Жизненно важные интересы личности в сфере духовной жизни общества,как фактор его безопасного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:32, доклад

Описание работы

В настоящей геополитической ситуации полярности мнений, разнообразия теорий чрезвычайно важно заполнить духовный вакуум такими знаниями, идеями, учебными дисциплинами, которые, обладая безусловным статусом научной объективности, социальной необходимости, помогут не только осмысленно воспринимать суть происходящих изменений, но и заложат творческие начала деятельности будущих специалистов, связанные с воплощением в жизнь Новой идеологии 21 века.

Содержание

Введение
1.Социально-психологическая характеристика личности
2.Интересы личности
3.Личность и общество, их взаимодействие
4. Духовная жизнь общества и личности
5.Духовная безопасность общества и личности
Заключение
Использованная литература

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 46.93 Кб (Скачать)

Внешними факторами  выступают окружающая среда и  общество, в которых развивается  человек, внутренними — биогенетические  и физиологические особенности  человека и его психики. Предпосылки  психического развития — то, что  оказывает определенное влияние  на индивида, т. е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят  особенности и уровень его  психического развития.

Внешними предпосылками  выступают качество и особенности  воспитания человека, внутренними —  активность и желание совершенствоваться, а также мотивы и цели, которыми руководствуется человек в интересах  своего развития как личности.

Уровни психического развития — степень и показатели психического развития человека в процессе и на различных этапах формирования его личности.

Уровень актуального  развития личности — показатель, характеризующий  способность человека. Он свидетельствует  о том, каковы обученность, навыки и умения личности, какие ее качества развиты. Уровень ближайшего развития личности — показатель того, что человек не может выполнить состоятельно, но с чем он справляется при небольшой помощи.

Полнота содержания личности и ее основные социальнопсих-ологические особенности определяются:

1) содержанием и  психологической сущностью мировоззрения.  Мировоззрение человека — это  сложившаяся у него система  убеждений, научных взглядов на  природу, общество, человеческие  отношения, которые стали его  внутренним достоянием и отложились  в виде определенных жизненных  целей и интересов, отношений,  позиций;

2) степенью целостности  мировоззрения и убеждений, отсутствием  или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы  разных слоев общества;

3) степенью осознанности  человеком своего места в обществе;

4) содержанием и  характером потребностей и интересов,  устойчивостью либо легкостью  их переключаемости, их узостью  либо многогранностью;

5) спецификой соотношения  и проявления различных личностных  качеств.

Личность настолько  многогранна в своих индивидуально-психологических  проявлениях, что соотношение ее разнообразных качеств может  сказываться и на проявлениях  мировоззрения, и на поведении.

Развитие — всеобщий принцип объяснения природы и  общества, включающий в себя понимание  необратимого, направленного, закономерного  изменения, характерного для состава  и структуры состояния субъекта. 
 

2.Личность и общество, их взаимодействие

Понятие личности является главной характеристикой человеческого  индивида. Родившейся человек в течение  всей своей жизни социализируется, присваивая социальное – это возможно только в общении, в процессе усвоения культуры. Социализация зависит от среды обитания, влияния эпохи, психофизиологических особенностей человека, поэтому нет 2-х одинаковых личностей. Степень присвоения социального у всех различна. Процесс присвоения быстрее идёт в детстве, но продолжается всю жизнь. Личность – это единство общего ,особенного, единичного. Личность формируется под влиянием материальной, социальной, политической, духовной жизни общ-ва. Каждому этапу присущ свой тип личности.

Типы личности: активная и пассивная; личность ориентированная на интенсивное и экстенсивное развитие; творческий тип личности; эгоцентрический тип личности; западный или деловой; восточный (рефлексирующий). Процесс формирования происходит под влиянием окружающей среды. К объективным условиям формиров-ия личности также относятся материальные факторы соц-ой среды - это условия труда, быта, предметы обихода, определенные инстинкты, каналы и средства передачи информации, транспорт, клубы. Человек практически не бывает включенным в одну среду. Множественность сред говорит о том, что чел-к может выполнять различные функции, в зависимости от того, в которой к-ой соц-ой среде он находится. Личность может обладать относительной самостоятельностью. Индивид только тогда заслуживает право называться личностью, когда он яснее осознаёт мотивы своего поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Духовная жизнь общества  и личности

«В отличие и  от природы, и от общества, и от самого человека, культура оказывается системой, образуемой взаимопревращением трех конкретных форм ее реального существования, трех модальностей: человеческой, в которой  культура предстает как совокупность приобретаемых человеком, и человечеством, и каждым индивидом, а не биологически-врожденных ему качеств; деятелъностной, которая образуется совокупностью вырабатываемых людьми, а не инстинктивных, биологически-врожденных, способов деятельности; предметной, которая охватывает всю «вторую природу», сотворенную и творимую ныне человеком — вещи, социальные институты, научные, идеологические, философские сочинения, художественные произведения, педагогические акты и игры. 

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область  бытия, в которой объективная  реальность дается людям не в форме  противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. Духовная жизнь  человека возникает на основе его  практической деятельности, является особой формой отражения окружающего  мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности. Будучи порождением общественной практики, духовная жизнь тесно связана с другими сферами жизни общества и представляет собой одну из подсистем социума. «Функционирование культуры становится не движением по замкнутому кругу, а спиралеобразным процессом прогрессивного развития человечества, непрерывно превращающего небытие в бытие.»

