Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 21:56, доклад
Воинский коллектив представляет собой одну из многих разновидностей социальных общностей, которые образуются благодаря общению и взаимодействию людей в ходе совместной деятельности. Социальным качеством человека является потребность в общении с людьми, в ходе которого он усваивает знания, общественный опыт, соединяет свои силы с силами других для решения задач, непосильных одному человеку.
По отношению к коллективной деятельности психология коллектива представляет собой комплекс социально-психологических условий, которые обеспечивают процессы взаимодействия, общения, оказания помощи и поддержки, согласования совместных усилий при решении общих задач. Практика показывает, что для успешных действий коллектива в самой сложной обстановке важны прежде всего следующие условия:
а) общие, согласованные позиции членов коллектива по главным вопросам общественной жизни и военной службы, формирующиеся на основе морального единства воинов, общности их мировоззрения, убеждений и жизненных принципов;
б) навыки взаимодействия и общения как в процессе деятельности, так и в быту, связанные с четкой и гибкой структурой распределения обязанностей, руководства и подчинения, а также нормами и способами регуляции совместной жизни и деятельности;
в) войсковое товарищество и боевая дружба, то есть взаимоотношения, обусловленные межличностными чувствами взаимного доверия, уважения и ответственности друг за друга.
Важным условием деятельности и развития коллектива являются традиции, боевые реликвии и воинские ритуалы
Все это в единстве и во взаимосвязи отдельных звеньев образует комплекс социально-психологических явлений, или психологию воинского коллектива. Социально-психологическими явлениями, в отличие от психических явлений, называют обычно процессы общения людей и те взаимосвязанные изменения в их сознании, психике, которые являются результатом общения. Следовательно, механизмом формирования и функционирования системы социально-психологических явлений служит общение воинов. Каждое звено психологии воинского коллектива так или иначе проявляется в общении , влияет на него и само испытывает влияние с его стороны.
Система внутриколлективного общения — это совокупность разнообразных контактов между воинами: служебных и личных, информационно-познавательных и эмоциональных, двусторонних и многосторонних; управленческо-дидактических, воспитательных и партнерских и т.д. Средством общения служит взаимный обмен информацией между воинами (ее сообщение и восприятие).
Общение характеризуется: предметом и содержанием (тем, о чем и что именно говорится); способом передачи информации (устная речь, письмо, использование неречевых средств — мимика, жесты); согласованным, единым, одинаково понимаемым языком (в том числе и условным, искусственным — переговорная таблица, список условных наименований и сигналов). Общение, как и всякая другая форма активности людей имеет свои мотивы. Мотивы общения — явления межличностного, взаимного порядка, потому что стремление к общению с одной стороны должно встретить аналогичное стремление другой или хотя бы благожелательный отклик.
Акт общения является эффективным, если процесс сообщения, восприятия и интерпретации информации привел к взаимопониманию: не произошло существенной потери информации и она истолкована в том смысле, какой был ей придан с самого начала, а также правильно были поняты мотивы общения. Общение — явление сложное, и не всегда эффективность его высокая. Чем выше уровень развития коллектива, тем эффективнее общение между его членами. В общении вырабатываются единые взгляды, формируются взаимоотношения, навыки взаимодействия и совместной деятельности и другие элемент коллективной психологии.
Психология коллектива, то есть общественное мнение, настроение, традиции, взаимоотношения, не имеет самостоятельного, обособленного существования. Она выступает в психологии индивида, принадлежащего к данной группе. Однако индивидуальное, свойственное только данному человеку, и то, в чем выражена, психология коллектива, не всегда совпадают. Степень расхождения зависит от меры принадлежности данного человека коллективу, от силы связи с ним. Иногда, не умея выделить индивидуальное по поступкам отдельных воинов, делают неверное обобщение о коллективе в целом.
Первостепенными по значимости в жизни и деятельности коллектива являются идеологический по своей сущности элемент морального единства воинов и вытекающие отсюда общие позиции по конкретным актуальным вопросам. Идейное единство личного состава достигается в результате сближения индивидуальных взглядов. По мере упрочения коллектива воины во все большей степени становятся единомышленниками, что и является главным источником общих мотивов для коллективной деятельности.
Идейное единство воинов подразделения находит свое выражение в коллективных мнениях по вопросам, имеющим существенное значение в жизни и деятельности личного состава. Предметом коллективного мнения могут быть, например, конкретное общественное событие, задача боевой подготовки, поступки отдельных членов коллектива, условия службы. В зрелом коллективе всегда существуют и действуют твердые коллективные взгляды и мнения по таким вопросам, как необходимость постоянной боевой готовности, укрепления воинской дисциплины. Зрелый воинский коллектив характеризуется активным отношением ко всем требованиям службы, уважением к командирам и начальникам, ответственным и заинтересованным участием в общественных делах. Все это — коллективные мнения.
Мнение коллектива по определенному предмету или явлению представляет собой известную степень согласия во взглядах и в отношениях воинов. В сплоченном, дружном коллективе индивидуальные мнения обычно быстро достигают высокой степени согласия и преобразуются, по существу, в единое мнение. Совокупность основных коллективных мнений, которые четко определились и являются устойчивыми и активными, характеризует направленность воинского коллектива, его общую позицию по отношению к актуальным вопросам военной службы. Это — ядро морального состояния коллектива.
