитание 11

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФИЗКУЛЬТУРНОЙ И СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ ВО
ВНЕШКОЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ 13

2.1. Физическое воспитание в детско-юношеских спортивных школах,
специализированных детско-юношеских школах олимпийского
резерва, центрах олимпийского резерва и подготовки 13
2.2. Физическое воспитание по месту жительства учащихся 16
2.3. Физическое воспитание в Домах, Дворцах культуры, Центрах
молодежного творчества 17
2.4. Организация и содержание внешкольной работы в физкультурно-
оздоровительных комбинатах 17
2.5. Организация физического воспитания в парках культуры и
отдыха 18
2.6. Физическое воспитание в детских экскурсионно-туристических
станциях и центрах 18
2.7. Физическая культура в лагерях различного профиля 19

ГЛАВА 3. РОЛЬ СЕМЬИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ 23

3.1. Социально-педагогическое значение физической культуры в
семейном быту 23
3.2. Физическая культура в режиме повседневной жизни школьника 24
3.3. Сотрудничество семьи, школы и внешкольных учреждений в
физическом воспитании детей 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

ФК В СИСТЕМЕ ВНЕШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В БЫТУ.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

      Основными задачами спортивной школы являются:

      - реализация государственных программ развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь по подготовке спортивного резерва;

      - развитие материально-технической базы спортивной школы для обеспечения ее деятельности по организации подготовки спортивного резерва;

      - отбор перспективных в спорте высших достижений учащихся и передача в другие специализированные учебно-спортивные учреждения и училища олимпийского резерва, ведущие подготовку в национальные и сборные команды Республики Беларусь по виду (видам) спорта;

      - физическая подготовка, укрепление здоровья учащихся через занятия физическими упражнениями и видом спорта, повышение уровня их общей культуры, двигательной активности, доли физических нагрузок при увеличении умственной и психологической нагрузки;

      - популяризация физической культуры и спорта, здорового образа жизни, активного отдыха и досуга [9].

      ДЮСШ  могут быть трех типов:

      - детско-юношеские спортивные школы общей физической подготовки (ДЮСШ ОФП);

      - детско-юношеские спортивные школы  с отделениями по видам спорта (ДЮСШ);

      - специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР).

      ДЮСШ  имеют следующие этапы многолетней  подготовки учащихся-спортсменов:

      ДЮСШ  ОФП – этапы общей физической подготовки и специальной физической подготовки на весь период обучения.

      ДЮСШ  – спортивно-оздоровительный этап начальной подготовки (2-3 года) учебно-тренировочный  этап (4-5 лет) и возможен по согласованию с государственными органами управления по физической культуре, спорту и туризму – этап спортивного совершенствования (3-4 года).

      СДЮШОР  по разрешению учредителя имеют этап начальной подготовки (2-3 года), учебно-тренировочный  этап (4-5 лет), этап спортивного совершенствования (3-4 года), этап высшего спортивного мастерства (3-5 лет).

      На  базе существующих ДЮСШ, достигших  высокого уровня работы по подготовке квалифицированных спортсменов  и обеспеченных спортивной базой, высококвалифицированными тренерами-преподавателями, создаются специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР). Главным показателем их деятельности является подготовка высококвалифицированных спортсменов для пополнения сборных команд республики.

      Основными задачами специализированной спортивной школы (СДЮШОР) являются:

      - реализация государственных программ развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь по подготовке спортивного резерва для национальных и сборных команд Республики Беларусь, спортивных клубов (команд) по игровым видам спорта; подготовка стажерского и резервного составов сборных команд Республики Беларусь по видам спорта;

      - отбор перспективных в спорте высших достижений учащихся и передача в другие специализированные учебно-спортивные учреждения и училища олимпийского резерва, ведущие подготовку в национальные и сборные команды Республики Беларусь по виду (видам) спорта;

      - развитие материально-технической базы специализированной спортивной школы для обеспечения ее деятельности по организации подготовки спортивного резерва [10].

