Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 00:14, лекция
Эмиль Дюркгейм (1858—1917) представляет новую и важную главу в развитии социологии. Он первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии — «социальную сферу». Им разработаны методология и методы социологических исследований. Его основные работы: «Правила социологического метода» (1895); «Метод социологии» (1899); «Самоубийство. Социологический этюд» (1897); «О разделении общественного труда» (1912).
Социология Э.Дюркгейма
Философские идеи гуманизма в социологии К.Маркса и его последователей
Особый тип философской рациональности в социологии М. Вебера
Теория мобильной стратификации П. Сорокина
Общая теория действия Т. Парсонса
Синтез макро и микросоциологии в теории средне¬го ранга Р. Мертона
В конце 60-х годов произошло резкое размежевание на микро- и макросоциологию, которое, в первую очередь, было вызвано неспособностью господствовавшего в то время структурного функционализма интегрировать теории различного уровня общности. Проблема соотношения этих уровней вызвала оживленную дискуссию. Западными учеными начали предприниматься активные попытки интегрировать эти два направления. Задачи такого рода теорий — аккумуляция эмпирических данных. Они могут возникать в отдельных отраслях социологии как специальные теории или же могут быть результатом обобщения группы фактов.
Одним
из инициаторов синтеза
Основные работы Мертона, переведенные на русский язык: «Социология сегодня: проблемы и перспективы» (Мертон Р. и др.). М., 1965; «Социальная структура и аномия // Социология преступности». М., 1966; «Социальная структура и аномия // Социологические исследования». 1992. № 2-4; «Эффект Матфея в науке. II: Накопленное преимущество и распределение статусов в науке» // “Thesis”. Т. I. Вып. 3. М., 1993; «Явные и латентные функции» // Амер. социол. мысль: Тексты. М., 1994.
Задачей социолога Мертон считал: «ясное объяснение логически взаимосвязанных и эмпирически подтвержденных предположений о структуре общества и его изменениях, поведении человека в рамках этой структуры и последствиях этого поведения»; цель социологии заключается в значительной мере в выяснении того, «как различные, изменяющиеся типы социальных структур и культур влияют на поведение человека и его судьбу»10.
Таким образом, очевидно, что предметом социологии является, по Мертону, социальная структура, которую необходимо изучать во всем многообразии различных ее аспектов: генетического (как она возникла) и функционального (как она влияет на поведение людей), статического (как она функционирует) и динамического (как она изменяется). Определяющей чертой социологии является сфокусированность на социальной структуре.
Мертон не ставил своей целью создание системы. Эвристический контекст открытия не может сдерживать создание теории. Однако, кажущееся на первый взгляд очевидным отсутствие системы в получении результатов не исключает систематического характера конечных выводов. В работах Мертона существует система социологических взглядов, основанная на его постоянных, иногда систематических, а порой фрагментарных исследованиях. Составными элементами его системы являются нестандартные решения многих, спорных с его точки зрения вопросов.
В
своих теоретических
Р.Мертоном было введено понятие «теории среднего ранга», которое выполняет промежуточную роль между малыми рабочими гипотезами в исследованиях повседневных процессов и широкими теоретическими конструкциями, понятийная схема которых позволяет производить большое число эмпирически наблюдаемых закономерностей социального поведения.
Р. Мертон ратовал за соединение «теории» и «эмпирии». Создание им «теорий среднего ранга» (теорий среднего уровня) являлось своеобразным «соединительным мостом». Однозначного определения микро- и макросоциологии не существовало. В основном проводимые исследования выполнялись на микро социологическом уровне и имели прагматическую ориентацию, были направлены на решение конкретных социальных проблем. Для анализа межличностных отношений в малых группах начали активно использоваться социально-психологические и социометрические методы. В этот период американская социология формировалась как поведенческая наука.
Общество, как единица исследования макросоциологии, считается социальной системой, которая состоит из элементов, находящихся в определенном взаимоотношении. Часто этими элементами являются индивиды, но ими могут быть также группы, учреждения и другие подъединицы. Элементы социальной системы, подъединицы, связаны друг с другом и тем самым со всей совокупностью, системой. Система имеет свою структуру, которая включает в себя совокупность всех отношений в определенное время.
