Вопросы экзаменационного зачета

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:19, шпаргалка

Описание работы

Структура соц-го знания – не просто совокупность информации, представлений и науч. понятий об общественных явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся соц. сист. Она предстает как сист. взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, будь то жизнедеятельность отдельных людей, соц. групп или общества в целом.

Содержание

1. Социология как наука: структура и уровни социологического знания. Особенности социального познания.
2. Наблюдение как метод социологического исследования.
3. Функции социологической науки.
4. Понятие социальной роли.
5…. Нация как социально-этническая общность.
6. О.Конт – родоначальник социологической науки.
7. Г. Спенсер и его органическая теория общества.
8. Программа и план в социологическом исследовании.
9. Э. Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества.
10. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.
45. Интегральная социология П.А. Сорокина.
46. Социальные институты и организации, их виды и функции.

Работа содержит 1 файл

Экз. вопр. по Социологии (1 курс - БЭ, БМ)на 2011-2012 г..doc

— 267.00 Кб (Скачать)

 

Между социологией и историей немало общего. И та и другая науки изучают всё общество, а не только какую-либо одну его часть или сторону. Обе эти науки особое внимание уделяют субъективной стороне исторического процесса. Каждая из этих наук, так или иначе, базирует своё знание на исследовании конкретных фактов общественной жизни. Но между этими науками и немало существенных различий, идущих по линии, прежде всего своеобразия их характера, природы. Их соотношение - это соотношение теории общественного развития и его истории. История по своей природе и сущности не может абстрагироваться от конкретно-хронологического хода исторических событий, от чёткого и разностороннего отображения конкретных явлений, событий, процессов общественной жизни во всей их индивидуальности, неповторимости, своеобразии. В отличие от этого главное в социологии как в «теоретической» науке - обобщение исторического опыта прошлого и настоящего, выделение повторяющегося, типического, сущностного, закономерного в данном ряду социальных явлений, событий, процессов. 

 

Очень важно также определить правильное соотношение социологии и политологии. Тесная взаимосвязь между ними определяется тем, что:

-- во-первых, социальные общности, организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики;

-- во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и её общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе;-

-- в-третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни (экономическая политика, социальная политика, культурная политика и т.д.) и во многом определяет развитие общества в целом;

-- и, кроме того, особенно тесная связь и взаимовлияние социологии и политологии находят своё выражение в появлении такой специальной социологической теории, как социологическая политология.

Тем не менее, это разные науки, одна из которых исследует социальную реальность, жизнь общества, а другая - политическую действительность и жизнь общества. Каждая из этих наук по-разному подходит к изучению даже одних и тех же общественных явлений. Поскольку закономерности политической жизни общества могут быть правильно поняты лишь с позиции знания широких социально-философских закономерностей, а также социологических законов, лежащих в основе развития общества как целостной системы, постольку социальная философия и социология играют роль общетеоретической и методологической основы по отношению к политологии. Вместе с тем, политологические исследования обеспечивают накопление теоретического и эмпирического материала, необходимого для относительно более широких социальных обобщений.

 

 

18.    Общественное мнение: понятие, сущность. Предпосылки формирования и проявления общественного мнения.

 

Общественное мнение – это совокупность суждений, представлений, оценок, отражающих отношение общества или его части к событиям, фактам, явлениям общественной жизни.

В понятии «общественное мнение» социологи выделяют два аспекта: методологический и институциональный.

В первом значении общественное мнение предполагает сбор и отбор «субъективной информации», получаемой в ходе массовых опросов, бесед со специалистами, групповых дискуссий по широкому кругу проблем. Во втором значении общественное мнение выступает как особый институт гражданского общества, представляющий собой систему социально-организованных и социально-значимых суждений и оценок.

В качестве института гражданского общества общественное мнение выполняет три основные функции: экспрессивную, консультативную и директивную.

Экспрессивная функция – это выражение определенной позиции общественности по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям политических лидеров, различных государственных институтов и структур. Эта функция позволяет общественному мнению, а следовательно, и гражданскому обществу, контролировать органы государственной власти, оценивать их деятельность в моральном и нравственном аспектах.

Консультативная функция общественного мнения – это советы относительно способов разрешения тех или иных социальных проблем. Выявляя слабые и сильные стороны различных позиций, общественное мнение вынуждает политическую элиту принимать более взвешенные решения.

Директивная функция общественного мнения – это проявление общественностью решения по тем или иным вопросам социальной жизни. Как правило, такие решения имеют императивный характер (например, волеизъявление народа во время проведения референдума или плебисцитов).

