Автор: G*************@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 23:00, курсовая работа
Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества [5]
Введение…………………………………………………………………………..….3
Глава 1 Адаптивная физическая культура, ее интеграция в систему научных знаний и учебных дисциплин……………………………………………………….5
1.1 Понятие об адаптивной физической культуре, ее цели и задачи, виды и функции………………………………………………………………………………5
1.2 Адаптивная физическая культура как научная дисциплина………………...12
1.3 Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина………………...14
Глава 2 Адаптивная физическая культура в формировании адаптированности организма, ее основные принципы и подходы к организации…………………..17
2.1 Особенности адаптации организма в результате применения адаптивной физической культуры………………………………………………………………17
2.2 Основные принципы адаптивной физической культуры…………………....23
2.3 Требования к личности специалиста по адаптивной физической культуре……………………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованной литературы……………………………………………...34
Основными
чертами характера, обеспечивающими
возникновение и поддержание
благоприятных состояний
Основными мотивами, стимулирующими профессиональное самоопределение студентов по данной специальности, являются мотивы личностного престижа, профессионализма, прагматические и познавательные мотивы. Высокая выраженность данных групп мотивов (за исключением прагматических) способствует формированию у большинства студентов на первом курсе общей смысловой установки на работу с людьми с ограниченными физическими и психическими возможностями. Прагматические мотивы (желание родителей, уклонение от службы в армии и др.) оказывают негативное влияние на успешность обучения студентов, что обуславливает необходимость формирования адекватной профессиональной мотивации.
Можно говорить о некоторых профессионально важных качествах личности специалиста АФК. В группу наиболее значимых качеств личности включают терпение, доброжелательность, сочувствие и уважение [10].
Личность профессионала оказывает определенное влияние на его деятельность. Вместе с этим, существует и обратное влияние. Положительное влияние деятельности на личность связывают с формированием индивидуального стиля деятельности, а негативное — с профессиональной дезадаптацией, а конкретно — с профессиональной деформацией и развитием синдрома «психического выгорания».
Особого
внимания заслуживает синдром «
Опасность
возникновения данного синдрома
у профессионала в сфере АФК достаточно
высока, что требует специальных исследований
в отношении его развития и путей профилактики
и коррекции [25].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.
В первой главе было показано,
что адаптивная физическая
Цель адаптивной физической культуры позволяет сформулировать основную установку деятельности в этой области как занимающихся, так и педагога (преподавателя, тренера, методиста и др.).
Выделяют следующие виды адаптивной физической культуры: адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация, адаптивная физическая реабилитация.
Все функции АФК реализуются через деятельность, сама деятельность в сфере АФК столь разнообразна, что выходит далеко за рамки непосредственных занятий физическими упражнениями и вступает в различные социальные отношения, формирующие личность инвалида в соответствии с принципами и нормами человеческой морали.
2.
Адаптивная физическая
Адаптивная физическая культура базируется на классической или общей теории и методике физической культуры, однако в отличие от базовой дисциплины адаптивная физическая культура основным своим объектом познания и воздействия рассматривает не здоровых, а больных людей, включая и инвалидов.
3.
В основе адаптации к
Разработаны три уровня принципов адаптивной физической культуры: социальные, общеметодические и специально методические принципы. Социальные принципы адаптивной физической культуры отражают педагогические детерминанты культурного и духовного развития личности и общества в целом, включая инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями; общеметодические принципы адаптивной физической культуры отражают особенности реализации дидактических принципов сознательности, активности, наглядности, доступности, систематичности, прочности при формировании знаний, двигательных умений, развитии физических качеств и способностей у лиц с психическими, сенсорными, двигательными нарушениями; специально методические принципы адаптивной физической культуры построены на основе интеграции принципов смежных дисциплин и законов онтогенетического развития.
В
структуре деятельности педагога по
адаптивной физической культуре особую
роль приобретает коммуникативный
компонент: преимущество речевого общения
над невербальным при взаимодействии
с людьми с деривацией зрения, необходимость
владения языком жестов при работе с людьми
с деривацией слуха и т.д., а также гностический
(познавательный) компонент в связи с обязательным
контролем изменений в состоянии здоровья
занимающихся. Для деятельности специалиста
характерна более высокая степень психической
напряженности по сравнению с деятельностью
профессионала ФК. Профессионал АФК имеет
больше шансов для реализации индивидуального
подхода в связи, как правило, с небольшим
количественным составом группы.
