Что же такое мотивация вообще и в частности мотивация в баскетболе?

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:59, статья

Описание работы

Мотив (от латинского слова moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа.

Работа содержит 1 файл

Мотивация в спорте.docx

— 23.44 Кб (Скачать)

Хотелось поговорить о спортивной мотивации. Очень часто  слышим у спортсмена, спортсменки нет мотивации, не хватает мотивации….

Что же такое мотивация вообще и в частности мотивация в баскетболе?

Мотив (от латинского слова  moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. 

Мотивацию спортсмена, спортсменки можно определить как направление и интенсивность усилия достижения к цели. А направление усилия означает, что спортсмен-баскетболист ищет определенные ситуации деятельности или стремиться к ним, или то, что определенные ситуации привлекают его.

Интенсивность усилия – характеризует степень  усилий приложенных спортсменом  в определенной ситуации деятельности ( тренировочной или соревновательной ). 

Мотив саморазвития - стремление к саморазвитию спортсмена, самоусовершенствованию. Это важный мотив баскетболиста, который побуждает спортсмена много работать и развиваться.  

По мнению Абрахама Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость, риск. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития. Таким образом, человек часто как будто «разрывается между стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности». С одной стороны, он стремится к чему-то новому, а с другой — страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска сдерживают его движение вперед. Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели. Саморазвитие, движение вперед часто сопровождаются внутриличностным конфликтом, но не являются насилием над собой. Движение вперед — это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений. Когда удается актуализировать у спортсмена, спортсменки мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности, к спорту. Талантливые тренеры, учителя, психологи умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим ученикам - спортсменам,  на возможность развиваться и совершенствоваться. 

Какие встречаются  проблемы?

- недостаточно четкое определение и формирование мотивации внутри себя

- нечеткое определение понятия мотивации

- психолог или тренер не всегда знают, как взаимодействуют спортсмены, из-за этого между ними нет взаимопонимания. 

Существуют разные виды мотивации: внутренняя и внешняя, а также мотивация достижения в форме соревновательного процесса.

-мотивы самоопределения и самоусовершенствования;  

 -стремление получить одобрение друзей, подруг и других людей;  

 -стремление получить высокий социальный статус

Ориентация на мотивацию, основанная на характерных особенностях:

– мотивация  основывается на личностных особенностях, то есть мотивация определяется главным образом самой личностью спортсмена-баскетболиста, ее особенностями,

- ориентации на мотивацию обусловленная ситуацией в целом,

-комбинированная мотивация.

Сущность мотивации  можно понять только на основе взаимодействия всех факторов.

И особенно мотивации достижения и особенности личности. 

Очень важна  мотивация самоутверждения — стремление утвердить себя в социуме; связана с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Спортсмен пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус). Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности — существенный мотивационный фактор, который побуждает спортсмена интенсивно работать и развиваться. 

Рекомендации по созданию мотивации: 

Мотивация происходит как за счет ситуационных факторов, так и за счет характерных особенностей личности спортсмена-баскетболиста.

Следует учитывать  существующие множество мотивов:

-повышение мастерства игры в баскетбол,

-достижение соревновательного успеха, успеха признания,

-ощущение возбуждения,

-достижения  цели.

Следует изменить окружающие условия, чтобы повысить мотивацию.

Влияние тренера и психолога на мотивацию.

Изменение и устранение у спортсмена нежелательных мотивов так называемой негативной мотивации. 

Мотив достижения цели — стремление достичь высоких результатов и мастерства в баскетболе; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в баскетболе зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Спортсмен с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает, тренеруется ради достижения поставленных целей. Мотивация достижения и поведение, которое направлено на высокие результаты даже у одного и того же спортсмена не всегда одинакова и зависит от ситуации.  

Что же определяет уровень мотивации? 

Выделяется следующие факторы:

-значимость достижения успеха;

-надежда на успех;

-субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;

-субъективные эталоны достижения цели. 

Ориентация спортсмена-баскетболиста на стремление к успешному выполнению задачи, настойчивость перед лицом неудач и испытание чувства гордости при выполнении задач, цели.

В спортивном мире мотивацию достижения называют соревновательностью.

Соревновательность представляет собой удовольствие от соревнования, достижения успеха в соревновательных ситуациях. Соперничество представляет собой процесс, охватывающий ряд явлений и этапов.

Ориентация на победу представляет собой межличностное  сравнение и стремление к победе в соревновании.  

Цель – превзойти  соперников. 

Если спортсмен-баскетболист принимает решение участвовать в соревновании, то на него влияет ряд факторов:

- внешний фактор (погода, время, способности противника, различная информация, болельщики…)

- внутренний фактор - мотивация (уверенность в себе, уровень своей способности, психологическое состояние, настроение…).

Обратная  связь, подкрепление, внутренняя мотивация.

 

Обратная связь  необходима для того, чтобы спортсмен-баскетболист мог знать уровень своих достижений. Подкрепление необходимо насколько хорошо он, (она) выполняет действия. 

Принципы  подкрепления:

- если выполнение чего-либо приводит к хорошим последствиям, люди стараются повторить данное поведение для получения положительного результата.

- если выполнение чего-либо приводит к неприятным последствиям, люди стараются не повторять данное поведение, чтобы избежать более отрицательных последствий. Все очень просто)). 

Недостатки  наказания:

Необходим индивидуальный подход к каждому из игроков.

У спортсмена, спортсменки  может закрепиться отрицательное поведение стереотипность. 

Отметим виды подкреплений:

- социальные ( отношения окружения, друзей, подруг, родителей)

-материальные, наградные.

Можно вместо тренировки организовать соревновательную игру или отдых, совместный поход в кинотеатр, приглашение знаменитого спортсмена-баскетболиста…

На начальных  этапах тренировок лучше подкреплять  спортсмена чаще. 

Выбор поведения для  поощрения:

Поощрение правильного  выполнения задания, упражнения (не только результата).

Поощрение усилий, стараний.

Поощрение ведения  игры по правилам, честной игры. 
 
 
 
 

Информация о работе Что же такое мотивация вообще и в частности мотивация в баскетболе?