Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их развитие в 10-17 веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 11:42, доклад

Описание работы

Досуг, как социальное явление, имеет глубокие исторические корни, он всходит к периоду каменного века, когда возвращение древних охотников с добычей воспринималось соплеменниками, как большой праздник.

Работа содержит 1 файл

Исторические этапы развития социально-культурной деятельности..doc

— 162.50 Кб (Скачать)

 В начале войны  были созданы фронтовые и армейские Дома Красной Армии, дивизионные клубы, клубы частей, полков. В зимнее время оборудовались клубы-землянки. Для обслуживания фронта был создан агитпоезд. По фронту ездили агитмашины во главе с лектором, оборудованные киноустановкой, радиоприемником, библиотечкой художественной и военной литературы, музыкальными инструментами и наглядной агитацией. Фронтовые ансамбли песни и пляски проводили семинары запевал, гармонистов, помогали в организации вечеров худ. сам-ти, оказывали метод. помощь.  

 За годы войны  уничтожено 427 музеев, 44 тысячи зданий  КДУ, пострадали книжные фонды  библиотек. Но русская культура  выдержала испытание войной и  стала оружием в борьбе за  победу.

 Культурно-досуговая деятельность     в 1946 – 1997 годах  

 В послевоенный период в силу сокращения рабочего дня, роста доходов и улучшения жизненного уровня населения, развития СМИ и появления телевидения, изменились культурные потребности людей. Возросли затраты на КДД. Больше времени людьми стало уделяться чтению газет, журналов, слушанию радио и просмотру ТВ-программ, посещению кино, театра, концертных и выставочных залов, а также самообразованию. Близ мест проживания или на дому стали собираться компании разных возрастов, стали вновь популярны загородные прогулки.   

 После войны страна активно восстанавливала сеть КДУ, строились новые объекты, часто благодаря безвозмездной помощи молодежи. В пустующих помещениях открывались клубы, читальни, красные уголки. С 50-х годов, когда строительство приобрело массовый характер, в него включились и колхозы, взяв многие объекты на свое содержание. С 1965 года сельские клубы были преобразованы в Дома культуры. В пределах районного центра открывались комплексы КДУ (ДК, кинотеатр, ДМШ, музей, библиотека, ПКиО и др.) В городах строительство велось за счет государственных средств и фондов предприятий. На общественных началах самодеятельные хоры, театры, оркестры, оперные, балетные студии, филармонии.   

 Для подготовки  кадров в созданных еще во  время войны библиотечных институтах  началась подготовка специалистов по художественным специализациям и культ.-просвет. Работе. В 1964 году библ. Институты были переименованы в институты культуры (к 1971 году их было 8). Развивалась система образования в сфере досуга (культ.-просвет. училища), в с-хоз и пед. вузах открылись факультеты общественных профессий (подготовка руководителей худ. самодеятельности). В досуговые учреждения направлялись на работу выпускники консерваторий, театральных институтов, муз. Училищ и школ.  

 Среди форм деятельности  КДУ развивалась лекционная работа (лекции по вопросам экономики, политики, искусства, морали, науки и др.). с конца 50-х появилась новая форма работы – «тематический вечер» - вечера-встречи, вечера-митинги, вечера боевой и трудовой славы, вечера-чествования. Получили распространение «устные журналы», «световые газеты», «воскресные чтения». В целях пропаганды науч.-техн. Прогресса в клубах проводились «дни техники», «недели технического прогресса».  

 Новым явлением  стало развитие любительского  движения (клубы любителей поэзии, музыки, литературы, кино, радио, фотографии, природы, туризма и др.) Под влиянием клубных программ КВН появилась одноименная передача на ТВ. По прошествии Всемирного фестиваля молодежи и студентов открывались «клубы любознательных», «клубы интересных встреч» для молодежи, а позднее – клубы с широкой познавательной программой («Глобус», «Кругозор»). К работе любительских объединений привлекались учащиеся школ. Появились первые студенческие театры с оригинальными режиссерскими решениями.  

 С середины 50-х получили распространение агитбригады. На рубеже 50-60-х годов появились первые КСП, эстрадные коллективы, оркестры народных инструментов, спортивно-художественные кружки (акробатические, худож. гимнастики). В 60-е годы появились ансамбли бального танца, ВИА, эстрадно-цирковые ансамбли. Расширились масштабы изобразительного и декоративно-прикладного искусства (больше самобытности и связи с фольклором).   

