Цели и задачи физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:06, реферат

Описание работы

Физическое воспитание – неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения Российской Федерации и многих других государств. В нашей стране целенаправленно и системно оно ведется в учреждениях дошкольного, общего, профес-сионального и послевузовского образования.

В общеобразовательной школе физическое воспитание, будучи целостным процессом, по своей направленности, содержанию, формам организации, методам реализации и некоторым другим характеристикам дифференцируется на четыре основные разновидности: 1) учебный предмет «Физическая культура»; 2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня школы (лицея, гимназии, колледжа); 3) внеклассная спортивно-массовая работа;

Содержание

1.Цели и задачи физической культуры.
2.Легендарные спортсмены России.
3.Профилактика травматизма

Работа содержит 1 файл

физра.docx

— 31.40 Кб (Скачать)
 

ВАРИАНТ 12.

1.Цели и  задачи физической культуры.

2.Легендарные  спортсмены России.

3.Профилактика  травматизма. 
 

1 Цели и задачи предмета «Физическая культура

Физическое воспитание – неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего  поколения Российской Федерации  и многих других государств. В нашей  стране целенаправленно и системно оно ведется в учреждениях  дошкольного, общего, профес-сионального и послевузовского образования.

В общеобразовательной  школе физическое воспитание, будучи целостным процессом, по своей направленности, содержанию, формам организации, методам  реализации и некоторым другим характеристикам  дифференцируется на четыре основные разновидности: 1) учебный предмет  «Физическая культура»; 2) физкультурно-оздоровительные  мероприятия в режиме учебного дня  школы (лицея, гимназии, колледжа); 3) внеклассная  спортивно-массовая работа;

4) общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Предмет «Физическая  культура», представляя одноименную  область общего образования, обязателен для реализации образовательными учреждениями и для усвоения учащимися. Программой регламентируются: объем учебного времени, образовательный минимум, трудоемкость для изучения, результаты, которые  выносятся на итоговую государственную  аттестацию Государственным образовательным  стандартом РФ общего образования.

Предмет «Физическая  культура» интегрирует (объединяет) другие виды физкультурной деятельности школьников в единый процесс физического  воспитания. Данное обстоятельство в  совокупности с тем, что предмет  выступает как инвариантная область  общего образования, выполняет роль системообразующего начала среди видов физкультурной деятельности учащейся молодежи. Постоянно возрастает его значимость в формировании психофизического состояния детей школьного возраста. Все это обусловливает потребность данной дисциплины базироваться на современных теории и методике обучения.

Предмет «Физическая  культура» в силу специфики функций  в структуре содержания общего образования  значительно отличается от других учебных  дисциплин. Учебно-воспитательный процесс  по предметам, представляющим филологические, общественные, естественные, математические науки, отличается определенной общностью  использования дидактических принципов, методов, форм организации. Учебный процесс по физической культуре связан с комплексным воздействием на морфофункциональную сферу, состояние здоровья и психику учащихся. Содержание и средства обучения, характер дидактического взаимодействия педагога и учащихся весьма специфичны.

Общие закономерности обучения двигательным действиям, развития двигательных способностей, воспитания качеств личности в процессе занятий  физическими упражнениями разработаны  и описаны в теории и методике физического воспитания.

Базовые (дидактика  общая и средней школы; теория физической культуры или физического  воспитания; психология общая, педагогическая, физического воспитания; физиология человека: общая, возрастная, физических упражнений; гигиена: общая, школьная, физических упражнений; биомеханика; спортивная метрология; информатика и др.) и смежные (методика физического воспитания, теории и методики спортивно-педагогических дисциплин, теории и методики внеурочных форм организации физического воспитания в школе и др.) науки с теорией и методикой обучения предмету «Физическая культура» получили значительное развитие.

