Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 11:42, доклад
Досуг, как социальное явление, имеет глубокие исторические корни, он всходит к периоду каменного века, когда возвращение древних охотников с добычей воспринималось соплеменниками, как большой праздник.
В начале войны были созданы фронтовые и армейские Дома Красной Армии, дивизионные клубы, клубы частей, полков. В зимнее время оборудовались клубы-землянки. Для обслуживания фронта был создан агитпоезд. По фронту ездили агитмашины во главе с лектором, оборудованные киноустановкой, радиоприемником, библиотечкой художественной и военной литературы, музыкальными инструментами и наглядной агитацией. Фронтовые ансамбли песни и пляски проводили семинары запевал, гармонистов, помогали в организации вечеров худ. сам-ти, оказывали метод. помощь.
За годы войны
уничтожено 427 музеев, 44 тысячи зданий
КДУ, пострадали книжные фонды
библиотек. Но русская
Культурно-досуговая деятельность в 1946 – 1997 годах
В послевоенный период в силу сокращения рабочего дня, роста доходов и улучшения жизненного уровня населения, развития СМИ и появления телевидения, изменились культурные потребности людей. Возросли затраты на КДД. Больше времени людьми стало уделяться чтению газет, журналов, слушанию радио и просмотру ТВ-программ, посещению кино, театра, концертных и выставочных залов, а также самообразованию. Близ мест проживания или на дому стали собираться компании разных возрастов, стали вновь популярны загородные прогулки.
После войны страна активно восстанавливала сеть КДУ, строились новые объекты, часто благодаря безвозмездной помощи молодежи. В пустующих помещениях открывались клубы, читальни, красные уголки. С 50-х годов, когда строительство приобрело массовый характер, в него включились и колхозы, взяв многие объекты на свое содержание. С 1965 года сельские клубы были преобразованы в Дома культуры. В пределах районного центра открывались комплексы КДУ (ДК, кинотеатр, ДМШ, музей, библиотека, ПКиО и др.) В городах строительство велось за счет государственных средств и фондов предприятий. На общественных началах самодеятельные хоры, театры, оркестры, оперные, балетные студии, филармонии.
Для подготовки
кадров в созданных еще во
время войны библиотечных
Среди форм деятельности
КДУ развивалась лекционная
Новым явлением стало развитие любительского движения (клубы любителей поэзии, музыки, литературы, кино, радио, фотографии, природы, туризма и др.) Под влиянием клубных программ КВН появилась одноименная передача на ТВ. По прошествии Всемирного фестиваля молодежи и студентов открывались «клубы любознательных», «клубы интересных встреч» для молодежи, а позднее – клубы с широкой познавательной программой («Глобус», «Кругозор»). К работе любительских объединений привлекались учащиеся школ. Появились первые студенческие театры с оригинальными режиссерскими решениями.
С середины 50-х получили распространение агитбригады. На рубеже 50-60-х годов появились первые КСП, эстрадные коллективы, оркестры народных инструментов, спортивно-художественные кружки (акробатические, худож. гимнастики). В 60-е годы появились ансамбли бального танца, ВИА, эстрадно-цирковые ансамбли. Расширились масштабы изобразительного и декоративно-прикладного искусства (больше самобытности и связи с фольклором).
Активизировалась
работа КДУ по проведению
Большую роли
в организации КДД играли
Развивалась работа
по месту жительства, особенно
в городах. При
В 70-80-е годы,
несмотря на возрастающую
Интенсивно развивается туризм. Это связано с увеличением количества транспортных средств, находящихся во владении граждан. Параллельно огромную популярность приобретают барды и КСП. Туристические походы и экскурсии приобретают все большую значимость как формы семейного досуга.
