Воинские коллективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 21:56, доклад

Описание работы

Воинский коллектив представляет собой одну из многих разновидностей социальных общностей, которые образуются благодаря общению и взаимодействию людей в ходе совместной деятельности. Социальным качеством человека является потребность в общении с людьми, в ходе которого он усваивает знания, общественный опыт, соединяет свои силы с силами других для решения задач, непосильных одному человеку.

Работа содержит 1 файл

воинские коллективы.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

    Борьба  за авторитет — это целенаправленная деятельность по разъяснению личному составу значимости службы, роли руководства, мастерства, опыта и других качеств офицера. Борьба за авторитет — это постоянная работа командира (начальника) над собой, самовоспитание качеств, необходимых для обучения и воспитания воинов. Это создание в подразделении здорового эмоционального отклика на все начинания руководителя, предупреждение негативных реакции отдельных лиц или их коллективное осуждение. Вся эта сложная, важная и чрезвычайно нужная работа проводится командирами тем более успешно, чем в большей степени они учитывают ее социально-психологический аспект, чем квалифицированнее они опираются на знания военно-психологической науки.

    С авторитетом офицера-руководителя связана и другая социально-психологическая  реальность, которая пронизывает жизнь воинского коллектива. Речь идет о стиле руководства. Под стилем руководства понимают сложившийся и утвердившийся порядок действий руководителя. В стиль следует включать также меру соответствия руководящих действий общей цели деятельности и реальным возможностям людей. Наконец, стиль руководства характеризуется еще и тем, как он отражается в общественном мнении, настроении, оценках подчиненного коллектива и старших начальников. Разумеется, стиль всецело зависит от самого офицера-руководителя.

    В каждом воинском коллективе имеется  актив. Он является опорой командира, стержневым звеном системы руководства. Актив  помогает командиру осуществлять боевое воспитание личного состава, направлять его усилия на выполнение стоящих  задач, мобилизовать моральные силы коллектива. Если рассматривать актив в качестве элемента коллектива как системы, то легко выделить социально-психологические аспекты его функционирования: осуществление содержательной связи руководителя с членами коллектива, членов коллектива между собой; умножение силы психологического влияния руководителя на коллектив; накопление, анализ, систематизацию и оценку информации о положении дел в коллективе; стимулирование здоровых мнений, настроений, реакций и состояний коллектива; повышение дееспособности коллектива за счет мобилизации его духовных-сил.

    Выполнение  активом своих функций зависит  от деловых качеств активистов, их нравственного облика, роли во внутриколлективной структуре, авторитета, активности, инициативы, способности понимать и выражать реальные нужды коллектива, влиять на общественное мнение, выдерживать равенство во взаимоотношениях. Командиры мобилизуют социально-психологические силы актива, используют их для оказания действенного влияния на коллектив посредством правильного подбора и расстановки людей, их регулярного инструктирования и учебы, предоставления возможности проявлять инициативу и творческое отношение к делу.

    Повседневная  жизнь подразделения, части включает учебный процесс, непрерывно осуществляемое воспитательное влияние на воинов, организованное руководство. Руководитель, воспитатель, учитель — эти роли в органическом единстве выполняет каждый командир, осуществляя воздействие на военнослужащего, на группу или через группу на каждого обучаемого, воспитуемого, руководимого воина. В любом случае имеют место выработка, накопление, сообщение, передача заранее подготовленной и организованной информации; ее восприятие, усвоение и выполнение соответствующих действий людьми или коллективами; коррекция, направление этих действий, последующая оценка и с ее учетом сообщение новой информации.

    В любой из названных областей повседневной деятельности командира, значительное место занимают ее социально-психологические  аспекты. Если их не брать в расчет, то не может быть правильно понята и выполнена сама деятельность. Военная психология помогает офицеру полно представить позицию и обязательные функции руководителя, воспитателя, учителя; закономерности процесса передачи информации; содержание и особенности усвоения знаний; закономерности преднамеренно рассчитанных и вытекающих из знаний действий и поступков; процесс оценки действий по их внутренней психологической основе.

    Командир  проводят большую работу по укреплению воинской дисциплины, поддержанию уставного  порядка. Ее результаты зависят от ряда социально-психологических факторов. Офицер должен знать и учитывать эти факторы. Дисциплинированное, уставное поведение или, наоборот, проступок могут быть мотивированы психологическим давлением, подражанием, внушением. Они могут вытекать из определенных мнений, настроении, реакций группы людей. Без понимания причин поступка или проступка невозможна сознательная, целенаправленная работа по воспитанию дисциплинированности у воинов, укреплению дисциплины, по предупреждению ее нарушений.

    В повседневной жизни командирам и  приходится решать такие социально-психологические  проблемы, как перевоспитание верующих, борьба с дурными привычками, например с употреблением спиртного. И  эта работа должна вестись с учетом соответствующих психологических механизмов и использования мер воспитательного воздействия: переубеждения, отвлечения, переключения, выработки новых потребностей

Информация о работе Воинские коллективы