Влияние образа героя экранного искусства на формирование взаимоотношений «лидер-ведомый» в студенческой среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования было раскрыть характер влияния образов героев экранного искусства как фактора, воздействующего на формирования взаимоотношений лидер-ведомый в студенческой среде МГУ, гор.Москва.
В качестве же задач мы выделили три: первая-определить теоретические подходы, объясняющие формирования взаимоотношений лидер-ведомый в студенческой среде, под влиянием навязываемого экранным искусством образа героя; факторы формирования этих взаимоотношений; особенности его проявления. Выделить понятия, посредством которых формируется такое объяснение.

Содержание

Введение3
Раздел I8
Раздел II14
Заключение28
Список литературы33

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 78.13 Кб (Скачать)

        Герой- человек, чей собирательный образ представляет наиболее характерные, типичные черты своей эпохи, среды.

        Образ героя- внешний вид какого-либо героя, чей собирательный образ представляет собой наиболее типичные черты среды.

        Стереотип- это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыт.

        Классическое  обуславливание- процесс установления связи между обусловленным стимулом(какой-либо потребностью) и необусловленным стимулом(привлекательным образом).

        Обусловленный стимул(рассматривается как основание  для зависимой переменной)-это  осознанная  потребность индивида

        Необусловленный стимул- неосознанная, чаще всего являющаяся манипулятивно-навязанной, модель поведения.

        Идентификация- присвоение субъектам и объектам идентификатора.

        Идентификатор-наименование данных.

        Социальная  позиция- 1) место, положение индивида или группы в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения.

                                               2) взгляды, представления, установки и диспозиции личности относительно условий собственной жизнедеятельности, реализуемые и отстаиваемые ею в референтных группах.

        Формирование-придание определенной формы.

        Модель  поведения- это целостный комплекс знаков (речевых, неречевых, поведенческих), направленный на создание некоторого образа. Модель поведения может быть выбрана осознанно или сформироваться самопроизвольно.

        Навязанный- принятый к исполнению против воли, принудительно.

 

        Определение данных понятий позволяет построить  концептуальную схему независимой  переменной исследования .

        Образы  героев экранного искусства(фильмов, сериалов) по сути своей стереотипны. Имея данные, легко спрогнозировать последующие изменения в образах героев, чем СМИ и пользуются. Герой- из-за своей типичности и повторяемости- оседает в памяти индивида-это происходит в процессе классического обуславливания, когда показывая желаемое, то к чему стремятся люди, одновременно закладывают понятие о том, как это желаемое достигает герой, соответственно, ассоциируя себя, человек начинает действовать также.

        Все это скрыто от человека- так как является глубоко подсознательным механизмом, что делает влияние образа герой крайне опасным, ведь вся будущая модель поведения масс зависит от переданной информации.

 
 
 

        Для того чтобы определить границы явления, выступающего в качестве независимой  переменной, необходимо сформулировать сущностное и содержательное определения.

        Формирование  модели поведения  в соответствии с навязанным образом- осознанное придание определенной формы целостному комплексу знаков (речевых, неречевых, поведенческих), направленное на создание некоторого, принятого к исполнению против воли, принудительно, внешнего вида, облика какого-либо объекта.

 

        Наше  содержательное определение звучит как- направленное и осознанное создание индивидом собственного облика, позволяющее вливаться в систему отношений, внушенное ему многократным повторением образца поведение.

        Это явление имеет свои видовые признаки, такие как- осознанность совершаемых изменений, их векторная направленность, незнание механизма влияние на собственное сознание, многократность данного влияния, стереотипность внушаемых моделей поведение, незнание силы влияние этих моделей, их быстрое усвоение.

 
 

        После того, как было сформулировано содержательное определение социального явления, рассматриваемого как независимая переменная, т.е. были выделены входящие в него частные (видовые) явления и отношения между ними, можно перейти к типологизации свойств данного явления.

        Типологизация явления – определение состава  входящих в данное явление частных  явлений и отношений между  ними посредством определения возможных  его состояний и разновидностей. Из Мироновой мы выбираем гендерную типологию: в первую очередь подразделяя образы героев на маскулинный и феминный.