Общественное мнение отличается от общественного сознания. Общественное сознание – это совокупность теорий, идей, взглядов, отражающих реальное общественное бытие. В качестве форм общественного сознания выделяют политические идеи, правосознание, мораль, науку, искусство, религию и т.д. Общественное мнение рассматривается как самостоятельная форма общественного сознания, которая отличается от других своей всеохватностью и универсальностью.

 Важной предпосылкой формирования общественного мнения служит социальное и социально-психологическое общение людей, поскольку без него невозможно развитие общества, человеческое общение и формирование личности.

 

 

19.    Социология «легального марксизма» (П. Струве, М. Туган-Барановский).

 

ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ” — социально-политическое направление в российском либерализме конца 19 в., стремившееся обосновать неизбежность развития России по капиталистическому пути, используя в той или иной степени учение Маркса, особенно идеи закономерной смены феодальной формации капиталистической и исторической прогрессивности капитализма по сравнению с феодализмом.  Социологию марксизма “легальные марксисты” истолковывали в духе “экономического материализма”, ставя изменения в обществе, особенно правовые, в непосредственную зависимость от экономики. Поскольку эволюция общественных форм, по их мнению, детерминируется напрямую экономическими факторами, политико-социальные отношения классов, групп и партий теряют свое значение в историческом процессе. Более того, социальную революцию Струве вообще называл “теоретическим псевдопонятием”.

 

20.    Этнический конфликт как разновидность социального конфликта. Причины возникновения этнических конфликтов и способы урегулирования.

 

В ряде западных стран более острый характер сохраняет этнический конфликт, связанный с иммиграцией из развивающихся стран. В результате чего в европейских государствах (Франция), которые ранее были этнически довольно однородными, сформировались многочисленные национальные меньшества, часто недовольные своим социально-экономическим положением, что создает условия для конфликтов. Национально-этнические конфликты могли быть связаны с перераспределением территорий, ресурсов между различными этническими общностями и в российском обществе такого рода конфликты были особенно выражены на Северном Кавказе. В целом, различные формы социальных конфликтов, как правило, не проявляются изолированно, но часто переплетаются между собой, и те же национальноэтнические конфликты могут быть тесно связаны с политическими. 

Причины возникновения конфликтов многообразны. Не менее многообразны и объяснения этих причин. В настоящее время наибольшее признание получила структурная концепция (некоторые авторы называют ее системной).

В соответствии со структурной концепцией в основе межэтнической напряженности, приводящей, в конечном счете, к конфликтам, лежат процессы, связанные с модернизацией, точнее, неравномерностью темпов модернизации экономики, общественной структуры, других сфер жизни этносов в различных районах многонациональных государств. В этом случае конфликт возникает между притязанием этнических групп и реальными возможностями государства гарантировать обеспечение их прав в области экономического и социального развития. Уровень жизни населения в таких районах, как правило, ниже общегосударственных стандартов и значительно уступает уровню в более развитых районах страны. Подобные конфликты носят универсальный характер, через них прошли в свое время практически все страны Западной Европы, в ряде стран (Бельгия, Шотландия, Италия) они дают о себе знать и в настоящее время.

 

 

 

21.    Социальная мобильность и её разновидности.

Под соц. мобильностью понимается любой переход индивида или соц. объекта (ценности), т.е. всего того, что создано или модифицировано челов. деят-тью, из одной соц. позиции в др. Сущ-ет 2 осн. типа соц. мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонт. соц. мобил-тью или перемещением, подразумевается переход индивида или соц. объекта из одной  соц. группы в др., расположенную на одном и том же уровне. Перемещение некоего индивида из одного гражданства в др., из одной семьи (как мужа, так и жены) в др. при разводе или при повторном браке. Ими же явл-ся перемещения соц. объектов (радио, автомобиля, моды) в рамках одного соц. пласта, подобно перемещению из Айовы до Калифорнии или с некоего места до любого др. Под вертикал. соц. мобил-тью подразум-ся те отнош., которые возникают при перемещении индивида или соц. объекта из одного соц. пласта в др. Сорокин был противником всяких со­ц. потрясений, в т.ч. революций, и выступал за нормал. эволюционный путь развития. Он анализи­рует развитие культур народов, разрабатывает теорию ценно­стей. Понятие «ценность» выступает как одно из важн. в его соц-гии. С помощью этого понятия объясняется пове­дение индивидов и соц. групп, их взаимодействия по разным направлениям.

 

22.    Теория классов и классовых отношений в социологии.

 

В марксизме класс используется как наиболее общее понятие, характеризующее место индивидов и социальных групп в общественной системе, пр. всего в системе общественного производства. Основным критерием выделения класса считается собственность на средства производства. Все классовые системы характеризуются наличием двух основных классов - эксплуататорского и эксплуатируемого. Отношения м. ними носят антагонистический характер. Классовая борьба выступает решающим фактором социальных изменений. Основными классами капиталистического общества являются буржуазия и пролетариат. Маркс К. выделял понятия "класс в себе" - это класс, члены которого ещё не осознали своих общих классовых интересов, и "класс для себя" - класс, выработавший классовое самосознание. Т.о., в марксизме классы - это не просто описательные понятия, но реальные социальные общности и реальные социальные силы, способные изменить общество. Марксистская традиция классового анализа и в настоящее время остается одной из самых влиятельных.

