Влияние образа героя экранного искусства на формирование взаимоотношений «лидер-ведомый» в студенческой среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования было раскрыть характер влияния образов героев экранного искусства как фактора, воздействующего на формирования взаимоотношений лидер-ведомый в студенческой среде МГУ, гор.Москва.
В качестве же задач мы выделили три: первая-определить теоретические подходы, объясняющие формирования взаимоотношений лидер-ведомый в студенческой среде, под влиянием навязываемого экранным искусством образа героя; факторы формирования этих взаимоотношений; особенности его проявления. Выделить понятия, посредством которых формируется такое объяснение.

Содержание

Введение3
Раздел I8
Раздел II14
Заключение28
Список литературы33

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 78.13 Кб (Скачать)

          Если лидер соответствует ожиданиям  группы, то это приводит к усилению  групповой сплоченности, формировании групповых целей, мировоззрения, а также к организации структуры и совместной деятельности членов группы. Такой лидер является основой всей группы, ее связующим звеном, однако если лидер окажется нединамичен, то он не успеет подстроиться под ожидания группы, не угадает момент смены ценностных ориентаций(связанный с изменения образа героя) и будет заменен.

 

        Теперь  мы имеем право вывести гипотезу- основание. Она у нас звучит так: чем сильнее лидер стремится к повышению своего умственного уровня, тем лучше отношение ведомых к лидеру и, соответственно, крепче его позиция в среде ведомых.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Заключение

        В данном исследовании нами были рассмотрены явления связанные с влиянием образом экранного героя современного мира и отношениями лидер ведомый.

 

        Изначально  мы заинтересовались этой темой, потому, что считали что выявление влияния образа героев экранного искусства, как средства дес-конструктивного развития современной молодежи очень велико. Лидерство как естественный феномен человеческой коммуникации, способно направлять массовые движения в транслируемом с экрана направлении, соответственно интерес к лидерству  имеет первостепенное значение, так как работая совместно с министерствами, компания и т.п. можно направлять процесс вторичной социализации в соответствии с требованиями прогрессирующего общественного развития.

 

        В первой части нашей работы была рассмотрена  зависимая переменная-то есть взаимоотношения  «лидер-ведомый».

        Для исследования явления, рассматриваемого как зависимая переменная, (объекта  исследования) мы определили теоретические основы и выделили основные понятия из теоретических подходов, которые использовали при описании свойств объекта исследования и характера их взаимосвязи. Мною были выбраны следующие теоретические основы для обоснования зависимой переменной  исследования: А. Менегетти «Психология лидера», «Теория полей» Курта Левина и «Личность. Организаторская деятельность. Коллектив.» Л.И. Уманского.В концепции итальянского психолога Антонио Менегеттти лидер-это человек, который удовлетворяя собственный эгоизм, реализует общественный интерес. Из данной теории мы выделили основные понятия и перешли к построению концептуальной модели исследования и ее обоснованию.

 

        В данной модели человек, обладающий задатками лидера, в процессе обучения формирует основные качества(личностные), позволяющие ему достигать лидерские позиции. Сформированная вместе с лидерскими качествами потребность во влияние порождает состояние когнитивного диссонанса, которое лидер пытается преодолеть(этап осознания желания достичь внутренней удовлетворенности через осуществление властных манипуляций) формируя(соотнося с потребностями группы) образ ожидаемого ими лидера. Результатом  является построение взаимоотношений «лидер-ведомый».

        После построения концептуальной модели мы перешли к формулировке суцностного  и сдоержательного определений. Наше содержательное определение звучит как - выделение из социально-демографической группы людей, соответствующих сложившемуся образу ведущего(лидера) и ожидаемое от них поведение, как личностей способных конструировать, контролировать и управлять движением к общественным целям людей, не обладающих подобными задатками.

