Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 21:56, доклад
Воинский коллектив представляет собой одну из многих разновидностей социальных общностей, которые образуются благодаря общению и взаимодействию людей в ходе совместной деятельности. Социальным качеством человека является потребность в общении с людьми, в ходе которого он усваивает знания, общественный опыт, соединяет свои силы с силами других для решения задач, непосильных одному человеку.
Представление командира о коллективе будет неполным, если не выявлены традиции подразделения и примыкающие к ним социально-психологические явления (коллективные привычки и воинские ритуалы). Как правило, они характерны своей устойчивостью и относительной независимостью от перемен в личном составе. Традиция — это духовная ценность, завоевание, которое, являясь первоначально делом рук одного из его поколений, становится затем обстоятельством, влияющим на деятельность и последующих поколений.
У истоков традиции нередко лежит конкретное выдающееся событие в жизни коллектива — подвиг в бою, победа в социалистическом соревновании, спортивные достижения, достигнутый успех становится предметом гордости личного состава и своеобразным эталоном для оценки последующих поступков. В сознании коллектива формируются общественные требования и соответствующие побуждения к действием, достойным данного примера. Так создается преемственность в развитии коллектива, накапливаются опыт и нормы, регулирующие поведение воинов. Традиции каждого воинского коллектива находятся в органической связи и единстве с боевыми традициями Вооруженных Сил.
Традиционный
характер приобретают систематически
повторяющиеся и ставшие
Важное структурное звено психологии коллектива — его настроение. Коллективным настроением называют совместные переживания тех или иных событии, фактов, а также сходные эмоциональные состояния, овладевшие на какое-то время всем коллективом (или его частью) и влияющие на его жизнь и деятельность. При оценке коллективного настроения учитывают любые формы эмоциональных реакций, в том числе и кратковременные. Совокупность этих реакций, приуроченных к конкретным событиям, дает возможность определить эмоциональные позиции и лучше понять общее настроение.
Настроение коллектива имеет две основные формы: пассивную и активную. Пассивная форма — это состояние собственно эмоциональной сферы коллективной психологии. Здесь на первый план выступают эмоциональные реакции, не влекущие за собой более или менее значительных действий. Основу активной формы коллективного нас; роения образуют эмоциональные стремления (мотивы) к конкретным действиям. По этой причине здесь более уместно было бы (70) говорить об особом состоянии мотивационной сферы коллектива, о преобладании и выраженности эмоциональных мотивов известной силы и направленности, готовых в любой момент проявиться и уже проявляющихся в действиях. Наступательный порыв, чувство ненависти к противнику, энтузиазм, дух состязательности, господствующий на учебных занятиях, подъем, вызванный большим общественно-государственным событием, или же, напротив, упадок духа, паническое настроение — некоторые примеры коллективного настроения, проявляющегося в активной форме.
Таковы основные компоненты коллективной психологии воинского подразделения. В повседневной работе командир встречается, однако, с различными формами их проявления и воздействия на выполнение стоящих задач.
В
одних случаях внимание офицера
привлекают прежде всего социально-
Опираясь на общее представление о структуре и динамике социально-психологических явлений в коллективе, используя его как программу действия, можно последовательно и целенаправленно изучить конкретное подразделение, вскрыть и использовать психологические основы его боевых и воспитательных возможностей, оценить богатство и зрелость его духовной жизни и ее влияние на боевую подготовку, воинскую дисциплину и другие стороны армейской и флотской службы.
Сям процесс изучения психологии коллектива строится на выяснении характера связей между воинами, оценке их духовной близости, единства во взглядах, их умения действовать согласованно, дружно как во время выполнения учебных и боевых задач, так и в быту. Много дает для понимания коллективной психологии контроль за динамикой психического состояния коллектива, оценка настроений, которые обычно охватывают всех его членов. Способность воинов к сопереживанию, их эмоциональная заразительность являются важным показателем состояния психологии и коллектива в целом.
Там, где переживания воинов, их успехи и неудачи остаются лишь их частным делом, не становятся предметом групповой эмоциональной оценки, там, очевидно, процесс формирования коллективной психологии находится на начальной стадии. Бодрое, жизнерадостное настроение личного состава, умение воинов с энтузиазмом браться за новые задачи является первым признаком здорового социально-психологического климата коллектива, его больших возможностей.
Наблюдая
за общением и совместной деятельностью
личного состава в различных
условиях и в сложной обстановке,
например в условиях дефицита времени,
при решении особо
В
ходе работы с личным составом командиры
проявляют особое внимание к признакам,
которые свидетельствуют о
Рассмотренные
здесь социально-
3.
Психологические основы
Жизнь и деятельность воинского коллектива, процессы его формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений, поддержание здорового морального состояния, высокой воинской дисциплины — все это представляет собой сложный комплекс задач, решением которых занимается командир. Проблема в том, чтобы охватить идейным и организаторским влиянием всю совокупность процессов, имеющих место внутри коллектива, не пускать их на самотек.
