Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:19, шпаргалка
Структура соц-го знания – не просто совокупность информации, представлений и науч. понятий об общественных явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся соц. сист. Она предстает как сист. взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, будь то жизнедеятельность отдельных людей, соц. групп или общества в целом.
1. Социология как наука: структура и уровни социологического знания. Особенности социального познания.
2. Наблюдение как метод социологического исследования.
3. Функции социологической науки.
4. Понятие социальной роли.
5…. Нация как социально-этническая общность.
6. О.Конт – родоначальник социологической науки.
7. Г. Спенсер и его органическая теория общества.
8. Программа и план в социологическом исследовании.
9. Э. Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества.
10. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.
45. Интегральная социология П.А. Сорокина.
46. Социальные институты и организации, их виды и функции.
9. Э. Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества.
Эмиль Дюркгейм продолжил разработку теории об-ва как ед. соц. организма, такой сист., элементы которой д/ы гармонировать м/у собой ради сохранения целого. В своей теории соц-го реализма он исходил из того, что природу соц. явлений следует объяснять соц. факторами, что исход. моментом анализа поведения людей, их разнообразной деят-ти явл-ся об-во как сист. взаимодействий индивидов, соц. групп и соответствующих соц. институтов. Д. был сторонником разработки науч. метода в социологии, заключающегося в рационалистическом, т.е. строго логическом, объяснении явлений общест. жизни. Он приступил к разработке метода социологии - есть наука о соц. фактах, под которыми он понимал, полит, прав, морал, религиоз и др. идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдел. индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями. Конечн. причинами соц. явлений выступают идеи и дух. ценности людей, которые они реализуют на практике. В них он находит источник всякой соц. эволюции. Кажд. чел-к застает уже сложившимися опред. полит., прав., морал. и др. нормы, ценности и соц. установки. Он д/н их усвоить и реализовать на практике. Д. указывает на 2 осн. признака соц. фактов: их объективное существование по отнош. к отдел. индивидам и их принудительное воздействие на людей. Д. исходил из понимания чел-ка как соц. существа, развитие и деят-ть которого проходят под определяющим воздействием на него соц. норм и предписаний. У соц. фактов общая дух. природа и сущность. Все они — проявления групп. или массового сознания.
10. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это обуславливает пристальное внимание социологов к исследованию конфликтов.
В нашей стране сложилась традиция объяснения социальных конфликтов через объективное противоречие интересов больших социальных групп, которые диктуют сторонам логику, продолжительность, степень напряженности борьбы за удовлетворение насущных потребностей. Но не следует объективные противоречия социальных групп отождествлять с конфликтами. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как не-совместимость интересов, целей.
Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества. Кризис общества - это результат глубоких изменений в содержа-нии и формах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма коннтроля в экономике, политике, культуре. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт. Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду ре-альную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, ка-ковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон”. Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной отрасли социологического знания - конфликтологии.
11. Общесоциологическая теория К.Маркса и Ф.Энгельса и современность.
Как отмечали Карл Маркс и Фридрих Энгельс предпосылки, с которых они начинали исследовать истор. процесс, — это живые люди с их потребностями и интересами, находящиеся м/у собой во взаимном общении и взаимодействии. Совокупность обществ. связей и отнош. всех соц. субъектов образует то или иное об-во. Ч/з систему присущих ему обществ. отнош., условий материал. произ-ва, полит. и др. соц. институтов об-во определяет содержание и направленность деят-ти людей, воздействует на формирование и развитие кажд. чел-ка. В таком подходе закл-ся «сведение индивид-го к соц-му», что харак-сь В.И. Лениным как важн. принцип маркс. социологии и явилось 1 решающим шагом к определ. и осмыслению объектив. соц. основы деят-ти и поведения людей и к материалистич. пониманию истории. След. шаг в этом направл. закл-ся в обосновании роли материал. побудит. сил деят-ти людей. С т.