Цель и задачи производственной физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 21:36, реферат

Описание работы

В основах законодательства Российской Федерации физическая культура студентов определяется в качестве одного из основополагающих направлений высшего гуманитарного образования. Использование новых концептуальных подходов предполагает поэтапное, трехуровневое обучение специалистов уровень бакалавра и магистра предполагает обучение на массовых ступенях высшего образования, а более высокий уровень соответствует обучению аспирантуре.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Методические основы производственной физической культуры 4
2. Производственная физическая культура, ее цель и задачи 6
3. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК 7
4. Производственная физическая культура в рабочее время 8
4.1. Производственная гимнастика 8
4.2. Вводная гимнастика 9
4.3. Физкультурная пауза 10
4.4. Физкультурная минутка 10
4.5. Методика составления комплексов упражнений в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня 11
5. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических факторов на содержание производственной физической культуры специалистов 13
Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 79.08 Кб (Скачать)

  Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

  Новокузнецкий филиал  институт

  государственного образовательного учреждения

  высшего профессионального образования

  “Кемеровский государственный университет” 
 

  Кафедра физического воспитания и спорта 
 
 
 
 
 

  РЕФЕРАТ 

  Цель  и задачи производственной физической культуры 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Выполнила: ст. Группы МР-081

  Григорьева  Е.А. 

  Проверил: доц. Кафедры физического 

  воспитания  и спорта, Обыденников Г.А. 
 
 
 
 
 
 

      Новокузнецк 2010 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Методические основы  производственной  физической культуры 4

2. Производственная  физическая культура, ее цель и задачи 6

3. Влияние условий  труда и быта  специалиста на  выбор форм, методов  и средств ПФК 7

4. Производственная  физическая культура  в рабочее время 8

4.1. Производственная гимнастика 8

4.2. Вводная гимнастика 9

4.3. Физкультурная пауза 10

4.4. Физкультурная минутка 10

4.5. Методика составления комплексов упражнений в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня 11

5. Влияние индивидуальных  особенностей, географо-климатических  факторов на содержание  производственной  физической культуры  специалистов 13

Список  использованной литературы 15 

 

  

  ВВЕДЕНИЕ

  В основах законодательства Российской Федерации физическая культура студентов определяется в качестве одного из основополагающих направлений высшего гуманитарного образования. Использование новых концептуальных подходов предполагает поэтапное, трехуровневое обучение специалистов уровень бакалавра и магистра предполагает обучение на массовых ступенях высшего образования, а более высокий уровень соответствует обучению аспирантуре.

  Использование средств физической культуры для  повышения и поддержания профессиональной работоспособности всегда было и  будет тесно связано с условиями  и характером труда.

  Вопросы повышения профессионального мастерства средствами физического воспитания более подробно можно рассмотреть  в процессе производственной физической культуры (ПФК).

  Производственная  физическая культура – система методически обоснованных физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями профессионального труда и быта человека.

  Заниматься  ПФК можно как в рабочее, так  и в свободное время. При неблагоприятных  условиях труда (повышенная запыленность, загазованность) мероприятия ПФК  могут осуществляться только после  работы.

 

  

1. Методические основы производственной физической культуры

  Основы  производственной физической культуры – теория активного отдыха. Великий  ученый И.М. Сеченов показал, что  для организма наиболее благоприятен такой режим работы, когда происходит смена нагрузки, перемена усилий и  групп работающих мышц. Он экспериментально доказал, что работоспособность  восстанавливается быстрее и  полнее не в состоянии покоя или  пассивного отдыха, а в активном состоянии, когда специально организованные движения выполняются другими, неутомленными  частями тела. В результате в утомленных функциональных системах усиливаются  процессы восстановления и их работоспособность  повышается.

  В трудах другого великого русского физиолога  И.П. Павлова мы находим объяснения того, как устойчивая работоспособность  зависит от правильного чередования  периодов работы и отдыха, о роли ЦНС в этом процессе.

  Методическое  обеспечение производственной физической культуры требует учитывать не только физические, но и психические нагрузки - умственную и нервно-эмоциональную напряженность труда, которая характеризуется степенью включения в работу высшей нервной деятельности и психических процессов. Чем большая нагрузка приходится на высшие отделы коры больших полушарий головного мозга, тем важнее переключить внимание работающих на другой вид деятельности.

  Итак, методика ПФК находится в зависимости  от характера и содержания труда  и имеет «контрастный» характер:

  ·        чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше она в период активного отдыха, и наоборот;

  ·        чем меньше в активную деятельность включены большие мышечные группы, тем в большей степени они подключаются при занятиях различными формами ПФК

  ·        чем больше нервно-эмоциональное и умственное напряжение в профессиональной деятельности, тем меньше оно должно быть в разнообразных физических упражнениях ПФК. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Производственная физическая культура, ее цель и задачи

  Цель  ПФК – способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда. Эффективность труда можно повысить за счет расширения физиологически допустимых границ его интенсивности, а также за счет повышения индивидуальной производительности, на уровень которой также оказывает определенное влияние физическая подготовленность.