 Активизировалась  работа КДУ по проведению массовых  праздников и дней, посвященных  профессиям (День шахтера, День строителя и т.п.). Продолжалась традиция праздников, связанных с этапами трудовой деятельности (праздник весны, праздник урожая). Появились праздники, отражающие поворотные события в жизни человека (День совершеннолетия, вручение паспорта, посвящение в рабочие или студенты). Увеличился контингент, посещающий , театры, библиотеки, кинотеатры. С 50-х годов с ростом туристского движения музеи расширили свои формы культ.-массовой работы – появились «Дни открытых дверей», передвижные выставки и лектории. Возродились народные университеты, появились университеты повышения квалификации, Профессиональные творческие коллективы участвовали по договору в выездных концертах.  

 Большую роли  в организации КДД играли профсоюзные,  комсомольские организации, органы общественного самоуправления (советы, комиссии, комитеты). На многих предприятиях после работы проводились лекции, экскурсии, коллективные выходы в театр или кино, устраивались концерты и вечера отдыха. При предприятиях действовали спортивные секции и клубы здоровья, кружки художественной самодеятельности.  

 Развивалась работа  по месту жительства, особенно  в городах. При домоуправлениях  действовали красные уголки, в  которых можно было услышать  лекцию, послушать концерт художественной  самодеятельности. С середины 50-х с развитием массового жилищного строительства домоуправления выделяли отдельные помещения под культурные мероприятия, занятия спортом, общественные библиотеки. Для зрелищных мероприятий использовались площадки у дома. Для детей во дворах создавались детские клубы, кружки художественной самодеятельности, «детские комнаты». Организацию КДД брали на себя женсоветы или домовые комитеты при содействии КДУ.  

 В 70-80-е годы, несмотря на возрастающую тенденцию  к «одомашниванию» досуга (во многом через телевизор, да и художественное творчество стало обретать характер «хобби», проявляясь в кругу родных и друзей), широкое развитие получила неорганизованная самодеятельность, особенно в молодежной среде. Появились уличные подростково-молодежные компании, молодежные вечеринки, подпольные рок-группы (российский андеграунд). Набирали силу молодежные неформальные объединения: хиппи, панки, рокеры, брейкеры, фанаты и др.  

 Интенсивно развивается  туризм. Это связано с увеличением  количества транспортных средств, находящихся во владении граждан. Параллельно огромную популярность приобретают барды и КСП. Туристические походы и экскурсии приобретают все большую значимость как формы семейного досуга.  

 Появились новые  общественно-организованные формы  культурной деятельности – фонды и центры молодежной инициативы, молодежные культурные центры в крупных городах (учредители – местные молодежные организации), впоследствии они были реорганизованы в Молодежные центры досуга.  

 С середины 70-х  начало развиваться самодеятельное фольклорное движение в городах и сельской местности (фольклорные ансамбли, любительские фольклорные объединения). Продолжает формироваться в районах сеть КДУ, в том числе передвижных. На селе начали создаватьсяцентрализованные клубные системы (ЦКС), в которых сельские Дома культуры наделялись руководящими функциями по отношению к клубам и красным уголкам на территории сельсоветов, хозяйств. С 1975 года в селах возникают культурные комплексы (КК), объединявшие на добровольной основе культурно-воспитательные, образовательные, спортивные, оздоровительные и иногда бытовые учреждения. Они именовались сельскими или городскими социально-культурными, социально-педагогическими, культурно-бытовыми, культурно-спортивными комплексами. Их смысл состоял в совместной организации КДД, исключении дублирования культурных акций, установлении тесных контактов между работниками сферы досуга. Одновременно происходила централизация библиотек – в масштабе района, области или края создавались централизованные системы с единым книжным фондом, справочно-библиографическим материалом и штатом работников. С 1974 года начался процесс централизации музеев (музейные объединения).  

