Возрождение философских идей в классической социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 00:14, лекция

Описание работы

Эмиль Дюркгейм (1858—1917) представляет новую и важную главу в развитии социологии. Он первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии — «социальную сферу». Им разработаны методология и методы социологических исследований. Его основные работы: «Правила социологического метода» (1895); «Метод социологии» (1899); «Самоубийство. Социологический этюд» (1897); «О разделении общественного труда» (1912).

Содержание

Социология Э.Дюркгейма
Философские идеи гуманизма в социологии К.Маркса и его последователей
Особый тип философской рациональности в социологии М. Вебера
Теория мобильной стратификации П. Сорокина
Общая теория действия Т. Парсонса
Синтез макро и микросоциологии в теории средне¬го ранга Р. Мертона

Работа содержит 1 файл

Маркс Вебер Сорокин.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

      Вебер предполагал, что социологи отбирают в качестве характеристик идеального типа определенные аспекты поведения или институтов, которые доступны для наблюдения в реальном мире, и преувеличивают их до форм логически понятной интеллектуальной конструкции. Не все характеристики этой конструкции могут быть представлены в реальном мире. Но любую конкретную ситуацию можно понять глубже, сравнивая ее с идеальным типом. Например, конкретные бюрократические организации могут не совпадать в точности с элементами идеального типа бюрократии, однако знание этого идеального типа может пролить свет на эти реальные вариации. Поэтому идеальные типы представляют собой, скорее, гипотетические конструкции, формируемые из реальных явлений, и имеющие объяснительную ценность.

     Учение  Макса Вебера об идеальных типах  и сегодня не потеряло своей актуальности. Оно служит для его последователей своеобразной методологической установкой социального познания и решения практических проблем, связанных, в частности, с упорядоченностью и организованностью элементов духовной, материальной и политической жизни.

     М. Вебер выделял следующие типы социального действия: целее-рациональный, ценностно-рациональный, аффективный и традиционный.

     Целерационалъное  действие — это когда человек ясно представляет себе цель действия и средства ее достижения, а также учитывает возможную реакцию других людей на свои действия. Критерием рациональности является успех. Этот в максимальной степени рациональный тип действия характеризуется ясностью и осознанием поставленной цели, причем, это соотносится с рационально осмысленными средствами, обеспечивающими достижение именно этой, а не какой-то иной цели. В рациональности цели можно удостовериться двояким образом: во-первых, с точки зрения ее собственного содержания, во-вторых, с точки зрения целесообразности (т.е. сообразности с целью) избираемых средств.

     Ценностно-рациональное действие совершается через сознательную веру в этическую, эстетическую или религиозную ценность определенного поведения. Этот идеальный тип социального действия предполагает совершение таких поступков, которые основаны на убежденности в самодостаточной ценности поступка как такового, другими словами, здесь в качестве цели выступает само действие. Ценностно-рациональное действие, по Веберу, всегда подчинено определенным требованиям, в следовании которым индивид видит свой долг. Если он поступает сообразно этим требованиям — даже если рациональный расчет предсказывает большую вероятность неблагоприятных последствий такого поступка для него лично, — значит, мы имеем дело с ценностно-рациональным действием. Ценностно-рациональное действие... всегда есть действие в соответствии с заповедями или требованиями, которые действующий считает предъявленными к себе.

     Аффективное действие происходит через аффекты, т.е. бессознательные психологические импульсы и чувства. Главной его характеристикой является определенное эмоциональное состояние — вспышка страсти, ненависти, гнева, ужаса и т.п. Аффективное действие имеет свой смысл, главным образом, в скорейшем снятии возникшего эмоционального напряжения, в разрядке. Этим оно прямо противоположно целерациональному действию; однако здесь таится определенное сходство с ценностнорациональным действием, которое, как мы видели, также не стремится к достижению какой-то "внешней" цели и видит определенность в самом совершении действия.

     Традиционное  действие осуществляется через привычку, сложившуюся на основе собственного опыта и опыта предшествующих поколений.. Этот тип действия формируется на основе следования традиции, то есть подражания тем или иным образцам поведения, сложившимся в культуре и одобряемым ею, а потому практически не подлежащим рациональному осмыслению и критике. Такое действие совершается во многом чисто автоматически, по сложившимся стереотипам. Несмотря на то, что традиционные действия отнюдь не предполагают выработку ориентации на новые возможности (а может быть, как раз поэтому), пожалуй, именно оно составляет львиную долю всех поступков, совершаемых индивидами. В какой-то степени приверженность людей к совершению традиционных действий (проявляемых в огромном числе вариантов) служит основой стабильности существования общества и предсказуемости поведения его членов.

     Вебер исходил из того, что в историческом процессе растет степень рациональности социальных действий. Особенно это видно в развитии капитализма. Рационализируются все сферы:

     • способ ведения хозяйства;

     • управление как в области экономики, так и в области политики, науки, культуры — во всех сферах социальной жизни;

     • образ мышления людей;

     • способ чувствования;

     • образ жизни в целом.

     Все это сопровождается колоссальным усилением социальной роли науки, представляющей собой, по мнению Вебера, наиболее чистое воплощение принципа рациональности.

     Воплощением рациональности Вебер считает правовое государство, функционирование которого целиком базируется на рациональном взаимодействии интересов граждан, подчинении их закону, а также общезначимым политическим и моральным ценностям. Правовое государство развивается на основе целерациональных и ценностно-рациональных действий управляющих и управляемых.

     С точки зрения М. Вебера, социология должна изучать поведение и социальную деятельность человека или группы людей. Однако не всякие их поведение и деятельность являются предметами изучения социологии, а только такие, которые, осмыслены ими с точки зрения целей и средств их достижения, ориентированы на других субъектов, т.е. учитывают влияние на них своих действий и их ответную реакцию на это. Если действие рассчитано на ответную реакцию не со стороны других людей, а скажем, со стороны машин или природы, оно, по Веберу, не считается социальным. Не являются таковыми и подражательные действия.