Разработаны альтернативные концептуальные подходы к обновлению этой области общего образования. Накоплен фактический материал по проблеме теории и методики урока физической культуры в школе. Возрастают потребности  общества и формирующейся личности в результативности учебно-воспитательного  процесса по данной дисциплине. Все  это в совокупности составляет объективные  и субъективные предпосылки для  создания теории и методики обучения предмету «Физическая культура».

Курс теории и  методики обучения предмету «Физическая  культура» может быть представлен  как единство двух составляющих: дидактики  и методики преподавания предмета «Физическая культура».

В педагогической литературе эти два понятия – предметная (частная) дидактика и методика преподавания – анализируются с различных  позиций. Одни ученые их не разделяют, считая синонимами; другие отмечают сравнительно большую практическую направленность методик; третьи полагают, что предметные методики не отражают полноты самой  науки, которую они представляют. Те, кто идентифицируют частные дидактики  с методиками преподавания, исходят  из общности объекта исследования обеих  наук – обучения. Это верно, процесс  обучения пронизывает содержание и  дидактики, и методики. В одном  случае акцент переносится на научно-теоретический, методологический аспекты, в другом – на научно-методический, технологический, процессуально-практический. Методика обходит проблемы содержания науки или дисциплины, которую она обслуживает. Вместе с тем, вне сферы методики остаются и многие проблемы, составляющие научно-теоретическую и методологическую основу школьной физической культуры. Они входят в содержание частной дидактики – теории образования. В таком понимании дидактику (или теорию образования) предмета «Физическая культура» можно рассматривать как часть двух отраслей педагогической науки – общей дидактики и теории физического воспитания, объединенных в науку, изучающую образование и обучение  по данной дисциплине. В этом случае методика физической культуры – раздел общей методики и методики физического воспитания, представляющий науку о закономерностях преподавания и учения по предмету «Физическая культура».

Предмет теории образования (дидактики) по физической культуре включает следующие вопросы:

- место, значение, функции, цель физической культуры  в содержании общего образования;

- содержание предмета;

- дидактические процессы, дидактические системы предмета  и концепции ее обновления  на разных этапах развития общества;

- разработка педагогических технологий.

Предмет методики преподавания физической культуры – взаимодействие преподавания и учения, ориентированное  на достижение целей и задач дисциплины:

- выбора оптимальных,  соответствующих целям и задачам  средств, форм, методов обучения, воспитания, развития;

- программирования  учебно-воспитательного процесса;

- организации    непосредственного взаимодействия  процессов преподавания и учения;

- оценки и анализа  результатов взаимодействия учителя  и учащихся и разработки рекомен-даций для очередных дидактических циклов.

Содержание предмета «Методика физической культуры»  состоит из разработки на базе достижений частной дидактики теории образования  и общих закономерностей физического  воспитания дидактических систем дисциплины, отражающих специфику регионов страны, субъектов Федерации, конкретных общеобразовательных  школ и отдельных групп учащихся (учебных классов) и их реализации, что является функцией педагогической технологии.

Цель теории и  методики обучения предмету «Физическая  культура» – исследование путей  формирования у студентов методических навыков и умений.

Отсюда теория и  методика обучения предмету «Физическая  культура» - это совокупность знаний частной дидактики и методики преподавания физической культуры. Теория и методика обучения предмету «Физическая  культура» представляет собой общий  курс, интегрирующий образование, воспитание и развитие учащихся на уроках физический культуры в целостный педагогический процесс.

Цель дисциплины «Теория и методика обучения физической культуре» – формирование у студентов  знаний основ теории и методики обучения физической культуре и применение их в своей профессиональной деятельности.

В преподавании дисциплины теория и методика обучения предмету «Физическая культура» решается комплекс педагогических задач:

показать с научных  позиций становление, состояние  и развитие теории и методики обучения физической культуре;

раскрыть значение, роль и место теории и методики обучения физической культуре в познании общепрофессиональных дисциплин;

способствовать формированию научного мировоззрения и критического мышления;

содействовать повышению  общей педагогической культуры, расширению умственного кругозора, обогащению знаниями в области физической культуры и спорта.