Макросоциология изучает среди прочего союзы, организации, партии, шкалу профессий, церковь, общественные классы, социальные слои и меньшинства как относительно постоянные социальные системы. Говоря обобщенно, объектами макросоциологии являются структура и закономерности возникновения, развития, изменения и взаимодействия больших образований или социальных процессов.
Граница между микро- и макросоциологией достаточно условна, однако методологически оправданна, способствуя большей четкости в систематизации объектов социологии. Объекты макросоциологии — общности и их социальные связи, пожалуй, более существенны и значимы для социологии в целом, что, разумеется, не исключает и научного интереса к меньшим социальным группам.
Мертон ввел в социологию понятие «дисфункция» определяя им то, что не способствует выживанию и адаптации системы и провел различие между явными и латентными функциями. В духе основных постулатов структурно-функционального анализа, Мертон исследовал многообразные формы отклоняющегося поведения и аномии, при которых индивидуальному и коллективному сознанию присуще разложение системы моральных ценностей. Исток аномии лежит, по Мертону, в разрыве между нормами и целями культуры и существующими социальными институтами, предоставляющими средства достижения этих целей. Разрыв между ними выражается в преступности, апатии и потере жизненных целей.
Р. Мертоном была разработана типология поведения личностей в их отношении к целям и средствам. Согласно этой типологии отношение к целям и средствам любой личности укладывается в следующие классы:
• конформист принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества;
• новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные);
• ритуалист принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то же время оригинальные, нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются (примером такого типа людей может быть бюрократ, ориентированный только на формальные принадлежности деловой жизни, не думающий о целях, ради которых совершается эта деятельность);
• изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения (сюда можно отнести, например, алкоголиков, наркоманов, те. любых людей вне группы);
• мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей; он отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения.
При использовании этой типологии следует учитывать, что люди не могут быть полностью конформными к нормативной культуре или быть полными новаторами. В каждой личности в той или иной степени присутствуют все перечисленные типы. Однако какой-то из типов обычно проявляется в большей мере и характеризует личность.
На основе историко-социологического анализа Мертон сформулировал концепцию нормативного этоса науки. Как необходимый для научной деятельности комплекс ценностей и норм включает такие регулятивы, как:
• универсализм;
• коллективизм;
• бескорыстность;
• организованный скептицизм.
Эта
единая ценностно-нормативная
Мертоновская социология науки – нормативная социология: для нормального функционирования каждого социального института необходимо, чтобы выполнялся определенный набор норм, или, наоборот, если имеется стабильно функционирующий социальный институт, в нем непременно поддерживается и выполняется некий набор норм. Предложенное им описание этого этоса, включающее императивы универсализма, коллективизма, бескорыстности и организованного скептицима, сохранялось как исходное представление о нормативных регулятивах науки многие годы – 30 лет неизменно или с небольшими дополнениями, а затем – как объект критики и полемики. В 60-е годы императивы научного этоса становятся у Мертона правилами научной деятельности, а процесс познания начинает рассматриваться как деятельность по правилам. Все внимание социолога сосредоточивается на науке как относительно самостоятельном социальном институте.
Следующий шаг в анализе науки — описание системы обмена, лежащей в основе этих норм. Наука как социальный институт обладает специфической системой распределения вознаграждений за осуществление институционально предписанных ролей. Социальная функция ученого заключается в достижении нового знания, которое превращается в коллективное достояние; новые результаты обмениваются на признание со стороны коллег по научному сообществу.
Когда нравственные нормы запрещают совершать некоторые действия, которые многие личности желают совершить, возникает другой феномен отклоняющегося поведения — нормы оправдания. Это культурные образцы, с помощью которых люди оправдывают осуществление каких-либо запретных желаний и действий без открытого вызова существующим моральным нормам.
Информация о работе Возрождение философских идей в классической социологии