з. марксизма, намерения и цели людей, вся сист. их внутр. мотивации в области эконом., полит. деят-ти обусловлена объективными факторами истор. процесса. Материал. потребности и интересы обусловливают поведение и деят-ть людей, их стремления, психолог. настрой, идеи и теории. М. писал, что он пришел к материалист. пониманию истории, осмысливая роль и знач. матер. интересов в жизни и деят-ти соц. субъектов. Различное положение соц. групп в сист. обществ. раздел.труда обусловливает их разл. матер. интересы, которые выступают в качестве побудит.сил их производ. деят-ти. Обоснование диалектич. взаимодействия общест. бытия и общест. сознания сост-ет 1 из сторон материалист. поним. истории. Обществ. сознание истолковывается как отражение обществ. бытия людей в ходе их общест. практики, разл. видов их соц. деят-ти. Обществ. бытие истолковывается как реал. процесс жизни людей, их обществ. практика, содержание которой отражается в обществ. сознании. Важн. содержанием обществ. бытия людей явл-ся произв-во материа- благ, благодаря которому удовлетворяются их разнообразные материал. и др. потребности. Способ произ-ва предстает как единство 2 его осн. сторон: производит. сил и производствен. отнош. К производит. силам отн-ся люди с их знаниями, навыками и опытом производ. деят-ти, а также применяемые ими ср-ва произ-ва. Производств отношения — это те отнош, в которые вступают люди в процессе производст. деят-ти. средственно определяют содержание производственных отношений. Они объективно требуют установления таких производственных отношений, которые бы в наибольшей степени способствовали развитию производительных сил, их оптимальному использованию и тем самым содействовали бы повышению экономической эффективности производства, наиболее полному удовлетворению потребностей людей. С т.з. маркс. соц-ии об-во пред-ет как система обществ. отнош.: эконом., полит., прав., нравств., религиоз. и др. В данном случае в основу классификации обществ. отнош. положено их соц. содержание. Если исходить из их субъектов, то м/о выделить Отнош. м/у соц. группами, в т.ч. класс. и нац. отнош., а также отнош. м/у людьми умствен. и физ. труда и т.д. Все обществ. отнош. органически связаны м/у собой и выражают взаимозависимость и взаимодействие людей, находящихся в прямом и косвенном общении друг с другом. Объект. основой данных отнош. и их взаимосвязи явл-ся обществ. разделение труда и развитие разл. видов деят-ти людей. Все обществ. отнош. делятся на материал. и идеолог. Матер. отнош. склад-ся и прояв-ся независимо от сознания и воли людей - это их эконом., производственно-технолог. отнош., а также их материал. отнош. к природе. Идеолог. отнош «прежде чем им сложиться, проходят ч/з сознание людей», т.е. складываются сознательно – полит., прав., нравств., эстет., религиоз. отнош. м/у людьми.
12. Метод фокус-групп в социологическом исследовании.
Создатель Д. Хоманс. Малая группа состоит из: 1. диада – все основано на чувствах; 2. триада – по большинству голосов.
Метод фокус-групп сост. из 2 этапов:
1. Определяем лидера, составляем социограмму
2. Обсуждение, доверительная беседа, дискуссии со всеми участниками группы
Применяется этот метод в маркетинговых исследованиях (выпуск товара)
13. Современная западная социология: основные направления.
Становление неопозитивизма отн-ся к 20-м гг. нашего столетия и связано с выработкой «стандартной концепции науки». Она предп-ет реализацию след. принципов: 1. соц. явления подчиняются законам, общим для всей действит-ти — прир. и культурно-истор.; 2. методы соц. исслед. д/б такими же строгими, точными и объектив-ми, как методы естествознания; 3. субъектив. аспекты чел. поведения (мотивы, ценност. ориентации и пр.) м/о исследовать ч/з их открытое проявление; 4. истинность науч. понятий и утвержд. д/а устанавл-ся на основе эмпирич. процедур; 5. все соц. явления м/т и д/б описаны и выражены количественно; 6. соц-ия как наука д/б свободна от ценност. сужд. и связи с идеологией. В рамках неопоз-ма были сформулированы осн. требования к проведению социолог. исслед., которые м/о считать нормами социолог. культуры: 1. отбор понятий и их точная интерпретация; 2. формулирование гипотез; 3. описание методов исслед.; 4. описание данных и рез-тов исслед.; 5. аргументация выводов; 6. приглашение к дискуссии по исслед. теме. Неопоз-зм достиг пика своей популярности в 40—-50-х гг, после чего наступил спад. Возрождению неопоз-ма в кон. 70-х — нач. 80-х гг. способствовала общественно-полит. обстановка: требов. надежной инф-ции и науч. экспертизы соц. явл-й стало гос. заказом. Пон. структурно-функц-го анализа употреб-ся в 2 знач-ях: 1. как объединяющее название школы в соц-ии, которую основал и возглавил Т. Парсонс; 2. как метод исслед., по которому изменения элемента сист. должны рассм-ся в связи с изменен. всей сист. Ключ ко |всей концепции П. — категория равновесия, ибо об-во м/т сущ-ть и самосохраняться только в равновесии. Нарушение равновесия означает дестабилизацию или гибель соц. сист. Отсюда осн. задача социологии — дать рекомендации по стабилизации об-ва, т.