Управление социальной сферой

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать проблемы управления отраслями социальной сферы в России и наметить некоторые пути их решения.
Задачи работы: 1) проанализировать теоретические вопросы управления социальной сферой; 2) проанализировать правовые основы и основные проблемы управления здравоохранением, образованием, культурой, социальным обеспечением в России; 3) дать характеристику основных направлений модернизации отраслей социальной сферы в России.

Содержание

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ
1. Сущность управления социальной сферой 5
1.2. Понятие, содержание и правовые основы управления основными отраслями социальной сферы (здравоохранением, образованием, культурой 9
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РФ (на примере основных отраслей)
2.1. Анализ основных проблем в системе образования в РФ 14
2.2. Анализ деятельности учреждений культуры в РФ и их финансовое обеспечение 19
2.3. Проблемы социального обеспечения в РФ 23
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РФ
3.1. Перспективы оптимизации учреждений социальной сферы 27
3.2. Модернизация здравоохранения в РФ 29
3.3. Модернизация образования в РФ 32
Заключение 35
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

Управление социальной сферой.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

     РЕФЕРАТ

 

     Тема  данной работы – «Управление социальной сферой». Выбранная тема является актуальной, так как контраст между реальным сектором экономики и социальной сферой – это одно из самых острых противоречий современного российского  общества.

     Предметом исследования в данной курсовой работе являются вопросы управления социальной сферой. Объект управления – отрасли социальной сферы (социальное обеспечение, здравоохранение, образование, культура).

      Цель  работы – проанализировать проблемы управления отраслями социальной сферы в России и наметить некоторые пути их решения.

      Задачи  работы: 1) проанализировать теоретические  вопросы управления социальной сферой; 2) проанализировать правовые основы и  основные проблемы управления здравоохранением, образованием, культурой, социальным обеспечением в России; 3) дать характеристику основных направлений модернизации отраслей социальной сферы в России. 

      Основные  методы исследования: научно-теоретический, анализ и синтез, статистический.

      Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав (которые разделены на параграфы), заключения и списка литературы (содержит свыше 30 источников). В первой главе рассмотрена сущность управления социальной сферой, а также теоретические основы управления образованием, здравоохранением и культурой. Во второй главе проанализированы правовые основы управления социальной сферой, а также дан анализ состояния отраслей социальной сферы, выявлены основные проблемы. В третьей главе рассмотрены пути модернизации социальной сферы в современной России.

     СОДЕРЖАНИЕ

     Введение                                                                                                         3

      1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ  СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ

    1. Сущность управления социальной сферой                                     5

      1.2. Понятие, содержание и правовые  основы управления основными  отраслями социальной сферы (здравоохранением, образованием, культурой 9  

      2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ  СФЕРЫ В РФ (на примере основных  отраслей)

      2.1. Анализ основных проблем в  системе образования в РФ                 14

          2.2. Анализ деятельности учреждений культуры в РФ и их финансовое обеспечение                                                                                                            19

      2.3. Проблемы социального обеспечения в РФ                                        23

      3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ  ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В  РФ

      3.1. Перспективы оптимизации учреждений  социальной сферы           27

      3.2. Модернизация здравоохранения в  РФ                                               29

      3.3. Модернизация образования в РФ                                                       32

      Заключение                                                                                                  35

      Список  литературы                                                                                     38

     ВВЕДЕНИЕ

 
 

     В современном мире мощь государства  определяется главным образом его  эффективностью в социальной, экономической  и научно-технической сферах, имеющих решающее значение для поддержания конкурентоспособности в условиях глобализации. Роль и функции современного государства, характер его взаимодействия с рынком проявляются в первую очередь в сферах социального обеспечения, здравоохранения, образования и культуры. Привычка к получению общественных благ всеми членами общества на безвозмездной основе способна приводить к социальным потрясениям. Поэтому государство вынуждено взять на себя обеспечение общедоступности социально значимых общественных благ.

     Тема данной работы – «Управление социальной сферой». Выбранная тема является актуальной, так как контраст между реальным сектором экономики и социальной сферой – это одно из самых острых противоречий современного российского общества. Преобразование российского общества и осуществляемые в стране экономические реформы не могли не затронуть социальную сферу, которая в последнее десятилетие испытывала воздействие двух противоположных тенденций. Формирование демократических основ государства обусловило рост творческой инициативы граждан, возникновение негосударственных учреждений. Свободы, полученные деятелями и организациями здравоохранения, образования и культуры, обеспечили оптимальные условия для развития. Появились новые типы потребителей и заказчиков социальных услуг и профессионального искусства, строящие свои отношения с творческими деятелями на рыночных принципах. В то же время государство последовательно сокращало свое участие в поддержке социальной сферы, отечественного здравоохранения, образования и культуры, полагая, что формирующийся рынок решит возникающие проблемы.

     Несмотря  на сложную ситуацию, частично удалось  добиться распространения программных  методов организации медицинской, образовательной и культурной деятельности, расширения форм и объемов участия общества в поддержке социальной сферы. В настоящее время начато радикальное обновление системы управления и государственного регулирования в социальной сфере.

     Предметом исследования в данной курсовой работе являются вопросы управления социальной сферой. Объект управления – отрасли социальной сферы (социальное обеспечение, здравоохранение, образование, культура).

      Цель  работы – проанализировать проблемы управления отраслями социальной сферы  в России и наметить некоторые  пути их решения.