 Структурные изменения  в системе КДУ привели к  оживлению КДД, увеличению объема  проводимых мероприятий, росту числа любительских объединений. Но отсутствие кадров и нехватка транспорта, предусмотренного для нормального функционирования клубных систем, снизили эффективность их работы. Централизация библиотек привела к неравномерному распределению книжного фонда, сосредоточению большей и лучшей части в центральных городах. Сельские поселения в области культуры значительно отставали от города. Лишены культурной базы были микрорайоны больших городов. К 80-м годам в культурно-досуговой сфере наступил кризис, связано это было с сосредоточением очагов культуры в больших городах и обделенностью культурой периферии. Клубные, библиотечные и музейные объединения отличала текучесть кадров. Из-за плохих условий проживания не хватало специалистов в сфере досуга на селе. Снизился уровень зарплаты работников культуры. К 90-м годам уменьшилось количество бесплатных мероприятий.

Семейная  культурно-досуговая  деятельность сегодня.

В различные сферы  социально-культурной деятельности в  разной мере вовлечено практически  все население - от младенца, осваивающего элементарные основы санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и общения, до стариков, передающих национально-культурные традиции своим правнукам. Большинство видов социально-культурной деятельности может носить самодеятельный характер, реализовываться как форма любительского творчества, но есть один ее сегмент, который требует высокого профессионализма. Это культурная политика, руководство процессами функционирования культуры на уровне страны, региона, любого социального института. Наиболее актуальной в этой связи представляется проблема российской семьи как ячейки социума, от уровня культуры которой во многом зависит духовное богатство и благополучие общества, его способность формировать креативную личность информационной эпохи; преодолеть социальную пассивность, демографический кризис, алкоголизм, наркоманию; утвердить в людях ценности гуманизма и толерантности; раскрыть им созидательный и эстетический потенциал общения с природой, спорта, искусства, чтения, активного досуга.

В основе организации  среды семейного досуга главное  место занимает социально-культурная деятельность, так как в социально-культурной сфере приоритет отдаётся активному  деятельному подходу в семейном воспитании, развитии культуры досуга и внедрение в семейный социум гуманизма и нравственности.

Оптимизация социально-культурного  уровня семьи, происходящая через социально-культурную деятельность, является составной частью общей государственной и общественной политики. Это столь же важно, как  политика экономическая и социальная, так как с её помощью осуществляется активное регулирование не только сферы культуры и культурной деятельности, но и оптимизация общего социального уровня. То есть через оптимальную организованность социально-культурного уровня семейного социума, происходит улучшение общего социального уровня.

Одна из самых важных в социокультурной деятельности семьи задач: формирование основ стиля общения, стиля межличностных отношений, которым будет следовать человек. При этом необходимо подчеркнуть неразрывную связь социально-психологической и социально-культурной функций семьи, поскольку успешная социально-культурная деятельность по формированию навыков общения осуществляется на основе полноценного социально-психологического функционирования семьи.

Основное содержание социокультурного функционирования семьи- успешное выполнение ею задачи социализации детей и родителей. Социализация включает в себя задачу воспитания, но не ограничивается ею. Она охватывает также разнообразную деятельность по формированию личности: усвоение ею норм и ценностей культуры, навыков поведения и общения, подготовку к выполнению важнейших социальных ролей. Таким образом, по аналогии с формированием базовых психологических потребностей личности, семья закладывает и базовые культурные ценности, регулирующие будущее поведение человека в разных сферах деятельности, формирует сценарии всех возможных ролей, которые предстоит человеку сыграть.

В ряду ведущих факторов, влияющих на активность семьи, создание благоприятной семейной атмосферы, развитие рекреационной и воспитательной функции этого социального института является уровень разумного использования свободного времени, содержательность досуга и его организованная активность. Решение этой злободневной проблемы видится в эффективном использовании конструктивного потенциала социально-культурной деятельности, средствами которой можно создать семье благоприятную культурную среду, обеспечить корректное, но стабильное и последовательное вовлечение каждого члена семьи в мир культуры и социально-культурного творчества.

Задачи социализации стоят, как известно, не только перед  семьей, по и перед другими социальными  институтами (дошкольные учреждения, школа, общественные организации, средства массовой информации и т.д.).

Таким образом, первая проблема, с которой сталкивается социальная политика в этой области, состоит в том, как обеспечить взаимодействие этих институтов. Если вопрос заострить, то он будет звучать так: кто из агентов социализации должен выполнять главную роль в формировании человека — семья или институты общественного воспитания? От того или иного ответа на этот вопрос зависит, в конечном счете, культурная политика государства по отношению к семье, которая выражается, во-первых, в формировании определенной семейной идеологии, во-вторых, в системе конкретных мероприятий.

Информация о работе Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их развитие в 10-17 веках