Влияние образа героя экранного искусства на формирование взаимоотношений «лидер-ведомый» в студенческой среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования было раскрыть характер влияния образов героев экранного искусства как фактора, воздействующего на формирования взаимоотношений лидер-ведомый в студенческой среде МГУ, гор.Москва.
В качестве же задач мы выделили три: первая-определить теоретические подходы, объясняющие формирования взаимоотношений лидер-ведомый в студенческой среде, под влиянием навязываемого экранным искусством образа героя; факторы формирования этих взаимоотношений; особенности его проявления. Выделить понятия, посредством которых формируется такое объяснение.

Содержание

Введение3
Раздел I8
Раздел II14
Заключение28
Список литературы33

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 78.13 Кб (Скачать)

        Следовательно, в каком-то смысле вождями не только рождаются, но и становятся. Если человек, рожденный с задатками лидера, не способен им стать, то есть не может достичь соответствующих уровней культуры и образования, навыков, жизненного опыта и профессионализма, не может принести жертв, настоящего присущих лидеру, то вероятность заболевания шизофренией, неврозом у него гораздо выше, чем у других.

        Курт  Левин выделяет три стиля лидерства: авторитарный, демократический и  пассивный, по моему мнению именно такая  типология наиболее четко разграничивает лидерское поведение в различных  ситуациях, ведь наиболее ярко авторитарное лидерство проявляется именно в  среде производственных предприятий, крупных корпораций, где существует взаимодействие «начальник-подчиненный», в среде же молодежной, особенно студенческой авторитарное лидерство отсутствует, либо же выражено в редких по форме и наличию отношениях «старший-младший».

        Демократический стиль лидерства наиболее ярко проявляет  себя в студенческой среде. Все участники  между собой равны, но так или  иначе присутствует человек, который  органично сочетая свои личные, как  физические, моральные, так и материальные качества выдвигается в позиции  ведущего. Я дополнила классификацию Левина типологией Уманского, потому что посчитала, что одного лишь определения демократический лидер будет недостаточно, к тому же по сути своей они слишком широкоформатно и объемно. Выделение же характерных особенностей каждого типа позволяет разграничить различные, по форме и способу воздействия лидерские позиции.

        Все эти теории дают нам возможность  работать с такими понятиями как : лидер, ведомые или люди средней  нормы, мастерство лидера, задатки лидера, демократический лидер.

        Выделив основные понятия мы можем приступит  к разработке концептуальной модели нашего социологического исследования. Исходя из выбранной теории мы даем определения основным понятиям, которые  будут использованы в дальнейшей работе.

        Первое  наше понятие-это задатки лидера, потому что человек, не имеющий предрасположенности  к управлению не способен по сути своей  стать лидером. Так что же такое  задатки лидера? В первую очередь  это-природная предрасположенность человека быть вектором функций, иметь  склонность к управлению людьми ради достижения какой-либо цели, это возможность и способность брать на себя отвественность в кризисной ситуации, распределять роли и обязанности в организованной им группе, аккумулировать силы, для успешного достижения поставленной цели.

        Понятие задатки лидера в нашей исследовании идет в сочетании с понятием мастерство лидера. Мастерство лидера-задатки лидерства, развитые через жизненный опыт и образование.

        Теперь  же нам нужно обратить внимание на основные понятия нашего исследования. По сути своей ведомые-люди средней  нормы -т.е. не обладающие лидерскими задатками, в разработке исследования нам не важны, они не имеют никакого отношения к сути работы. Нам интересны лишь их стереотипизированные представления о лидере, как личности наделенной какими-либо качествами, позволяющими им осуществлять контроль и управление в заданном общественной целью направлении. Из представлений этих людей о том, каким должен быть лидер рождаются основные нормы лидерского поведения. Лидеры же, улавливая настроения групп, обрабатывая их в своем сознании выбирает наиболее соответствующую моменту роль, что бы занять ведущие позиции. Именно так, последовательно проходя каждый из этапов указанных в предоставленной ниже концептуальной схеме исследования лидер закладывает и укрепляет фундамент организующей позиции: (пояснения к схеме)1

         Задатки лидера 
       

        Мастерство  лидера

          
       

        Желание достичь внутренней удовлетворённости, осуществляемое через манипуляцию  и властное воздействие

          

        Формирование  образа лидера, как средства достижения лидерских позиций(средства достижения внутренней удовлетворенности)

          

        Построение  взаимоотношений «лидер-ведомый»

 

        Для того что бы определить границы исследуемого нами явления, мы должны построить сущностное и так же содержательное определение. Сущностное определение нами выводиться индуктивно, совокупляя в себе отдельные понятия в единое логическое полотно. Начнем мы с выведение понятия формирования. По сути своей формирование – процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности2. Для нас, ключевой точкой является динамический момент этого определения, а именно осознание формирования как целенаправленного и организованного процесса.

        Далее мы переходим к статическому моменту  нашего будущего сущностного определения, а именно к взаимоотношениям.

        Взаимоотношения–это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия двух или нескольких субъектов3. Здесь нас больше всего интересуют взаимоотношения как субъективные связи, формирующие функцию взаимодействия между двумя ключевыми моментами нашего будущего определения, а именно между понятиями лидер и ведомый. Лидер- это личность конструирующая, контролирующая и управляющая функциями(людьми) в заданном целью направлении, а ведомые же4-это люди, не обладающие задатками лидера.

