Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 21:36, реферат
В основах законодательства Российской Федерации физическая культура студентов определяется в качестве одного из основополагающих направлений высшего гуманитарного образования. Использование новых концептуальных подходов предполагает поэтапное, трехуровневое обучение специалистов уровень бакалавра и магистра предполагает обучение на массовых ступенях высшего образования, а более высокий уровень соответствует обучению аспирантуре.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Методические основы производственной физической культуры 4
2. Производственная физическая культура, ее цель и задачи 6
3. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК 7
4. Производственная физическая культура в рабочее время 8
4.1. Производственная гимнастика 8
4.2. Вводная гимнастика 9
4.3. Физкультурная пауза 10
4.4. Физкультурная минутка 10
4.5. Методика составления комплексов упражнений в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня 11
5. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических факторов на содержание производственной физической культуры специалистов 13
Список использованной литературы 15
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Новокузнецкий филиал институт
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
“Кемеровский
государственный университет”
Кафедра
физического воспитания и спорта
РЕФЕРАТ
Цель
и задачи производственной физической
культуры
Выполнила: ст. Группы МР-081
Григорьева
Е.А.
Проверил: доц. Кафедры физического
воспитания
и спорта, Обыденников Г.А.
Новокузнецк
2010
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Методические основы производственной физической культуры 4
2. Производственная физическая культура, ее цель и задачи 6
3. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК 7
4. Производственная физическая культура в рабочее время 8
4.1. Производственная гимнастика 8
4.2. Вводная гимнастика 9
4.3. Физкультурная пауза 10
4.4. Физкультурная минутка 10
4.5. Методика составления комплексов упражнений в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня 11
5. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических факторов на содержание производственной физической культуры специалистов 13
Список
использованной литературы 15
В основах законодательства Российской Федерации физическая культура студентов определяется в качестве одного из основополагающих направлений высшего гуманитарного образования. Использование новых концептуальных подходов предполагает поэтапное, трехуровневое обучение специалистов уровень бакалавра и магистра предполагает обучение на массовых ступенях высшего образования, а более высокий уровень соответствует обучению аспирантуре.
Использование
средств физической культуры для
повышения и поддержания
Вопросы
повышения профессионального
Производственная физическая культура – система методически обоснованных физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями профессионального труда и быта человека.
Заниматься ПФК можно как в рабочее, так и в свободное время. При неблагоприятных условиях труда (повышенная запыленность, загазованность) мероприятия ПФК могут осуществляться только после работы.
Основы производственной физической культуры – теория активного отдыха. Великий ученый И.М. Сеченов показал, что для организма наиболее благоприятен такой режим работы, когда происходит смена нагрузки, перемена усилий и групп работающих мышц. Он экспериментально доказал, что работоспособность восстанавливается быстрее и полнее не в состоянии покоя или пассивного отдыха, а в активном состоянии, когда специально организованные движения выполняются другими, неутомленными частями тела. В результате в утомленных функциональных системах усиливаются процессы восстановления и их работоспособность повышается.
В трудах другого великого русского физиолога И.П. Павлова мы находим объяснения того, как устойчивая работоспособность зависит от правильного чередования периодов работы и отдыха, о роли ЦНС в этом процессе.
Методическое обеспечение производственной физической культуры требует учитывать не только физические, но и психические нагрузки - умственную и нервно-эмоциональную напряженность труда, которая характеризуется степенью включения в работу высшей нервной деятельности и психических процессов. Чем большая нагрузка приходится на высшие отделы коры больших полушарий головного мозга, тем важнее переключить внимание работающих на другой вид деятельности.
Итак,
методика ПФК находится в зависимости
от характера и содержания труда
и имеет «контрастный»
· чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше она в период активного отдыха, и наоборот;
· чем меньше в активную деятельность включены большие мышечные группы, тем в большей степени они подключаются при занятиях различными формами ПФК
· чем
больше нервно-эмоциональное и умственное
напряжение в профессиональной деятельности,
тем меньше оно должно быть в разнообразных
физических упражнениях ПФК.
