Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их развитие в 10-17 веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 11:42, доклад

Описание работы

Досуг, как социальное явление, имеет глубокие исторические корни, он всходит к периоду каменного века, когда возвращение древних охотников с добычей воспринималось соплеменниками, как большой праздник.

Работа содержит 1 файл

Исторические этапы развития социально-культурной деятельности..doc

— 162.50 Кб (Скачать)

Формирующийся площадной  фольклор вбирал в себя и традиционные народные зрелища: выступления кукольников, вожаков медведей, музыкантов и балагуров. Их года в год городская площадь  впитывала, отбирала, перерабатывала весь разнообразный материал, выплёскивающийся сюда в различные дни, приспосабливала его к требованиям основного своего посетителя, и в тоже время формируя его вкусы и запросы. Всё это привело к тому, что на ярмарках и гуляньях возводились целые увеселительные городки, включавшие как старые, так и новые, не известные деревенской России развлечения и зрелища.

Балаганы, качели, карусели, горы составляли, без сомнения, основу гуляний. Однако они были далеко не единственными объектами внимания гуляющей публики. Неповторимый колорит и своеобразие площади придавала также разнообразная реклама: устная, живописная, театрализованная. К первому виду следует отнести громкие зазывы торговцев и ремесленников, ко второму - всевозможные вывески и афиши. Под театрализованной рекламой понимаются выступления балаганных, качельных, карусельных "дедов", а также разыгрывавшиеся на балконах балаганов, специальных подмостках качелей, каруселей и цирков пантомимы, комические диалоги и целые сценки. Устная и зримая реклама на была исключительно ярмарочным или праздничным явлением. Широко распространённая в обычной, повседневной жизни горожан, она на площади во время веселья представала в концентрированном, более ярком обличии, иногда в особом, праздничном варианте. Театрализованная реклама существовала только на ярмарке, на гулянье, начинаясь и кончаясь с первым и последним взлётом качелей, поворотом карусельного круга, с открытием и завершением представлений в балаганах.

Народная песня, звучавшая  во второй половине XVIII и в XIX веке на улицах и площадях больших городов, на постоялых дворах и в трактирах, в среде мелких городских ремесленников, среди дворовой челяди в барских усадьбах, а также в быту солдат и матросов, - это преимущественно городская песня с присущими ей своеобразными выразительными особенностями поэтического и музыкального языка.

Важная стилевая особенность  мелодического склада городских  песен заключалась в их аккордово-гармонической  основе и простом чётком ритме. Городскую  песню всегда нетрудно узнать по особенностям её стихосложения, близкого к литературному. Равнослоговые строчки имеют отчётливое двухдольное и трёхдольное ударение, образующее стихотворные стопы.

Начиная с XVIII века русская  песня развивается в тесном соприкосновении  с музыкой городского быта, с профессиональным творчеством. В последние четверти века в России формируется национальная музыкальная школа. Среди первых отечественных композиторов ярко выделяются И. Хандошкин, В. Пашкевич, М. Матинский, Е. Фомин, Д. Кашин.

В XIX веке возникает  новый по содержанию и форме жанр устного народного творчества. Новизна содержания частушек - отражение в них всего того нового в быту, хозяйстве и в сознании людей, что принесли в жизнь нашей страны богатые событиями конец XIX и XX веков.

Слово "частушка" - первоначально одно из названий коротких, "частых" (в отличие от "протяжных", "долгих") песен. Частушки - главный жанр крестьянской поэзии в последнее столетие. Мир и взаимоотношения людей в них изображаются с точки зрения деревенского человека.

Введя систему праздников Петр I обязал дворян принимать в них активное участие. Однако уже в XVIII веке, а особенно в последующее время, дворяне стремились "отгородиться" от "простонародья". В послепетровскую эпоху, общественные формы досуга дворян получили дальнейшее развитие. Они уже не вводились царскими указами, с применением административного нажима. Напротив, дворянская среда стала более "открытой" для различных заимствований, порождало и свои собственные формы развлечений и досуговых занятий.

С конца XVIII века в  России стали возникать чисто клубные формы досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 в Петербурге, а через два года в Москве появились Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, развлечений для представителей дворянских кругов.

Развитию общественных форм дворянского досуга способствовало формирование в России системы культурно-просветительных  учреждений. Уже в XVIII веке стали  появляться первые музеи (например, знаменитая петровская Кунсткамера, основанная 1719 году в Санкт-Петербурге, создание в Зимнем Дворце при Екатерине II Эрмитажа и др.), публичные театры, организовываться художественные выставки.