В рабовладельческом обществе - рабы и рабовладельцы, при феодализме - крепостные и феодалы, в капиталистическом обществе - пролетариат и буржуазия. Противоречия м.классами приводят к классовой борьбе, которую марксистская теория считала движущей силой развития общества, так как интересы классов несовместимы, и их может разрешить только лишь социальная революция. Марксизм рассматривал историю с позиций классовой борьбы.

Веберовская теория классов альтернативна марксизму. Вебер М. рассматривал классы как социальные группы, выделяющиеся в экономической иерархической структуре, т.е., как и у Маркса, классы у Вебера - это "экономические классы". Однако отношение к собственности в веберовской концепции становится частным критерием, главная роль отводится различиям в рыночных позициях. Принадлежность к классу порождает различия в жизненных шансах на рынке товаров и рынке труда. класс, по Веберу, является категория людей, разделяющих сходные "возможности жизни", пр. всего перспективы социальной мобильности, возможности выдвижения на более высокие статусы. Одним из оснований рыночной позиции является капитал, другим - квалификация и образование. Соответственно этому Вебер выделял четыре "экономических класса" - класс собственников; класс интеллектуалов, администраторов и менеджеров; мелкобуржуазный класс мелких бизнесменов и собственников; рабочий класс. Согласно Веберу, классовый конфликт может возникать м. любыми из этих групп, а не только м. рабочими и капиталистами. Помимо экономических факторов Вебер выделял и др. факторы, ведущие к социальному неравенству. В частности, в качестве важнейших он отмечал власть и престиж. Поэтому помимо "экономических классов" и классовой структуры возможно существование в обществе др.иерархических структур и социальных групп, выделяющихся в этих иерархических структурах.

В современной социологии существует тенденция к переоценке центрального значения класса. Класс и классовый тип социальной стратификации рассматриваются как имеющие ограниченное историческое значение - только в современном индустриальном обществе, в первую очередь капиталистическом, разделение на классы составляет главную основу социальной организации и центральный источник динамики общества. Постиндустриальное общество часто определяют как "постклассовое", подчёркивая то обстоятельство, что классы перестают определять характерный для него тип социальной стратификации, а высокий уровень социальной мобильности снижает влияние классовой принадлежности на индивидуальную карьеру. Однако, несмотря на призывы некоторых теоретиков покончить с классы, обе версии классового анализа продолжают существовать и развиваться

 

 

23.    Психологическое направление в русской социологии. (Е.В. Де - Роберти, Н.И. Кареев, Л.И. Петражицкий).

 

Психолог. направление в социологии Рос. сложи­лось в 1890-х гг. В своей психолог. социологии Де-Роберти исходил из того, что все обществ. явл. пред-ют собой рез-тат деят-ти людей, которая направляется присущими им психич. факторами, их желаниями, эмоциями, образом мыслей, волей и т.д. Поэтому социология как опытная наука об об-ве д/б тесно связана с психологией, предметом которой явл-ся психич. деят-ть людей, определяющая их соц. деят-ть. Осн. цель социологии Де-Роберти видел в познании законов психич. взаимодействия». Говоря о психич. взаимодействии людей, Роберти, указывал на значение как индивидуальной, так и коллективной психики. Последняя предстает как совокуп-ть коллект. восприятий, чувств, настроений, образа мыслей тех или иных соц. групп, определенных масс людей и нац. общностей. Существ. вклад в обоснование роли и значения психолог. факторов в раз­витии об-ва внес историк и социолог  Кареев. Он указывал на важн. значение психологии в объяснении обществ. явлений, ибо последние всегда имеют психологич. основу. Ведь они выступают как продукт деят-ти людей, в рез-те которой воплощаются их чувства, воля и представления о чем-либо, их инстинкты, интуиция и образ мыслей. Кареев обращал внимание на 3 осн. стороны духов. бытия чел-ка, а именно: на его ум, чувства и волю. Он отмечал, что в деят-ти и поведении людей, а значит, во всей их обществ. жизни, большую роль играют интеллектуал., эмоцион. и волевая стороны их дух. мира. Кареев считал, что психич. взаимодействия людей лежат в основе их обществ. развития, ибо обусловливают их эконом., полит. и др. взаимодействия, рез-том которых выступает развитие всех сфер жизни об-ва и его соц. институтов

Информация о работе Вопросы экзаменационного зачета