     М. Вебер считает, что главная цель социологии:

     • сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности;

     • выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан.

     Идеальные типы и позволяют сделать этот исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни. Методологические принципы Вебера формировались в полемике с марксизмом. Признавая в Марксе выдающегося ученого, Вебер не приемлет предложенный им путь революционного преобразования капиталистического общества.

      Центральным понятием веберовской социологии выступает социальное действие, которое Вебер определяет как действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер). Действующий индивид или индивиды связывают его с субъективным смыслом и соотносятся с действием других людей и ориентируется на него.

     Однако  действия и поступки людей изучают  и многие другие науки, в частности, история и психология. В чем же качественное своеобразие чисто социологических подходов? Прежде всего, в том, что социология изучает обобщенное поведение людей как если бы оно протекало в неких идеальных условиях. При этом ее интересует не только ориентированность действий на других людей, но и степень наполненности их определенным смыслом. Понятие же смысла выводится из соотношения цели и средств. Изучение различных вариантов такого соотношения приводит Вебера к построению идеальной типологии социальных действий.

     Социология, будучи наукой, изучающей человеческое поведение в максимально обобщенном виде, не может посвятить себя выявлению мотивов каждого отдельно взятого индивида — все эти мотивы настолько различаются и не похожи один на другой, что невозможно создать какую-либо типологию, но все люди имеют общую человеческую природу. Необходимо составить типологию различных поступков людей в их отношениях со своим социальным окружением.

      Общество, где господствует формальная рациональность, - это такое общество, где в качестве нормы выступает не столько стремление к наживе, сколько рациональное (т.е. разумно-расчетливое) поведение. Все члены такого общества ведут себя таким образом, чтобы рационально и к всеобщей пользе применять все - и материальные ресурсы, и технологию, и деньги. Роскошь, к примеру, не может считаться рациональной, поскольку это отнюдь не разумное расходование ресурсов.

      М. Вебера как апологета сильной власти постоянно занимают причины, по которым одни люди подчиняются другим, а также механизмы, с помощью которых осуществляются социальные отношения господства-подчинения. При этом, Вебер четко различает власть и господство. Власть, считает он, предшествует господству. Господство - это процесс реализации власти и означает определенную вероятность того, что приказы, отдаваемые одними людьми (которые обладают властными полномочиями), встретят у других людей готовность подчиниться, выполнить эти приказы. Легитимное, т.е. законное, господство не может ограничиваться самим фактом применения власти, оно нуждается в вере в ее законность. Власть становится господством, когда она расценивается людьми как легитимная.

     Существуют  три идеологических основания легитимности, которые могут облекать правителей властью: традиционное, харизматическое и легально-рациональное. В соответствии с этим Вебер обосновывает три идеальных типа господства, каждый из которых получает наименование по своему идеологическому основанию. Рассмотрим каждый из этих типов подробнее.

     Легально-рациональное господство. (Его иногда называют просто рациональным). подразумевает повиновение формальным правилам, установленным с помощью «правильных» публичных процедур. Неотъемлемый элемент легально-рационального господства — бюрократия, которой Вебер уделяет большое внимание.

     В понятие «бюрократия» вкладывается два смысла: способ управления и социальная группа, осуществляющая этот процесс управления.

     Бюрократическую рациональность, по Веберу, следует  рассматривать как воплощение капитализма вообще, поэтому решающую роль в бюрократической организации должны играть технические специалисты, получившие специальную подготовку и пользующиеся в своей работе научными методами.

Бюрократическую организацию характеризует ряд важных черт:

     • эффективность, достигаемая, главным образом, благодаря четкому разделению обязанностей между работниками аппарата;

     • строгая иерархизация власти, позволяющая вышестоящему должностному чиновнику осуществлять контроль за деятельностью нижестоящего;

     • формально установленная и четко зафиксированная система правил, обеспечивающая единообразие управленческой деятельности и применение общих инструкций к частным случаям, не допускающая двусмысленности толкования распоряжений, неопределенности;

     • подчинение, основанное на письменных документах, правилам, а не конкретной личности, которая их выражает —  формального носителя социальной власти определенного уровня;

     • безличность административной деятельности и эмоциональная нейтральность отношений, представитель занимаемой им должности;

     • рекрутирование персонала на основе способностей и технических знаний, полученных с помощью специального образования; долгосрочная служба;

     • продвижение на основе старшинства  или заслуг;

     • фиксированное жалование;

     • разделение приватного и официального дохода.

     Современный научный анализ позиции Вебера утверждает, что его идея о рациональности бюрократии содержала в себе два  несколько различающихся момента: максимизация технической эффективности  и обеспечение социального контроля.

     Методологически цель Вебера состояла в широком историческом сравнительном анализе способов политического администрирования и их воздействия на общество. В соответствии с сформулированным подходом — он стремился выявить бюрократический идеальный тип. Реальные бюрократические организации достаточно часто оказываются неэффективными, они несут в себе, наряду с рациональными чертами, ряд неформальных отклонений. Власть часто ограничивается фактом пребывания в должности.

     Изучая социологию религий, Вебер ставит своей основной задачей выяснение того, каким образом экономическое поведение людей зависит от характера их мировоззрения. Протестантская этика как совокупность нравственных правил, которыми следует руководствоваться в повседневной деятельности, может быть сведена к пяти основным положениям кальвинистской концепции:

     • есть Бог, Всевышний, который создал мир и который им правит, но который непостижим для конечного разума людей;

Информация о работе Возрождение философских идей в классической социологии