Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 11:42, доклад
Досуг, как социальное явление, имеет глубокие исторические корни, он всходит к периоду каменного века, когда возвращение древних охотников с добычей воспринималось соплеменниками, как большой праздник.
Формирующийся площадной фольклор вбирал в себя и традиционные народные зрелища: выступления кукольников, вожаков медведей, музыкантов и балагуров. Их года в год городская площадь впитывала, отбирала, перерабатывала весь разнообразный материал, выплёскивающийся сюда в различные дни, приспосабливала его к требованиям основного своего посетителя, и в тоже время формируя его вкусы и запросы. Всё это привело к тому, что на ярмарках и гуляньях возводились целые увеселительные городки, включавшие как старые, так и новые, не известные деревенской России развлечения и зрелища.
Балаганы, качели, карусели,
горы составляли, без сомнения, основу
гуляний. Однако они были далеко не
единственными объектами
Народная песня, звучавшая во второй половине XVIII и в XIX веке на улицах и площадях больших городов, на постоялых дворах и в трактирах, в среде мелких городских ремесленников, среди дворовой челяди в барских усадьбах, а также в быту солдат и матросов, - это преимущественно городская песня с присущими ей своеобразными выразительными особенностями поэтического и музыкального языка.
Важная стилевая особенность мелодического склада городских песен заключалась в их аккордово-гармонической основе и простом чётком ритме. Городскую песню всегда нетрудно узнать по особенностям её стихосложения, близкого к литературному. Равнослоговые строчки имеют отчётливое двухдольное и трёхдольное ударение, образующее стихотворные стопы.
Начиная с XVIII века русская песня развивается в тесном соприкосновении с музыкой городского быта, с профессиональным творчеством. В последние четверти века в России формируется национальная музыкальная школа. Среди первых отечественных композиторов ярко выделяются И. Хандошкин, В. Пашкевич, М. Матинский, Е. Фомин, Д. Кашин.
В XIX веке возникает новый по содержанию и форме жанр устного народного творчества. Новизна содержания частушек - отражение в них всего того нового в быту, хозяйстве и в сознании людей, что принесли в жизнь нашей страны богатые событиями конец XIX и XX веков.
Слово "частушка" - первоначально одно из названий коротких, "частых" (в отличие от "протяжных", "долгих") песен. Частушки - главный жанр крестьянской поэзии в последнее столетие. Мир и взаимоотношения людей в них изображаются с точки зрения деревенского человека.
Введя систему праздников Петр I обязал дворян принимать в них активное участие. Однако уже в XVIII веке, а особенно в последующее время, дворяне стремились "отгородиться" от "простонародья". В послепетровскую эпоху, общественные формы досуга дворян получили дальнейшее развитие. Они уже не вводились царскими указами, с применением административного нажима. Напротив, дворянская среда стала более "открытой" для различных заимствований, порождало и свои собственные формы развлечений и досуговых занятий.
С конца XVIII века в России стали возникать чисто клубные формы досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 в Петербурге, а через два года в Москве появились Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, развлечений для представителей дворянских кругов.
Развитию общественных
форм дворянского досуга способствовало
формирование в России системы культурно-
Со второй половины XIX века в либерально настроенных дворянских кругах стало возрастать число людей, посвящавших свой досуг общественной работе, направленной на развитие народного образования. Последние десятилетия XIX в. были отмечены расширением сети образовательных учреждений в сфере досуга: функционировали воскресные и вечерне-воскресные школы, различные образовательные курсы и кружки, в конце XIX века появились первые народные университеты. Эти образовательные учреждения посещались малоимущими и не имеющими образования мещанами, особенно рабочими фабрик и заводов, которые в этот период представляли собой уже достаточно крупный слой в среде городского населения.
Культурно-досуговая деятельность в 1917 – 1941 годах.
Самым большим городским сословием к началу 20 века стало мещанство (ремесленники, мелкие торговцы, «работные люди»). Поскольку многие работали дома, их досуг был тесно связан с трудом. Парни и девушки завязывали знакомства на «вечеринках», где играли в игры («краски», «колечко», «флирт цветов», «телефон»), а также на традиционных «капустках» (праздник после совместной рубки капусты, на который в дом потенциальной невесты приглашали ее подруг и холостых парней). Нередки в среде молодежи стали конфликты между «слободой» (окраиной) и «городом». Молодежь из зажиточных семей проводила время на танцах под духовой оркестр в офицерских и приказчичьих клубах. В весеннее-летнее время семьи вывозились на дачу, на «дачных встречах» также пели, танцевали, знакомились. Нередко молодежь из мещанской среды устраивала домашние спектакли, совместные чтения, спевки. Мужчины часто проводили свой досуг вне дома (в клубах, трактирах, бильярдных, чайных, кабаках). Женщины-мещанки занимались рукоделием.
Революционные
события и гражданская война
изменили содержание культурно-
Формы работы
в КДУ отвечали требованиям
нового политического строя:
Интенсивно развивалась
художественная
Для подготовки
профессиональных кадров в
Клубы устраивали походы в музеи, библиотеки, театры, экскурсии на предприятия, загородные прогулки. В быт крестьян начали входить новые праздники – «первой борозды», «урожая» и др. Стали появляться изостудии, музыкальные коллективы, симф. Оркестры, любительские оперные коллективы. Артисты с именем брали шефство над самодеятельными кружками.
С 1932 года в
стране стали регулярно
В 30-е года расширились книгоиздательство, распространение радио. Вошли в жизнь передвижные КДУ (библиотеки, кино- и радиопередвижки, выставки, агитповозки, агитмашины) для обслуживания отдаленных и сельскохозяйственных районов страны. Был открыт Московский библиотечный институт, библиотечные отделения в педучилищах, курсы клубных работников. В Наркомпросах возникли управления и отделы, отвечающие за отдельные направления КДД.
Социальные потрясения этих лет повлияли на досуговую деятельность населения, наличие богатства или принадлежность к сословиям перестали определять способы проведения свободного времени. Получили развитие общественные и массовые формы досуга, КДД рабочих и крестьян обогащалась культурным содержанием, чему способствовало повышение уровня их образованности.
Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной Войны
Война стала огромным испытанием и для КДУ. С началом ее резко сократились ассигнования на содержание сферы культуры, уменьшилась ее сеть. Лозунг «Все для фронта! Все для Победы!» коснулся всех учреждений культуры, основным содержанием работы которых стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение различными формами и методами хода войны, ознакомление с международным положением. Работа клубов, библиотек и музеев была перенесена в цеха, красные уголки, полевые станы, бомбоубежища, на станции метро, агитпункты вокзалов, платформы ж.д. станций, воинские части, призывные пункты, госпитали.
Основной формой
работы с населением стали
беседы, читки газет, небольшие
концерты (в госпиталях, в цехах
между сменами), встречи с фронтовиками.
Работали разнообразные
Основными направлениями
деятельности клубов и
Широко использовалась
наглядная агитация: карты и плакаты
с ходом военных действий, «листовки-молнии»
и «боевые листки» об успехах
на фронте и трудовых
В госпиталях, помимо концертной работы, работники культуры читали раненым книги и газеты, писали за них письма, проводили беседы, обзоры литературы. Сельские клубы вели работу по сбору теплых вещей для солдат, устраивали вечера, на которых женщины пряли шерсть, вязали носки и варежки.
Неизменным средством
организации отдыха тружеников
тыла и солдат стала