Жизненно важные интересы личности в сфере духовной жизни общества,как фактор его безопасного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:32, доклад

Описание работы

В настоящей геополитической ситуации полярности мнений, разнообразия теорий чрезвычайно важно заполнить духовный вакуум такими знаниями, идеями, учебными дисциплинами, которые, обладая безусловным статусом научной объективности, социальной необходимости, помогут не только осмысленно воспринимать суть происходящих изменений, но и заложат творческие начала деятельности будущих специалистов, связанные с воплощением в жизнь Новой идеологии 21 века.

Содержание

Введение
1.Социально-психологическая характеристика личности
2.Интересы личности
3.Личность и общество, их взаимодействие
4. Духовная жизнь общества и личности
5.Духовная безопасность общества и личности
Заключение
Использованная литература

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 46.93 Кб (Скачать)

Введение

1.Социально-психологическая  характеристика личности

2.Интересы личности

3.Личность и общество, их взаимодействие

4. Духовная жизнь  общества и личности

5.Духовная безопасность  общества  и личности

Заключение

Использованная литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В современных условиях Россия переживает трансформационные  процессы, связанные с переходом  к новым ценностным ориентирам развития,

которые вызвали  существенные изменения всех сфер общественной жизни. Особенно остро этот процесс  затронул вопросы защиты социальных интересов личности и общества и  воспроизводства народов России. Изменяются условия и ориентиры  всей системы жизнеобеспечения, предопределявших благоприятные возможности для  развития жизнеспособности государства, благополучия граждан и сохранения фундаментальных ценностей и  традиций народов Российской Федерации. Однако характер этих изменений в  контексте формирования новой социокультурной  политики имеет неоднозначные, преимущественно  негативные результаты.

В настоящей геополитической  ситуации полярности мнений, разнообразия теорий чрезвычайно важно заполнить  духовный вакуум такими знаниями, идеями, учебными дисциплинами, которые, обладая  безусловным статусом научной объективности, социальной необходимости, помогут  не только осмысленно воспринимать суть происходящих изменений, но и заложат  творческие начала деятельности будущих  специалистов, связанные с воплощением  в жизнь Новой идеологии 21 века. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Социально-психологическая характеристика личности

Личность — это  сознательный и активный человек, имеющий  возможность выбирать тот или  иной образ жизни. Все зависит  от личностных и психологических  качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно понимать и  учитывать.

Социально-психологические  особенности личности. Личность человека как члена общества находится  в сфере влияния различных  отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ. Процесс формирования личности происходит как под влиянием сферы политических отношений и идеологии. Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки. На психологию личности влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит.

В процессе взаимодействия и общения происходит взаимовлияние  личностей друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах  отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам.

В группе личность завоевывает  определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.

Личность — не только объект общественных отношений, но и их субъект, т. е. активное звено. Личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного  государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т. д.), осознающий свое отношение к окружающим его  людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней, занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными  и социально-психологическими особенностями.

Развитие личности обусловлено разными факторами: своеобразием физиологии высшей нервной  деятельности, анатомо-физиологическими собенностями, окружающей средой и обществом, сферой деятельности. Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности личности — это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в разнообразных характеристиках: соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств в поведении и т. д.

Анатомофизиологические особенности личности — характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние как на его психику и поведение, так и на подверженность последних действиям обстоятельств и других людей.

Важнейшими факторами  формирования личности выступают природно-географическая среда и общество. Макросреда —  общество в совокупности всех его  проявлений. Микросреда — группа, микрогруппа, семья и так далее — также является важной детерминантой формирования личности.

В микросреде закладываются  важнейшие нравственные и морально-психологические  характеристики человека, которые необходимо учитывать, а также совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Общественно полезная деятельность — это труд, в условиях которого развивается человек и формируются его важнейшие качества. Социально-психологическая характеристика личности как описание всего комплекса присущих ей характерных особенностей имеет внутреннюю структуру, включающую определенные стороны.

Психологическая сторона  личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний. Психические процессы—  психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Психические свойства — наиболее устойчивые и постоянно  проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень  поведения и деятельности, типичный для нее. Свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности. Мировоззренческая сторона отражает общественно значимые ее качества и  особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе

Социально-психологическая  сторона отражает основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди  других людей. Широкое распространение получило представление, связанное с психоанализом, о послойной структуре личности (И. Хофман, Д. Браун и др.): внешним слоем являются идеалы, внутренним — «глубинные» инстинктивные влечения. Л. Клягесом предложена

схема, включавшая компоненты личности и характера:

1) материя;

2) структура;

3) движущие силы.

Американский психолог Р. Кеттел указывает на три аспекталичности:

1) интересы;

2) способности;

3) темперамент.

Л. Рубинштейн рассматривает  личность в трех планах, таких как:

1) направленность (установки,  интересы, потребности);

2) способности;

3) темперамент и  характер.