Со второй половины XIX века в либерально настроенных  дворянских кругах стало возрастать число людей, посвящавших свой досуг общественной работе, направленной на развитие народного образования. Последние десятилетия XIX в. были отмечены расширением сети образовательных учреждений в сфере досуга: функционировали воскресные и вечерне-воскресные школы, различные образовательные курсы и кружки, в конце XIX века появились первые народные университеты. Эти образовательные учреждения посещались малоимущими и не имеющими образования мещанами, особенно рабочими фабрик и заводов, которые в этот период представляли собой уже достаточно крупный слой в среде городского населения.  

 Культурно-досуговая деятельность в 1917 – 1941 годах.

Самым большим городским  сословием к началу 20 века стало  мещанство (ремесленники, мелкие торговцы, «работные люди»). Поскольку многие работали дома, их досуг был тесно связан с трудом. Парни и девушки завязывали знакомства на «вечеринках», где играли в игры («краски», «колечко», «флирт цветов», «телефон»), а также на традиционных «капустках» (праздник после совместной рубки капусты, на который в дом потенциальной невесты приглашали ее подруг и холостых парней). Нередки в среде молодежи стали конфликты между «слободой» (окраиной) и «городом». Молодежь из зажиточных семей проводила время на танцах под духовой оркестр в офицерских и приказчичьих клубах. В весеннее-летнее время семьи вывозились на дачу, на «дачных встречах» также пели, танцевали, знакомились. Нередко молодежь из мещанской среды устраивала домашние спектакли, совместные чтения, спевки. Мужчины часто проводили свой досуг вне дома (в клубах, трактирах, бильярдных, чайных, кабаках). Женщины-мещанки занимались рукоделием.  

 Революционные  события и гражданская война  изменили содержание культурно-досуговой  деятельности. Театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений искусств были переданы государству. Церковь отделили от государства, школу – от церкви. Важное значение стало придаваться просвещению и образованию людей. Руководство КДУ осуществляли Внешкольный отдел при Наркомпросе и местные органы народного образования. Учреждениям культуры отводилась большая роль в деле просвещения, пропаганды, в борьбе за здоровый образ жизни, создании новой обрядности, развитию народно-художественного творчества. В библиотеках, народных домах, клубах, народных университетах создавались пункты.  

 Формы работы  в КДУ отвечали требованиям  нового политического строя: Митинги,  митинги-концерты, политические доклады, диспуты на полит. И религиозные темы, лекции, вечера вопросов и ответов. Популярны стали различные «политигры», «политбои», «политсуды» и др. Средствами наглядной агитации и пропаганды стали плакаты, карикатуры, диаграммы. Театральные кружки ставили постановки на исторические темы. Создавались политкружки.  

 Интенсивно развивалась  художественная самодеятельность, кружки создавались в воинских  частях, клубах, народных домах. Популярны  были интермедии, сатирические сценки, песни, частушки и даже танцы политической тематики. В годы гражданской войны появились первые передвижные КДУ – агитпоезды, агиттеплоходы, при воинских частях создавались агитпункты. В конце 20-х годов были созданы первые Дома культуры, в начале 30-х – Дворцы культуры, колхозные и совхозные клубы и библиотеки. К концу 30-х годов стали появляться районные Дома культуры и библиотеки.  

 Для подготовки  профессиональных кадров в учреждения  культуры с 1918 года стали организовываться  краткосрочные курсы внешкольных  работников (Москва, Петроград, губернские города). В Петрограде был основан Институт внешкольного образования (ныне академия культуры), который готовил специалистов КДУ, руководителей худож. самодеятельности, работников гос. органов. В 1920 году КПУ попали под непосредственный контроль государства, что усилило политическое содержание всех сфер их деятельности. КПУ стали проводниками идей индустриализации и коллективизации, пятилетних планов, соц. соревнований, также они распространяли производственные, технические, с-хоз. знания, коллективные методы труда. В Домах и Дворцах культуры проводились вечера обмена опытом, «рабочей смекалки».

Клубы устраивали походы в музеи, библиотеки, театры, экскурсии  на предприятия, загородные прогулки. В быт крестьян начали входить новые праздники – «первой борозды», «урожая» и др. Стали появляться изостудии, музыкальные коллективы, симф. Оркестры, любительские оперные коллективы. Артисты с именем брали шефство над самодеятельными кружками.   

