Адаптивная физическая культура

Автор: G*************@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества [5]

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….3

Глава 1 Адаптивная физическая культура, ее интеграция в систему научных знаний и учебных дисциплин……………………………………………………….5

1.1 Понятие об адаптивной физической культуре, ее цели и задачи, виды и функции………………………………………………………………………………5

1.2 Адаптивная физическая культура как научная дисциплина………………...12

1.3 Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина………………...14

Глава 2 Адаптивная физическая культура в формировании адаптированности организма, ее основные принципы и подходы к организации…………………..17

2.1 Особенности адаптации организма в результате применения адаптивной физической культуры………………………………………………………………17

2.2 Основные принципы адаптивной физической культуры…………………....23

2.3 Требования к личности специалиста по адаптивной физической культуре……………………………………………………………………………..27

Заключение………………………………………………………………………….32

Список использованной литературы……………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

Адаптивная физическая культура. 29.03.11.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

       При напряженной спортивной тренировке он связан с активизацией и мобилизацией функциональных ресурсов организма, интенсивным протеканием структурных и функциональных преобразований в органах и тканях [24].

       Устойчивая долговременная адаптация характеризуется наличием необходимого резерва для обеспечения нового уровня функционирования системы, стабильности функциональных структур, тесной взаимосвязи регуляторных и исполнительных органов. Ученые характеризуют ее как состояние наивысшей работоспособности, выражающейся в формировании эффективной структуры движений, повышении скорости произвольного расслабления мышц (техническая экономизация), ускорении процесса врабатывания, снижении энергозатрат на единицу выполненной работы, повышении утилизации кислорода, оптимизации восстановительных процессов (функциональная жономизация).

       Долговременная  адаптация выражается, с одной  стороны, в увеличении мощности механизмов саморегуляции, с другой - в повышении  реактивности этих систем к управляющим  сигналам. В результате этого уравновешивание адаптированного организма с внешней средой достигается при меньшей степени включения высших уровней регуляторной иерархии - при более экономном функционировании нейроэндокринной регуляции систем, ответственных за адаптацию [20].

       Особого внимания заслуживает адаптация  организма к экстремальным, стрессорным условиям, из которых нельзя выйти посредством простых реакций избегания. Такие ситуации встречаются в различных видах деятельности человека, сопряженных с ответственностью, риском, необходимостью сохранять выдержку, регулировать поведение и эмоции.

       На  протяжении индивидуальной жизни человек  неоднократно подвергается стрессу, в результате длительного и интенсивного действия которого развиваются стрессовые заболевания. В настоящее время доказана роль стресса как этиологического фактора ишемических заболеваний сердца, гипертонической болезни, атеросклероза, язвенных поражений желудка, даже злокачественных опухолей и иммунодефицитных состояний, ограничивающих срок человеческой жизни.

       В качестве стрессоров выступают такие  естественные для нашего времени  формы, как экологические катастрофы, войны, потеря близких людей, физические травмы, увечья и др. Не менее широко распространены социально детерминированные стрессорные ситуации в результате межличностных конфликтов, связанных с унижением достоинства, обманом, предательством, крахом надежд, разочарованием и т.п. В подобном положении оказываются многие инвалиды, внезапно потерявшие конечность, зрение или слух, когда формируются так называемые безвыходные стрессовые ситуации. Конфликт людей, оказавшихся в сложной обстановке, заключается в потребности реализовать оборонительную реакцию самосохранения и невозможности, непреодолимом запрете ее осуществить в создавшихся условиях.

       Однако большинство людей, оказавшихся в безвыходных ситуациях, не погибают, а приобретают ту или иную степень резистентности (устойчивости) к этим стрессорным ситуациям.

       Дело  в том, что при воздействии  различных экстремальных факторов, как физических, так и психических, в организме возникают однотипные биохимические изменения, направленные на преодоление действия этих факторов путем адаптации организма к предъявляемым требованиям. Совокупность изменений, происходящих в организме под действием стрессоров, Г. Селье назвал адаптационным синдромом. Выраженность этих изменений зависит от интенсивности стресса, функционального состояния физиологических систем и характера поведения человека. По утверждению Г. Селье, без стресса невозможна никакая активная деятельность, полная свобода от стресса равнозначна смерти. Следовательно, стресс не только вреден, но и полезен для организма. Он мобилизует его возможности, повышает устойчивость к отрицательным воздействиям.