Цель ПФК – способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда. Эффективность труда можно повысить за счет расширения физиологически допустимых границ его интенсивности, а также за счет повышения индивидуальной производительности, на уровень которой также оказывает определенное влияние физическая подготовленность.
Задачи ПФК:
· подготовить организм человека к оптимальному включению профессиональную деятельность;
· активно поддерживать оптимальный уровень работоспособности во время работы и восстанавливать его после ее окончания;
· заблаговременно проводить акцентированную психофизическую подготовку к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности;
· профилактика возможного влияния на организм человека неблагоприятных факторов профессионального труда в конкретных условиях.
Производственная физическая культура проявляется в различных формах:
· в рабочее время в форме производственной гимнастики и профессионально-прикладной, физической подготовки;
· в
свободное время в форме оздоровительно-
Занятия в любых формах ПФК могут проводиться как индивидуально, так и в группах.
При выборе методов и средств важно учитывать условия труда и технологические особенности, воздействующие на трудовой процесс. Кроме того, необходимо принять во внимание такие факторы, как рабочая поза, разнообразие рабочих движений, загруженность отдельных функциональных систем. Например, при рабочей позе стоя восстановительные и профилактические упражнения рекомендуется проводить в положении сидя или лежа. При рабочей позе сидя или в неудобных позах упражнения проводятся стоя в свободной позе. Соответственно подбираются и конкретные упражнения по «контрастному» методу.
На подбор методов и средств ПФК оказывает влияние динамика, характер и степень развивающегося утомления в течение рабочего дня, недели, месяца или года. В случаях значительного переутомления человека метод активного отдыха менее эффективен, чем пассивный отдых. Поэтому оценка степени рабочего утомления в течение рабочего времени или после него - необходимое условие для подбора оптимальных методов и средств ПФК.
В рабочее время ПФК реализуется через производственную гимнастику. Это название достаточно условно, так как производственная гимнастика может в ряде случаев включать в себя не только гимнастические упражнения, но и другие средства физической культуры.
В особых случаях для некоторых специалистов даже в рабочее время могут быть организованы занятия по профессионально-прикладной физической подготовке для обеспечения эффективного выполнения отдельных профессиональных видов работ.
Производственная гимнастика - это комплексы специальных упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, чтобы повысить общую и профессиональную работоспособность, а также с целью профилактики и восстановления.
Видами (формами) производственной гимнастики являются: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная минутка, микропауза активного отдыха.
При построении комплексов упражнения необходимо учитывать:
1) рабочую позу (стоя или сидя), положение туловища (согнутое или прямое, свободное или напряженное);
2) рабочие движения (быстрые или медленные, амплитуда движения, их симметричность или асимметричность, однообразие или разнообразие, степень напряженности движений);
3)
характер трудовой деятельности
(нагрузка на органы чувств, психическая
и нервно-мышечная нагрузка, сложность
и интенсивность мыслительных
процессов, эмоциональная
4) степень и характер усталости по субъективным показателям (рассеянное внимание, головная боль, ощущение болей в мышцах, раздражительность);
5)
возможные отклонения в
6)
санитарно-гигиеническое
С нее рекомендуется начинать рабочий день. Она проводится до начала работы и состоит из 5-8 общеразвивающих и специальных упражнений продолжительностью 5-7 мин.
Цель вводной гимнастики в том, чтобы активизировать физиологи ческие процессы в тех органах и системах организма, которые играют ведущую роль при выполнении конкретной работы. Гимнастика позволяет легче включиться в рабочий ритм, сокращает период врабатываемости, увеличивает эффективность труда в начале рабочего дня и снижает отрицательное воздействие резкой нагрузки при включении человека в работу.
В комплексе упражнений вводной гимнастики следует использовать специальные упражнения, которые по своей структуре, характеру близки к действиям, выполняемым во время работы, имитируют их.
В
зависимости от технологии и организации
профессиональной деятельности вводная
гимнастика может проводиться
Информация о работе Цель и задачи производственной физической культуры