Влияние образа героя экранного искусства на формирование взаимоотношений «лидер-ведомый» в студенческой среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования было раскрыть характер влияния образов героев экранного искусства как фактора, воздействующего на формирования взаимоотношений лидер-ведомый в студенческой среде МГУ, гор.Москва.
В качестве же задач мы выделили три: первая-определить теоретические подходы, объясняющие формирования взаимоотношений лидер-ведомый в студенческой среде, под влиянием навязываемого экранным искусством образа героя; факторы формирования этих взаимоотношений; особенности его проявления. Выделить понятия, посредством которых формируется такое объяснение.

Содержание

Введение3
Раздел I8
Раздел II14
Заключение28
Список литературы33

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 78.13 Кб (Скачать)

        Влияние образа героя на формирование Лидерского поведения

 
 

        Для обоснования теоретических основ  исследования необходимо выбрать теории, с помощью которых будут исследованы  социальные механизмы влияния образа героя экранного искусства на формирование взаимоотношений «лидер-ведомый» в студенческой среде.

        В качестве теорий, используемых для обоснования предмета исследования мы выбрали: Р. Харрис «Психология массовых коммуникаций» и Н.И. Миронова «Отражение характеристик коммуниканта в речевом поведении(когнитивный анализ)»

 

        В своей  книге Ричард Харрис говорит о  том, что используя СМИ как  средство всемирной диктатуры, сильные  мира сего навязывают пассивному большинству  образцы-эталоны, с помощью которых  оно судит о себе и других. Они  же создают новую, иллюзорную реальность, ложный мир, дающий человеку забвение и возможность удовлетворения своих  примитивных прихотей и желаний. Однако же не стоит забывать, что массовая аудитория – это прежде всего индивиды и личности, а не пассивная масса для потребления духовной продукции. Любой человек вполне самостоятельно интерпретирует поступающую к нему информацию, фильтруя и оценивая ее в зависимости от собственной картины мира, своего социального положения, культурного развития, вероисповедания, возраста, пола. И все же, пробиваясь через сплетения личностных качеств индивида СМИ все навязывает ему свои установки.

 

        Позитивные  чувства по отношению к товарам  и кандидатам можно внушить с  помощью процесса классического  обусловливания, посредством которого устанавливается связь между  обусловленным стимулом (товаром) и  необусловленным стимулом, автоматически  вызывающим некоторую позитивную реакцию. Например, красивая фотомодель, рекламирующая  какой-то товар, может вызвать у  человека позитивные установки, главную  роль в которых будет играть эмоциональный  компонент. Товар начинает ассоциироваться  с сексуальной моделью, автоматически  пробуждая позитивную реакцию.

 

        СМИ могут привить нам целый комплекс установок по отношению к какому-то объекту. К примеру, посмотрев волнующий  художественный или документальный телефильм о СПИДе, люди могут  принять ближе к сердцу эту  проблему и начнут больше сострадать жертвам болезни. Предназначенные для взрослой аудитории фильмы ужасов, в которых женщины испытывают сексуальное возбуждение, когда на них нападают или когда их насилуют, могут навести зрителей на мысль, что женщины получают скрытое удовольствие, становясь жертвами сексуального насилия. Установки оценить легче, чем поступки, и иногда они приобретают огромное значение, поскольку влияют на последующее поведение и на то, как мы станем в дальнейшем обрабатывать информацию.

 

        Воздействие установок не ограничивается формированием  нашего мнения о том или ином объекте. Под влиянием набора установок может  сложиться образ мышления, который  будет определять все наше мировоззрение. Такие установки накладывают  отпечаток на наше восприятие мира и то, как мы его интерпретируем. Взаимодействие знаний, полученных из СМИ, с нашим жизненным опытом может привести к тому, что называют культивированием

 

        Этот  подход исследует то, как экстенсивное, многократное воздействие СМИ (в  первую очередь телевидения) на протяжении продолжительного времени постепенно меняет наше представление о мире и социальной реальности. Одним из основных конструктивных положений  теории культивирования является унификация (mainstreaming), направление различных  взглядов людей на социальную реальность в единое русло. Очевидно, эта унификация осуществляется посредством процесса конструирования, когда зрители  узнают «факты» о реальном мире, наблюдая мир, созданный на телеэкране. Отпечатки, остающиеся в памяти после  просмотра телепередач, сохраняются «в целом автоматически». Затем на основании этой сохраненной информации мы формируем свои представления о реальном мире. Когда этот сконструированный мир и реальный мир хорошо согласуются друг с другом, имеет место явление резонанса и эффект культивирования становится еще более заметным.

 

        Социальная  реальность, культивируемая посредством  унификации, принимает самые разные формы, в частности влияет на представления  о гендерных ролях, политические установки, отношение к науке и ученым, взгляды и привычки, касающиеся, выбор жизненного пути подростками, а также взгляды пожилых людей и представителей.

 

        Как правило, в центре внимания теории культивирования  находится совокупный эффект многократно  повторяемых образов. Однако некоторые  образы могут влиять на людей в  значительно большей степени, чем другие. Например, какой-нибудь популярный положительный телевизионный персонаж может оказывать намного большее воздействие, чем десяток других персонажей, которых видит и с которыми идентифицирует себя значительно меньшее число зрителей.

        Наряду  с культивированием Харрис рассматривает так же такое явление как научение.

        Мы  усваиваем модели поведения, глядя, как окружающие ведут себя определенным образом, а затем имитируя их действия. Роль СМИ приобретает здесь значимость, когда примеры, демонстрируемые  в них, становятся источником научения.

 

        Чтобы социальное научение имело место, внимание человека должно быть сначала привлечено каким-то примером в СМИ. Далее человек  должен запомнить модель поведения  и начать о ней думать («когнитивное проигрывание»). Наконец, он должен обладать когнитивными способностями, моторными  навыками и мотивацией, необходимыми для совершения определенных действий. Мотивация опирается на внутреннее или внешнее подкрепление (вознаграждение) того или иного рода, подталкивающее человека к совершению этих действий.

 

        Используя подход, имеющий много общего с  теорией культивирования, различные  теории социализации акцентируют внимание на том, как СМИ, благодаря своему продолжительному воздействию, становятся источником наших знаний о мире и  нашей роли в нем. В век телевидения дети социализируются и начинают исполнять взрослые роли намного раньше, чем это было несколько столетий назад. Телевидение – это окно, через которое дети узнают о мире взрослых, более не являющемся для них тайной. Таким образом, влияние телевидения заключается в гомогенизации стадий развития: дети становятся похожими на взрослых, а взрослые – похожими на детей. Кроме того, постулируется и приписывается влиянию СМИ аналогичное «сглаживание» дихотомий маскулинность – фемининность и политик – обыватель, следствием которого становится более андрогинное поведение и оценка политических кандидатов в соответствии с личными стандартами.

 

        СМИ, особенно телевидение, – это крайне важные источники национальной и  культурной социализации. Восприятие детьми реалий культуры, в которой  они живут, является частично делом  рук СМИ.

        Теории  социализации рассматривают очень  широкий спектр последствий воздействия  СМИ. Тем самым они помогают нам  понять, насколько комплексным и  всепроникающим является влияние масс-медиа.

 

        Пользуясь понятием, которым оперируют в  информатике и экспериментальной  психологии, мы можем говорить об усвоении сценариев, увиденных на телеэкране. Под сценарием (script) здесь подразумевается схема, касающаяся определенного вида деятельности, а не текст с речами действующих лиц. Например, когда мы смотрим телефильм о женщине, у которой обнаруживают рак груди, то можем выучить сценарий того, как нужно действовать в определенной ситуации.

        Сценарии  черпают из СМИ, а также из других источников. Знакомясь с примерами  действий, следующих какому-то сценарию, мы формулируем для себя этот абстрактный сценарий, и он постепенно оседает в нашей долговременной памяти. Затем эта схематичная структура каких-то действий используется для интерпретации последующих примеров этих действий.

 

        Эмоциональное участие, которое вызывает у нас  какая-то телепередача, частично зависит  от того, в какой степени мы идентифицируем себя с персонажем (т. е. мысленно сравниваем себя с ним и представляем себя на его месте). Легче идентифицировать себя с персонажами, с которыми у  нас много общего, хотя это условие  и не является обязательным.

        Изображаемая  в СМИ реальность воспринимается нами в большей степени, если наше отождествление себя с персонажами  таково, что последние становятся значимыми фигурами в нашей собственной  жизни. Мы чаше подражаем поведению  и следуем установкам тех персонажей, с которыми себя идентифицируем. Вот  почему антисоциальные последствия  принимают более серьезный характер в том случае, когда зрители становятся свидетелем насилия, совершаемого положительными, а не отрицательными героями.

 

        Люди  часто считают, что СМИ служат тому, чтобы отражать окружающий нас  мир. В информационных сообщениях говорится  о том, что случилось в мире сегодня. Комедийные телесериалы отражают ценности, образ жизни и привычки различных слоев общества. Телевизионные  мелодрамы и журнальная беллетристика  отражают проблемы и вопросы, с которыми зрители и читатели сталкиваются в повседневной жизни. Присутствие  насилия и низкопробных стереотипов  лишь отражает уродливую реальность несовершенного мира. Реклама отражает наши потребности и желания. С  этой точки зрения масс-медиа –  это своего рода окно, через которое  мы смотрим на реальный мир.

 

        Однако  существуют и иные взгляды на массовую коммуникацию. Возможно, что мы считаем  некоторые события и вопросы  важными потому, что именно таковыми их представляют в новостях. Комедийные сериалы могут изображать определенные ценности, образ жизни и привычки, которые затем подхватываются обществом. Телевизионные мелодрамы затрагивают  вопросы, на которые затем обращают свое внимание зрители. Стереотипы, увиденные  по телевизору, незаметно учат юных зрителей тому, что представляют собой  различные группы людей, а постоянное присутствие на телеэкране насилия  прививает нам мысль, что мир  – жесток. Реклама убеждает людей, что у них есть определенные потребности  и желания, о которых они просто не знали ранее. С этой точки зрения роль СМИ не сводится к отражению  того, что происходит вокруг нас. Скорее, они конструируют мир, который затем  становится реальностью для потребителя. Этот мир может быть принят телезрителями, которые зачастую не подозревают  о подобных скрытых процессах, считая, что их всего лишь развлекают. Через  некоторое время образ мира, каким  его сконструировали СМИ, может  настолько укорениться в нашем  сознании, что мы будем неспособны отличить его от реальности.

 

        Каждому из теоретических подходов, рассмотренных  выше, есть что сказать об исследовании воспринимаемой реальности, которую  мы мысленно конструируем в процессе взаимодействия со СМИ. Теория социального  научения исследует, как мы усваиваем  поведенческий компонент этой реальности. Теория культивирования акцентирует внимание на формировании нашего мировоззрения. Теория социализации анализирует, как эти знания становятся частью наших представлений о том, что значит быть взрослым членом общества.

        Из  Мироновой мы выбираем гендерную  типологию: в первую очередь подразделяя  образы героев на маскулинный и феминный.

        Маскулинный образ героя у нас разделяется  на:

    • гегемонноую маскулинность(Брюс Уиллис, Сильвестр Сталонне),
    • сдержанную мужественность(-Мэтью Макконахи, Роберт Паттисон),
    • интеллектуальный снобизм (Хью Лори, Тим Рот),
    • гомосексуальность(не исследуется, так как подразумевает под собой все типы не лидерских характеров)

        Феминный  образ разделяется на

    • традиционную женщину(не является лидерским)
    • активную женщину(Кира Найтли, Натали Портман),
    • бизнес-леди(Рейчел МакАдамс),
 
 

        Данные  теории позволяют нам оперировать  такими понятиями как образ героя(иначе: персонаж, имеющий наиболее ярко выраженные лидерские черты),культивирование, научение, сценарий, установка. Можно сделать вывод, что такие стороны предмета данного исследования, как образ героя, культивирование, научение, сценарий и установка разбираются в рассмотренных теориях. Таким образом, в дополнении друг к другу, эти концепции представляют собой теоретическую область знания, охватывающую независимую переменную  социологического исследования.

 

        Далее нами будет обоснован выбор и даны определения тех понятий, которые будут использованы для изучения различных характеристик различных персонажей, т.е. социального явления, рассматриваемого как независимая переменная.

 

        Теперь  перейдем к следующей стадии нашего исследования- разработке концептуальной модели си.

        Разработка  концептуальной модели представляет собой  определение понятий, составляющих содержание этой модели. Исходя из выбранных нами теории мы должны дать определения используемых понятий. В первую очередь нужно прояснить значение слова образ, образ-это внешний вид, облик какого-либо объекта.

Информация о работе Влияние образа героя экранного искусства на формирование взаимоотношений «лидер-ведомый» в студенческой среде