        Маскулинный образ героя у нас разделяется  на:

    • гегемонную маскулинность(Брюс Уиллис, Сильвестр Сталонне)не рассматривается, так является генетически заложенным образом,
    • сдержанную мужественность(чувствительность в отношениях с женщинами, детьми, в выражениях собственных эмоций, делает модным отцовство, выступает в качестве сексуального объекта-Мэтью Макконахи, Роберт Паттисон),
    • интеллектуальный снобизм (высокий интеллектуальный уровень, женщину ставит наравне с мужчиной, избегает брачных отношений, стремление к постоянному умственному развитию, холодность в отношениях с семьей и друзьями,амбициозность-Хью Лори, Тим Рот),
    • гомосексуальность(не исследуется, так как подразумевает под собой все типы не лидерских характеров)
 

        Феминный  образ разделяется на

    • традиционную женщину(не является лидерским)
    • активную женщину(женщина, имеющая активную жизненную позицию, классическое отношение к браку,выражнную эмоциональность, выступает в качестве сексуального объекта -Кира Найтли, Натали Портман),
    • бизнес-леди(высокий интеллектуальны уровень, ставит себя наравне с мужчинами, не имеет желания связывать себя узами брака, стремление к постоянному умственному развитию, холодность в личностных отношениях-Рейчел МакАдамс).

        Теперь  же мы сведем образ мужчины и женщины  в единый портрет, то есть удалим разделение на женщину и мужчину.

        Имеем два типичных поведения героя в экранном искусстве.

 

        Первый  из себя представляет: чувствительность в отношениях с противоположным полом, детьми, в выражениях собственных эмоций, делает модным отцовство-материнство, выступает в качестве сексуального объекта.

        Особенности второго: высокий интеллектуальный уровень, женщина стоит наравне с мужчиной, избегание брачных отношений, стремление к постоянному умственному развитию, холодность в отношениях с семьей и друзьями, амбициозность.

 

        Стереотипы  имеют две стороны влияния, одну из них- сознательную мы разбирали в первой главе. На нашей концептуальной модели исследования эта сторона занимают позицию обусловленного стимула- мы видим то, чего желаем достичь(в отношениях, в деловой и культурной стороне нашей жизни) развиваем в себе соответствующее мастерство достижения этой цели. Формируем свой собственный образ в соответствии с этими целями. Весь этот процесс хорошо осознан индивидом и его конечной целью является построение взаимоотношений. В контексте данного исследования рассматривается построение отношений «лидер-ведомый».

        Вторую  сторону нашей концептуальной модели, необусловленный стимул занимает подробное объяснение неосознанной нами манипуляции. А именно манипуляции образа героя над всей дальнейшей жизнью. Необусловленный стимул по своему механизму является интегративным, он встраивается в нашу систему мировоззрений, навязывая нам определенные образцы поведения, формируя установки. Мы начинаем идентифицировать себя с персонажами, хотя сами этого на понимаем. Результатом всего этого влияния является формирование индивидом социальной позиции в соответствии с навязанным ему мировоззрением. И среди всего этого формирование взаимоотношений лидер-ведомый.

 
 

        Для того что бы напомнить читателю чем мы здесь собственного говоря занимаемся, мы сейчас напомним нам исследовательский вопрос, а именно как образы героев влияют на формирование взаимоотношений «лидер-ведомый».

        Мы  проделали огромную работу и теперь, основываясь на полученных нами знаниях  мы можем уточнить наш исследовательский  вопрос: как стремление к постоянному умственному развитию влияет на положение в среде ведомых, как образца для подражания.

 

        После того, как была проведена процедура  типологизации содержательных свойств  явления, рассматриваемого в исследовании как зависимая переменная, необходимо провести операционализацию концептуальных понятий, описывающих данное явление. Под операционализацией понимается процедура определения содержательных типов концептуальных понятий через свойства, которые поддаются наблюдению.