 

        Выделяя из этого определения видовые  признаки, мы сконцентрировали признаки исключительного рассматриваемого нами явление и отделили их от явлений схожих, но относящихся к другому классу. Это были такие признаки как: сознательное выделение лидеров, наиболее соответствующих сложившемуся стереотипу, наделение лидеров, качествами им не присущими, по причине внешнего соответствия эталону, сознательная попытка соответствовать позиции лидера, в ситуации схожести с ним, несознательное занятие позиции ведомого в ситуации несхожести со стереотипизированным образом

 

        Следующим этапом нашей работы было типологизировать это явление, что мы сделали по ожидаемому поведению. Нами было выбрано основание типологии. Так как явление наше имеет место быть в студенческой среде, где лидерские позиции не являются законно закрепленными, т.е формальными, то мы выбрали вид лидерств, присущие неформальным взаимоотношения.

 

        Изначально, за основу типологии мы брали исключительно  выделенные Левином три типа лидерства- авторитарное, демократическое и  пассивное. В результате изучения этих типов мы отсекли авторитарное и  пассивное поведение, так в первом случае оно предполагает под собой  нормативно закрепленные положения  взаимоотношений, более схожих с  отношениями «начальник-подчиненный» где лидерские позиции не обязательно  принадлежат начальнику, ибо обстоятельства их такого положения может быть субъективно. Пассивное лидерство нами не было рассмотрено, так как не соответствовало самой сути работы. Демократическое лидерство оказалось более присуще молодежной среде, так как в этой ситуации оно достается человеку не в результате выслуги лет, возрастных, родственных обстоятельств, а по наличию личных качеств индивида.

        Однако  такая типология оказалась слишком  широка, она не выделяла различные  типы взаимодействия формирующиеся  в результате разного набора характеристик  требуемых и ожидаемых людьми действий. Демократический лидер  являлся слишком объемным по охвату, он не позволял нам работать в сфере  зависимости ведомых от образа навязанного  лидера, так как тут бы приходилось  работать и с лидером ситуационным, с условиями в которых он действует, поэтому нами была использована типология лидерства Уманского, которую мы выделили в подтипы демократического лидера.

 

         Следующий этап нашей работы-операционализация. Подтипу лидера-эталона соответствует :положение в среде ведомых, как образца для подражания, эмоциональное притяжение, соответствия нормам принятым в данной социальной среде, как способ осуществления манипуляции, создание и поддержания образа, соответствующего ожиданиям, осуществления контроля над вхождением-вытеснением из группы, осуществление морально-нравственного контроля над группой.

        На  этом работа с зависимой переменной завершена. Мы переходим к изцчению независимой переменной.В качестве теорий, используемых для обоснования предмета исследования мы выбрали: Р. Харрис «Психология массовых коммуникаций» и Н.И. Миронова «Отражение характеристик коммуниканта в речевом поведении(когнитивный анализ)»

 

        Ричард  Харрим пишет, что изображаемая в СМИ реальность воспринимается нами в большей степени, если наше отождествление себя с персонажами таково, что последние становятся значимыми фигурами в нашей собственной жизни. Мы чаше подражаем поведению и следуем установкам тех персонажей, с которыми себя идентифицируем. Что соотвествует сути нашего исследования, в своей работе он говорит и трех теориях, изучающих процесс навязывания образа экранного героя. Теории культивирования, научения и социализации

 

        Теория  социального научения исследует, как  мы усваиваем поведенческий компонент  этой реальности.

        Теория  культивирования акцентирует внимание на формировании нашего мировоззрения.

        Теория  социализации анализирует, как эти  знания становятся частью наших представлений  о том, что значит быть взрослым членом общества.

        Из  Мироновой мы выбрали гендерную типологию: в первую очередь подразделяя образы героев на маскулинный и феминный.

 

        Затем  мы перешли к следующей стадии нашего исследования- разработке концептуальной модели си.Разработка концептуальной модели представляет собой определение понятий, составляющих содержание этой модели.

 

        Определение выбранных в теории понятий позволило нам построить концептуальную схему независимой переменной исследования .

 

        Образы  героев экранного искусства(фильмов, сериалов) по сути своей стереотипны. Имея данные, легко спрогнозировать  последующие изменения в образах  героев, чем СМИ и пользуются. Герой- из-за своей типичности и повторяемости- оседает в памяти индивида-это  происходит в процессе классического  обуславливания, когда показывая  желаемое, то к чему стремятся люди, одновременно закладывают понятие  о том, как это желаемое достигает  герой, соотвественно, ассоциируя себя, человек начинает действовать также.

