Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:19, шпаргалка
Структура соц-го знания – не просто совокупность информации, представлений и науч. понятий об общественных явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся соц. сист. Она предстает как сист. взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, будь то жизнедеятельность отдельных людей, соц. групп или общества в целом.
1. Социология как наука: структура и уровни социологического знания. Особенности социального познания.
2. Наблюдение как метод социологического исследования.
3. Функции социологической науки.
4. Понятие социальной роли.
5…. Нация как социально-этническая общность.
6. О.Конт – родоначальник социологической науки.
7. Г. Спенсер и его органическая теория общества.
8. Программа и план в социологическом исследовании.
9. Э. Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества.
10. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.
45. Интегральная социология П.А. Сорокина.
46. Социальные институты и организации, их виды и функции.
24. Анализ документов как метод сбора социологической информации.
Под документом подразумевают те или иные источники, содержащие инф-цию о соц. фактах и явлениях обществ. жизни функционирующих и развивающихся в об-ве. Анализ док-тов открывает социологу возможность увидеть в отраженном виде многие стороны соц. действит-сти. Документы обычно содержат богатую и емкую инф-цию об этой дейст-сти. От формы, в которой зафиксирована инф-ция, зависит то, для каких целей м/б использован этот вид док-та и каким методом он успешно м/б проанализирован. По форме фиксации информация делится на: 1. письмен. док-ты; 2. статистич. данные; 3. иконографич. док-ция (кино-, фотодок-ция); 4. фонетические док-ты. Под традиционным, классич. анализом «понимается все многообразие умствен. операций, направлен. на интеграцию сведений, содержащихся в док-те с определ. т.з., принятой исследователем в каждом конкретном случае. Такой анализ направлен на полное выявление их содержания. Слабостью традиц. анализа док-тов явл-ся субъективизм. Стремление преодолеть субъективность традиц. анализа породило разработку формализованного (количествен.) метода анализа док-тов, или контент-анализа. Контент-анализ, или науч. анализ содержания док-та — это метод исследования, применяемый в самых разл. дисциплинах, областях гуманитар. знания. При своем рождении контент-анализ был использован для изучения текстовых газет. материалов. Этот метод часто испол-ся разл. спецслужбами: до 80% самой секретной инф-ции добывается с его помощью. В социолог. исследовании газет. тексты, соглашения, протоколы, договоры и т.д. выступают в качестве объекта анализа. Прагматич. модели контент-анализа сосредоточивают внимание на тех признаках текста, которые прямо или косвенно свидет-ют о позициях или намерениях автора. Методологич. принципы опред-ют содержат. интерпретацию исследуемых явлений. А технич. приемы выполняют такую же роль, как и др. методы социологич. исследования, н-р статист. наблюдение или опрос. Технич. приемы — это ср-ва сбора социолог. инф-ции.
25. Социализация личности. Проблемы социальной зрелости личности.
Одна из основополагающих проблем соц-гии личности — изучение процесса социализации, т.е. исследование широкого круга вопросов, связанных с тем, как и благодаря чему чел-к становится деятел. обществен. субъектом. Многочислен. сравнит. исследов. показали, что не только соц. привычки, обычаи, традиции, но даже темперамент и специфика поведения полов явл-ся продуктом соц-ции. Так, сами качества маскулинности (мужественности) и феменинности (женственности) не явл-ся, как это долго считалось, только «естественными», т.е. природнобиологически обусловленными (твердый, сильный мужчина и мягкая, слабая, преданная женщина). История возникн. термина «социализация» связана с «недоразумением», с неточностью при переводе с нем. на англ. Понятие «социализация» шире традиц-х понятий «образование» и «воспитание». Образов. Предп-ет передачу определ. суммы знаний. Воспитание понимается как система целенаправлен., сознательно спланированных действий, цель которых — формирование у ребенка определенных личност. качеств и навыков поведения. Сущ-ют два осн. подхода в определении сущности и процесса соц-ции: 1) соц-ция — это своеобразный вид дрессировки, это «улица с односторонним движением», когда актив. стороной явл-ся об-во, а сам чел-к — пассивный объект его разнообраз. воздействий; 2) с этим подходом согласны в наст. вр. подавляющее большинство социологов — он основан на парадигме взаимодействия и подчеркивает не только активность, проявляемую со стороны об-ва (так называемых агентов социализации), но и акгив-ть, избират-ть отдел. индивида. При этом соц-ция рассмат-ся как процесс, который продолжается в теч. всей жизни чел-ка. Принято выделять первичную соц-ию, охватыв. п-д детства, и вторичную соц-цию, занимающую длител. временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклон. возраст.
26. Рабочий класс в современном российском обществе, его социальный облик.
Рабочий класс - это слой нас., который участвует в процессе произв-ва или сфере услуг, они не имеют в своей собственности ср-в произ-ва, недвижимости, приносящей прибыли, и получают за свой труд только з/п (слесарь, токарь, продавец и т.д.).