Духовная сфера  жизни общества охватывает различные  формы и уровни общественного  сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия и  право.

Поскольку духовная жизнь общества порождается все–таки жизнью материальной, то и ее структура  во многом схожа последней: духовные потребности, духовная деятельность (духовное производство) и созданные этой деятельностью  духовные блага (ценности).

Первым звеном в  этой цепочке выступают духовные потребности, представляющие собой  объективную нужду людей и  общества в целом создавать и  осваивать духовные ценности. Нередко  в философской литературе духовные потребности определяют еще и  как определенное психическое состояние  людей, побуждающее их к созданию и освоению духовных ценностей.

В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителями такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении.

Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными  группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного  сознания в его целостности. К  результатам духовного производства относятся:  идеи, теории, образы и  духовные ценности; духовные общественные связи индивидов; сам человек  как существо духовное.

Отличительная особенность  духовного производства заключается  в том, что его продуктами являются идеальные образования, которые  не могут быть отчуждены от их непосредственного  производителя.

Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни  — экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые  идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться.

Ученые выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию. Некоторые  философы склонны добавлять к  ним еще и мораль, политику и  право.

Основным свойством  духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально  количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без исключения, являясь достоянием всего человечества.

«Процесс воспитания, образования, обучения каждого входящего  в мир юного существа должен формировать  все три грани его системно-целостного бытия — природно-врожденные индивиду, обретаемые в ходе освоения богатств, накопленных историей мировой культуры, и порождаемые оциальным строем общественной среды, в которой протекают его жизнь и деятельность». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Духовная безопасность общества  и личности

Игнорирование духовных оснований национальной культуры - в политике, экономике, образовании - особенно опасно в условиях общественной трансформации.

Осмысление противоречивого  опыта российских реформ позволяет  глубже и полнее осознать роль образования, и прежде всего гуманитарного. Уникальные возможности для формирования духовно  целостной личности и одновременного воспроизводства культуры народа (через  человека, его систему ценностей  и жизненных смыслов) позволяют  рассматривать гуманитарное образование  как важнейшую предпосылку духовной безопасности общества.

В последние годы на представительных форумах российской интеллигенции все чаще звучит мысль  о том, что Россия переживает кризис, который становится реальной угрозой  разрушения душевного здоровья нации. Сегодня духовную угрозу несут самые  различные факторы и явления (причем многие из них представляют опасность  для всей человеческой цивилизации):

 -интенсивные модернизационные процессы,

 -некритичное заимствование извне и насильственное внедрение экономических и политических моделей;

-разрушение базовых ценностей христианской культуры и экспансия нетрадиционных религий;

-манипулирование с помощью СМИ общественным сознанием (дезинформация, демонстрация натуралистических сцен жестокости, убийств, расправ, насилия, распущенности;

- целенаправленное навязывание асоциальных и противоправных эталонов поведения и стилей жизни за счет подачи безоценочной информации о формах и способах существования преступного мира и т.д.).

В погоне за сенсацией  и прибылью газеты и телепрограммы  сеют страхи, формируют катастрофический тип сознания, обессмысливают любые  позитивные усилия по строительству  собственной судьбы. Опасность духовного  кризиса - его невидимость и отсроченность последствий. Дело в том, что надвигающаяся катастрофа становится мощным стимулом развития только тогда, когда она непосредственно угрожает человеку, когда возникает перед ним как точка отсчета, как неизбежность выбора (например, смертельная болезнь, война, эпидемия и т.п.).

В такой ситуации меняется картина мира, мобилизуются все имеющиеся ресурсы, которые  нередко спасают общественный организм от гибели. В нашей же ситуации духовного  кризиса, противодействующие меры часто  оказываются запоздалыми.

Духовная безопасность - это система условий, позволяющая  культуре и обществу сохранять свои жизненно важные параметры в пределах исторически сложившейся нормы. Их выход за рамки нормы под  воздействием различного рода факторов (и, прежде всего культурного, ценностно-нормативного характера) ведет к дезорганизации и, в конечном счете - к национальной катастрофе, т.е. распаду общества как  целостной системы в связи  с разрушением структурирующих  его духовных оснований.

Традиционно важнейшими составляющими безопасности были военная, техногенная, экологическая, экономическая. Сегодня со всей остротой должен быть поставлен вопрос о безопасности духовной, ибо без человека, его  душевного здоровья, интеллекта, как  жизнь, так и само понятие безопасности теряют всякий смысл. Это обусловлено  обстоятельствами как внутреннего, так и глобального, общемирового характера.

Во-первых, за последние  годы существенно деформировалась  система духовного самовоспроизводства общества, и, прежде всего в результате кризиса институтов социализации и культурной преемственности, важнейшим из которых является институт образования (воспитание - его важнейшая составляющая). Просчеты государственной образовательной политики проявились не только в сокращении объемов финансирования высшей школы, но, прежде всего в непродуманной модификации целей и ценностей образования. Нигилизм реформ 90-х гг. XX в. по отношению к фундаментальным достижениям российской и советской педагогики, тотальная борьба с идеологической заданностью содержания, форм и методов воспитания привели к дискредитации культурно оправданного идеала всесторонне развитой личности, к ликвидации самого института воспитания, исключению этого вида духовного производства из жизни общеобразовательной и профессиональной школы.

Информация о работе Жизненно важные интересы личности в сфере духовной жизни общества,как фактор его безопасного развития