Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 12:10, курсовая работа
Цель исследования - исследовать влияние наследственных факторов на
развитие и социализацию школьника.
Объект - процесс развития и социализации школьника.
Предмет - наследственные факторы, влияющие на развитие и социализацию школьника.
Введение…………………………………………………………………….….3
I. Теоретическая часть………………………………………………………....5
1.1Сущность понятия «развитие школьника»…………………………….....5
1.2Факторы и уровни социализации школьника…………………………….8
1.3Влияние наследственных факторов на развитие и социализацию
школьника………………………………………………………………...12
1.4 Роль социального педагога в развитии и социализации школьника…17
II. Практическая часть……………………………………………………….18
2.1Методика для изучения социализированности личности учащегося....18
2.2Формы работы социального педагога по социализации и развитии
школьника……………………………………………………….………..18
Заключение………………………………….………………………………..26
Список используемой литературы…………………………………………27
Приложение ……...………………………
- Интеракционистский
подход. (Т.Е. Конникова, А.Т. Куракин, Л.И.Новиков)
Социализация в качестве важнейшей детерминанты
предполагает межличностное взаимодействие,
общение, без которого невозможно становление
личности и восприятие ею картины мира.
-Интераиндивидуальный
подход. ( А.И. Кочетов, Т.Н. Мальковская,
Л.И. Рувинская)
Социализация
человека начинается с рождения и
продолжается на протяжении всей жизни.
В её процессе он усваивает накопленный
человечеством социальный опыт в
различных сферах жизнедеятельности,
который позволяет исполнять
определенные, жизненно важные социальные
роли. Социализация рассматривается
как процесс, условие, проявление и
результат социального
Факторов, способствующих успешной социализации
школьников, безусловно – множество. Но
нам бы хотелось остановиться лишь на
двух, на наш взгляд, наиболее значимых.
1.Умение
получать, добывать знания, работать с
дополнительными источниками информации,
перерабатывать эти знания и использовать
их. 2.Умение общаться, иметь определенную
коммуникативную культуру, способствующую
эффективному общению со сверстниками
и со взрослыми, помогающую реализовать
свои способности и возможности.
Прежде всего хотелось бы отметить, что
обучение в современной школе направлено
на передачу детям определенного объема
знаний и навыков. При этом, остается без
внимания проблема развития мышления
и личности ребенка, проблема создания
условий для активизации его творческого
отношения к обучению. Школьники привыкают
к исполнительской деятельности: «приказано
– выполняй». Не создается условий для
развития продуктивного мышления и формирования
инициативной, социально активной личности.
-уровень
первичной социализации;
-уровень
вторичной социализации»
Первичная
социализация происходит в сфере
межличностных отношений в
Подростков Старшеклассников Младших школьников
Воспитание и обучение, будучи ведущими факторами развития, лишь тогда могут быть успешными, если они учитывают возрастные особенности детей. Дети одного и того же возраста имеют ряд общих отличительных особенностей, выраженных в структуре сознания, в своеобразии деятельности и т.д. 9.
В современной педагогике и психологии возрастная периодизация формирования растущей личности основана на учете единства биологического и социального в ее развитии. Для того, чтобы обучать, воспитывать и всесторонне развивать личность человека, надо знать его возрастные и индивидуальные особенности. Индивидуальный подход к учащимся необходим для рациональной организации их учебной деятельности и развития их способностей.
Развитие личности, совершаясь во времени, имеет свои внутренние закономерности, определенную периодичность в сфере норм отражения. Один этап развития подготавливает новый этап, качественно отличный от первого, хотя и включающий прошлый этап. Каждый возрастной период связан с количеством прожитых лет, со степенью созревания различных органов, их функций, а также с накоплением жизненного и познавательного опыта, с типичными для данного возраста видами деятельности. Для каждого возраста характерны свои особенности в протекании сенсорных, интеллектуальных, эмоциональных процессов. Так, например, если высокий познавательный интерес в младшем возрасте формируется чаще всего через обновление содержания изучаемого материала, частой смены информационного блока, предъявляемого для усвоения, то в подростковом возрасте он обусловлен осознанными мотивами познавательной деятельности.
