Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 14:06, курсовая работа
Цель работы – проанализировать проблемы управления отраслями социальной сферы в России и наметить некоторые пути их решения.
Задачи работы: 1) проанализировать теоретические вопросы управления социальной сферой; 2) проанализировать правовые основы и основные проблемы управления здравоохранением, образованием, культурой, социальным обеспечением в России; 3) дать характеристику основных направлений модернизации отраслей социальной сферы в России.
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ
1. Сущность управления социальной сферой 5
1.2. Понятие, содержание и правовые основы управления основными отраслями социальной сферы (здравоохранением, образованием, культурой 9
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РФ (на примере основных отраслей)
2.1. Анализ основных проблем в системе образования в РФ 14
2.2. Анализ деятельности учреждений культуры в РФ и их финансовое обеспечение 19
2.3. Проблемы социального обеспечения в РФ 23
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РФ
3.1. Перспективы оптимизации учреждений социальной сферы 27
3.2. Модернизация здравоохранения в РФ 29
3.3. Модернизация образования в РФ 32
Заключение 35
Список литературы 38
3.2.
Модернизация здравоохранения в РФ
Поставленная президентом РФ В.В. Путиным задача модернизации здравоохранения, имеющая главной целью обеспечение реализации конституционного права граждан на доступную и качественную медицинскую помощь, нашла свою конкретизацию в ряду реализуемых национальных проектов.
Целью модернизации здравоохранения в современной России является повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Этой цели соответствуют следующие направления и мероприятия реформы:
а) законодательное закрепление государственных гарантий оказания медицинской помощи населению.
Гарантируемые объемы оказания медицинской помощи конкретизируются на основе стандартизации медицинских технологий, в том числе профилактики заболеваний. Для каждого вида заболеваний на федеральном уровне разрабатываются и утверждаются стандарты оказания медицинской помощи, включающие перечни медицинских услуг и лекарственных средств, а также алгоритмы выполнения медицинских услуг, единые для всей страны. На их основе субъекты Российской Федерации разрабатывают клинико-экономические стандарты, конкретизирующие требования федеральных стандартов и содержащие оценку стоимости оказания медицинской помощи.
В случае если предусмотренные клинико-экономическим стандартом медицинские услуги не могут быть предоставлены в связи с наличием медицинских противопоказаний к их применению, гарантируется оказание медицинской помощи, не предусмотренной клинико-экономическим стандартом, что предполагает принятие решения на более высоком уровне, то есть врачебной комиссией медицинской организации. Такой подход обеспечивает конкретизацию объемов бесплатной помощи и сохраняет необходимую свободу принятия врачом решения;
б) модернизация системы обязательного медицинского страхования, предполагающая:
-
упорядочение положения
-
завершение перевода системы
обязательного медицинского
-
перенесение части финансовой
ответственности в
в) совершенствование системы оказания медицинской помощи, в том числе:
-
обеспечение приоритетного
-
повышение доступности высоких
медицинских технологий в
-
перемещение части объемов
-
преобразование значительной
-
обеспечение перехода от
-
переход к новым методам
Эти
меры будут способствовать позитивным
преобразованиям в системе
3.3.
Модернизация образования в РФ
Сложившаяся система образования не в полной мере соответствует потребностям рынка труда. В связи с этим приоритетными направлениями деятельности Правительства РФ в сфере образования являются законодательное обеспечение модернизации российской системы образования, приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда, повышение доступности качественных образовательных услуг, создание системы независимой оценки контроля качества образования.
Необходимо
модернизировать систему
Основные усилия Правительства РФ в среднесрочной перспективе будут направлены на реализацию приоритетного национального проекта в сфере образования.
Предусматривается
осуществление следующих
- стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;
- информатизация образования;
- расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву;
- формирование 2 национальных университетов и 2 бизнес-школ;
- дополнительное вознаграждение учителей за классное руководство, в том числе учителей начальных классов;
- ежегодное поощрение лучших учителей.
Кроме того, первоочередными мерами являются:
- оказание государственной поддержки высшим и общеобразовательным учреждениям в приобретении лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизации учебных классов и подготовке преподавателей общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;
- внедрение в образовательных учреждениях современных образовательных технологий и дистанционных программ обучения, а также подключение общеобразовательных школ к сети Интернет;
- переход на новую систему оплаты труда педагогов в школьных учреждениях, стимулирующую повышение качества образования, а также завершение перехода к нормативному финансированию учебного процесса;
- оказание способной и талантливой молодежи государственной поддержки, включая предоставление грантов для школьников, студентов и молодых специалистов.
Задачи обеспечения качества, доступности и эффективности образования определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и приоритетных направлениях развития образовательной системы [].
Будут
разработаны новые
На
всех уровнях образовательной
Реализация
указанных мер позволит обеспечить
более эффективное включение образования
в процессы повышения уровня благосостояния
граждан, сохранения социальной стабильности,
развития институтов гражданского общества
и обеспечения устойчивого социально-экономического
развития страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать основные выводы.
Огромную
роль в обеспечении общих условий
жизнедеятельности экономики, общества
и государства выполняет
В условиях рыночной экономики решение проблем социальной сферы становится первоочередным. Проведенный анализ позволил выявить наличие сложных проблем, среди которых можно назвать такие, как существенное отставание развития материально-технической базы социальной сферы от потребностей экономики, непропорциональность развития отраслей в этой сфере. Недостаточное развитие социальной сферы явилось следствием низкого уровня обеспеченности материальными, производственными и трудовыми ресурсами, которые выделяются на ее развитие, а также результатом определенных просчетов в планировании. Проблемы социальной сферы выявляются из просчетов научного обоснования плановых заданий по ее развитию в прошлые годы. Следовательно, необходимо совершенствовать структурные составляющие социальной сферы, расширять масштабы оказания услуг по количественным, и качественным характеристикам, таким как соблюдение установленных сроков обслуживания, доступность сети обслуживающих предприятий и др.
Анализ показывает, что в период перемен, происходящих в стране, все еще существует много препятствий, которые тормозят развитие социальной сферы. По-прежнему замедленными темпами осуществляется обновление производственных фондов, а также используемых материально-технических ресурсов. Положение усугубляют низкий уровень квалификационного состава работников, замедленные темпы роста вклада отраслей услуг в повышение благосостояния и образа жизни.
В основу коренных преобразований в работе предприятий, организаций и учреждений социальной сферы должны быть положены такие факторы, как улучшение материально-технического, финансового обеспечения; принципиальное изменение условий хозяйствования; в отличие от жесткого централизованного управления объектами обслуживания необходимо предоставление им свободы в выборе оптимальных экономических решений; использование разнообразных организационных форм управления производством на основе многообразия видов собственности. Кроме того, необходимо усиление роли органов местного самоуправления с целью воздействия на мобилизацию внутренних резервов повышения эффективности производства и расширения самостоятельности в принятии решений большинства проблем.