е. по поддержанию равновесия. Разрабатывая модель соц. действия, П. считает, что ее осн. составляющими элементами явл-ся деятель, ситуация и ориентация деятеля на ситуацию. Предп-ся, что деятель обладает активностью и способен проанализ-ть ситуацию, поставить п/д собой цель, опред-ть способы и методы достижения этой цели. Ситуация — это разнообразные физ., культур., соц. факторы, которые актуальны для субъекта в данный момент и от которых зависит его действие. П. различает 3 типа об-ва: • примитивный, в котором дифференциация выражена незначительно; • промежуточный, связанный с появл-м письменности, соц. расслоения, выделения культуры в самостоят. обл. чел. деят-ти; • современный, характерной чертой явл-ся отделение прав. сист. от религиоз., формирование администрат. бюрократии, рыноч. эко-ки и демократ. избират. сист. Амер. социолог Л. Козер опред-ет социальный конфликт как «борьбу за ценности или статусные привилегии, за власть и дефицитные ресурсы, в которой цели противостоящих сторон состоят не только в овладении ими, но и в нейтрализации или устранении своего соперника» В качестве осн. ф-ий соц. конфликта выд-ся: 1. интеграция соц. структуры; 2. сохранение солидарности внутри групп; 3. укрепление межчелов-х отнош.; 4. управление соц. измен. Т.о., наиболее адекватной для регулирования соц. конфликтов формой об-ва явл-ся демократ. открытое, высокомобильное об-во, в котором развертывание и протекание конфликтов предельно формализовано. Символич. интеракционизм - основатель, амер. социолог Дж. Muд пытается создать спец. теорию челов. эволюции. По М., специфика чел-ка опред-ся отсутствием у него развитой сист. инстинктов как основных регуляторов поведения. Именно поэтому человек обладает способностью изобретать и применять символы, что явл-ся основой сознат. приспособления к окруж. среде, сознат. поведения и самонаблюдения. М. различает две ступени соц. действия: Общение посредством жестов пред-ет собой как бы сокращенную, свернутую схему действия, когда по отд. движению м/о восстановить действие в целом. Символически опосредованное взаимодействие т.е. взаимодействие с помощью языка, харак-ся тем, что а) порождает примерно одинаковые реакции при общении с любым индивидом; б) позволяет ставить себя на место др.; в) позволяет видеть себя глазами др. чел-ка.Об-во, по М., — это сумма лиц, с которыми индивид поддерживает отнош. взаимодействия и чьи позиции, чье отнош. явл-ся для него основой самопонимания и планирования собственных поступков. Описывая реал. и идеал. об-ва, М. рассматривает их ч/з призму широты и качества взаимодействия. Идеал. об-во харак-ся всеобщностью норм и вовлеченостью в процесс коммуникации всего чел-ва. Предпосылки возникн. идеал. об-ва он видит в расширении мирохоз-ых связей, полит. союзах гос-в
14. Обработка, анализ и использование результатов социологических исследований.
Главная задача заключительного этапа социологического исследования -- анализ и интерпретация полученных данных, обобщение выводов и выдача рекомендаций по совершенствованию или изменений работы изучаемого социального механизма.
Процесс редактирования данных в одних исследованиях (как правило, больших) может быть очень длительным, сложным и многоэтапным, в других -- сведен к простому просмотру анкет. Однако в любом случае должен быть в явной форме разработан документ -- инструкция по редактированию, который бы указывал, на какого рода возможные ошибки следует обратить внимание и что с ними делать в случае обнаружения.
Методы, применяемые социологами для анализа данных, многообразны. Выбор конкретного метода зависит, в первую очередь, от характера исследовательских гипотез, т. е. от того, на какие вопросы мы хотим получить ответ. Если целью является описание одной характеристики выборки в определенный момент времени, разумно ограничиться одномерным анализом, т. е. описанием распределения наблюдений вдоль оси интересующего нас признака. Разнообразные техники многомерного анализа позволяют одновременно исследовать взаимоотношения двух и более переменных и в той или иной форме проверять гипотезы о причинных связях между ними. Различия между этими методами неабсолютные. В реальном исследовании каждое уточнение исходных гипотез или выдвижение новой гипотезы в ходе анализа результатов приводит к необходимости выбора новой техники анализа данных. Помимо характера исследовательских гипотез на выбор методов статистического анализа влияет и природа полученных социологом данных.
Методы, используемые для анализа связи между двумя номинальными переменными, также будут отличаться от методов анализа связи между номинальной переменной и переменной, измеренной на интервальном уровне. Таким образом, выбор той или иной статистики будет зависеть и от целей анализа, и от уровня измерения исследуемых переменных.
15. Субъективное направление в русской социологии (П. Лавров, Н. Михайловский).