      ДЮСШ, СДЮШОР комплектуются детьми и подростками без отклонений в состоянии здоровья. Учащиеся средних общеобразовательных школ и специальных учебных заведений зачисляются в одну из групп: начальной подготовки, учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования, а при наличии таковой — в группу высшего спортивного мастерства. Перевод учащихся в группу более высокой квалификации производится на основании решения тренерского совета с учетом выполнения ими контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке, медико-биологических показателей, наличия установленного спортивного разряда [13].

      При комплектовании групп особое внимание уделяется поиску и отбору способных  детей и подростков, для чего тренеры-преподаватели ДЮСШ и СДЮШОР посещают уроки физической культуры в школах и средних специальных учебных заведениях, спортивные соревнования, проводят проверку уровня общефизической и спортивной подготовленности по установленным контрольным нормативам.

      Учебный год в ДЮСШ (СДЮШОР) начинается с 1 сентября. Учебно-тренировочные занятия  проводятся по учебным программам и  планам, рассчитанным на 46 недель занятий  в условиях ДЮСШ и 6 недель тренировок в спортивно-оздоровительном лагере. Основными формами учебно-тренировочных занятий в ДЮСШ являются: групповые учебно-тренировочные занятия; учебно-тренировочные сборы; занятия по индивидуальным планам; восстановительные, профилактические и оздоровительные мероприятия; медико-биологические исследования; участие в соревнованиях и матчевых встречах; спортивно-оздоровительные лагеря; педагогические тестирования;

судейская практика [9,10].

      Спортивная  школа совместно с учреждениями, обеспечивающими общее среднее  образование, может создавать специализированные по спорту классы в порядке, установленном законодательством.

      При проведении учебно-тренировочного процесса спортивная школа осуществляет воспитательную работу с учащимися в соответствии с планом, утвержденным руководителем. Воспитательная деятельность строится на скоординированном взаимодействии всех участников воспитательного процесса и направлена на обеспечение условий для личностного, профессионального и социального становления учащихся. Управление воспитательной работой в спортивной школе осуществляет заместитель руководителя по основной деятельности, непосредственное проведение – тренер-преподаватель.

      ДЮСШ  должна иметь следующие документы: Устав, анализ работы за прошедший год, годовой план работы, списки учащихся по отделениям и группам, перспективный план подготовки спортсменов на олимпийский цикл, расписание занятий, календарь спортивно-массовых мероприятий, положение и протоколы соревнований и др.

      ДЮСШ  имеет право осуществлять международные  связи в соответствии с законодательством  Республики Беларусь.

      Аналогично  в основном строят свою работу центры олимпийского резерва и центры олимпийской  подготовки (ЦОР, ЦОП).

      Центр олимпийского резерва (ЦОР), центр олимпийской подготовки (ЦОП) – специализированное учебно-спортивное учреждение физической культуры и спорта, предметом деятельности которого в соответствии с учредительными документами является подготовка спортивного резерва по видам спорта, включенным в программу Олимпийских игр, и видам спорта, по которым созданы национальные команды Республики Беларусь [12].

      Основными задачами являются:

      - реализация государственных программ развития спорта в Республике Беларусь в части развития видов спорта, включенных в программу Олимпийских игр, и видов спорта, по которым созданы национальные команды Республики Беларусь, подготовки сборных команд Республики Беларусь по видам спорта;

      - обеспечение децентрализованной подготовки спортсменов-инструкторов национальных команд Республики Беларусь по видам спорта;

      - подготовка членов, стажеров и резервного состава сборных команд Республики Беларусь по видам спорта;

      - содействие организациям физической культуры и спорта в их деятельности по развитию видов спорта, включенных в программу Олимпийских игр, и видов спорта, по которым созданы национальные команды Республики Беларусь;

      - развитие материально-технической базы центра для обеспечения его деятельности по организации подготовки спортивного резерва, национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта;

      - популяризация развития видов спорта, включенных в программу Олимпийских игр, и видов спорта, по которым созданы национальные команды Республики Беларусь;

      - организационно-методическое обеспечение подготовки спортивного резерва [12].