      Задачи  работы: 1) проанализировать теоретические вопросы управления социальной сферой; 2) проанализировать правовые основы и основные проблемы управления здравоохранением, образованием, культурой, социальным обеспечением в России; 3) дать характеристику основных направлений модернизации отраслей социальной сферы в России. 

      Основные  методы исследования: научно-теоретический, анализ и синтез, статистический.

      Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав (которые разделены на параграфы), заключения и списка литературы (содержит свыше 30 источников). В первой главе рассмотрена сущность управления социальной сферой, а также теоретические основы управления образованием, здравоохранением и культурой. Во второй главе проанализированы правовые основы управления социальной сферой, а также дан анализ состояния отраслей социальной сферы, выявлены основные проблемы. В третьей главе рассмотрены пути модернизации социальной сферы в современной России. 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ
 
    1. Сущность  управления социальной сферой

     

      Основополагающая  функция государства – это  управление социальными, экономическими, технологическими и иными процессами, происходящими в обществе. Речь идет собственно о системе государственного управления. Практически все граждане государства в той или иной форме и степени имеют отношения с государственным управлением. Все они в течение своей жизни не раз обращаются в государственные органы или в органы местного самоуправления для решения своих проблем, выступают в роли управляемых объектов.

      Основополагающими в системе государственного управления являются понятия «организация управления», «государственное администрирование», «административно-государственное управление». Эти понятия используются в широком и узком смыслах. Когда говорят о государственном управлении в узком смысле слова, имеется в виду деятельность соответствующих исполнительных органов государственной власти всех уровней по управлению и регулированию повседневными делами в конкретных областях общественной жизни [шамх, с.49].

      В широком смысле понятие «управление» включает деятельность государства в целом и охватывает самый большой спектр функций от обеспечения национального суверенитета и национальных интересов как внутри страны, так и на международной арене, до поддержания экономических, социальных, политических, организационных и правовых условий развития экономики.

      Упрощенно управление можно рассматривать  как координацию действий по достижению какой-либо цели, а система управления включает набор должностей, служащих для передачи распоряжений руководства организации непосредственным исполнителям. Но в широком смысле управление означает руководство коллективом людей, объединением, организацией, предприятием и т.д. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Для правильного понимания этого феномена необходимо определить его содержание, место, роль и функции. Управление представляет собой важный структурный элемент организованных систем, выполняющий функции, обеспечивающие их сохранение, единство и целостность, поддержание режима их деятельности. Можно сказать, что это внутреннее качество целостной системы.

      Определяя государственное управление, следует  привести весь перечень его признаков, что позволит рассматривать его как организующую, исполнительно-распорядительную деятельность органов государства, осуществляемую на основе и во исполнение законов и состоящую в повседневном практическом выполнении функций государства. Управление можно характеризовать как способ упорядочивающего, целенаправленного воздействия на социальные и экономические процессы, будь то внутри фирмы, в общественной организации, учебном заведении, системе образования, сфере здравоохранения и т.д.

      Управление  предполагает субъект и объект, управляющих  и управляемых. Его сущность во многом проявляется в характере взаимоотношений между субъектом и объектом. Именно от характера управляемых сфер общественной жизни в значительной степени зависят организационные структуры субъекта, его конкретные функции, характер и направленность этих функций, его взаимоотношения с другими субъектами управляемой системы и т.д.

      Когда говорят о субъекте управления, имеется  в виду то, что государство обладает специально созданным аппаратом, включающим систему органов, учреждений и организаций. Они призваны осуществлять реализацию широкого комплекса функций по управлению важнейшими сферами общественной жизни и отношений государства с остальным миром.

      В демократическом государстве субъектами управления являются высшие органы государственной власти и должностные лица, прежде всего президент или премьер-министр и парламент, как правило, избираемые в ходе всеобщих и тайных выборов, а также правительство страны, берущие на себя ответственность за стратегию государства. Иначе говоря, в качестве субъекта управления выступают те или иные государственные органы, институты, организации, представляющие их или само государство в целом [шамх, с.52].

      Под объектом управления понимается то, на что направлено управляющее воздействие. Это различные сферы общественной жизни, в том числе и экономика, происходящие в них процессы, человеческие, материальные и иные ресурсы каждой из них, весь комплекс общественных отношений. Цель управления - оптимальная организация деятельности управляемого объекта путем планирования, организации, регулирования и контролирования.

      Управлять той или иной организацией - значит отслеживать тенденции и направления развития событий в интересующей сфере, тенденции научно-технического прогресса, социальную и политическую ситуацию, возможные результаты в случае позитивных и негативных тенденций в мире, стране и смежных областях, преодолевать или нейтрализовать внутренние и внешние негативные воздействия, проводить реалистическую политику, основанную на строгом учете объективных возможностей, соотношения сил.

      Процесс управления считается состоявшимся при передаче команды со стороны  субъекта и ее принятии объектом. В противном случае процесс управления считается несостоявшимся. Отношения субъекта и объекта управления нельзя представлять себе как исключительно отношения господства и подчинения, поскольку они составляют два составных элемента одной и той же системы управления и их невозможно представлять друг без друга. Очевидно, что субъект государственного управления не может существовать без соответствующих управляемых объектов.

      Состояние социальной сферы непосредственно  связано с техническим перевооружением  и повышением эффективности функционирования всех ее отраслей. Развитие этой сферы  является приоритетным направлением. Только достаточный уровень функционирования позволит наиболее эффективно использовать имеющийся потенциал, повысить мобильность социальных ресурсов, а также формировать социальную политику в нужном направлении.

Информация о работе Управление социальной сферой