       Важное  значение для характера последствий  стресса имеют поведенческие реакции на стрессовую ситуацию. Активный поиск способов ее изменения ведет к устойчивости организма, при отказе от активного поиска фаза сопротивления адаптационного синдрома переходит в фазу истощения и в тяжелых случаях может привести организм к гибели.

       Боль, сопряженная с опасностью и страхом, побеждается выдержкой и терпением, которые обеспечиваются критическим напряжением механизмов коркового торможения, но при этом заторможенным оказывается лишь внешний, поведенческий, компонент реакции. Ее внутренний компонент, т.е. мобилизация функции кровообращения, дыхания и т.д., сохраняется и даже может быть более интенсивной и длительной, чем сама поведенческая реакция. При возникновении эмоционального напряжения под влиянием стресса мобилизация энергетических и структурных ресурсов и передача их в интенсивно функционирующие системы осуществляются комплексом стрессорных гормонов. Они-то и обеспечивают эмоциональное поведение, формируя в коре головного мозга новые функциональные системы.

       Внешне  хаотическое, энергетически расточительное эмоциональное поведение по своему биологическому и социальному значению является одной из наиболее творческих реакций организма. Эмоции изменяют порог восприятия, активизируют память, служат дополнительным средством коммуникации. Стремление к повторному переживанию положительных эмоций побуждает человека активно искать пути удовлетворения потребностей. В критических ситуациях эмоция может обеспечить быстрое многообразное, подчас случайное перекомбинирование представлений об окружающем мире, о самом себе и собственных возможностях как объективной реальности.

       Критерием удачного выбора эмоционального поведения  является практический результат, ибо, в конечном счете, эмоция выступает как доминирующий фактор стабилизации всех систем организма к условиям измененной среды. Если отрицательные эмоции направлены преимущественно на самосохранение, то положительные - на саморазвитие, самореализацию личности в процессе освоения новых сфер деятельности, удовлетворение интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

       Столь важная роль, отводимая эмоции и  эмоциональному поведению, несомненно, должна быть использована в адаптивной физической культуре. Стимулятором эмоционального поведения может быть игровая деятельность, адекватная реальным двигательным возможностям инвалида и обеспеченная безопасными условиями проведения игр.

       Итак, даже самые общие знания о закономерностях  адаптационных процессов организма имеют стратегическое значение для понимания биологической сущности теории и методики адаптивной физической культуры. Однако на сегодня остаются нерешенными такие важные теоретические и прикладные проблемы, как управление долговременной адаптацией организма инвалидов различных нозологических групп в процессе физического воспитания, спортивных, рекреационно-оздоровительных занятий и физической реабилитации; нормирование физической нагрузки и адаптация к ней; тактика адаптации к действию нескольких факторов среды; обеспечение сложных форм социальной адаптации через движение; адаптация организма к действию экстремальных стрессорных ситуаций; количественная и качественная оценка процессов адаптации и др. [22].

       Компенсация организма. Компенсаторные приспособления - важные адаптационные реакции организма на повреждения, выражающиеся в том, что органы и системы, непосредственно не пострадавшие от действия повреждающего агента, Іерут на себя функцию разрушенных структур путем заместительной гиперфункции или качественных изменений функции. Так, например, при повреждении (ампутации) правой руки человек немедленно начинает использовать левую руку для выполнения функций выключенной конечности. Эта срочная компенсация очень важна в экстремальных ситуациях, однако является заведомо несовершенной. В дальнейшем в результате обучения и образования в головном мозге системы новых, структурно закрепленных временных связей формируются навыки, обеспечивающие долговременную компенсацию: относительно совершенное выполнение левой рукой операций, обычно выполняемых правой. Таким образом, формирование срочной, но недостаточно совершенной компенсации и ее последующий переход в устойчивую долговременную компенсацию составляют общую закономерность развития компенсаторного процесса.

       После большинства повреждений в организме человека полного восстановления разрушенных органов не происходит, и функциональная система, сформировавшаяся на этапе срочной компенсации, сохраняется в течение последующей жизни человека. Такое положение чаще наблюдается при ампутации конечности, при повреждении парных внутренних органов, желудочно-кишечного тракта. Причем во всех этих ситуациях несовершенная срочная компенсация превращается в надежную, долговременную. Основа долговременной компенсации состоит в формировании структурного следа в компенсирующей системе. Сущность его в том, что в процессе компенсации активация синтеза нуклеиновых кислот и белков не только реализуется в клетках одного исполнительного органа, на который падает увеличенная нагрузка, но и способствует возникновению определенных структурных изменений во всех органах компенсирующей функциональной структуры.

