Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 21:56, доклад
Воинский коллектив представляет собой одну из многих разновидностей социальных общностей, которые образуются благодаря общению и взаимодействию людей в ходе совместной деятельности. Социальным качеством человека является потребность в общении с людьми, в ходе которого он усваивает знания, общественный опыт, соединяет свои силы с силами других для решения задач, непосильных одному человеку.
Борьба
за авторитет — это
С
авторитетом офицера-
В каждом воинском коллективе имеется актив. Он является опорой командира, стержневым звеном системы руководства. Актив помогает командиру осуществлять боевое воспитание личного состава, направлять его усилия на выполнение стоящих задач, мобилизовать моральные силы коллектива. Если рассматривать актив в качестве элемента коллектива как системы, то легко выделить социально-психологические аспекты его функционирования: осуществление содержательной связи руководителя с членами коллектива, членов коллектива между собой; умножение силы психологического влияния руководителя на коллектив; накопление, анализ, систематизацию и оценку информации о положении дел в коллективе; стимулирование здоровых мнений, настроений, реакций и состояний коллектива; повышение дееспособности коллектива за счет мобилизации его духовных-сил.
Выполнение активом своих функций зависит от деловых качеств активистов, их нравственного облика, роли во внутриколлективной структуре, авторитета, активности, инициативы, способности понимать и выражать реальные нужды коллектива, влиять на общественное мнение, выдерживать равенство во взаимоотношениях. Командиры мобилизуют социально-психологические силы актива, используют их для оказания действенного влияния на коллектив посредством правильного подбора и расстановки людей, их регулярного инструктирования и учебы, предоставления возможности проявлять инициативу и творческое отношение к делу.
Повседневная жизнь подразделения, части включает учебный процесс, непрерывно осуществляемое воспитательное влияние на воинов, организованное руководство. Руководитель, воспитатель, учитель — эти роли в органическом единстве выполняет каждый командир, осуществляя воздействие на военнослужащего, на группу или через группу на каждого обучаемого, воспитуемого, руководимого воина. В любом случае имеют место выработка, накопление, сообщение, передача заранее подготовленной и организованной информации; ее восприятие, усвоение и выполнение соответствующих действий людьми или коллективами; коррекция, направление этих действий, последующая оценка и с ее учетом сообщение новой информации.
В любой из названных областей повседневной деятельности командира, значительное место занимают ее социально-психологические аспекты. Если их не брать в расчет, то не может быть правильно понята и выполнена сама деятельность. Военная психология помогает офицеру полно представить позицию и обязательные функции руководителя, воспитателя, учителя; закономерности процесса передачи информации; содержание и особенности усвоения знаний; закономерности преднамеренно рассчитанных и вытекающих из знаний действий и поступков; процесс оценки действий по их внутренней психологической основе.
Командир проводят большую работу по укреплению воинской дисциплины, поддержанию уставного порядка. Ее результаты зависят от ряда социально-психологических факторов. Офицер должен знать и учитывать эти факторы. Дисциплинированное, уставное поведение или, наоборот, проступок могут быть мотивированы психологическим давлением, подражанием, внушением. Они могут вытекать из определенных мнений, настроении, реакций группы людей. Без понимания причин поступка или проступка невозможна сознательная, целенаправленная работа по воспитанию дисциплинированности у воинов, укреплению дисциплины, по предупреждению ее нарушений.
В
повседневной жизни командирам и
приходится решать такие социально-