Рабочий класс России в настоящее время социально неоднороден и представляет собой скорее совокупность отдельных слоев рабочих, а не класс – единый и монолитный, каким он был в советское время. Наблюдаются процессы сокращения численности рабочих, роста безработицы, перехода рабочих в частный и кооперативный сектора. Государственные предприятия останавливаются, закрываются, становятся банкротами, а, если и продолжают работать, то в цехах пусто, трудятся по 1-2 рабочих и прибыли, за редким исключением, они не получают. Упадок отечественного производства отрицательно сказывается на всей российской экономике.
27. Концепция социального плюрализма М.М. Ковалевского.
М. Ковалевский подходил к соц-гии как к науке, а не как к концепции чел-их идеалов. Он исходит из того, что для соц-гии главное есть правда-истина. Идеи закономерного и поступат. характера истор. процесса, как и соц. преемственности, — важные стороны эволюционистской концепции К., согласно которой об-во более или менее плавно (эволюционно) переходит от одного своего состояния к др. Таким же образом происходит развитие отдел. областей обществ. жизни и разл. соц. институтов. Эволюцию гос. строя он связывал с целым рядом факторов обществ. жизни, в т.ч. с эволюцией хоз-ва и «форм эконом. быта», с развитием полит. отнош. классов и др. соц. групп, с эволюцией полит. идей и общим прогрессом культуры. Важн. роль в соц-гии К. играет историко-сравнител. метод. Сравнивая развитие народов разн. стран и эпох, м/о обнаружить некоторые общие законы их истор. эволюции Историко-сравнит. метод позволяет выявить и эти законы, и специфич. особенности в развитии разн. народов и их культур. Весьма высоко ставил К. психологич. школу в соц-гии. Он рассматривал подражание как органич. проявление личностной и соц. психологии людей и потому как важн.фактор их обществ. жизни. Он считал, что «основы соц-гии не м/т лежать вне психологии». Положит. отнош. к многим социологич. направлениям и школам, стремление понять их и обнаружить связи м/у ними, готовность применять их учения при анализе тех или иных обществ. явлений — еще одно проявление социологич. плюрализма К. Кажд. направление в соц-гии по-своему показывает значение тех или иных факторов в развитии об-ва, будь то биологич., демограф., эконом., полит. или психолог.фактор. Исходя до основных установок социологич. плюрализма К. разрабатывал теорию обществ. прогресса. В своей теории обществ. прогресса К. исходил из того, что все народы проходят одни и те же стадии развития, но не одновременно.
28. Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе.
Рос. об-во состоит из 4 соц. слоев: верхний слой включает реально правящий слой, выступающий в роли осн. субъекта реформ. Верх. слой - 0,5 % всего рос. об-ва. Также сюда м/о включить «нов. русских» - 4,5 % об-ва. В этот слой входит верхушка гос. бюрократии, большая часть генералитета, круп. землевл-цы, руководители промыш. корпораций, финанс. институтов, круп. предприниматели. Треть представит. этой группы не старше 30 лет. В послед. годы отмечается заметное старение этого слоя, что свидет-ет о замыкании его в своих границах. Уровень образования — весьма высокий, хотя не намного выше, чем у среднего слоя. Средний слой явл-ся зародышем среднего слоя в западном понимании этого термина. Большинство его представит. не обладает капиталом, ни уровнем профессионализма, ни выс. соц. престижем. Пока этот слой слишком малочислен и не м/т служить гарантом соц. стабильности. В соц. отнош. его состав разнороден и включает в себя: нижний бизнес-слой — мелкий бизнес -44 %; квалифиц-ых специалистов — профи -37 %; среднее звено служащих (военные, работники непроизводств. сферы) -19 %. Сред. слой - 10 % всего рос. об-ва. Базовый соц. слой – осн. часть интел-ции (специалистов), помощники специалистов, техн. персонал, работники массовых профессий торговли и сервиса. 75 % всего рос. об-ва. Нижний слой (маргиналы) - низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким соц-но-эконом. усл. переход. периода: пожил., те кто не имеет профессий, постоян. занятия, места жительства, безработных, беженцев. Признаки: низ. личн. и семейн. доход, низ. уровень образов., отсутствие постоянной работы.
В совр. рос. об-ве 5 осн. слоев (страт): 1. административная элита (правящая) - люди, которые стоят у власти (н-р, на федерал. уровне - это президент и его окружение, прав-во, на регион. уровне - губернаторы, их администрации, на город. - главы администраций и состав этих администраций и т.д.); 2. рабочий класс - это слой нас., который участвует в процессе произв-ва или сфере услуг, они не имеют в своей собственности ср-в произ-ва, недвижимости, приносящей прибыли, и получают за свой труд только з/п (слесарь, токарь, продавец и т.д.). 3. интеллигенция - всё нас. гуманитар. специальностей и профессий (врачи, учителя, работники искусства, культуры). 4. новая буржуазия - это слой населения, который имеет в своей личной собственности ср-ва произ-ва, оборот. ср-ва, движимое и недвижимое имущество, которое участвует в процессе произ-ва или получении прибыли (предприниматели, банкиры); 5. крестьянство - этот слой делится на социализиров. крест-во - это работники предприятий коллектив. форм собственности: ОАО, ЗАО и частнопредпринимательское (фермерское) крест-во - фермеры имеют в своей лич. собственности ср-ва произ-ва, земля же принадлежит гос-ву, а им сдается в долгосроч. аренду.
