Возрождение философских идей в классической социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 00:14, лекция

Описание работы

Эмиль Дюркгейм (1858—1917) представляет новую и важную главу в развитии социологии. Он первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии — «социальную сферу». Им разработаны методология и методы социологических исследований. Его основные работы: «Правила социологического метода» (1895); «Метод социологии» (1899); «Самоубийство. Социологический этюд» (1897); «О разделении общественного труда» (1912).

Содержание

Социология Э.Дюркгейма
Философские идеи гуманизма в социологии К.Маркса и его последователей
Особый тип философской рациональности в социологии М. Вебера
Теория мобильной стратификации П. Сорокина
Общая теория действия Т. Парсонса
Синтез макро и микросоциологии в теории средне¬го ранга Р. Мертона

Работа содержит 1 файл

Маркс Вебер Сорокин.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

     • всемогущий и таинственный Бог заранее  предопределил каждому из нас спасение или осуждение на погибель, мы бессильны изменить предначертание Божье;

     • Бог создал мир во славу себе;

     • человек, которого Он предопределил  к спасению или гибели, должен трудиться  на приумножение славы Божьей и на создание Божьего царства на этой земле;

     • дела мирские, человеческая природа, плоть  относятся к категории греховности и гибели, спасение же даруется человеку свыше как Божья благодать.

      Суть  протестантской этики, по Веберу, сводится к следующему: сверхъестественное, может быть, и существует, но человек к нему не причастен. Прибегание к любым магическим средствам как способу спасения объявляется кощунством. Логика достаточно проста: делай свое земное дело как можно лучше - только этим ты можешь быть угоден Богу.

     Наиболее отчетливой иллюстрацией такого подхода следует считать одну из самых известных работ М.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». В ней утверждается, в частности, что светская культура капиталистического общества парадоксальным образом возникла из аскетизма, насаждаемого протестантским реформизмом.

     М. Вебер считал, что протестантизм  много дал для культурного  содержания раннего капитализма: индивидуализм, мотивацию к достижениям, враждебность к унаследованному богатству и роскоши, законность предпринимательского призвания, сопротивление магии и суеверию, стремление к организации и расчету в общественной и личной жизни. Благодаря протестантизму выработаны многие из элементов рационализации западного общества. В то же время Вебер считал, что хотя эта этика была чрезвычайно важна для развития духа капитализма, она уже не являлась необходимым условием развития капитализма после его утверждения в качестве господствующего общественного строя.

     Движение  самого процесса исторического развития характеризуется тенденцией нарастания в жизнедеятельности общества формально-рациональных начал и все большего преобладания целерационального типа социальных действий над всеми остальными. Одновременно это должно означать и повышение роли интеллекта в общей системе мотиваций и принятий решений социальными субъектами. 

     Социология  М. Вебера постоянно актуализируется, он сегодня самый цитируемый социолог. Им разработана последовательная философия социальной науки, которая осмыслила сущностные основы социального действия; в ряде самостоятельных областей он уловил основные характеристики современной индустриальной цивилизации; идентифицировал ряд ключевых вопросов, которые стали средоточием дальнейших принципиальных дискуссий в рамках социологии.

Глава пятая МАКРОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ СТРУКТУРНОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБЩЕСТВА

5.1.Теория  мобильной стратификации  П. Сорокина

 

     Начатые Питиримом Александровичем Сорокиным  (18891968), в российский период его творчества, разработки «социальной стратификации» и «социальной мобильности» в дальнейшем творчески стимулировала мировую социологию в этом направлении. Синтезируя достижения российской социологии (опиравшейся, в свою очередь, на успехи истории, этнографии и философии), с одной стороны, и результаты, полученные учеными Психоневрологического института, созданного Бехтеревым, — с другой, П. Сорокин разработал концепцию, объясняющую общие основы человеческого поведения.

     Он пришел к выводу, что человеческое поведение базируется на психофизических механизмах рефлекторного типа, а жизнь общества есть «бесконечная цепная реакция акций — реакций, взаимодействие которых лежит в основе исторического процесса»2. При этом интегрирующим моментом выступает коллективный рефлекс. Так что механизмы акции - реакции действуют не только на индивидуальном, но и на групповом и общественном уровне.

       Огромная работа, проделанная ими, ставила своей целью создание концепции, способной охватить все аспекты социального мира и согласовать понимание общественной жизни с достижениями естественных наук.

     В динамичных условиях российской реальности П.Сорокин создал двухтомную «Систему социологии» (1920 г.). Затем, в начале американского периода своего творчества, Сорокин разработал методологию измерения социальной мобильности, получившей название теория мобильной стратификации. Этот его опыт стал образцом зрелого единства предмета и методологии социологической науки.

     Предметом социологии по Сорокину является общество как реальная совокупность взаимодействующих людей, в которой положение (статус) социального субъекта зависит от его действий в институтах социальной мобильности.

     В «Системе социологии» Сорокин формулирует принципы, от которых не отойдет в будущем. Совокупно они составляют самую квинтэссенцию структурного метода. Теоретическая социология распадается на три основных раздела:

     1) социальную аналитику (социальная  анатомия и морфология);

     2) социальную механику (ее объект - социальные процессы);

     3) социальную генетику (теория эволюции общественной жизни).

     Общество  развивается по схеме: «нормальное развитие — революция — нормальное развитие»3. Однако революции - это вовсе не "локомотивы истории", а разрушительные взрывы, представляющие собой реакцию общества на нарушение им самим психофизических основ собственной жизнедеятельности. Сорокин решительно подчеркивает, что главной причиной и непосредственной предпосылкой всякой революции всегда было усиливающееся подавление базовых инстинктов большинства населения4.

     Революция, — считает П. Сорокин, — предполагает глубокий и устойчивый сдвиг в психофизических основах поведения масс, за которым следует цепной процесс структурных изменений в механизмах взаимодействия базовых инстинктов, индивидуальных и коллективных, имеющий разрушительные последствия для общества вообще и его экономики в частности.

     Революционное общество, таким образом, характеризуется особыми психофизическими законами и деструктивной энергией, которая скрытно накапливается, а затем дает старт кумулятивной цепной реакции. Дело в том, что разрушительные процессы в обществе и хозяйстве, раз начавшись, ведут вовсе не к устранению вызвавших их причин, а ко все большему принудительному ограничению потребностей и подавлению базовых инстинктов, последнее же «биологизирует» массовое поведение, делает его (до момента энергетического истощения) все более агрессивным.

     Разрушительную  энергию революции можно использовать в определенных интересах, можно направлять, но вряд ли можно регулировать; те, кто открыл ей путь, изопьют чашу до дна. Недаром замечено, что революции — чудовище, пожирающее своих детей. И не только своих.

     В скрупулезном и педантичном описании П. Сорокина переплетены самые неожиданные, случайные и закономерные формы взаимодействий. Прежде чем рассуждать о таких сложных результатах, как государство, социальный институт, общественный порядок, власть и т. п,

     Творчество Сорокина представляют для современной России огромный практический интерес. Раскрывая разрушительный потенциал революции, Сорокин видел альтернативу вовсе не в сохранении статус-кво, а в реформах. Однако, подчеркнем, сами реформы несут в себе опасность скатывания к революции, если они нарушают психофизический базис общества, систему его коллективных рефлексов. Чтобы этого избежать, реформы должны отвечать ряду фундаментальных императивов.

     Во-первых, «реформы не должны попирать человеческую природу и противоречить ее базовым инстинктам».

     Во-вторых, «тщательное научное исследование конкретных социальных условий должно предшествовать любой практической реализации их реформирования».

     В-третьих, «каждый реконструктивный эксперимент вначале следует тестировать на малом социальном масштабе».

     В-четвертых, «реформы должны проводиться в жизнь правовыми и конституционными методами»5.

     Таким образом, Сорокин сформулировал четыре канона эволюционных реформ, «попрание которых делает каждую попытку социальной реконструкции тщетной», и четко противопоставил им реформы революционные.

     Интересные, социологические по сути, высказаны  П. Сорокиным впечатления о российской интеллигенции: «Резкие изменения произошли и в психике "интеллигенции". Я думаю, что история старой - типичной - русской интеллигенции кончилась. На место ее приходит новая, с новым психическим укладом. Она будет, и отчасти уже есть, более деловой и более знающей, чем старая интеллигенция. Она будет менее романтической и менее идеалистической, но более полезной объективно; при всем богатстве идеализма старой интеллигенции, при ее невежестве и романтизме, толку было не очень много. «Много было хороших слов, много героических поступков, но мало было объективно полезных дел. Большая часть энергии гибла зря, а нередко из героизма получался объективный вред». Новая интеллигенция рождается более прозаической. Не будет задаваться «несбыточными мечтами», реже в ней будут подвижничество и самопожертвование, но она будет лучшим «спецом», раз, и свои специальные обязанности будет выполнять серьезнее, два. Изменилось ее положение и в третьем отношении. «Кающийся дворянин» давно исчез; в революции исчез и «буржуа», или обеспеченный представитель либеральной профессии, чувствовавший все же какую-то вину перед народом, какую-то неловкость за свою обеспеченность. Не стало больше обычного деления на интеллигента, обязанного перед народом, и опекаемого «меньшего брата», которого надо просвещать, учить, ставить на путь истины, который идеален сам по себе, но погибает в невежестве эксплуатации. Этот взгляд на «меньшого брата» сверху вниз, эта романтически-сентиментальная концепция сожжена революцией безвозвратно. Она теперь чужда и народу, и интеллигенции. Складывающиеся отношения менее сентиментальны, но более здоровы. Если каждый из нас будет делать свое дело по-настоящему, — все отлично. Если нет, — плохо и неизвинительно ни для тебя, ни для меня» — такова приблизительно эта новая платформа отношений в схематическом виде. Старый романтически-сентиментальный и в то же время аристократический по природе подход интеллигенции к народу и раньше был до-вольно нелеп. Теперь он психологически невозможен. Романтизм, сентиментализм и жертвенность сдуты революцией с психологии интеллигента. Не нужны они и народу»6.

     П. Сорокин был глубоко убежден  в том, что все возникающие  в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления, сознательного  разрешения социальных противоречии и предоставления каждому человеку возможностей для творческого самовыражения. Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный, эволюционный путь развития.

5.2. Общая теория действия  Т. Парсонса

     Толкотт Парсонс (1902—1979) американский социолог, основатель школы структурного функционализма (линия функционального императивизма). Он автор теории, которая является апологией эволюционного процесса, в котором противоречия ведут к стабильности и интеграции, а сущность общественной жизни есть стремление к порядку. Эта теория — альтернатива марксистской апологии революции и радикального переустройства мира. Концепция Парсонса не столько защищала капитализм, сколько предлагала объяснение и была направлена на понимание его трудностей.

     Основные  усилия Т. Парсонса на протяжении всей его жизни были направлены на создание общей теории действия, которая согласовывалась бы с терминологическим аппаратом и представлениями других наук о поведении сложных систем. Парсонс несколько раз приезжал в Россию, делал здесь доклады и встречался с социологами.

     «Социологическая теория — считал Т. Парсонс — есть тот аспект исследования социальных систем, который занимается явлениями институционализации образцов ценностной ориентации в социальной системе, условиями этой институционализации и изменениями в образцах, условиями подчинения им и отклонения от какой-либо совокупности таких образцов, а также мотивационными процессами, поскольку они содержатся во всем этом».7

     Творческое  наследие Парсонса — огромно. Среди большого числа его работ можно выделить следующие: «Социальная система» (1951),  « Общая теория действия» (написана с Э. Шиллсом, 1951), «Общества: эволюционные и сравнительные перспективы» (1966), «Система современных обществ» (1971), «Социальное действие и условия человеческого существования» (1978), «Понятие общество: компоненты и их взаимоотношения»(1966).

     Ведущее понятие социологии Т. Парсонса «социальное действие». Он его обосновывал как единицу, «сквозную» для всех социальных наук, которые в этой точке должны прийти к единству и организоваться наконец в систему, оставаясь при своих концептуальных схемах. Задача заключается в нахождении способа соотнесения этих своеобразных, исторически сложившихся схем между собой. Под этим представлением о возможности объединения всех социальных наук у Парсонса лежит понятийный конструкт, включающий три глобальные сферы, каждая из которых является для двух других частью их «окружения», или среды:

Информация о работе Возрождение философских идей в классической социологии