        Выделив ключевые моменты мы связываем их в единое органичное полотно и получаем наше сущностное определение, а именно:

        Формирование  взаимоотношений «лидер-ведомый» – процесс целенаправленного и организованного установления субъективных связей, возникающих в результате взаимодействия личности конструирующей, контролирующей и управляющей людьми, не обладающими задатками лидерства, в заданном общественной целью направлении, с помощью сложившегося в массовом сознании и имеющего характер стереотипа эмоционально окрашенного образа.

        Наше  содержательное определение звучит как - выделение из социально-демографической группы людей, соответствующих сложившемуся образу ведущего(лидера) и ожидаемое от них поведение, как личностей способных конструировать, контролировать и управлять движением к общественным целям людей, не обладающих подобными задатками.

 

        Выделяя из этого определения видовые  признаки, мы концентрируем признаки исключительного рассматриваемого нами явление и пытаемся отделить их от явлений схожих, но относящихся  к другому классу. Это будут  такие признаки как: сознательное выделение лидеров, наиболее соответствующих сложившемуся стереотипу, наделение лидеров, качествами им не присущими, по причине внешнего соответствия эталону, сознательная попытка соответствовать позиции лидера, в ситуации схожести с ним, несознательное занятие позиции ведомого в ситуации несхожести со стереотипизированным образом

 

        Нами  было сформулировано содержательное определение  рассматриваемого явления, выделены входящие в него видовые явления и отношения  между ними, теперь мы можем перейти  к следующему этапу, а именно к  типологизации свойств зависимой  переменной. Вернемся еще раз к  нашему определению, оно звучит как:

 

          Формирование взаимоотношений «лидер-ведомый» – это выделение из социально-демографической группы людей, соответствующих имиджевому образу ведущего(лидера) и ожидаемое от них поведение, как личностей способных конструировать, контролировать и управлять движением к общественным целям людей, не обладающих подобными задатками.

        Типологизировать  это явление мы будем по ожидаемому поведению. Теперь нами будет выбрано основание типологии. Так как явление наше имеет место быть в студенческой среде, где лидерские позиции не являются законно закрепленными, т.е формальными, то мы выбираем вид лидерств, присущих неформальным взаимоотношения. Изначально, за основу типологии мы брали исключительно выделенные Левином три типа лидерства- авторитарное, демократическое и пассивное. В результате изучения этих типов мы отсекли авторитарное и пассивное поведение, так в первом случае оно предполагает под собой нормативно закрепленные положения взаимоотношений, более схожих с отношениями «начальник-подчиненный» где лидерские позиции не обязательно принадлежат начальнику, ибо обстоятельства их такого положения может быть субъективно. Пассивное лидерство нами было отсечено, так как не соответствовало самой сути работы. Демократическое лидерство более присуще молодежной среде, так как в этой ситуации оно достается человеку не в результате выслуги лет, возрастных, родственных обстоятельств, а по наличию личных качеств индивида.

        Однако  такая типология оказалась слишком  широка, она не выделяла различные  типы взаимодействия формирующиеся  в результате разного набора характеристик  требуемых и ожидаемых людьми действий. Демократический лидер  являлся слишком объемным по охвату, он не позволял нам работать в сфере  зависимости ведомых от образа навязанного  лидера, так как тут бы приходилось  работать и с лидером ситуационным, с условиями в которых он действует, поэтому даром свыше считаю попавшуюся мне типологию лидерства Уманского, которую выделила в подтипы демократического лидера.

        Типы:

    • Авторитарный.
    • Демократический. В этом тип лидерства я внесла 6 подтипов :
    • лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции);
    • лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи);
    • лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы);
    • лидер-эрудит (отличается обширностью знаний);
    • лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом);
    • лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).
    • Пассивный

        Для дальнейшего исследования я из типа демократического лидера выделила подтип лидера-эталона, как наиболее соответствующего дальнейшему исследованию

        После проведения процедуры типологизации  содержательных свойств явления, рассматриваемого в исследовании как зависимая  переменная, необходимо провести операционализацию  концептуальных понятий, описывающих  данное явление, т.е. необходимо определить содержательные типы концептуальных понятий  через свойства, которые поддаются  наблюдению.

        Так как для исследования я выбрала  тип демократического лидера, подтип-лидер-эталон, то его надо рассмотреть конкретно.

        Подтипу лидера-эталона соответствует :положение в среде ведомых, как образца для подражания, эмоциональное притяжение, соответствия нормам принятым в данной социальной среде, как способ осуществления манипуляции, создание и поддержания образа, соответствующего ожиданиям, осуществления контроля над вхождением-вытеснением из группы, осуществление морально-нравственного контроля над группой.

 

        Так как операциональные понятия  создают только исследовательскую  базу, то необходимо отобрать лишь те понятия, которые будут использоваться в  исследовании формирования взаимоотношений  «лидер-ведомый», как объекта, формирующегося под влиянием образа героя экранного  искусства. То теперь нам надо обосновать и и определить переменные. Мы помним, что объект нашего исследования это формирование взаимоотношений «лидер-ведомый» под влиянием образа героя экранного искусства.

 

        Итак, переменные, которые описывают взаимоотношения «лидер-ведомый» в данном исследовании были выделены нами ранее, из них мы выбрали три такие, которые являются зависимыми по отношению к переменным исследования образа героя экранного искусства. Изменение этих переменных выступает в качестве следствия изменения образа героя.

 

        В качестве зависимой переменной исследования я выбираю: положение в среде ведомых, как образца для подражания; создание и поддержание образа соответствующего ожиданиям и соответствие нормам принятым в данной социальной среде, как способ осуществления манипуляции.

 
 
 
 
 
 
 
 

        Раздел  II.

Информация о работе Влияние образа героя экранного искусства на формирование взаимоотношений «лидер-ведомый» в студенческой среде