Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 14:06, курсовая работа
Цель работы – проанализировать проблемы управления отраслями социальной сферы в России и наметить некоторые пути их решения.
Задачи работы: 1) проанализировать теоретические вопросы управления социальной сферой; 2) проанализировать правовые основы и основные проблемы управления здравоохранением, образованием, культурой, социальным обеспечением в России; 3) дать характеристику основных направлений модернизации отраслей социальной сферы в России.
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ
1. Сущность управления социальной сферой 5
1.2. Понятие, содержание и правовые основы управления основными отраслями социальной сферы (здравоохранением, образованием, культурой 9
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РФ (на примере основных отраслей)
2.1. Анализ основных проблем в системе образования в РФ 14
2.2. Анализ деятельности учреждений культуры в РФ и их финансовое обеспечение 19
2.3. Проблемы социального обеспечения в РФ 23
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РФ
3.1. Перспективы оптимизации учреждений социальной сферы 27
3.2. Модернизация здравоохранения в РФ 29
3.3. Модернизация образования в РФ 32
Заключение 35
Список литературы 38
Практически все отрасли экономики имеют то или иное отношение к социальной сфере, удовлетворяют социальные потребности людей. Однако непосредственно с экономикой связан более узкий круг отраслей, таких как образование, здравоохранение, культура. В условиях становления рыночных отношений услуги данных отраслей становятся преимущественно платными, их доступность для широких кругов населения поддерживается мерами, принимаемыми государством. В связи с этим важную роль играют функции государства в реализации социально-экономической политики - стабилизационная, распределения ресурсов и доходов. Каждой из этих функций соответствуют свои цели и задачи, которые в совокупности позволяют решать весь комплекс вопросов совершенствования управления социальной сферой в условиях федеративного устройства государства. Примером новых подходов к совершенствованию форм и методов управления социальной сферой можно назвать приоритетность ее функциональных блоков, а именно реализацию национальных проектов развития здравоохранения, образования, культуры [гасан, с.].
Однако эти проекты - лишь сигнал к действию, к тому, что нужно делать. Реальные же конкретные цели субъекты РФ должны ставить сами исходя из своих резервов и с учетом своих возможностей.
Постановка и реализация приоритетных ориентиров социального развития, очевидно, потребуют создания новой структуры с вертикальными и горизонтальными связями для обеспечения эффективной кооперации субъектов жизнедеятельности, инвестиционного прорыва в инновационном развитии страны.
Одной
из форм реализации национальных проектов
должно стать повышение ответственности
за исполнение и результативность работы.
Только нацеленность программ социального
блока на конкретного человека позволит
повысить эффективность управления развитием
социальной сферы на региональном уровне.
1.2.
Понятие, содержание и правовые основы
управления основными отраслями социальной
сферы (здравоохранением, образованием,
культурой)
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 7, 39, 41) государство охраняет труд и здоровье людей; обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию [1].
Здравоохранение,
социальная защита граждан, физическая
культура, спорт и туризм являются
важнейшими отраслями в социально-
Координация
вопросов здравоохранения относится
к совместному ведению
Охрана здоровья граждан в узком смысле заключается в принятии медицинских мер профилактики заболеваний, оказании медицинской помощи, поддержании оптимального состояния общественной гигиены и санитарии. Реализация этих мер осуществляется самостоятельной системой специализированных учреждений и органов, для которых охрана здоровья граждан является их основным назначением и основным видом деятельности. Управление деятельностью этих учреждений и органов образует самостоятельную отрасль социальной сферы – здравоохранение.
В России в настоящее время существует сложная и неоднородная, с организационно-правовой точки зрения, система здравоохранения, в которой в качестве самостоятельных элементов можно выделить государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения [адм. Право, с.234]
Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Гражданам Российской Федерации гарантирована возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. В соответствии с Конституцией РФ и законом РФ «Об образовании» граждане имеют право на бесплатное получение начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, при условии, что образование данного уровня гражданин получает впервые [].
Осуществление прав граждан в области получения образования обеспечивается реализацией государственной политики в области образования, основывающейся на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единства федерального образовательного пространства; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании: демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений. Содержание государственной политики раскрыто в Федеральной программе развития образования, утвержденной федеральным законом от 10 апреля 2000 года [].