      2.2. Физическое воспитание по месту жительства учащихся

 

      Организация физической культуры и спорта по месту  жительства – одно из направлений  в решении задач внедрения  физической культуры и спорта в повседневный быт детей школьного возраста [7].

      Физическое  воспитание по месту жительства является частью физкультурно-оздоровительной  работы с населением, которую должны осуществлять отделы по физической культуре, спорту и туризму, а так же учреждения коммунального хозяйства.

      Восстановление  физкультурной работы по месту жительства в Республике Беларусь началось в 1996 году после принятия правительством специального постановления о совершенствовании этой работы.

      Необходимость развития и перспективность этой формы занятий подтверждается тем, что большинство людей, и взрослых и юных, хотят заниматься спортом недалеко от дома.

      При Жилищно-эксплуатационных конторах (ЖЭК) и домоуправлениях общественными и штатными инструкторами организуются подвижные и спортивные игры, развлечения, включающие элементы активной двигательной деятельности, соревнования дворовых и уличных команд, кружки любителей физической культуры и спорта, консультации и другие акции по внедрению физической культуры в быт детей. Большое место в их работе отводится спортивным соревнованиям. Наиболее типичными соревнованиями по месту жительства являются соревнования дворовых команд «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Белая ладья» и др., семейные соревнования (когда на старт выходят дети и их родители) [7].

      Вся спортивная и физкультурно-оздоровительная работа среди детей по месту жительства проводится на специально оборудованных детских площадках, а также на спортивных базах школ.

      В микрорайонах могут создаваться  клубы по принципу культурно-спортивных комплексов. Они оборудуются помещениями  для юных техников, залами настольного тенниса и борьбы, тренировочными и игровыми залами, помещениями для занятий группы здоровья. Ежедневно такие клубы, посещают не только дети, но и взрослые. Здесь ребята осваивают азы акробатики, гимнастики, настольного тенниса, бокса. Взрослые занимаются в группах здоровья [6,7].

      Конкретное  педагогическое руководство воспитательной, физкультурно-оздоровительной и  спортивно-массовой работой по месту  жительства осуществляют инструктор (педагог-организатор) воспитательной работы и учителя физической культуры школ, находящихся на территории микрорайона. Они совместно планируют работу, что дает возможность оптимально использовать материально-спортивную базу микрорайона и эффективно организовать внешкольную работу по физической культуре и спорту. Единая система планирования обусловливает широкое участие в различных формах занятий большого количества детей и подростков микрорайонов, привлечение к этой работе родителей, шефов, организацию досуга в период каникул.

      2.3. Физическое воспитание в Домах, Дворцах культуры, Центрах молодежного творчества

 

      Дома  и Дворцы школьников, Центры молодежного творчества являются организациями и инструктивно-методическими центрами массовой внешкольной учебно-воспитательной работы. Эти организации осуществляют работу по физическому воспитанию через детские сектора [7,15].

      В содержание их работы входит:

      - организация кружков по техническим  видам спорта (авиамоторные, авто  и др.);

      - организация секций по видам  спорта;

      - проведение спортивных игр на  местности, туристических походов, соревнований, подготовка физкультурного актива для школ;

      - оказание методической помощи  работникам различных внешкольных  учреждений и школам по организации  внеклассной и внешкольной работы.

      - осуществление пропаганды физической культуры и спорта, туризма среди детей и родителей посредством наглядной агитации, чтения лекций, проведения физкультурных вечеров, встреч с ветеранами спорта, демонстрации кинофильмов и создания лекториев.

      Учебно-тренировочные  занятия проводятся по программам для внешкольных учреждений (спортивных кружков) под руководством педагогов, имеющих специальное физкультурное образование и опыт работы с детьми.

Информация о работе Физическая культура в системе внешкольного воспитания, в быту и в режиме свободного времени детей и молодежи школьного возраста