Жизненно важные интересы личности в сфере духовной жизни общества,как фактор его безопасного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:32, доклад

Описание работы

В настоящей геополитической ситуации полярности мнений, разнообразия теорий чрезвычайно важно заполнить духовный вакуум такими знаниями, идеями, учебными дисциплинами, которые, обладая безусловным статусом научной объективности, социальной необходимости, помогут не только осмысленно воспринимать суть происходящих изменений, но и заложат творческие начала деятельности будущих специалистов, связанные с воплощением в жизнь Новой идеологии 21 века.

Содержание

Введение
1.Социально-психологическая характеристика личности
2.Интересы личности
3.Личность и общество, их взаимодействие
4. Духовная жизнь общества и личности
5.Духовная безопасность общества и личности
Заключение
Использованная литература

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 46.93 Кб (Скачать)

Идеологический вакуум в общегосударственном масштабе, отсутствие ценностных оснований для  национально-культурной идентичности, экспансия стандартов западного  образа жизни вызвали рост асоциальных  и противоправных форм поведения, гипертрофированную ориентацию массового сознания исключительно  на достижение материального благополучия и гедонизма. Все это существенно  модифицировало общественное сознание, и прежде всего молодежи, опасно приблизив его к черте душевной патологии.

Во-вторых, в условиях глобализации современной цивилизации  и развития электронных технологий важнейшим фактором мирового влияния  становится культура, которая рассматривается  сверхдержавами в качестве важнейшего механизма включения тех или  иных регионов в сферу своего влияния. Усиление культурного фактора в  геополитических стратегиях сопровождается рядом негативных последствий, которые  необходимо учитывать в разработке концептуальных основ геополитики. С одной стороны, культурное сотрудничество и диалог народов являются залогом  справедливости и демократии, условием предотвращения международных и  межэтнических конфликтов, насилия  и войн. С другой - мировое сообщество вступает в новую фазу, в которой  доминирующим фактором глобальной политики и фундаментальным источником конфликтов будут не политические или экономические  разногласия, а, прежде всего, культурно-этнические различия и противоречия. Объективное  или субъективное неравенство партнеров  по культурному диалогу является предпосылкой геополитических влияний. Несамодостаточность одной из сторон диалога и стремление скопировать "другую" культурную модель снижают эффективность партнерских отношений в межнациональных контактах, что, в конечном счете усугубляет комплекс национальной и культурной неполноценности, открывает границы для культурной экспансии стран-лидеров.

В-третьих, широкомасштабные изменения последних десятилетий  преобразили облик мирового сообщества. Разрушен двухполюсный миропорядок, основанный на инфраструктуре и идеологии "холодной войны", что создает предпосылки  для утверждения полицентризма  геополитических сил. Происходит диверсификация политических центров и регионов. Взаимодействие и взаимозависимость  государств приобретает глобальный, всепланетарный характер. Международное сообщество начинает осознавать императивную необходимость совместных действий по выработке политики, призванной обеспечить жизнеспособность всей современной цивилизации. В настоящее время усиливается борьба за духовное влияние и раздел мирового пространства. Сегодня стратегическая цель геополитической экспансии мировых лидеров в отношении развивающихся стран - сделать их себе подобными: по политической и экономической системе, социальному строю, идеологии, психологии, культуре. К сожалению, Россия за последние годы утратила многие политические позиции на международной арене, в частности в странах СНГ и Восточной Европы. В какой-то мере это связано с распадом геополитического и социально-культурного пространства, которое ранее объединяло различные народы и нации Советского Союза в единую империю-цивилизацию, а также с истощением той духовной энергии, которая ранее определяла лидирующие позиции России в мировом культурном пространстве.

Залогом возрождения  былой геополитической мощи России являются не только ее природные ресурсы  и военно-технический потенциал, но и уникальность ее духовного опыта, огромный потенциал гуманитарной культуры. Именно этот пласт культурной системы  обеспечивает передачу духовных ценностей  от одного поколения к другому, фиксирует  и сохраняет язык нации, картину  мира, свойственную тому или иному  культурному сообществу, выполняет  функцию национального самосознания и культурной самоидентификации  поколений, задает жизненные ценности и идеалы, способствует общественному  согласию и консолидации человеческих сообществ.

Гуманитарная культура содержит в себе ценности и нормы, составляющие духовное ядро общества и являющиеся своеобразными "линиями  притяжения", нарушение которых  неизбежно ведет к дезинтеграции  общественного организма. И такая  ситуация для разрушения государственной  целостности значительно опаснее, чем внешняя экспансия. Одним  из реальных механизмов реализации геополитических  задач, и прежде всего в плоскости  духовной безопасности, является высшее гуманитарное образование - важнейший  социальный институт трансляции культурных ценностей, норм, идеалов, форма воспроизводства  национально-культурного мира. Именно возможности образования сохранять и утверждать смыслообразующие координаты культурной системы позволяют рассматривать его не только как систему профессиональной подготовки, но и как эффективный инструмент геополитики и обеспечения духовной безопасности нации.

