Влияние наследственных факторов на развитие о социализацию школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - исследовать влияние наследственных факторов на
развитие и социализацию школьника.
Объект - процесс развития и социализации школьника.
Предмет - наследственные факторы, влияющие на развитие и социализацию школьника.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….3
I. Теоретическая часть………………………………………………………....5
1.1Сущность понятия «развитие школьника»…………………………….....5
1.2Факторы и уровни социализации школьника…………………………….8
1.3Влияние наследственных факторов на развитие и социализацию
школьника………………………………………………………………...12
1.4 Роль социального педагога в развитии и социализации школьника…17
II. Практическая часть……………………………………………………….18
2.1Методика для изучения социализированности личности учащегося....18
2.2Формы работы социального педагога по социализации и развитии
школьника……………………………………………………….………..18
Заключение………………………………….………………………………..26
Список используемой литературы…………………………………………27
Приложение ……...………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 59.86 Кб (Скачать)

- Интеракционистский подход. (Т.Е. Конникова, А.Т. Куракин, Л.И.Новиков)       Социализация в качестве важнейшей детерминанты предполагает межличностное взаимодействие, общение, без которого невозможно становление личности и восприятие ею картины мира.                                               -Интериоризационный  подход. (Б.И. Битинас, Л.П. Буева, И.С.Кон) Социализация представляет собой освоение личностью норм, ценностей, установок, в результате чего у нее складывается система внутренних регуляторов,привычных форм поведения.                                                                  

-Интераиндивидуальный подход. ( А.И. Кочетов, Т.Н. Мальковская, Л.И. Рувинская)                                                                                                          Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а является творческой самореализации личности, преобразованием себя, строится как «деятельностная модель»самовоспитания.[8;201]                                         

     Социализация  человека начинается с рождения и  продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный  человечеством социальный опыт в  различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять  определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается  как процесс, условие, проявление и  результат социального формирования личности. Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Факторы успешной социализации школьников.                                            

        Факторов, способствующих успешной социализации школьников, безусловно – множество. Но нам бы хотелось остановиться лишь на двух, на наш взгляд, наиболее значимых.                                                                                       

1.Умение получать, добывать знания, работать с дополнительными источниками информации, перерабатывать эти знания и использовать их.   2.Умение общаться, иметь определенную коммуникативную культуру, способствующую эффективному общению со сверстниками и со взрослыми, помогающую реализовать свои способности и возможности.                       Прежде всего хотелось бы отметить, что обучение в современной школе направлено на передачу детям определенного объема знаний и навыков. При этом, остается без внимания проблема развития мышления и личности ребенка, проблема создания условий для активизации его творческого отношения к обучению. Школьники привыкают к исполнительской деятельности: «приказано – выполняй». Не создается условий для развития продуктивного мышления и формирования инициативной, социально активной личности.                                                                                                            В социологии выделяются два уровня социализации:                                                          

-уровень  первичной социализации;                                                                               

-уровень вторичной социализации»                                                                                       

Первичная социализация происходит в сфере  межличностных отношений в малых  группах. В качестве первичных агентов  социализации выступает ближайшее  окружение индивида: родители, близкие  и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. Д. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты — это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. Д.

                                         Социализация 

    Подростков          Старшеклассников              Младших школьников

Воспитание  и обучение, будучи ведущими факторами  развития, лишь тогда могут быть успешными, если они учитывают возрастные особенности детей. Дети одного и  того же возраста имеют ряд общих  отличительных особенностей, выраженных в структуре сознания, в своеобразии  деятельности и т.д. 9.

    В современной педагогике и психологии возрастная периодизация формирования растущей личности основана на учете  единства биологического и социального  в ее развитии. Для того, чтобы  обучать, воспитывать и всесторонне  развивать личность человека, надо знать его возрастные и индивидуальные особенности. Индивидуальный подход к  учащимся необходим для рациональной организации их учебной деятельности и развития их способностей.

    Развитие  личности, совершаясь во времени, имеет  свои внутренние закономерности, определенную периодичность в сфере норм отражения. Один этап развития подготавливает новый этап, качественно отличный от первого, хотя и включающий прошлый этап. Каждый возрастной период связан с количеством прожитых лет, со степенью созревания различных органов, их функций, а также с накоплением жизненного и познавательного опыта, с типичными для данного возраста видами деятельности. Для каждого возраста характерны свои особенности в протекании сенсорных, интеллектуальных, эмоциональных процессов. Так, например, если высокий познавательный интерес в младшем возрасте формируется чаще всего через обновление содержания изучаемого материала, частой смены информационного блока, предъявляемого для усвоения, то в подростковом возрасте он обусловлен осознанными мотивами познавательной деятельности.

    Уровень развития не только результат прошлых  лет. Решающее влияние на развитие в  любом возрасте оказывает система  воспитательного воздействия. Поэтому  воспитание по содержанию, формам и  методам должно быть динамичным, строиться  с учетом этапов возрастного развития. Возрастные периоды - необходимые стадии развития каждого нормального человека. Однако продолжительность того или  иного этапа развития личности в  разные общественно-исторические эпохи  неодинакова. Относительно продолжительности  возрастного развития ученые отмечают, что для современных детей  характерен рост темпов соматического  развития, более раннее начало окостенения  скелета, ускорение сроков полового созревания, что, как правило, не сопровождается столь же быстрыми темпами психического развития.