Вслед за Дж. Мидом интеракционисты выделяют три основных компонента в структуре личности: I, mе, self. Их интерпретация:

1) I (дословно —  «я») — это импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности;

2) mе (дословно — «меня», т. е. каким меня должны видеть другие) — это рефлексивное нормативное «я», внутренний социальный контроль, основанный на учете ожиданий требований других людей и прежде всего «обобщенного другого».

Рефлексивное «я»  контролирует и направляет импульсивное «я» в соответствии с усвоенными нормами поведения в целях  успешного, с точки зрения индивида, осуществления социального взаимодействия;

3) self («самость» человека, личность, личностное «я») — совокупность импульсивного и рефлексивного «я», их активное взаимодействие.

Личность интеракционистами трактуется как активное творческое существо, способное оценивать и конструировать собственные действия.

Вслед за Дж. Мидом современные интеракционисты видят в активном творческом начале личности основу развития не только самой личности, но и объяснение тех изменений, которые происходят в обществе. Причину изменений в обществе следует искать в специфике структуры личности, в том, что наличие в ней импульсивного «я» является предпосылкой для появления различных вариаций в шаблонах ролевого поведения и даже отклонений от этих шаблонов.

Изменения в обществе носят случайный характер и не подчиняются каким-либо закономерностям, а причина возникновения зависит  от личности. Составляя социально-психологическую  характеристику личности, необходимо учитывать соматофизиологические особенности. Анатомофизиологическая специфика строения тела человека определяет развитие некоторых его социально-психологических качеств.

Существуют три  социально-психологических типа: пикники, атлетики и астеники.

Пикники отличаются высокой степенью межличностной  контактности и адаптируемости к социальной среде; стремлением строить определенным образом отношения со всеми другими людьми, что позволяет им отстаивать свои интересы и пристрастия, не входя в конфликты с окружающими.

Атлетики общительны и социально активны, стремятся  быть в центре внимания и завоевывать  доминирующие позиции среди других людей, отличаются кипучей экспрессивностью. Астеники малообщительны, сдержанны  в сотрудничестве с другими людьми, осторожны в активных взаимоотношениях

в группе, очень чувствительны  к изменению своего статуса или  социального положения, страдают клаустрофобией. Составляя социально-психологическую  характеристику человека, следует принимать  во внимание его принадлежость к определенному типу высшей нервной деятельности: сангвиникам, флегматикам, холерикам, меланхоликам. Сангвиники находятся в приподнятом настроении, отличаются быстрым и эффективным мышлением, большой работоспособностью.

Флегматикам совершенно чужда тревога. Их состояние —  спокойствие, тихая удовлетворенность. Сангвиники и флегматики достаточно уравновешенны в отношениях с  другими людьми, редко идут на межличностную  конфронтацию, трезво оценивают свое место. Действия холериков отличаются резкостью, порывистостью, ослаблен инстинкт самосохранения. Меланхоликов отличают стесненность в движениях, колебания  и осторожность в решениях.

Холерики — наиболее конфликтные личности. В зависимости  от типа высшей нервной деятельности люди изначально предрасположены к  доминированию определенных эмоций. Социально-психологические характеристики личности дополняются ее экстравертивностью или интровертивностью.

Экстраверсия указывает  на такие психологические особенности  индивида, когда он сосредоточивает  свое внимание на внешнем мире, иногда за счет собственных интересов, принижая личную значимость. Интроверсия характеризуется  фиксацией внимания личности на своем  внутреннем мире. Интроверты свои интересы считают наиболее важными. Для любого человека с раннего детства врожденные динамические характеристики нервной  системы связаны с доминирующими  инстинктами.

Истинкты — фиксированная в генетическим коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим.

Из доминирования  инстинкта вытекает первичное различие людей.

Типы людей по доминированию инстинкта:

1) эгофильный тип — доминирует самосохранение;

2) генофильный тип — инстинкт продолжения рода;

3) альтруистический  тип — инстинкт альтруизма;

4) исследовательский  тип — инстинкт исследования;

5) доминантный тип  — инстинкт доминирования;

6) либертофильный тип — инстинкт свободы;

7) дигнитофильный тип — инстинкт сохранения достоинства.

Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется.

Нужно помнить о  движущих силах, факторах, предпосылках и уровнях развития личности, что, с одной стороны, дает возможность  их постоянно отслеживать и фиксировать, а с другой — активно влиять на процесс обучения и воспитания человека.

Движущие силы психического развития — это противоречия:

между потребностями  личности и внешними обстоятельствами;

между ее возросшими физическими способностями, духовными  запросами и старыми формами  деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными  умениями и навыками.

Факторы психического развития— то объективно существующее, что с необходимостью определяет жизнедеятельность личности в самом широком смысле этого слова. Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними.

Информация о работе Жизненно важные интересы личности в сфере духовной жизни общества,как фактор его безопасного развития