Однако в настоящее  время геополитический потенциал  образования не только не используется в полной мере, но и не осмысливается  в соответствии с масштабом проблем. Да и политика государства в данной области свидетельствует о том, что власть не понимает подлинной  роли образования, не осознает, что  без человека, его образованности, интеллекта экономическое благополучие общества невозможно (да и бессмысленно). В советское время наши вузы готовили огромное количество специалистов из многих стран мира, которые возвращались к себе на родину не только технологически обогащенными, но и ценностно изменившимися. Сейчас ситуация совсем иная. Более того, отказ от поддержки научных направлений, которые не дают непосредственной выгоды, отсутствие условий для социальной востребованности духовной и научной элиты стимулируют массовую "утечку мозгов" за рубеж.

Разрушаются имевшие  большой международный авторитет  отечественные научные и педагогические школы. Наиболее остро кризис высшей школы проявляется в сфере  гуманитарного образования, и это  вполне закономерно. Если содержание технической, инженерной культуры (и деятельность обеспечивающих ее образовательных  систем) слабо связано с изменениями  в общественной идеологии и политике, то система трансляции социально-гуманитарного  знания во многом определяется общекультурным, мировоззренческим контекстом.

Гуманитарное образование - важнейший механизм трансляции и  воспроизводства культурных ценностей, идеалов и смыслов жизни, форма  и содержание, которого детерминированы  спецификой "национально-культурного  мира", образуемого историей, языком, философией, литературой, традициями, психологией. Поэтому диалектическая взаимосвязь между культурой и образованием, возможности последнего оказывать существенное влияние на состояние духовной атмосферы в обществе делают сегодня особо важной проработку теоретических и методологических основ его реформирования.

Вместе с тем  актуализируется задача утверждения  в общественном сознании понимания  подлинной роли образования, которое  является не только решающим фактором экономического процветания, но и основой  духовной безопасности, эффективным  средством решения геополитических  задач. Понимание образования как  фактора духовной безопасности нации  обусловлено его важнейшей ролью  в сохранении культурной преемственности  и духовном развитии личности.

Образование обеспечивает целостное воспроизводство человека - в соответствии с теми его идеалами, которые сформированы в недрах культуры, и прежде всего в религиозно-философских, этических и педагогических системах и концепциях. Если обучение транслирует  и воспроизводит лишь некий частный, конкретный фрагмент культуры, то образование  производит и воспроизводит целостный  субъект культуры и деятельности - человека в его экзистенциальной и онтологической полноте.

В отличие от инструментально  ориентированного обучения (которое  обеспечивает трансляцию, воспроизводство  и освоение знаний, умений, технологий и потому является вторичным по отношению  к процессам формирования и развития личности) образование формирует  целостный "образ" человека. Именно возможности образования сохранить  специфику отечественной культуры позволяют рассматривать его  в качестве важнейшего условия духовной безопасности российского общества, ибо утрата духовной самобытности народа ведет к потере своего особого  места в общемировой семье  культур и цивилизаций, а в конечном счете - к существенному ослаблению экономических и геополитических позиций. В этой связи одной из важнейших теоретических и практических проблем высшей школы является реформирование гуманитарного образования, построение таких его моделей, которые смогли бы, опираясь на традиции и опыт отечественной и мировой высшей школы, максимально эффективно востребовать и транслировать духовный, человекотворческий потенциал культуры, и прежде всего отечественной. И эта миссия гуманитарного образования представляется чрезвычайно важной - сохранение отечественной культуры как целостного явления есть главная предпосылка и условие духовной безопасности общества, ибо лишь "культурное самостояние" есть залог величия народа и независимости государственного бытия (И.А.Ильин). 

Игнорирование духовных оснований национальной культуры - в политике, экономике, образовании - особенно опасно в условиях общественной трансформации. Еще более 10 лет назад на одном из международных семинаров, проведенном в рамках ЮНЕСКО, отмечалось, что важнейшей из основных причин угасания творческого потенциала народа является ослабление интеллектуальных и духовных традиций в результате разрушения национальной системы образования и подготовки слоя интеллигенции, чуждой своему народу, его истории, традициям, культуре. Следовательно, развитие национально и культурно ориентированного образования - ведущая предпосылка активизации творческих сил и способностей нации, мобилизации ее духовных ресурсов. Такое понимание роли образования объективно ставит сегодня проблему переориентации его философских оснований, необходимость разработки образовательной парадигмы, которая избежала бы эклектичного соединения концепций и идей других национальных школ. В частности, копирование западных моделей образования, ориентированных на развитие человеческой субъективности или на передачу максимального объема знаний и освоение технологий, в условиях России неизбежно влечет за собой кризис социально-культурной и личностной самоидентичности, ибо инструментальная природа этих моделей делает незначимой духовно-нравственную составляющую образовательного процесса, выхолащивая тем самым подлинную сущность данного социального института.