Появились новые
общественно-организованные
С середины 70-х начало развиваться самодеятельное фольклорное движение в городах и сельской местности (фольклорные ансамбли, любительские фольклорные объединения). Продолжает формироваться в районах сеть КДУ, в том числе передвижных. На селе начали создаватьсяцентрализованные клубные системы (ЦКС), в которых сельские Дома культуры наделялись руководящими функциями по отношению к клубам и красным уголкам на территории сельсоветов, хозяйств. С 1975 года в селах возникают культурные комплексы (КК), объединявшие на добровольной основе культурно-воспитательные, образовательные, спортивные, оздоровительные и иногда бытовые учреждения. Они именовались сельскими или городскими социально-культурными, социально-педагогическими, культурно-бытовыми, культурно-спортивными комплексами. Их смысл состоял в совместной организации КДД, исключении дублирования культурных акций, установлении тесных контактов между работниками сферы досуга. Одновременно происходила централизация библиотек – в масштабе района, области или края создавались централизованные системы с единым книжным фондом, справочно-библиографическим материалом и штатом работников. С 1974 года начался процесс централизации музеев (музейные объединения).
Структурные изменения
в системе КДУ привели к
оживлению КДД, увеличению
Семейная культурно-досуговая деятельность сегодня.
В различные сферы социально-культурной деятельности в разной мере вовлечено практически все население - от младенца, осваивающего элементарные основы санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и общения, до стариков, передающих национально-культурные традиции своим правнукам. Большинство видов социально-культурной деятельности может носить самодеятельный характер, реализовываться как форма любительского творчества, но есть один ее сегмент, который требует высокого профессионализма. Это культурная политика, руководство процессами функционирования культуры на уровне страны, региона, любого социального института. Наиболее актуальной в этой связи представляется проблема российской семьи как ячейки социума, от уровня культуры которой во многом зависит духовное богатство и благополучие общества, его способность формировать креативную личность информационной эпохи; преодолеть социальную пассивность, демографический кризис, алкоголизм, наркоманию; утвердить в людях ценности гуманизма и толерантности; раскрыть им созидательный и эстетический потенциал общения с природой, спорта, искусства, чтения, активного досуга.
В основе организации среды семейного досуга главное место занимает социально-культурная деятельность, так как в социально-культурной сфере приоритет отдаётся активному деятельному подходу в семейном воспитании, развитии культуры досуга и внедрение в семейный социум гуманизма и нравственности.
Оптимизация социально-культурного
уровня семьи, происходящая через социально-культурную
деятельность, является составной частью
общей государственной и
Одна из самых важных в социокультурной деятельности семьи задач: формирование основ стиля общения, стиля межличностных отношений, которым будет следовать человек. При этом необходимо подчеркнуть неразрывную связь социально-психологической и социально-культурной функций семьи, поскольку успешная социально-культурная деятельность по формированию навыков общения осуществляется на основе полноценного социально-психологического функционирования семьи.
Основное содержание
социокультурного функционирования семьи-
успешное выполнение ею задачи социализации
детей и родителей. Социализация
включает в себя задачу воспитания,
но не ограничивается ею. Она охватывает
также разнообразную
В ряду ведущих факторов, влияющих на активность семьи, создание благоприятной семейной атмосферы, развитие рекреационной и воспитательной функции этого социального института является уровень разумного использования свободного времени, содержательность досуга и его организованная активность. Решение этой злободневной проблемы видится в эффективном использовании конструктивного потенциала социально-культурной деятельности, средствами которой можно создать семье благоприятную культурную среду, обеспечить корректное, но стабильное и последовательное вовлечение каждого члена семьи в мир культуры и социально-культурного творчества.
Задачи социализации стоят, как известно, не только перед семьей, по и перед другими социальными институтами (дошкольные учреждения, школа, общественные организации, средства массовой информации и т.д.).
Таким образом, первая проблема, с которой сталкивается социальная политика в этой области, состоит в том, как обеспечить взаимодействие этих институтов. Если вопрос заострить, то он будет звучать так: кто из агентов социализации должен выполнять главную роль в формировании человека — семья или институты общественного воспитания? От того или иного ответа на этот вопрос зависит, в конечном счете, культурная политика государства по отношению к семье, которая выражается, во-первых, в формировании определенной семейной идеологии, во-вторых, в системе конкретных мероприятий.