        Все это скрыто от человека- так как  является глубоко подсознательным  механизмом, что делает влияние образа герой крайне опасным, ведь вся будущая  модель поведения масс зависит от переданной информации.

 

        Для того чтобы определить границы явления, выступающего в качестве независимой  переменной, мы сформулировали сущностное и содержательное определения.

        Формирование  модели поведения в соответствии с навязанным образом- осознанное придание определенной формы целостному комплексу  знаков (речевых, неречевых, поведенческих), направленное на создание некоторого, принятого к исполнению против воли, принудительно, внешнего вида, облика какого-либо объекта.

 

        После того, как было сформулировано содержательное определение социального явления, рассматриваемого как независимая  переменная, т.е. были выделены входящие в него частные (видовые) явления  и отношения между ними, мы типологизировали свойства данного явления.

        Типологизация явления – определение состава  входящих в данное явление частных  явлений и отношений между  ними посредством определения возможных  его состояний и разновидностей. Из Мироновой мы взяли гендерную типологию: в первую очередь подразделяя образы героев на маскулинный и феминный.

 

        Стереотипы  имеют две стороны влияния, одну из них- сознательную мы разбирали в  первой главе. На нашей концептуальной модели исследования эта сторона  занимают позицию обусловленного стимула- мы видим то, чего желаем достичь(в  отношениях, в деловой и культурной стороне нашей жизни) развиваем  в себе соответствующее мастерство достижения этой цели. Формируем свой собственный образ в соответствии с этими целями. Весь этот процесс  хорошо осознан индивидом и его  конечной целью является построение взаимоотношений. В контексте данного  исследования рассматривается построение отношений «лидер-ведомый».

        Вторую  сторону нашей концептуальной модели, необусловленный стимул занимает подробное  объяснение неосознанной нами манипуляции. А именно манипуляции образа героя  над всей дальнейшей жизнью. Необусловленный  стимул по своему механизму является интегративным, он встраивается в нашу систему мировоззрений, навязывая  нам определенные образцы поведения, формируя установки. Мы начинаем идентифицировать себя с персонажами, хотя сами этого  на понимаем. Результатом всего этого  влияния является формирование индивидом  социальной позиции в соответствии с навязанным ему мировоззрением. И среди всего этого формирование взаимоотношений лидер-ведомый.

 

        Следующий этап работы – выбор контрольной  переменной, которая поможет определить степень непротиворечивости данных. Она объясняет механизмы прямой взаимосвязи между зависимой  и независимой переменной. Таким  образом, влияние независимой переменной на зависимую осуществляется через  переменную «отношение ведомых к  лидеру», выбранную в исследовании в качестве контрольной переменной.

 

        Если  связь, обозначенная в данной схеме, подтвердится в ходе обработки данных и анализа полученных результатов, то это будет означать, что предположение  о наличии зависимости между  независимыми и зависимыми переменными  было верным.

 

        Мы  получили связь между двумя переменными-независимой  и контрольной

         Чем  сильнее лидер стремится повысить  свой интеллектуальный уровень,  тем благоприятней его восприятие  в среде ведомых.

         Чем  меньше лидер стремится повысить  свой интеллектуальный уровень,  тем неблагоприятнее его воспринимают  в среде ведомых.

        И контрольной  и зависимой.

        Далее мы рассмотрим связь зависимой и  контрольной переменных:

        Чем благоприятней в среде ведомых  воспринимают лидера, тем сильнее  его позиции.

        Чем хуже в среде ведомых воспринимают лидера, тем слабее его позиции

         

        Теперь, на основе проведенного анализа зависимости между переменными, была  сформулирована гипотеза - основание: чем сильнее лидер стремится к повышению своего умственного уровня, тем лучше отношение ведомых к лидеру и, соответственно, крепче его позиция в среде ведомых.

Информация о работе Влияние образа героя экранного искусства на формирование взаимоотношений «лидер-ведомый» в студенческой среде