Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 20:19, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Определить основные способы формирования гражданского сознания.
2. Ознакомиться с методами решения проблемы воспитания и формирования гражданского сознания.
3. На основе материалов социологических исследований сделать вывод о роли памяти о Великой Отечественной войне в формировании гражданского сознания.
Историко-краеведческое — познание историко-культурных корней на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает: изучение многовековой истории отечества, места и роли России в мировом и историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны. Особую роль играет деятельность поисковых отрядов по увековечении памяти павших в годы Великой Отечественной войны
Гражданско-патриотическое — это воспитание правовой культуры и законопослушности, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу и выполнению своего конституционного долга, пример которого в нелегкие годы войны показывали труженики трудового фронта. Данное направление базируется, прежде всего, на сложившейся правовой базе отношений между государством и гражданином, которая на практике дает молодежи все необходимые права и способствует их реализации, что вызывает у нее законную гордость за свою страну, формирование глубокого понимания конституционного долга.
Социально-патриотическое направлено на активизацию межпоколенной духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, проявление заботы о ветеранах Великой Отечественной войны, людях пожилого возраста. Без широкой культурной ассоциативности ветеранов и современной молодёжи в процессе воспроизводства человека культуры, гражданина и патриота не возможна творческая и культурогенерирующая возможность современного образования. Воспитание подрастающих поколений ХХ1 века основывается на преемственности со старшими поколениями. Молодым людям, которые сейчас приобщаются к животворному источнику героического опыта Великой Победы, предстоит отмечать 100-летие Великой Победы. Именно им передавать опыт Великой Победы своим потомкам.
Военно-патриотическое — ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идеалов служения Отечеству, развитию способности к его вооруженной защите, привитие гордости за русское оружие, любви к русской военной истории, военной службе и военной форме одежды, сохранение и приумножение славных воинских традиций защитников Родины, питаемых военным опытом Великой Победы.
Героико-патриотическое — нацелено на пропаганду феномена героизма советского солдата и труженика тыла в Великой Отечественной войне, приобщение молодёжи к героическим и историческим событиям истории России, воспитание гордости к деяниям предков и их традициям и сопричастности к ним.
Спортивно-патриотическое — опредмечивает развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины на примерах преодаления в годы войны физических и психологических трудностей воинами армии и труженниками тыла.» [11. С. 33-34]
Воспитывать патриотизм - значит дать
свободу жизненным проявлениям индивида
для его собственного целесообразного
развития через придание определенную
социальную направленность развитию личности
молодого человека, наладить связь между
социальными ценностями поколения победителей
и ее жизненной позицией
.
2.2 Историческая память россиян о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
3-10
ноября 2004 года Социологическим
центром Российской академии
государственной службы при
Цель исследования — изучить, как оценивает население России Великую Отечественную войну и Победу в ней по истечении 60 лет, как сохраняется, воспроизводится историческая память, как проявляет себя в оценках различных сторон войны, победы, современности
Историческая память о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. является одной из основных составляющих исторического сознания российского народа, которая, как никакое другое духовное явление, выполняет консолидирующую, объединяющую российский социум функцию. Память о событиях войны, выдающихся ее участниках, героических поступках наших соотечественников, горечь от понесенных огромных утрат несет заряд духовного единения российского общества при всей сложности его социальной структуры и социально-экономических различий. Эта память играет роль ценностных ориентиров для социального поведения членов нашего общества.
Проведенный соцопрос еще раз подтвердил результаты других научных исследований о том, что победа в Великой Отечественной войне воспринимается и оценивается россиянами как главное событие ХХ века, которое позволяет поколениям, вступающим в жизнь, причислить и себя к наследникам великого подвига народа.
По данным проведенного социологического исследования, события Великой Отечественной войны не интересуют сегодня только 3,8% россиян. Для основной же части наших соотечественников победа в войне - это ценность, пронизанная чувством сопричастности к победителям, объект национальной гордости.
Несмотря на происходящие радикальные изменения в российском обществе, драма прошедшей войны не вытеснена из памяти россиян, она по-прежнему сохраняет свой духовно консолидирующий потенциал. Опрос показал, что в современном российском обществе сохраняется интерес к событиям прошедшей войны. Об этом говорят более 60% опрошенных.
На вопрос "Был ли кто-то из Ваших ближайших родственников на фронте в годы Великой Отечественной войны?% утвердительно ответили 71,3% респондентов.
На вопрос "Какие чувства преобладают у Вас в связи с итогами войны?% ответы распределились почти одинаково в группе 18?24-летних и тех, кто старше 60 лет (гордость за победу над фашизмом испытывают 32,7% молодых и 33% пожилых людей; горечь и гордость одновременно - 51,3% молодых и 47,2% пожилых). Это достаточно высокий уровень "смыкающихся ценностей" и единства у стоящих далеко друг от друга поколений современного российского общества.