Программа предполагает осуществление следующих основных мероприятий: обеспечение условий для реализации прав граждан на образование всех уровней и степеней; создание нормативной правовой базы в области образования; формирование и реализация экономических механизмов развития системы образования; разработка норм и нормативов (финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения); введение и реализация преемственных государственных образовательных стандартов соответствующих им примерных образовательных программ различных уровней и направлений образования; разработка содержания образования, соответствующего современному российскому и мировому уровню техники, науки, культуры; развитие, разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных; развитие научно-исследовательской и научно-технической деятельности организаций системы образования, интеграция науки и образования; совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений; обеспечение контроля качества образования; развитие системы подготовки и переподготовки работников образовательных учреждений и научно-педагогических работников и др.[программ]
Система образования представляет собой совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Образовательные программы могут быть освоены гражданами в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната [адм. Право, с.190].
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям [1].
Под культурой в широком смысле слова принято понимать социально-культурный облик общества - состояние в нем науки, искусства, образования, просветительской работы и т.д. При организации государственного управления в понятие «культура» вкладывается более узкий смысл, означающий одну из отраслей социально-культурного строительства. Ее значение заключается в том, что, как свидетельствует мировой опыт, не может быть сильного государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия, поощрения и развития искусства, свободы творческой деятельности, без обеспечения возможностей для граждан широко пользоваться культурными благами [адм. Право, с.216].
Государственная культурная политика (политика в области культурного развития) представляет собой совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также собственно деятельность государства в области культуры. Она получает практическое воплощение в деятельности соответствующих субъектов законодательной и исполнительной власти. При этом в соответствии с Конституцией РФ в ведении Российской Федерации находится установление основ федеральной политики и создание федеральных программ в области культурного развития, а охрана памятников истории и культуры, общие вопросы культуры отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов [1].
Федеральные органы исполнительной власти осуществляют прямое финансирование организаций культуры, находящихся в федеральном ведении. Правительство РФ разрабатывает федеральные государственные программы сохранения и развития культуры, осуществляет контроль за реализацией федеральными органами исполнительной власти государственной политики в области культурного развития, обеспечивает поддержку развития культуры и сохранение особо ценных объектов культурного наследия общегосударственного значения, организует выявление, учет и охрану памятников культуры, обеспечивает доступность для граждан культурной деятельности и культурных ценностей и т.д. [программ].
Органы
исполнительной власти субъектов РФ
участвуют в определении
Содержание
управления сферой культуры охватывает:
организацию создания и популяризации
высокохудожественных произведений
искусства; подготовку и обеспечение
распространения информации и пропаганды;
организацию охраны произведений искусства,
памятников истории и культуры; иную деятельность,
в результате которой сохраняются, создаются,
распространяются и осваиваются культурные
ценности [адм. Право, с.218].
2.
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
В РФ (на примере основных отраслей)
2.1.
Анализ основных проблем в системе образования
в РФ
Система образования в России
состоит из двух уровней:
1. Общее образование, начальное
профессиональное образование (
В начале ХХI века в Российской Федерации насчитывалось 60,25 тысячи дошкольных образовательных учреждений, которые посещали 4,7 миллиона детей, 66,7 тысячи общеобразовательных учреждений различных видов, в том числе 568 негосударственных, в которых обучались свыше 21,1 миллиона учащихся и обучение велось на 80 языках народов России, свыше 4 тысяч учреждений начального профессионального образования, в которых обучались 1,67 миллиона человек, 8,7 тысячи учреждений дополнительного образования детей, в которых занимались 4,4 миллиона человек.
Уникальной образовательной сферой, охватывающей 68,9 процента общеобразовательных учреждений Российской Федерации, являются образовательные учреждения сельской местности - очаги знаний и культуры.
В детских домах и школах - интернатах для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, численность воспитанников составила в 1998 году более 96 тысяч человек. Функционирует сеть школ - интернатов для детей с отклонениями в развитии. В образовательных учреждениях общего образования и начального профессионального образования занято свыше 2,4 миллиона педагогических работников [програм].
Реализации
различных образовательных