Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 14:06, курсовая работа
Цель работы – проанализировать проблемы управления отраслями социальной сферы в России и наметить некоторые пути их решения.
Задачи работы: 1) проанализировать теоретические вопросы управления социальной сферой; 2) проанализировать правовые основы и основные проблемы управления здравоохранением, образованием, культурой, социальным обеспечением в России; 3) дать характеристику основных направлений модернизации отраслей социальной сферы в России.
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ
1. Сущность управления социальной сферой 5
1.2. Понятие, содержание и правовые основы управления основными отраслями социальной сферы (здравоохранением, образованием, культурой 9
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РФ (на примере основных отраслей)
2.1. Анализ основных проблем в системе образования в РФ 14
2.2. Анализ деятельности учреждений культуры в РФ и их финансовое обеспечение 19
2.3. Проблемы социального обеспечения в РФ 23
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РФ
3.1. Перспективы оптимизации учреждений социальной сферы 27
3.2. Модернизация здравоохранения в РФ 29
3.3. Модернизация образования в РФ 32
Заключение 35
Список литературы 38
Тема данной работы – «Управление социальной сферой». Выбранная тема является актуальной, так как контраст между реальным сектором экономики и социальной сферой – это одно из самых острых противоречий современного российского общества.
Предметом исследования в данной курсовой работе являются вопросы управления социальной сферой. Объект управления – отрасли социальной сферы (социальное обеспечение, здравоохранение, образование, культура).
Цель работы – проанализировать проблемы управления отраслями социальной сферы в России и наметить некоторые пути их решения.
Задачи работы: 1) проанализировать теоретические вопросы управления социальной сферой; 2) проанализировать правовые основы и основные проблемы управления здравоохранением, образованием, культурой, социальным обеспечением в России; 3) дать характеристику основных направлений модернизации отраслей социальной сферы в России.
Основные методы исследования: научно-теоретический, анализ и синтез, статистический.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав (которые разделены на параграфы), заключения и списка литературы (содержит свыше 30 источников). В первой главе рассмотрена сущность управления социальной сферой, а также теоретические основы управления образованием, здравоохранением и культурой. Во второй главе проанализированы правовые основы управления социальной сферой, а также дан анализ состояния отраслей социальной сферы, выявлены основные проблемы. В третьей главе рассмотрены пути модернизации социальной сферы в современной России.
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.2.
Понятие, содержание и
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РФ (на примере основных отраслей)
2.1. Анализ основных проблем в системе образования в РФ 14
2.2. Анализ деятельности учреждений культуры
в РФ и их финансовое обеспечение
2.3.
Проблемы социального обеспечения
в РФ
3.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
3.1.
Перспективы оптимизации
3.2.
Модернизация здравоохранения
3.3.
Модернизация образования в РФ
Заключение
Список
литературы
В современном мире мощь государства определяется главным образом его эффективностью в социальной, экономической и научно-технической сферах, имеющих решающее значение для поддержания конкурентоспособности в условиях глобализации. Роль и функции современного государства, характер его взаимодействия с рынком проявляются в первую очередь в сферах социального обеспечения, здравоохранения, образования и культуры. Привычка к получению общественных благ всеми членами общества на безвозмездной основе способна приводить к социальным потрясениям. Поэтому государство вынуждено взять на себя обеспечение общедоступности социально значимых общественных благ.
Тема данной работы – «Управление социальной сферой». Выбранная тема является актуальной, так как контраст между реальным сектором экономики и социальной сферой – это одно из самых острых противоречий современного российского общества. Преобразование российского общества и осуществляемые в стране экономические реформы не могли не затронуть социальную сферу, которая в последнее десятилетие испытывала воздействие двух противоположных тенденций. Формирование демократических основ государства обусловило рост творческой инициативы граждан, возникновение негосударственных учреждений. Свободы, полученные деятелями и организациями здравоохранения, образования и культуры, обеспечили оптимальные условия для развития. Появились новые типы потребителей и заказчиков социальных услуг и профессионального искусства, строящие свои отношения с творческими деятелями на рыночных принципах. В то же время государство последовательно сокращало свое участие в поддержке социальной сферы, отечественного здравоохранения, образования и культуры, полагая, что формирующийся рынок решит возникающие проблемы.
Несмотря
на сложную ситуацию, частично удалось
добиться распространения программных
методов организации
Предметом исследования в данной курсовой работе являются вопросы управления социальной сферой. Объект управления – отрасли социальной сферы (социальное обеспечение, здравоохранение, образование, культура).
Цель работы – проанализировать проблемы управления отраслями социальной сферы в России и наметить некоторые пути их решения.