Осн. задачу социологии Петр Лавров усматривал в изучении мотивов деят-ти личностей и их нравствен. идеалов. При этом особое внимание уделялось анализу «солидарных» действий людей направляемых их общ. интересами. Солидарность - это «общность привычек, интересов, убеждений»3. Все это обусловливает сходство поведения и деят-ти людей. Глав. факторами, направляющими деят-ть людей, Л. считал их внутренние мотивы, идеалы и волю. А потому «объективный» анализ явлений- обществ. жизни, т.е. постижение «правды-истины», легко соединялся с субъективным, оценочным подходом к ним. Дан. подход закл-ся в нахождении «правды-справедливости», призванной осветить путь к об-ву, в котором бы гармонически сочетались интересы всех людей. В этом и закл-ся соц. направлен-ть субъектив. метода в социологии. Л. ставил и по-своему решал целый ряд фундамент. проблем социологии, в т.ч. о движ-х факторах историч. процесса, его объектив. и субъектив. сторонах, роли личности в истории, механизме и направленности обществ. прогресса. Осн. двигателем истории явл-ся действия критически мыслящих личностей, составляющих передовую часть интеллигенции. Разработку субъект. метода в социологии продолжил Николай Михайловский. Он всесторонне обосновал концепцию о существовании правды-истины и правды-справедливости. М. развивает уч. о двуединой правде, органически сочетающей в себе оьективную и субъективную правду. При этом М. подчеркивал, что субъект. метод в социологии не означает произвольного толкования явлений обществ. жизни. Эти явления надо осмыслить научно, а для этого необходимо опираться на объект. правду науки. М/о указать на 2 осн. стороны субъект. метода в социологии. 1) Этот метод направлен на возможно более полный учет многообраз. помыслов и чувств людей, той «Критической мысли в челов-ве», о которой говорил Лавров. Необходимо учитывать субъект. позицию самого социолога, исследующего обществ. явл.2) Субъект. метод направлен на поиск оптимал. «форм солидарности м/у людьми», т.е. такого обществ. устр-ва, при котором кажд. личность, все классы и сословия смогут удовлетв. свои потребности, свободно дейст-ть и развив-ся. Много внимания уделял М. решению проблемы взаимодействия личности и об-ва. На 1ом плане личность, обладающая своей особой индивидуал-тью и неповторимостью. Сосредоточив усилия на защите индивидуальности М. не анализирует проблему влияния соц. среды на формирование соц. потребностей и интересов чел-ка и тем самым на его поведение. Во многом сохраняет свое теорет. и практ. в знач. теория обществ. прогресса М-го. Он считал, что в основе развития об-ва лежат соц. процессы, в т.ч. разделение труда, борьба нового уклада обществ. жизни со старым. Он указывал на прогресс об-ва и прогресс в личности. Ни один из этих видов прогресса не д/н осущ-ся за счет другого. Важно, чтобы об-во в своем развитии создавало необходим. условия для всестороннего развития кажд. личности.
16. Социальный статус и его виды.
Социальный статус_ положение, Занимаемое человеком в обществе и связанное с определенными правами и обязанностями . В социологии принято различать два статуса — личный и социальный. Социальный статус — это поло- жение, занимаемое объективно человеком в обществе. Он определяется обязанностями и правами, которыми наделяет индивида общество независимо от его индивидуальных черт. Личный статус — это положение, занимаемое человеком в малой группе, определяемое его индивидуальными качествами. Социально-статусные характеристики служат для представления людей друг другу. Личный статус важен в общении хорошо знакомых людей, так как здесь существенными являются личностные характеристики. В зависимости от того, занимает ли человек определенное социальное положение благодаря наследуемым признакам (пол, раса, национальность) или благодаря собственным усилиям, выделяются два вида статусов: предписанный и достигаемый. Предписанный статус — статус в обществе, который индивид занимает независимо от своего сознания, желаний, воли, стремлений и над которым он не обладает контролем. Достигаемый статус — социальное положение, которое обретается человеком благодаря его собственным усилиям. Поэтому достигаемый статус является вознаграждением индивида за его талант, труд, целеустремленность или является следствием его неудач.
Важнейшими измерениями статуса являются престиж и власть. Престиж — совокупность качеств, подлежащих высокой социальной оценке. Престиж свидетельствует о принадлежности социального объекта к ограниченной группе, о его высокой значимости в социальной жизни. В обществе индивиды наделены властью от ее уровня и ограничений, они занимают определенное положение в обществе. Индивид обретает властные полномочия либо в силу причастности к властным государственным структурам, либо по причине обретения им высокого авторитета.
17. Соотношение социологии с другими общественными науками (социальной философией, политологией, историей).
Соотношение социологии и социальной философии определяется, прежде всего, тем, что социология не является философской наукой и изучает, поэтому законы меньшей степени общности, нежели социальная философия. Их общей чертой является рассмотрение общества в целом, в его системности, в качестве такого интегрального образования, которое не сводится к простой сумме входящих в него единиц. Но при всём при этом философия рассматривает общество в более широком ракурсе, как специфическую часть всего мироздания, а поэтому и описывает его с помощью предельно общих понятий, категорий, философских законов, т.е. законов, действующих и в природе, и в обществе, и в человеческом мышлении.