В результате обучения и воспитания студенты должны знать:

историю становления  теории и методики обучения физической культуре, ее интегри-рующую роль и место в дисциплинах направления «Физическая культура»;

понятийный аппарат  теории и методики обучения физической культуре;

методологию обобщающих теоретических исследований по проблематике физической культуры и спорта;

научно-методические, программно-нормативные основы системы физического воспи-тания;

средства, методы и  формы физической культуры и спорта;

теорию и технологию обучения двигательным действиям и  воздействие физических упражнений на развитие личности.

Уметь:

организовывать и  проводить учебные занятия по физической культуре;

способствовать развитию профессиональных, экстремальных, технических видов спорта;

применять эффективно принципы, методы, средства спортивной тренировки;

осуществлять оздоровительные  и рекреационные формы физической культуры;

воспитывать психологические  качества средствами и методами физической культуры и спорта;

совершенствовать  профессиональное мастерство специалистов-педагогов физической культуры и спорта;

организовывать и  проводить научную деятельность в области физической культуры и спорта.

Дисциплина «Теория  и методика обучения физической культуре»  является составной частью социально-гуманитарного  образования, общекультурной и профессиональной подготовки выпускника. Она направлена на решение образовательных, развивающих, воспитательных задач, обеспечения  всесторонней подготовленности личности студента. В процессе изучения дисциплины «Теория и методика обучения физической культуре» студенты углубляют свои знания в области теории и методики обучения физической культуре и учатся творчески использовать полученные знания в процессе своей жизни  и профессиональной деятельности. 

3 Профилактика травматизма.

В отечественной  и зарубежной литературе достаточно широко освещены проблемы борьбы с  различными видами травматизма и  совершенно недостаточно – вопросы  организации травматолого-ортопедической помощи и профилактики травматизма в спорте.

С первых послевоенных лет в стране развернулась большая  работа по борьбе с травматизмом. В  свою очередь опыт, накопленный в  период Великой Отечественной войны, а также достижения военно-полевой  хирургии были использованы для дальнейшего  совершенствования организации  травматологической помощи. Значительную роль в ее развитии сыграли систематически проводившиеся совещания и конференции  травматологов-ортопедов, на которых  ставились задачи ускорения темпов развертывания сети специализированных учреждений, восстановление ее довоенного уровня и дальнейшего увеличения.

Повреждением, или  травмой, называют воздействие на организм человека внешнего фактора (механического, физического, химического, радиоактивного, рентгеновских лучей, электричества  и др.), нарушающего строение и  целостность тканей, и нормальное течение физиологических процессов.

В зависимости от характера травмируемой ткани различают  кожные (ушибы, раны), подкожные (разрывы  связок, переломы костей и пр.) и полостные (ушибы кровоизлияния, ранения груди, живота, суставов) повреждения.

Повреждения делятся  на прямые и непрямые, в зависимости  от точки приложения силы. Они могут  быть одиночными (например, поперечный перелом бедренной кости), множественными (множественный перелом ребер), сочетанными (перелом костей таза с разрывом мочевого пузыря) и комбинированными (перелом бедра и отморожение стопы и т.п.).

Действие механического  фактора, вызывающего повреждения, проявляется в виде сжатия, растяжения, разрыва, скручивания или противоудара, в результате которого травмируется участок ткани, противоположный месту приложения силы.

Травмы бывают открытые, с нарушением целостности, и закрытые, когда изменение тканей и органов  происходит при неповрежденной коже и слизистой оболочке.

1. Виды травм.

По тяжести травмы делятся на тяжелые, средней степени  тяжести и легкие.

Тяжелые травмы –  это травмы, вызывающие резко выраженные нарушения здоровья и приводящей в потере учебной и спортивной трудоспособности сроком свыше 30 дней. Пострадавших госпитализируют или  длительное время лечат у детских  травматологов-ортопедов в специализированных отделениях или амбулаторно.

Информация о работе Цели и задачи физической культуры