Организующая и "образующая" сила образования заключается в  его способности обеспечить органичность и целостность личности. Но эти  черты не способна сформировать традиционная рационалистическая ориентация образовательных  систем. Предел возможностей рационалистической установки - выявление противоречий, синтез ей недоступен. Только на высших ступенях духовного познания возможен синтез антиномий, но источником этого  нового знания уже является не разум, а сердце.

Познать разумом - значит "опознать противоречия", уразуметь  сердцем - значит "понять всецело", "избегнуть односторонностей" и создать систему понятий, наиболее целостно и экономично охватывающих всю совокупность бытия (П.Флоренский). "Стяжание духовности" требует максимальных усилий, но лишь этот процесс делает личность целостной, яркой и привлекательной.

Среда жизнедеятельности  не сама по себе формирует личность - возможности ее воздействия обеспечиваются наличием в ней значительных смысловых  и ценностных конструктов. Они являются своего рода системой координат индивидуального  бытия, нравственное восхождение к  которым определяет характер и глубину  личностного становления. Идентификация  человека с этими образами переводит  их в интрапсихическую плоскость, где они превращаются в некие единицы духовного мира личности.

Духовное восхождение  человека есть всегда усилие "вверх". Чтобы это предстояние стало энергией самоосуществления, необходимо преклонение перед "объектом идентификации" - идеалом, который "довершает" и возвышает бытие человека. Именно идентификация обеспечивает духовный рост и самоосуществление человека: предстояние идеалу есть условие отождествления с ним, уподобления, а в пределе - перевоплощение в него. Переживая бытие другого как свое "инобытие", человек творит себя по "образу и подобию" - его положительные качества возрастают в поле резонансного взаимодействия с объектом идентификации. В данном случае речь идет не просто о декларируемом нравственном идеале или субъективно осознанной и признанной ценности - духовная вертикаль должна быть олицетворена образом конкретной личности. Лишь в таком случае "срабатывает" идентификационный механизм - происходит проекция собственных возможностей на предстоящий образ и последующее отождествление с ним.

Созерцаемый идеал, обостряя внутриличностное противоречие между должным и сущим, активизирует мощную энергию самостроительства, способствует пониманию жизненного предназначения человека. И процесс этот вполне закономерен, ибо сущность человека - это деятельная активность бытия, она может проявляться только в движении к совершенству, экзистенциальной полноте, абсолюту. Понять свое призвание - это увидеть лучшее в самом себе как проекцию извне, убедиться, что твоя сущность не исчерпывается "личными пределами", но является как бы продолжением того Высшего, которому человек предстоит. Идентификационные механизмы играют особую роль в воспитании, суть которого заключается в пробуждении "нравственного инстинкта" - своеобразной "духовной доминанты", которая "собирает" и объединяет в единый образ человеческие мысли, ценности, нормы, определяет его поступки и жизненную стратегию.

Формирующаяся в  результате идентификации внутриличностная "духовная доминанта" - это своеобразный "виртуальный орган", объясняющий тайну и природу человеческой воли, истоки силы духа, его способность к максимальной концентрации и преодолению внутренних трудностей и внешних препятствий. Понимание сущностных механизмов образования позволило нам сформулировать основной предмет образовательной деятельности (он же на определенном этапе становится ее результатом). Мы считаем, что в таком качестве следует рассматривать условия формирования целостного образа личности в единстве трех ипостасей человека: единство с самим собой (тождественное отражение своей собственной природы - рода); коммуникативное единство человека с миром значимых других (формируется в результате внутреннего синтеза и преображения всей совокупности воспринимаемых форм своего "инобытия" - тех смысловых сущностей, которые возникают в системе коммуникации субъекта и становятся для него "зеркалом", отражающим и тем самым "удваивающим" его способности); единство с идеалом, т.е. образ как "след" проекции на личность высших и опредметившихся форм выражения человеческой сущности, образ как результат активности субъекта, стремящегося к полноте своего бытия "по образу и подобию". 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Жизненно важные интересы личности в сфере духовной жизни общества,как фактор его безопасного развития