  Задачи  ПФК:

  ·        подготовить организм человека к оптимальному включению профессиональную деятельность;

  ·        активно поддерживать оптимальный уровень работоспособности во время работы и восстанавливать его после ее окончания;

  ·        заблаговременно проводить акцентированную психофизическую подготовку к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности;

  ·        профилактика возможного влияния на организм человека неблагоприятных факторов профессионального труда в конкретных условиях. 

3. Влияние условий  труда и быта  специалиста на  выбор форм, методов  и средств ПФК

  Производственная  физическая культура проявляется в  различных формах:

  ·        в рабочее время в форме производственной гимнастики и профессионально-прикладной, физической подготовки;

  ·        в свободное время в форме оздоровительно-восстановительных процедур, оздоровительно-профилактических физических упражнений, занятий в спортивных секциях и при необходимости – профессионально-прикладной физической подготовке к отдельным профессиональным видам работ.

  Занятия в любых формах ПФК могут проводиться  как индивидуально, так и в  группах.

  При выборе методов и средств важно  учитывать условия труда и  технологические особенности, воздействующие на трудовой процесс. Кроме того, необходимо принять во внимание такие факторы, как рабочая поза, разнообразие рабочих  движений, загруженность отдельных  функциональных систем. Например, при  рабочей позе стоя восстановительные  и  профилактические упражнения рекомендуется проводить в положении сидя или лежа. При рабочей позе сидя или в неудобных позах упражнения проводятся стоя в свободной позе. Соответственно подбираются и конкретные упражнения по «контрастному» методу.

  На  подбор методов и средств ПФК  оказывает влияние динамика, характер и степень развивающегося утомления  в течение рабочего дня, недели, месяца или года. В случаях значительного переутомления человека метод активного отдыха менее эффективен, чем пассивный отдых. Поэтому оценка степени рабочего утомления в течение рабочего времени или после него - необходимое условие для подбора оптимальных методов и средств ПФК.

4. Производственная  физическая культура  в рабочее время

  В рабочее время ПФК реализуется  через производственную гимнастику. Это название достаточно условно, так  как производственная гимнастика может  в ряде случаев включать в себя не только гимнастические упражнения, но и другие средства физической культуры.

  В особых случаях для некоторых  специалистов даже в рабочее время  могут быть организованы занятия  по профессионально-прикладной физической подготовке для обеспечения эффективного выполнения отдельных профессиональных видов работ.

    1. Производственная  гимнастика
 

 

  Производственная  гимнастика - это комплексы специальных  упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, чтобы повысить общую  и профессиональную работоспособность, а также с целью профилактики и восстановления.

  Видами (формами) производственной гимнастики являются: вводная гимнастика, физкультурная  пауза, физкультурная минутка, микропауза активного отдыха.

  При построении комплексов упражнения необходимо учитывать:

  1)  рабочую позу (стоя или сидя), положение туловища (согнутое или прямое, свободное или напряженное);

  2)  рабочие движения (быстрые или медленные, амплитуда движения, их симметричность или асимметричность, однообразие или разнообразие, степень напряженности движений);

  3) характер трудовой деятельности (нагрузка на органы чувств, психическая  и нервно-мышечная нагрузка, сложность  и интенсивность мыслительных  процессов, эмоциональная нагрузка, необходимая точность и повторяемость  движений, монотонность труда);

  4) степень и характер усталости  по субъективным показателям  (рассеянное внимание, головная боль, ощущение болей в мышцах, раздражительность);

  5) возможные отклонения в здоровье, требующие индивидуального подхода  при составлении комплексов производственной  гимнастики;

  6) санитарно-гигиеническое состояние места занятий (обычно комплексы проводятся на рабочих местах).

    1.   Вводная гимнастика
 

 С нее рекомендуется  начинать рабочий день. Она проводится до начала работы и состоит из 5-8 общеразвивающих и специальных  упражнений продолжительностью 5-7 мин.

  Цель  вводной гимнастики в том, чтобы  активизировать физиологи ческие процессы в тех органах и системах организма, которые играют ведущую роль при выполнении конкретной работы. Гимнастика позволяет легче включиться в рабочий ритм, сокращает период врабатываемости, увеличивает эффективность труда в начале рабочего дня и снижает отрицательное воздействие резкой нагрузки при включении человека в работу.

  В комплексе упражнений вводной гимнастики следует использовать специальные  упражнения, которые по своей структуре, характеру близки к действиям, выполняемым  во время работы, имитируют их.

  В зависимости от технологии и организации  профессиональной деятельности вводная  гимнастика может проводиться непосредственно  перед началом рабочего времени  или может быть включена в это  время.

Информация о работе Цель и задачи производственной физической культуры