Руководство воинским коллективом имеет два аспекта: 1) организация коллективной деятельности, обеспечение своевременного и качественного выполнения задач, поставленных перед подразделением; 2) сплочение и развитие самого коллектива, укрепление в нем дисциплины и порядка, повышение его боевых и воспитательных возможностей. Как первое, так и второе направления в руководстве коллективом опираются на глубокое и всестороннее его изучение, точное знание реального состояния дел вообще и области духовной жизни в особенности.
Изучение психологии воинского коллектива не ограничивается изучением индивидуальных особенностей его членов, хотя эта работа необходима, для того чтобы понимать, что происходит в подразделении. Для проникновения в психологию коллектива следует при изучении индивидуально-психологических особенностей воинов обращать внимание прежде всего на такие стороны их личности, которые характеризуют их участие в социально-психологических процессах: коллективизм, общительность, дисциплинированность, уровень общего и специального развития, организаторские способности, лидерские тенденции, эмоциональную устойчивость, уровень авторитетности, место в системе межличностных отношений, значимость личности для решения проблем коллектива.
С особым вниманием изучается психология тех членов коллектива, которые занимают в нем ведущее положение, — офицеры, прапорщики, сержанты, активисты, а также и те, кто играет значительную роль в неофициальной системе отношений. При оценке руководящего ядра коллектива важными показателями являются уровень авторитетности и те нравственные основы, на которых строится авторитет каждого командира, активиста и общественных органов.
Точно
так же пристально изучаются индивидуальные
особенности военнослужащих, не пользующихся
в подразделении должным
Важным объектом в процессе изучения коллектива и уточнения состояния дел в нем являются неофициальные микрогруппы. Их существование, состав, основы образования, роль, которую они играют в жизни и деятельности подразделения, — все это должно быть хорошо известно командиру.
Это одна сторона в работе по изучению коллектива, в сущности только подход к познанию собственно коллективной психологии.
Вторая сторона изучения психологии воинского коллектива ориентирована непосредственно на социально-психологические явления. Здесь важнейшая задача заключается в том, чтобы оценить направленность коллектива, то есть его устойчивые отношения, позиции по конкретным актуальным вопросам (занятия по боевой подготовке, другие элементы военной службы; общеполитические вопросы, условия быта, техника и оборудование и т.д.). Социально-психологическим механизмом этих позиций является общественное мнение коллектива, следовательно, дело сводится к установлению степени единства взглядов воинов, их готовности отстаивать свои позиции.
В ряде случаев общественное мнение коллектива лежит как бы на поверхности, оно всем известно. Нередко, однако, действительная позиция, подлинные интересы коллектива осознаются не сразу, общественное мнение носит недостаточно осознанный и явный характер, что, конечно, затрудняет его выявление и изучение. В конечном счете полученная информация характеризует общую совокупность коллективных мнений по разным вопросам. Анализ их позволяет судить о моральной и военно-специальной ориентации коллектива, а также о его сплоченности: чем сплоченнее коллектив, тем сильнее выражено единство мнений, взглядов, интересов, отношений, позиций.
Существенным показателем сплоченности коллектива являются качество и состояние взаимоотношений между его членами, степень их соответствия уставным нормам. Чем более прочными и нравственно зрелыми являются эти отношения, тем крепче коллектив, тем выше его боевая эффективность. Важным критерием в оценке взаимоотношений является то, как они обеспечивают деятельность подразделения, выполнение конкретных задач. Ценность имеет не просто дружба, но боевая дружба, не просто хорошие отношения, но крепкое войсковое товарищество. Отдельными критериями при оценке взаимоотношений служат: содержание норм, которыми воины руководствуются, общаясь друг с другом, оценочные принципы, с помощью которых вырабатываются их мнения друг о друге, глубина взаимопонимания и степень удовлетворенности членов коллектива тем, как к ним относятся их сослуживцы.
Воинский коллектив предназначен, как известно, для решения определенного круга задач (боевых, учебных, педагогическо-управленческих и др.). Следовательно, его руководителю и вышестоящим начальникам всегда нужно знать уровень работоспособности (боеспособности, боеготовности) и эффективности коллектив.» как субъекта воинской деятельности. Эта эффективность обусловливается всеми положительными качествами коллектива, всей его психологией, но непосредственную роль здесь играют слаженность и сколоченность подразделения, качество боевого взаимодействия между отдельными специалистами и группами. Исключительно высоким требованиям должно отвечать взаимодействие по линии командования и подчинения (исполнения).
Значит, умение руководить подчиненными, с одной стороны, и уровень исполнительности — с другой, а в целом уровень управляемости подразделения должны при изучении коллектива оцениваться с особой тщательностью. Важно не упустить и такие детали: насколько высок уровень коллективности в работе личного состава; в полную ли меру используется принцип социалистического соревнования; каково внимание к резервам, которые несет в себе разделение труда; насколько удобно воинам осуществлять деловое общение при данной расстановке личного состава и технических средств связи.