Задачи работы: 1) проанализировать теоретические вопросы управления социальной сферой; 2) проанализировать правовые основы и основные проблемы управления здравоохранением, образованием, культурой, социальным обеспечением в России; 3) дать характеристику основных направлений модернизации отраслей социальной сферы в России.
Основные методы исследования: научно-теоретический, анализ и синтез, статистический.
Структура
работы: курсовая работа состоит из
введения, трех глав (которые разделены
на параграфы), заключения и списка литературы
(содержит свыше 30 источников). В первой
главе рассмотрена сущность управления
социальной сферой, а также теоретические
основы управления образованием, здравоохранением
и культурой. Во второй главе проанализированы
правовые основы управления социальной
сферой, а также дан анализ состояния отраслей
социальной сферы, выявлены основные проблемы.
В третьей главе рассмотрены пути модернизации
социальной сферы в современной России.
Основополагающая функция государства – это управление социальными, экономическими, технологическими и иными процессами, происходящими в обществе. Речь идет собственно о системе государственного управления. Практически все граждане государства в той или иной форме и степени имеют отношения с государственным управлением. Все они в течение своей жизни не раз обращаются в государственные органы или в органы местного самоуправления для решения своих проблем, выступают в роли управляемых объектов.
Основополагающими
в системе государственного управления
являются понятия «организация управления»,
«государственное администрирование»,
«административно-
В широком смысле понятие «управление» включает деятельность государства в целом и охватывает самый большой спектр функций от обеспечения национального суверенитета и национальных интересов как внутри страны, так и на международной арене, до поддержания экономических, социальных, политических, организационных и правовых условий развития экономики.
Упрощенно управление можно рассматривать как координацию действий по достижению какой-либо цели, а система управления включает набор должностей, служащих для передачи распоряжений руководства организации непосредственным исполнителям. Но в широком смысле управление означает руководство коллективом людей, объединением, организацией, предприятием и т.д. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Для правильного понимания этого феномена необходимо определить его содержание, место, роль и функции. Управление представляет собой важный структурный элемент организованных систем, выполняющий функции, обеспечивающие их сохранение, единство и целостность, поддержание режима их деятельности. Можно сказать, что это внутреннее качество целостной системы.
Определяя государственное управление, следует привести весь перечень его признаков, что позволит рассматривать его как организующую, исполнительно-распорядительную деятельность органов государства, осуществляемую на основе и во исполнение законов и состоящую в повседневном практическом выполнении функций государства. Управление можно характеризовать как способ упорядочивающего, целенаправленного воздействия на социальные и экономические процессы, будь то внутри фирмы, в общественной организации, учебном заведении, системе образования, сфере здравоохранения и т.д.
Управление предполагает субъект и объект, управляющих и управляемых. Его сущность во многом проявляется в характере взаимоотношений между субъектом и объектом. Именно от характера управляемых сфер общественной жизни в значительной степени зависят организационные структуры субъекта, его конкретные функции, характер и направленность этих функций, его взаимоотношения с другими субъектами управляемой системы и т.д.
Когда говорят о субъекте управления, имеется в виду то, что государство обладает специально созданным аппаратом, включающим систему органов, учреждений и организаций. Они призваны осуществлять реализацию широкого комплекса функций по управлению важнейшими сферами общественной жизни и отношений государства с остальным миром.
В
демократическом государстве
Под объектом управления понимается то, на что направлено управляющее воздействие. Это различные сферы общественной жизни, в том числе и экономика, происходящие в них процессы, человеческие, материальные и иные ресурсы каждой из них, весь комплекс общественных отношений. Цель управления - оптимальная организация деятельности управляемого объекта путем планирования, организации, регулирования и контролирования.
Управлять той или иной организацией - значит отслеживать тенденции и направления развития событий в интересующей сфере, тенденции научно-технического прогресса, социальную и политическую ситуацию, возможные результаты в случае позитивных и негативных тенденций в мире, стране и смежных областях, преодолевать или нейтрализовать внутренние и внешние негативные воздействия, проводить реалистическую политику, основанную на строгом учете объективных возможностей, соотношения сил.
Процесс управления считается состоявшимся при передаче команды со стороны субъекта и ее принятии объектом. В противном случае процесс управления считается несостоявшимся. Отношения субъекта и объекта управления нельзя представлять себе как исключительно отношения господства и подчинения, поскольку они составляют два составных элемента одной и той же системы управления и их невозможно представлять друг без друга. Очевидно, что субъект государственного управления не может существовать без соответствующих управляемых объектов.
Состояние
социальной сферы непосредственно
связано с техническим