Итак, в двух главах курсовой работы были раскрыты сущность, значение и особенности применения адаптивной физической культуры в современном обществе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адаптивная физическая
культура [Электронный
ресурс]. – 2009. – Режим доступа:www.dmps.ru/sport/
2. Адаптивная физическая
культура
[Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа:www.edu.ru/abitur/act.
3. Адаптивная физическая культура — Википедия [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: ru.wikipedia.org. - Дата доступа: 26.03.2011.
4. Адаптивная физическая
культура - Институт Специальной Педагогики
[Электронный ресурс]. –
2007. – Режим доступа: wallenberg.ru/content/view/58/
5.
Адаптивная физическая
6. Бойченко, С.Д.. Классическая теория физической культуры: учебник /С. Д.Бойченко, Д. А.Тышлер. — Минск: Вышэйшая школа, 2002 — 312 с.
7. Выдрин, В.М. Перестройка в области физической культуры / В.М. Выдрин // Теор. и практ. физ. культ., 1987. - № 8. - С. 22-24.
8. Деркач, А.А. Педагогическое мастерство тренера: учебник / А.А. Деркач, А.А. Исаев. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 375 с.
9. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) / С.П. Евсеев // Теор. и практ. физич. культ. - 1998. - №1. – С. 8-14.
10. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура, ее философия, содержание и задачи / С.П. Евсеев // Адаптивная физ. культ, и функц. состояние инвалидов. - СПб.: ФиС, 1996. – С. 2-7.
11. Евсеев, С.П. Слово главному редактору / С.П. Евсеев // Адаптивная физическая культура. - 2000. - № 1. – С. 2.
12. Евсеев, С.П., Адаптивная физическая культура в системе высшего профессионального образования / С.П. Евсеев, А.В.Шапкова, Т.В. Федорова // Теор. и практ. физич. культ. – 1996. - № 5. – С. 51-54.
13. Евсеев, СП. Адаптивная физическая культура: учебн. пособие / СП. Евсеев, Л.В. Шапкова. — М.: Советский спорт, 2000. — 240 с.
14. Интернет-версия журнала «Адаптивная физическая культура» [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: www.afkonline.ru/about.html. - Дата доступа: 23.03.2011.
15. Колледжи и техникумы
по специальности Адаптивная физическая
культура [Электронный
ресурс]. – 2009. – Режим доступа: www.edu-all.ru/pages/specall.
16. Литош, Н.Л. Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: учебное пособие / Н.Л. Литош. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 140 с.
17. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. / Л.И. Лубышева. – М.: ГЦИФК, 1992. – 122 с.
18. Казначеев, В.П. Современные аспекты адаптации: учебник / В.П. Казначеев. – Новосибирск: Наука, 1980. – 540 с.
19. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. / Л.П. Матвеев. 4-е изд.стер. – М.: Издательство «Лань»., 2004. – 160 с.
20. Меерсон, Ф.З. Адаптация в стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам / Ф.З.Меерсон, М.Г. Пшенникова. – М.: Медицина, 1988. - 256 с.
21. Платонов, В.Н. Адаптация в спорте: учебник / В.Н. Платонов. - Киев: Здоров′я, 1988. - 216 с.
22. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. - М.: Медгиз, 1960. – С. 15-35.
23. Семинар
«Адаптивная физическая культура» [Электронный ресурс].
– 2010. – Режим доступа: cntiprogress.ru/
24. Солодков, А.С. Физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам: лекция / А.С. Солодков. - Ленинград: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1988. - 38 с.
25. Специальность 032102 - Адаптивная физическая культура [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: mgafk.ru/?p=46. - Дата доступа: 24.03.2011.
26. Теория и организация адаптивной физической культуры [Текст]: учебник. В 2 т. Т 1. Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общ. ред. проф. С.П. Евсеева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советсткий спорт, 2005. – 296 с.
27. УралГУФК - Адаптивная
физическая культура
[Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа:
www.uralgufk.ru/.../
28. Физическая культура
для лиц с отклонениями в состоянии здоровья [Электронный ресурс].
– 2010. – Режим доступа: www.insto.ru/statji/index.php?
29.
Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной
физической культуры / Л.В. Шапкова [Электронный
ресурс]. – 2009. – Режим доступа: www.booksmed.com/.../210-