       Аналогичные компенсаторные процессы происходят при  потере зрения, когда обостряется  слух, и, наоборот - при нарушении слуха компенсирующую функцию берет на себя зрение [20].

       А.С. Солодков, анализируя морфофункциональные  реакции у инвалидов после  ампутации конечности, выделил следующие закономерные процессы, обязательно сопровождающие долговременную адаптацию: а) изменение взаимоотношений регуляторных механизмов; б) мобилизацию и использование физиологических резервов организма; в) формирование специальной функциональной системы адаптации к конкретной (трудовой или спортивной) деятельности [24].

       Существенное  значение для понимания процесса формирования функциональной системы, компенсирующей повреждения, имеют исследования П.К. Анохина. Он сформулировал несколько общих принципов, которые могут быть применены к самым различным компенсаторным процессам. Так, например, повреждение нижней конечности вызывает нарушение равновесия и акта ходьбы. Это влечет за собой изменение информации от рецепторов вестибулярного аппарата, проприорецепторов мышц, рецепторов кожи, а также зрительных рецепторов. В результате переработки этой информации анализаторами центральной нервной системы функция моторных центров и мышечных групп перестраивается таким образом, чтобы восстановить равновесие и в измененном виде осуществить акт ходьбы (принцип сигнализации о дефекте). По мере увеличения повреждения сигнализация о дефекте возрастает, вовлекая в компенсацию новые нервные центры и соответствующие мышечные группы (принцип прогрессивной мобилизации запасных компенсаторных механизмов). В дальнейшем по мере эффективного осуществления компенсации состав афферентного импульсного потопа сокращается, выключая определенные отделы функциональной системы, ранее участвовавшие в осуществлении компенсаторной деятельности (принцип обратного афферентирования этапов восстановления нарушенных функций) и т.д. В конечном итоге формируется стабильный анатомический дефект, который обеспечивает компенсацию - минимальную степень хромоты при данном повреждении.

       Такой механизм компенсации является общим  для любых нозологических групп инвалидов и может быть использован в адаптивной физической культуре для реабилитации инвалидов на разных стадиях восстановления, при составлении тренировочных программ, обучения двигательным действиям в процессе физического воспитания и т.д. Поддержание структурно-функционального состояния путем сравнительно невысоких, но систематических физических нагрузок на органы и системы, обеспечивающие компенсацию, - самый экономный вариант этого процесса, нежели многократные повторения деадаптации-реадаптации [18]. 
 

2.2 Основные принципы  адаптивной физической  культуры 

       Любой целенаправленный и организованный процесс подчинен общим педагогическим законам, закономерностям и принципам. Проблему принципов в педагогике на сегодня нельзя считать решенной - не разработаны научные основы системы принципов, их соподчинения, иерархии. В педагогической литературе существует множество принципов, отличающихся формулировками, емкостью и содержанием. На разработку принципов адаптивной физической культуры влияют не только педагогические, но и социальные, философские, психологические, медицинские и другие законы и закономерности.

       Не  располагая принципами, т.е. научно-практическими  положениями, определяющими основные требования к построению, содержанию, методам и организации занятий, педагоги-практики чаще всего опираются на имеющиеся знания, опыт, интуицию, указания, идеи, правила, нормы и т.п., которые не всегда бывают достаточно эффективны [26].

       Принципы  являются составной частью методологии, отражая общие концепции и  сущность дисциплины, ее содержание, меру взаимодействия педагога и занимающегося. Поэтому разработка принципов и основных требований для работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями имеет первостепенное значение для теории и практики адаптивной физической культуры [16].

       Разработаны три уровня принципов адаптивной физической культуры: социальные, общеметодические и специально методические принципы. При этом под принципами в теории адаптивной физической культуры (как и в теории физической культуры) понимаются наиболее общие теоретические положения, объективно отражающие сущность и фундаментальные закономерности обучения, воспитания и всестороннего развития личности.

       Социальные  принципы адаптивной физической культуры отражают педагогические детерминанты культурного и духовного развития личности и общества в целом, включая инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями.

Информация о работе Адаптивная физическая культура