29. Бюрократия как социальный слой.
Верхний слой включает, прежде всего, реально правящий слой, выступающий в роли основного субъекта реформ. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформирования. Верхний слой составляет примерно 0,5 % всего российского общества. Также сюда можно включить так называемых «новых русских», которые составляю примерно 4,5 % общества.
В верхний слой входит верхушка государственной бюрократии, большая часть генералитета, крупные землевладельцы, руководители промышленных корпораций, финансовых институтов, крупные и преуспевающие предприниматели. Треть представителей этой группы не старше 30 лет, доля женщин — меньше четверти, доля нерусских в полтора раза выше, чем в среднем по стране. В последние годы отмечается заметное старение этого слоя, что свидетельствует о замыкании его в своих границах. Уровень образования — весьма высокий, хотя не намного выше, чем у среднего слоя. Доходы этого слоя в отличие от доходов остальных растут быстрее, чем цены, т. е. здесь происходит дальнейшее аккумулирование богатства. Материальное положение этого слоя не просто выше, оно качественно отличается от положения других.
30. Этническая социология, ее содержание.
Этносоциологию определили как пограничную научную дисциплину, изучающую социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. Народы-этносы в их социальном многообразии были в центре ее изучения.
Предмет этносоциологии - изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды.
Область этносоциологического изучения чрезвычайно широка. Это - этнические особенности социальных изменений в том числе тенденции в профессиональных ориентациях, темпы социальных перемещений в этнических группах, внутриреспубликанская и межреспубликанская миграция в Российской Федерации, и межгосударственная миграция на постсоветском пространстве; этническая специфика внутрисемейных отношений; тенденции изменений в использовании русского языка и языков титульных народов республик и диаспор в различных социальных группах; соотношение современной и традиционной культуры в социальных группах; роль традиционализма в политической жизни и социальном поведении, процессах модернизации, постиндустриальном развитии; межкультурные взаимодействия, проблемы межкультурных границ, роль религии в культурной дистанции, этническое самосознание, авто- и гетеростереотипы, внутриэтническая солидарность; этнические интересы и установки на межэтническое общение, межэтнические ориентации, толерантность и нетерпимость, проблемы национализма, социальные и социально-психологические основы межэтнических конфликтов. По существу этносоциология изучает этническую специфику всех социально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования.
31. Опрос как основной вид социологического исследования. Его разновидности и возможности, ограничения опросного метода.
Анкетный опрос — важн. источник инф-ции о реально существующих соц. фактах, о соц. деят-ти. Проводимый опрос д/н отвечать след. треб-ям: 1. длит-ть не д/а превышать 30—40 мин; 2. интерес к предмету опроса д/н не снижаться, а постепенно нарастать; 3. первый вопрос д/б нейтральным; 4. трудные вопросы н/о располагать в середине анкеты, чтобы «подвести» респондента к теме; 5. вопросы д/б ясными, четкими, понятными опрашиваемым. Вопросы анкеты разл-ся м/у собой. Инф-ция о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и прошлом служит основанием деления их по содержанию. Ответы на вопросы, дающие инф-цию о факте, содержат объектив. сведения об отвечающем на анкету (возраст, образ-е, профессия, доход и т.п.). По форме вопросы делятся на три группы: 1. открытые (предусмат-ет свобод. форму ответа: «Что могло бы содействовать повышению Вашего интереса к работе?»); закрытые («Что Вам нравится в Вашей работе? Отметьте те из перечисл-х ниже вариантов, которые совпадают с Вашим мнением:); полузакрытые(основан на добавлении к списку ответов фразы: «Другие (моменты, причины, мотивы и т.д.). Укажите, какие именно».); 2. прямые (это вопрос как бы «в лоб», н-р: «Доставляет ли Вам работа моральное удовлетворение или Вы трудитесь ради денег?»); косвенные; 3. личные и безличные. Распространенной формой социолог. опросов явл-ся интервью, которое пред-ет собой своеобраз. целенаправлен. беседу «с глазу на глаз» с опрашиваемым. Виды интервью: свободное интервью не имеет плана и заранее сформулированных вопросов. Его проводят социологи, которые сами опред-ют тему беседы, формул-ют вопросы, их последоват-ть, уточняют тему и т.д. Глубинное интервью преследует цель получить инф-цию, свидетельствующую о наличии того или иного соц. факта, явления и объясняющую причины появления дан. фактов, явлении. Цель фокусирован. (направлен.) интервью — изучение обществ. мнения относит-но конкретного факта, ситуации.
32. Культура, ее основные элементы. Понятие и виды субкультуры.
КУЛЬТУРА - это способ духовного освоения действительности на основе выявления ценностей, представляющий собой целостную систему логически сопряженных, устойчивых идей, оценок, ориентаций, норм, приемов, воплощающихся в образцах деятельности, объективируемых в вещественно-предметных и знаково-символических формах, передаваемых от поколения к поколению в процессе социализации.
Основные элементы культуры: