Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 12:10, курсовая работа
Цель исследования - исследовать влияние наследственных факторов на
развитие и социализацию школьника.
Объект - процесс развития и социализации школьника.
Предмет - наследственные факторы, влияющие на развитие и социализацию школьника.
Введение…………………………………………………………………….….3
I. Теоретическая часть………………………………………………………....5
1.1Сущность понятия «развитие школьника»…………………………….....5
1.2Факторы и уровни социализации школьника…………………………….8
1.3Влияние наследственных факторов на развитие и социализацию
школьника………………………………………………………………...12
1.4 Роль социального педагога в развитии и социализации школьника…17
II. Практическая часть……………………………………………………….18
2.1Методика для изучения социализированности личности учащегося....18
2.2Формы работы социального педагога по социализации и развитии
школьника……………………………………………………….………..18
Заключение………………………………….………………………………..26
Список используемой литературы…………………………………………27
Приложение ……...………………………
Основные факторы, оказывающие влияние на формирование личности, делятся на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальной опыт.
На
формирование личности определенное влияние
оказывают биологические
Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.
Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д. Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:
-стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;
- игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
-стадии
групповых игр, на которой дети учатся
понимать, что от них ждет целая
группа людей.
Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд
По Фрейду,
личность включает три элемента: “ид”
– источник энергии, стимулируемый
стремлением к удовольствию; “эго”
– осуществляющий контроль личности,
на основе принципа реальности, и “суперэго”
, или нравственный оценочный элемент.
Социализация представляется Фрейдом
процессом развертывания
Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7) , стадия конкретных операций (с 7 до 11) , стадия формальных операций (с 12 до 15) .
Многие
психологи и социологи
1.4 Роль социального педагога в развитии и социализации школьника.
В современном
обществе работа социального педагога
нужна:
-в школах-интернатах,
детских домах.
-в лесных
школах, детских санаториях.
-в социально-образовательных
центрах, центрах социально- психологической
помощи.
1.Только знание ребенка поможет социальному педагогу принять правильное решение в помощи ребенку или его перевоспитанию. Необходимо знать о его здоровье, его отношениях в семье, в школе, среди сверстников во дворе. Только составив карту личности и карту среды, педагог сможет принимать какие то решения. Знания о ребенке он получает из беседы, проведении анкетирования, анализа поведения и круга его общения.
2.Дальнейший этап работы социального педагога сводится к тому, чтобы вместе со школьником осмыслить его положение, ситуацию, в которой тот оказался.
3.Социальному педагогу необходим и педагогический такт, и мастерство соблюдению меры в общении с ребенком, дозировка своего воспитательного воздействия на него; передозировка – это уже давление, помеха общения с ребенком, а значит, и знанию его. Важно не только повлиять на ребенка подростка но скоординировать влияние семьи, школы, сверстников, в отношениях с ним. Проанализировав его небольшие успехи, поставить большую цель.
Организаторские
способности социального
II.
Практическая часть
2.1Методика
для выявления уровня
Исследования
проводились на учащихся 10 «Б»класса
МОУ СОШ №5 пгт Магдагачи Амурской
области. В исследовании принимало участие
21человек: 11юношей и 10девушек. Для изучения
эмпирических задач исследования проводилась
методика на выявление уровня социализированности
личности учащихся(составитель: М.И.Рожков).
Методика
для изучения уровня социализированности
личности учащихся проводилась с целью
выявления социальной адаптированности,
активности, автономности и нравственной
воспитанности учащихся.
Учащимся
предоставляется бланк для
В результате интерпретации ответов удалось выявить, что уровень социальной адаптированности у 5 учащихся из 21 – высокий, у 12- средний, и у 4- низкий. Степень автономности у 4учащихся из 21 – высокая, у 15- средняя и у 2- низкая. Уровень активности у 6 учащихся из 21 – высокий, у 12- средний и у 3 – низкий. Уровень нравственности у 6человек из 21 – высокий, у 14 – средний и у 1 – низкий.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
в данном классе средний уровень
социализированности учащихся.
2.2Формы
работы социального педагога
по социализированности и
Внеклассное мероприятие «Все мы разные»: урок толерантности.
Цель: формирование гуманистических ценностей, способствовать социализации учащихся.
Задачи:
-познакомить
учащихся с культурой ведения
дискуссии, а так же приёмами,
позволяющими повысить
-развивать стремление к самовоспитанию,;
-способствовать социализации учащихся: создать условия для формирования -терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, национальности, мировоззрению и т.д.);
-обучающиеся
должны осознать
-сформулировать принципы толерантности.
Предварительная подготовка:
Начать работу над «Книгой моего Я» (индивидуальная тетрадь обучающегося), заполнить страницы: «Моё имя», «Кто Я?», «Какой Я?»
Оборудование: листы бумаги для работы в группах, коллаж из имён, жетоны трёх цветов по количеству участников занятия, листы бумаги в форме листьев дерева, аудиозаписи, презентация по ходу урока, на которой – названия разделов занятия, портрет Талейрана (Приложение1).
Вступительное слово учителя:
- Сегодня,
ребята, мы поговорим с вами
о том, что такое доброта,
взаимопонимание, терпение, какую
роль эти человеческие
Если каждый попробует задать себе вопросы: «Кто Я? Какой Я? Что делает МЕНЯ частью НАС?», то он поймет, что ответить на них не так-то легко. Поэтому мы вместе попробуем найти ответы на эти сложные вопросы. В процессе их поиска не может быть правильных или неправильных суждений, так как каждое мнение имеет право на существование.
1.Уникальный мир личности: «Кто Я? Какой Я?»
1-й ученик:
О, тоска! Через тысячу лет
Мы не сможем измерить души!
Мы услышим полет всех планет,
Громовые раскаты в тиши.
А пока – в неизвестном живём
И не ведаем сил мы своих
И, как дети, играя с огнем,
Обжигаем себя и других.
Учитель: С чего начинается любое знакомство? С познания самого себя, с ответа на вопросы «Кто Я? Какой Я?». Это вопрос бытия, составляющий основу самого себя, своего истинного «Я». Это вопрос уникальности каждого человека на планете Земля. Каждый формулирует его по-разному, и в новом периоде жизни он звучит не так, как в предыдущем. По- своему на этот вопрос отвечает и трёхлетний малыш, и юноша, вступающий в бурную жизнь, и убелённый сединами старик. Задумаемся над ним и мы. С чего начинается наше «Я»?
2-й ученик: С нашего имени! Известный античный поэт Гомер говорил:
Между живущих людей
не бывает
Вовсе, в минуту рождения
И низкий, и знатный –
Имя своё от родителей в сладостный дар получает.
1-й ученик:
Статья 7 Конвенция ООН о правах
человека закрепляет
Учитель: Имя – это то, что «вкладывается» в нас, становится частью нас самих. Наше имя помогает нам понять себя, раскрывает нас для других людей.
Ваши «Книги моего Я» тоже начинаются с описания имени. Попытаемся выяснить, как ваше имя отражает ваши личные качества: внешние данные, черты характера, поступки.
Информация о работе Влияние наследственных факторов на развитие о социализацию школьника