 С 1932 года в  стране стали регулярно проводиться олимпиады и смотры народного творчества. Средства на строительство КДУ помимо государства стали выделять предприятия, колхозы и совхозы. В городах росло количество Домов и Дворцов культуры, киноустановок и библиотек, сельские избы-читальни реорганизовывались в клубы и брались на содержание колхозов и совхозов. В 1928 году был основан новый вид КДУ – ЦПКиО в Москве.

В 30-е года расширились  книгоиздательство, распространение  радио. Вошли в жизнь передвижные  КДУ (библиотеки, кино- и радиопередвижки, выставки, агитповозки, агитмашины) для обслуживания отдаленных и сельскохозяйственных районов страны. Был открыт Московский библиотечный институт, библиотечные отделения в педучилищах, курсы клубных работников. В Наркомпросах возникли управления и отделы, отвечающие за отдельные направления КДД.

Социальные потрясения этих лет повлияли на досуговую деятельность населения, наличие богатства или  принадлежность к сословиям перестали  определять способы проведения свободного времени. Получили развитие общественные и массовые формы досуга, КДД рабочих и крестьян обогащалась культурным содержанием, чему способствовало повышение уровня их образованности.

Деятельность  культурно-досуговых  учреждений в годы Великой Отечественной  Войны  

 Война стала  огромным испытанием и для КДУ. С началом ее резко сократились ассигнования на содержание сферы культуры, уменьшилась ее сеть. Лозунг «Все для фронта! Все для Победы!» коснулся всех учреждений культуры, основным содержанием работы которых стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение различными формами и методами хода войны, ознакомление с международным положением. Работа клубов, библиотек и музеев была перенесена в цеха, красные уголки, полевые станы, бомбоубежища, на станции метро, агитпункты вокзалов, платформы ж.д. станций, воинские части, призывные пункты, госпитали.   

 Основной формой  работы с населением стали  беседы, читки газет, небольшие  концерты (в госпиталях, в цехах  между сменами), встречи с фронтовиками. Работали разнообразные передвижные учреждения культуры – походные клубы, агитэскадрильи, агитпоезда, агитпункты, передвижные библиотеки (использовался опыт работы в период гражданской войны).   

 Основными направлениями  деятельности клубов и библиотек  стали:            агитационно-пропагандистская, оборонно-массовая работа, участие в обучении женщин и детей массовым профессиям (на замену мужчинам), развитие художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с врагом, организация отдыха людей в условиях тяжелого труда. Для разъяснительной работы широко использовались сводки Совинформбюро. Культработники шли с беседами и разъяснительной работой в поля, цеха, на фермы. Любовью пользовались писатели-фронтовики (Тихонов, Симонов, Шолохов). Клубные работники организовывали работникам тыла встречи с фронтовиками.   

 Широко использовалась  наглядная агитация: карты и плакаты  с ходом военных действий, «листовки-молнии»  и «боевые листки» об успехах  на фронте и трудовых достижениях  в тылу. Работники культуры писали письма домой за малограмотных и наводили справки о судьбе родных. Музейные работники организовывали передвижные выставки и проводили лекции, их задачей стало спасение культурных ценностей, даже ценой собственной жизни. Шла огромная работа по эвакуации памятников культуры и искусства.  

 В госпиталях, помимо  концертной работы, работники культуры  читали раненым книги и газеты, писали за них письма, проводили  беседы, обзоры литературы. Сельские  клубы вели работу по сбору  теплых вещей для солдат, устраивали  вечера, на которых женщины пряли шерсть, вязали носки и варежки.  

 Неизменным средством  организации отдыха тружеников  тыла и солдат стала художественная  самодеятельность – были созданы  «фронтовые бригады», мобильные  группы, способные выступать в  условиях фронта и тыла. В их репертуаре преобладала патриотическая тема. Самыми распространенными видами художественной самодеятельности были агитбригады, концертные бригады. Программы составлялись из произведений малых форм -  сценок, одноактных пьес, стихов, песен, частушек. Фронтовые бригады формировались из артистов театров (Вера Пашенная, Виктор Качалов) и эстрадных исполнителей (Клавдия Шульженко, Леонид Утесов). Развивалась самодеятельность и в партизанских отрядах. В 1943 – 44 годах был проведен Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности (участвовало около 500 тысяч человек). А в 1945 был уже второй Смотр (900 тысяч человек). В репертуаре сельских исполнителей были любимые песни («Катюша», «Землянка») и частушки.  

Информация о работе Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их развитие в 10-17 веках