 

        Наблюдаемые проявления типов поведения- высокий интеллектуальный уровень, женщина стоит наравне с мужчиной, избегание брачных отношений, стремление к постоянному умственному развитию, холодность в отношениях с семьей и друзьями, амбициозность.

 

          Так как операциональные понятия  создают лишь исследовательскую  базу, то необходимо отобрать  только те из них, которые  будут использоваться при исследовании  влияния образа героя экранного искусства на формирование взаимоотношений «лидер-ведомый». Отобранные операциональные понятия и будут представлять собой переменные исследования.

 

          Важно помнить про предмет нашего исследования, те: что должно меняться в отношении к умственному развитию, чтобы изменялось положение лидера в среде ведомых, как образца для подражания?

          Итак, переменными, которые описывают как стремление к постоянному умственному развитию влияет на положение в среде ведомых, как образца для подражания являются: высокий интеллектуальный уровень, женщина стоит наравне с мужчиной, избегание брачных отношений, стремление к постоянному умственному развитию, холодность в отношениях с семьей и друзьями, амбициозность

          Данные переменные являются  независимыми по отношению к переменным исследования формирования взаимоотношений «лидер-ведомый». Изменения этих переменных выступает в качестве причин изменений положение лидера в среде ведомых, как образца для подражания.

          Из-за ограниченности ресурсов  в рамках данного исследования  невозможно рассмотреть все перечисленные  переменные. Необходимо выбрать  такую переменную, которая в наибольшей  степени влияет на зависимую  переменную. В качестве независимой  переменной исследования я выбираю стремление к постоянному умственному развитию.

 

          Следующий этап работы – выбор  контрольной переменной, которая поможет определить степень непротиворечивости данных. Она объясняет механизмы прямой взаимосвязи между зависимой и независимой переменной. Таким образом, влияние независимой переменной на зависимую осуществляется через переменную «отношение ведомых к лидеру», выбранную в исследовании в качестве контрольной переменной.

 

        

        

 

        

 
 

         

        Если  связь, обозначенная в данной схеме, подтвердится в ходе обработки данных и анализа полученных результатов, то это будет означать, что предположение о наличии зависимости между независимыми и зависимыми переменными было верным.

 
 

        Теперь  мы должны рассмотреть связь между  контрольной и независимой переменной:

          Чем сильнее лидер стремится повысить свой интеллектуальный уровень, тем благоприятней его восприятие в среде ведомых.

          Чем меньше лидер стремится повысить свой интеллектуальный уровень, тем неблагоприятнее его воспринимают в среде ведомых.

 

        Далее мы рассмотрим связь зависимой и  контрольной переменных:

        Чем благоприятней в среде ведомых  воспринимают лидера, тем сильнее  его позиции.

        Чем хуже в среде ведомых воспринимают лидера, тем слабее его позиции

         

        Теперь, на основе проведенного анализа зависимости между переменными, можно сформулировать гипотезы - основания данного исследования. Итогом этой деятельности должно стать получение новых научных утверждений, обогащающих знание о социальной действительности.

        Перед выдвижением гипотезы-основания, необходимо обозначить основы её выдвижения.

          Механизм формирования взаимоотношений  «лидер-ведомый» достаточно сложен  и многогранен. Одним из факторов, влияющих на данный выбор, является  манипулятивно навязываемый через  экранное искусство образ героя.  Одной из черт формирования  взаимоотношений является положения  лидера в среде ведомых как  образца для подражания  .Лидер  является тем, кто направляет  все действия группы к достижению  общественно заданной цели. В  результате выполнения работы  и лидер, и ведомые испытывают  глубокое чувство удовлетворенности,  но только тогда, когда лидер  полностью соответствует  их  ожиданиям. Человек, занимающий  лидерскую позиции, но не имеющий  не лидерских задатков, не одобрения  группы будет ею игнорироваться. Одобрения группы зависит от  соответствия сложившемуся в  данный момент стереотипу, заложенному  через образ героя.

Информация о работе Влияние образа героя экранного искусства на формирование взаимоотношений «лидер-ведомый» в студенческой среде