Командиру важно знать содержание и качество коллективных мнений, существующих в подразделении: по каким проблемам позиции определились и сблизились, в какой мере они соответствуют задачам повышения боеготовности подразделения и воспитания воинов, какие мнения находятся в стадии формирования, как идет сам процесс консолидации взглядов и отношений, какую роль играют в этом процессе отдельные члены коллектива.
В зависимости от степени единства и согласия в динамике общественного мнения воинского коллектива различают три его основные стадии: диффузное, поляризованное и единое коллективное мнение.
Диффузное мнение — это разнобой во взглядах и в суждениях. Воины имеют противоречивые, не согласующиеся позиции; некоторые из них затрудняются в определении своей точки зрения, не могут объективно оценить суждения товарищей и осознанно присоединиться к какой-либо позиции.
Поляризованное мнение имеет место, если ведущие точки зрения уже определились, вследствие чего личный состав разделился на две-три группы, каждая из которых имеет свою позицию и отстаивает ее. Это состояние может иметь негативные последствия, конфликт.
Единое коллективное мнение характеризуется максимальным согласием и наличием одной, общей, сознательно и искренно разделяемой всеми позиции.
Процесс формирования коллективного мнения можно наблюдать в различных формах общения воинов: в ходе собрания, в товарищеской беседе во время отдыха, при обсуждении кинофильмов, книг, материалов печати. Участвуя в этих формах общения, наблюдая за тем, как достигается согласие позиций и взглядов по вопросам, волнующим личный состав, как преодолеваются расхождения, командиры делают выводы о существенных морально-психологических особенностях коллектива.
Важной задачей в изучении коллектива является оценка его слаженности (сколоченности), которая зависит от стремления и умения воинов согласовывать свои действия, подчинять их общему плану, соединять в единый процесс выполнения задачи, стоящей перед подразделением. Как известно, на определенном этапе боевой подготовки осуществляется практическое слаживание отделений, взводов, рот и им равных подразделений. На этом этапе воины учатся взаимодействовать, работать в едином ритме как участники одного процесса. Они усваивают общую структуру коллективной деятельности, ее цели и свою роль в их реализации, вникают в задачи каждого из своих товарищей и в особенности его стиля боевой работы. Они обучаются информировать Друг друга, взаимно предвидеть действия и осуществлять различные контакты, необходимые для слияния своих действии, учатся деловому взаимопониманию.
Согласованность
и гармоничность действий личного
состава подразделения
Коллективная мотивация — это стремление воинов к согласованию своих действий, к взаимной поддержке и развитию успеха, достигнутого товарищами. Это практическое проявление коллективизма личности. В основе коллективной мотивации лежит идейное, моральное единство воинов. Стремление воинов действовать коллективно, помогать друг другу является также результатом осознания ими своей взаимной зависимости, необходимости подчинения своих личных успехов успеху коллектива. Большое влияние на коллективную мотивацию оказывают взаимоотношения, сложившиеся в подразделении, — дух настоящего товарищества, ответственности друг за друга и за общее дело или же обстановка нервозного соперничества, стремления к личным показателям и равнодушие к результатам соседа.
Навыки и умения взаимодействия и дружеского общения состоят в том, чтобы в каждый момент совместной работы делать именно то, что вытекает логики решения общей задачи, причем делать это самостоятельно, на основе личной оценки складывающейся обстановки, без указаний и просьб. Специфика этих навыков и умений, в отличие от навыков и умений индивидуального применения оружия, заключаются в том, что здесь требуется прежде всего ориентация на действия своих товарищей, понимание направления развития ситуации общения, особенно того, чего ожидают в каждый момент другие участники совместной деятельности.
Основными составляющими умения воина действовать в контакте с товарищами являются: понимание и прогнозирование их действий и намерений, быстрое уяснение существа совместно решаемой задачи, способность выражать свои мысли, предложения и требования с учетом индивидуальных особенностей членов коллектива и принятых в нем норм.
Таким образом, высокий уровень единства действий обеспечивается стремлением всех к коллективному успеху (коллективистская мотивация), а также умением каждого воина строить свои действия с учетом действий и потребностей своих товарищей. Навыки и умения взаимодействия опираются, в свою очередь, на индивидуальное боевое мастерство каждого воина, на знание им своих обязанностей, оружия и боевой техники и умение применять их в бою.
Особое звено в психологии воинского коллектива — межличностные отношения. Они представляют собой своеобразную сеть связей, объединяющих воинов чувствами уважения, товарищества, дружбы, признания авторитета и взаимной ответственностью. Исследования и повседневная практика показывают, что эффективность коллективной деятельности во многом зависит от качества взаимоотношений, от того, в какой мере они соответствуют требованиям воинских уставов, нормам нравственности.
Межличностные
отношения формируются в
Сеть
межличностных отношений в
Бывают случаи, когда межличностные отношения складываются без направляющею воздействия командира, под влиянием нравственно незрелых людей и микрогрупп, вследствие чего нарушается взаимность в отношениях. авторитеты опираются тогда на чуждые нашей морали нормы. Товарищеские отношения подменяются попытками ущемления личного достоинства молодых воинов. Гармония взаимоотношений сменяется стремлением к превосходству, навязыванию своей воли более слабым, другими нарушениями уставных норм. Отсюда понятно, что командиры, боевой актив подразделения должны хорошо знать взаимоотношения в коллективе, положение каждого воина в социально-психологической структуре подразделения, степень соответствия отношений требованиям воинских уставов и задачам повышения боевой готовности.