Уровень развития не только результат прошлых лет. Решающее влияние на развитие в любом возрасте оказывает система воспитательного воздействия. Поэтому воспитание по содержанию, формам и методам должно быть динамичным, строиться с учетом этапов возрастного развития. Возрастные периоды - необходимые стадии развития каждого нормального человека. Однако продолжительность того или иного этапа развития личности в разные общественно-исторические эпохи неодинакова. Относительно продолжительности возрастного развития ученые отмечают, что для современных детей характерен рост темпов соматического развития, более раннее начало окостенения скелета, ускорение сроков полового созревания, что, как правило, не сопровождается столь же быстрыми темпами психического развития.
Все
это ставит перед педагогами задачу:
внимательно наблюдать за развитием
учащихся, заботиться об эффективных
условиях организации их учебного труда,
создавать условия для
Неумение
управлять своей
Возрастное новообразование определяют в личности ребенка:
1) сознание,
2) его отношение к среде,
3) его внутренний мир
4) его внешнюю жизнь (деятельность).
Исходя
из понимания личности как органичной
системы, у подростка начинается
становление личности как саморазвивающейся,
самоорганизующейся системы, становящейся
субъектом саморазвития как целенаправленного
самосовершенствования. Но у подростка
это самоизменение еще
1.3.
Влияние наследственных факторов на развитие
и социализацию школьника.
Развитие личности зависит от трех факторов: наследственность, среда, воспитание. Наследственность – это физические, биологические, свойства человека, родовые особенности его организма. [12;342] По наследству передаются задатки и способности человека. Но разовьются ли они в процессе становления его личности. Это зависит от условий жизни и воспитания. Говоря о роли наследственности в формировании и развитии школьника, нельзя игнорировать тот факт, что существует ряд болезней и патологий, которые могут носить наследственный характер. Наследственные заболевания изучает медицинская генетика, однако необходимо учитывать и в процессе социализации ребенка. В современных условиях наряду с наследственностью отрицательно влияют на развитие ребенка внешние факторы – загрязнение атмосферы, воды, экологическое неблагополучие.
Педагоги
всего мира признают огромную важность
среды. Только не совпадают взгляды
при оценке степени влияния среды
на формирование человека. Как известно,
абстрактной среды не существует.
Есть конкретный общественный строй, конкретные
условия жизни человека, его семья,
школа, друзья. Естественно человек
достигает более высокого уровня
развития там, где близкое и далёкое
окружение предоставляет ему
наиболее благоприятные условия. Как
в теоретическом, так и в практическом
плане небезынтересен и такой
вопрос: что оказывает большее
влияние на развитие человека –
среда или наследственность? Мнения
специалистов разделились. Приверженцы
так называемого биогенного направления
в педагогике безусловно предпочтение
отдают наследственности, а социогенного
– среде. Многие исследователи пытались
установить точные количественные пропорции
влияния среды и
64% из факторов умственного развития приходится на наследственные влияния;
16% - на различия в уровне семейной среды;
3% - на различия в воспитании детей в той же семье;
17% - на
смешанные факторы (
Разумеется,
наука стремится к точности, это
её цель. Но вряд ли даже самые скрупулёзные
вычисления будут полностью
В современной педагогике и психологии возрастная периодизация формирования растущей личности основана на учете единства биологического и социального в ее развитии. Для того, чтобы обучать, воспитывать и всесторонне развивать личность школьника, надо знать его возрастные и индивидуальные особенности. Индивидуальный подход к учащимся необходим для рациональной организации их учебной деятельности и развития их способностей. [16;132]
Развитие школьника, совершаясь во времени, имеет свои внутренние закономерности, определенную периодичность в сфере норм отражения. Один этап развития подготавливает новый этап, качественно отличный от первого, хотя и включающий прошлый этап. Каждый возрастной период связан с количеством прожитых лет, со степенью созревания различных органов, их функций, а также с накоплением жизненного и познавательного опыта, с типичными для данного возраста видами деятельности.
Личность
является одним из тех феноменов,
которые редко истолковываются
одинаково двумя разными
Информация о работе Влияние наследственных факторов на развитие о социализацию школьника