Совпадают по основным позициям и оценки причин начала Великой Отечественной войны. Единогласно респонденты на первые места поставили "стремление фашизма к мировому господству" и "стремление ведущих государств мира завладеть новыми территориями, сырьевыми ресурсами, рынками сбыта" и т.д. Похожая ситуация присутствует и в оценках причин поражений Красной Армии в первые месяцы войны. Несмотря на многообразие существующих ныне трактовок, политических мифов, при анализе данных опроса обнаружилось преобладание устоявшихся ответов, как-то: "внезапность нападения фашистской Германии", "военно-техническое превосходство фашистской Германии над Красной Армией".
При оценках Победы и отношения к ней как знаковому событию в жизни нашего народа самым острым является вопрос о жертвах, их большом количестве. На вопрос "Какие события, факты войны 1941-1945 гг. вызывают у Вас чувства горечи и боли?" 91% респондентов указал "людские потери".
Однако 68,5% респондентов считают, что Победа стоила той цены, которую за нее заплатили. Этой точки зрения придерживаются как молодые (62,8%), так и те, кому за 60 (71,4%), что является убедительным показателем внутренней консолидированности общества вокруг проблем Великой Отечественной войны.
Вместе с тем под влиянием времени, различных социально-политических взглядов в исторической памяти россиян в последние десятилетия появились новые оценки, ранее не свойственные ей. Так, по данным последнего исследования, проведенного Социологическим центром РАГС, значительное место в исторической памяти современников занимает тема репрессий. В качестве причин поражений в первые месяцы войны "репрессии против военачальников Красной Армии" были названы в 36,5% случаев. Причем в большинстве своем этот выбор сделали люди с высшим образованием и в возрасте от 30 лет и старше. Наибольшее количество респондентов, акцентирующих внимание на этой проблеме, - 40?49-летние. Наименьшее - в группе 18?24-летних (27,9%).
Достаточно прочно вошли в историческую память народа и вызывают чувство горечи такие события военных лет, как насильственная депортация некоторых народов СССР (10,3%), переход на сторону фашистской Германии тех людей, которые были против советского строя (6,6%), штрафные батальоны, роты (17,3%), заградительные отряды (8,8%). Наиболее типичны такие представления для группы людей с высшим образованием и частично для группы со среднеспециальным образованием (например по вопросам депортации). Однако в возрастной группе 60 лет и старше случаи обращения к этим проблемам встречаются реже, чем во всех других группах.
Исследование выявило в исторической памяти россиян миф, сотворенный еще фашистскими генералами, о том, что Россию спас не героизм народа, а огромная территория и прочие геоклиматические факторы. Ответ зафиксирован в 23,6% случаев (вопрос о причинах победы). Причем почти в равной степени в группах 18-59 лет. Подобный факт значительно нивелирует подвиг народа, совершенный именно в суровых климатических условиях и на огромной территории.
Впервые исследование позволило выявить новый феномен в исторической памяти о Великой Отечественной войне, который сближает как молодых, так и пожилых, — это искажения фактов о Великой Отечественной войне. На вопрос "Как Вы считаете, искажается ли история войны 1941?1945 гг. в некоторых публикациях в печати, в передачах телевидения и радио?" 78,1% молодых (18?24 года) и 79,7% (60 лет и старше) считают, что события Великой Отечественной войны искажаются.
Очевидно, что приближается время, когда без специальных государственных усилий, направленных на формирование отношения россиян к великому историческому событию, нельзя будет удержать в общественном сознании достоверные, подлинные знания и патриотическое отношение к Великой Отечественной войне как знаковому событию.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, чем является День Победы для жителей России и Украины и сколько жителей в обеих странах планируют отмечать эту дату. На Украине синхронизированный опрос проведен компанией «Research & Branding Group»*
Подавляющее
большинство россиян
считает День Победы
праздником, общим для
всех (91%). В первую очередь, так думают
пожилые сограждане (95%) и южане (97%).
Лишь 8% склонны полагать, что 9 Мая
- это праздник только для ветеранов. Такой
позиции чаще других придерживаются
18-24-летние респонденты (12%) и уральцы
(17%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях начала третьего тысячелетия в России возобладало понимание того, что формирующаяся модель успешного государства, консолидированного общества, сплочённого коллектива и достойной личности должна строиться не на идеологических постулатах, а соответствовать, с одной стороны, уровню реальной опасности жизнедеятельности граждан в условиях непредсказуемости терроризма, с другой — опираться на долгосрочный прогноз экономической стабилизации и роста, активизации международных отношений.
Это
тем более важно, что в условиях
развивающейся
Мобилизация и актуализация духовного потенциала Великой Победы, выступающего мощным фактором возрождения современной России позволит:
в
духовно-нравственном плане - развитию
патриотизма как социально
Информация о работе ВОВ как способ формирования гражданского сознания