    Все это ставит перед педагогами задачу: внимательно наблюдать за развитием  учащихся, заботиться об эффективных  условиях организации их учебного труда, создавать условия для творческого  развития и формирования положительной  мотивации к процессу познания. Учащийся должен осознавать свои возможности, уметь  их трезво оценивать, стремиться к дальнейшему  самосовершенствованию, уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и  саморазвития. Духовные, интеллектуальные и физические силы его достаточно крепки, чтобы стать взрослым, чтобы осуществлять свои далеко идущие планы. В этом состоит внутренняя положительная мотивация школьного возраста.

    Неумение  управлять своей самостоятельной  деятельностью при обучении затормаживает  развитие школьников с достаточно развитыми  способностями, снижает их мотивацию  к обучению, формируя такие отрицательные  качества личности как самонадеянность, индивидуализм, эгоизм. Все это свидетельствует  о том, что развитие самостоятельности  необходимо и для организации  наиболее полного и глубокого  развития учащихся, проявляющих отличные способности.

Возрастное  новообразование определяют в личности ребенка:

1) сознание,

2) его  отношение к среде,

3) его  внутренний мир 

4) его  внешнюю жизнь (деятельность).

    Исходя  из понимания личности как органичной системы, у подростка начинается становление личности как саморазвивающейся, самоорганизующейся системы, становящейся субъектом саморазвития как целенаправленного  самосовершенствования. Но у подростка  это самоизменение еще эпизодично, направлено на отдельные несовершенные, на его взгляд, качества.[7:203] 

    1.3. Влияние наследственных факторов на развитие и социализацию школьника. 

    Развитие  личности зависит от трех факторов: наследственность, среда, воспитание. Наследственность – это физические, биологические, свойства человека, родовые  особенности его организма. [12;342] По наследству передаются задатки и способности человека. Но разовьются ли они в процессе становления его личности. Это зависит от условий жизни и воспитания. Говоря о роли наследственности в формировании и развитии школьника, нельзя игнорировать тот факт,  что существует ряд болезней и патологий, которые могут носить наследственный характер. Наследственные заболевания изучает медицинская генетика, однако необходимо учитывать и в процессе социализации ребенка. В современных условиях наряду с наследственностью отрицательно влияют на развитие ребенка внешние факторы – загрязнение атмосферы, воды, экологическое неблагополучие.

    Педагоги  всего мира признают огромную важность среды. Только не совпадают взгляды  при оценке степени влияния среды  на формирование человека. Как известно, абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно человек  достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далёкое  окружение предоставляет ему  наиболее благоприятные условия. Как  в теоретическом, так и в практическом плане небезынтересен и такой  вопрос: что оказывает большее  влияние на развитие человека –  среда или наследственность? Мнения специалистов разделились. Приверженцы  так называемого биогенного направления  в педагогике безусловно предпочтение отдают наследственности, а социогенного – среде. Многие исследователи пытались установить точные количественные пропорции  влияния среды и наследственности на развитие человека. Получены очень  противоречивые результаты, надёжно  свидетельствующие лишь об одном: доля участия исследуемых факторов в  развитии людей неодинакова. Влияние  среды, по оценкам представителей социогенного направления, может достигать 90%;влияние  наследственности, считают сторонники биогенного направления,отнюдь не менее  значимое – 80-90%. Большее доверие  вызывают взвешенные оценки, игнорирующие крайности. Например, английский психолог Д.Шаттлеворт пришёл к следующему заключению по поводу влияния основных факторов на умственное развитие:

64% из  факторов умственного развития  приходится на наследственные  влияния;

16% - на  различия в уровне семейной  среды;

3% - на  различия в воспитании детей  в той же семье;

17% - на  смешанные факторы (взаимодействие  наследственности со средой).

    Разумеется, наука стремится к точности, это  её цель. Но вряд ли даже самые скрупулёзные вычисления будут полностью соответствовать  действительности. Развивается каждый человек по-своему, и «доля» влияния  наследственности и среды у каждого  своя. В каких пропорциях переплетутся действующие причины, к какому результату приведёт их взаимодействие, зависит  от многих случайных факторов, действия которых ни учесть, ни измерить нельзя.                                                                                                              

    В современной педагогике и психологии возрастная периодизация формирования растущей личности основана на учете  единства биологического и социального  в ее развитии. Для того, чтобы  обучать, воспитывать и всесторонне  развивать личность школьника, надо знать его возрастные и индивидуальные особенности. Индивидуальный подход к  учащимся необходим для рациональной организации их учебной деятельности и развития их способностей. [16;132]

    Развитие школьника, совершаясь во времени, имеет свои внутренние закономерности, определенную периодичность в сфере норм отражения. Один этап развития подготавливает новый этап, качественно отличный от первого, хотя и включающий прошлый этап. Каждый возрастной период связан с количеством прожитых лет, со степенью созревания различных органов, их функций, а также с накоплением жизненного и познавательного опыта, с типичными для данного возраста видами деятельности.

    Личность  является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются  одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так  или иначе обусловливаются двумя  противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в  соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение  при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки  зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные фактора формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: “Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальные отношений посредством активной деятельности и общения” . В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.

Информация о работе Влияние наследственных факторов на развитие о социализацию школьника