Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:59, статья
Мотив (от латинского слова moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа.
Мотив
(от латинского слова moveo — двигаю)
— это материальный или идеальный предмет,
достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен
субъекту в виде специфических переживаний,
характеризующихся либо положительными эмоциями
от ожидания достижения данного предмета,
либо отрицательными, связанными с неполнотой
настоящего положения. Для осознания мотива
требуется внутренняя работа.
Мотивацию спортсмена, спортсменки можно определить как направление и интенсивность усилия достижения к цели. А направление усилия означает, что спортсмен-баскетболист ищет определенные ситуации деятельности или стремиться к ним, или то, что определенные ситуации привлекают его.
Интенсивность
усилия – характеризует степень
усилий приложенных спортсменом
в определенной ситуации деятельности
( тренировочной или соревновательной
).
Мотив
саморазвития - стремление к саморазвитию
спортсмена, самоусовершенствованию.
Это важный мотив баскетболиста, который
побуждает спортсмена много работать
и развиваться.
По мнению Абрахама
Маслоу, это
стремление к полной реализации своих
способностей и желание ощущать свою компетентность.
Как правило, для движения вперед всегда
необходима определенная смелость, риск.
Человек часто держится за прошлое, за
свои достижения, покой и стабильность.
Страх риска и угроза потерять все сдерживают
его на пути саморазвития. Таким образом,
человек часто как будто «разрывается
между стремлением к движению вперед и
стремлением к самосохранению и безопасности».
С одной стороны, он стремится к чему-то
новому, а с другой — страх перед опасностью
и чем-то неизвестным, желание избежать
риска сдерживают его движение вперед.
Маслоу утверждал, что развитие происходит
тогда, когда следующий шаг вперед объективно
приносит больше радостей, больше внутреннего
удовлетворения, чем предыдущие приобретения
и победы, которые стали чем-то обычным
и даже надоели. Саморазвитие, движение
вперед часто сопровождаются внутриличностным
конфликтом, но не являются насилием над
собой. Движение вперед — это ожидание,
предвидение новых приятных ощущений
и впечатлений. Когда удается актуализировать
у спортсмена, спортсменки мотив саморазвития,
увеличивается сила его мотивации к деятельности,
к спорту. Талантливые тренеры, учителя,
психологи умеют задействовать мотив
саморазвития, указывая своим ученикам
- спортсменам, на возможность развиваться
и совершенствоваться.
Какие встречаются проблемы?
- недостаточно четкое определение и формирование мотивации внутри себя
- нечеткое определение понятия мотивации
- психолог или тренер
не всегда знают, как взаимодействуют
спортсмены, из-за этого между ними нет
взаимопонимания.
Существуют разные виды мотивации: внутренняя и внешняя, а также мотивация достижения в форме соревновательного процесса.
-мотивы самоопределения
и самоусовершенствования;
-стремление
получить одобрение друзей, подруг и других
людей;
-стремление получить высокий социальный статус
Ориентация на мотивацию, основанная на характерных особенностях:
– мотивация основывается на личностных особенностях, то есть мотивация определяется главным образом самой личностью спортсмена-баскетболиста, ее особенностями,
- ориентации на мотивацию обусловленная ситуацией в целом,
-комбинированная мотивация.
Сущность мотивации можно понять только на основе взаимодействия всех факторов.
И особенно мотивации
достижения и особенности личности.
Очень важна
мотивация самоутверждения — стремление
утвердить себя в социуме; связана с чувством
собственного достоинства, честолюбием,
самолюбием. Спортсмен пытается доказать
окружающим, что он чего-то стоит, стремится
получить определенный статус в обществе,
хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда
стремление к самоутверждению относят
к мотивации престижа (стремление получить
или поддержать высокий социальный статус).
Таким образом, стремление к самоутверждению,
к повышению своего формального и неформального
статуса, к позитивной оценке своей личности
— существенный мотивационный фактор,
который побуждает спортсмена интенсивно
работать и развиваться.
Рекомендации
по созданию мотивации:
Мотивация происходит как за счет ситуационных факторов, так и за счет характерных особенностей личности спортсмена-баскетболиста.
Следует учитывать существующие множество мотивов:
-повышение мастерства игры в баскетбол,
-достижение соревновательного успеха, успеха признания,
-ощущение возбуждения,
-достижения цели.
Следует изменить окружающие условия, чтобы повысить мотивацию.
Влияние тренера и психолога на мотивацию.
Изменение и устранение
у спортсмена нежелательных мотивов так
называемой негативной мотивации.
Мотив
достижения цели — стремление достичь
высоких результатов и мастерства в баскетболе;
оно проявляется в выборе сложных заданий
и стремлении их выполнить. Успехи в баскетболе
зависят не только от способностей, навыков,
знаний, но и от мотивации достижения.
Спортсмен с высоким уровнем мотивации
достижения, стремясь получить весомые
результаты, настойчиво работает, тренеруется
ради достижения поставленных целей. Мотивация
достижения и поведение, которое направлено
на высокие результаты даже у одного и
того же спортсмена не всегда одинакова
и зависит от ситуации.
Что же определяет
уровень мотивации?
Выделяется следующие факторы:
-значимость достижения успеха;
-надежда на успех;
-субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;
-субъективные эталоны
достижения цели.
Ориентация спортсмена-баскетболиста на стремление к успешному выполнению задачи, настойчивость перед лицом неудач и испытание чувства гордости при выполнении задач, цели.
В спортивном мире мотивацию достижения называют соревновательностью.
Соревновательность представляет собой удовольствие от соревнования, достижения успеха в соревновательных ситуациях. Соперничество представляет собой процесс, охватывающий ряд явлений и этапов.
Ориентация на
победу представляет собой межличностное
сравнение и стремление к победе
в соревновании.
Цель – превзойти
соперников.
Если спортсмен-баскетболист принимает решение участвовать в соревновании, то на него влияет ряд факторов:
- внешний фактор (погода, время, способности противника, различная информация, болельщики…)
- внутренний фактор - мотивация (уверенность в себе, уровень своей способности, психологическое состояние, настроение…).
Обратная связь
необходима для того, чтобы спортсмен-баскетболист
мог знать уровень своих достижений. Подкрепление
необходимо насколько хорошо он, (она)
выполняет действия.
Принципы подкрепления:
- если выполнение чего-либо приводит к хорошим последствиям, люди стараются повторить данное поведение для получения положительного результата.
- если выполнение
чего-либо приводит к неприятным последствиям,
люди стараются не повторять данное поведение,
чтобы избежать более отрицательных последствий.
Все очень просто)).
Недостатки наказания:
Необходим индивидуальный подход к каждому из игроков.
У спортсмена, спортсменки
может закрепиться отрицательное поведение
стереотипность.
Отметим виды подкреплений:
- социальные ( отношения окружения, друзей, подруг, родителей)
-материальные, наградные.
Можно вместо тренировки организовать соревновательную игру или отдых, совместный поход в кинотеатр, приглашение знаменитого спортсмена-баскетболиста…
На начальных
этапах тренировок лучше подкреплять
спортсмена чаще.
Выбор поведения для поощрения:
Поощрение правильного выполнения задания, упражнения (не только результата).
Поощрение усилий, стараний.
Поощрение ведения
игры по правилам, честной игры.
Информация о работе Что же такое мотивация вообще и в частности мотивация в баскетболе?