Удовлетворенность трудом как фактор его эффективности и интегральный показатель мотивации труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: исследовать мотивацию труда для определения понятия удовлетворённость трудом.

Основываясь на данной цели, выделим следующие задачи:

1. Определить составляющие трудовой деятельности.

4. Классифицировать основные мотивы к труду.

5. Выявить механизмы динамики мотивации.

6. Рассмотреть, как взаимосвязаны между собой понятия «мотивация к

труду» и «удовлетворённость трудом».

7. Рассмотреть такие мотивации труда как: моральные потребности, социально-сравнительный мотив и потребительский мотив.

Объектом данной курсовой работы является: удовлетворённость трудом.

Содержание

Введение

1. Удовлетворенность как характеристика отношения к труду.

1.1 Составляющие трудовой деятельности, как неотъемлемая часть

работы в трудовом коллективе.

1.2 Факторы, влияющие на удовлетворённость трудом.

2. Взаимосвязь трудовых мотивов и удовлетворенности трудом.

2.1Составляющие трудовой мотивации

2.2 Классификация трудовых мотивов.





Приложения. Отношение к труду рабочих России и Германии.

Факторы, оказывающие влияние на трудовую мотивацию персонала

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Социологиягии труда. Удовлетворенность трудом какинтегральный показатель мотивации труда.doc

— 177.50 Кб (Скачать)
 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Отношение к труду рабочих  России и Германии

     Ценностно-нормативные показатели отношения к труду (%)

Суждения Рабочие России Рабочие Германии
«Работа – это только способ заработать деньги и  ничего более»
Совершенно  согласен 34 10
Скорее  согласен 24 40
Частично  согласен, частично не согласен 14 9
Скорее  не согласен 22 33
Совершенно  не согласен 6 8
Среднее значение 3,6 3,1
«Я  хотел бы работать даже в том случае, если бы не нуждался в деньгах»
Совершенно  согласен 14 7
Скорее  согласен 25 57
Частично  согласен, частично не согласен 22 8
Скорее  не согласен 18 20
Совершенно  не согласен 21 7
Среднее значение 3,0 3,4
«Работа для человека –  это самое важное»
Совершенно  согласен 24 12
Скорее  согласен 26 38
Частично  согласен, частично не согласен 24 15
Скорее  не согласен 19 24
Совершенно  не согласен 7 12
Среднее значение 3,4 3,1
 

     Типы  отношения к труду рабочих по соотношению терминальных и инструментальных ценностей труда (%)

Типологические  категории Рабочие России  Рабочие  Германии
Инструментальный  тип: рассматривают работу как способ заработать и не хотят работать, если бы не нуждались в деньгах 43 24
Смешанный тип: инструментальность в одном, терминальность в другом 31 35
Терминальный  тип: хотели бы работать даже в том случае, если бы не нуждались в деньгах и не рассматривают работу только как способ заработать 26 44
 

     Соотношение важных для работы качеств и их реального обеспечения (индексы)

Соотношение ожиданий и реальности Рабочие России Рабочие Германии
В высоком  заработке 2,0 2,5
В безопасности работы 2,5 2,8
В хороших  возможностях для продвижения 2,7 2,7
В содержательности труда 3,1 3,5
В возможности работать самостоятельно 3,5 3,7
В возможности  оказывать помощь другим людям 3,6 3,4
В возможности  приносить пользу обществу 4,0 4,0

*(Индекс строился на основе разницы в ответах о важных работы качествах оценок их реального обеспечения в выполняемой работе. Для исчисления индекса была построена шкала, где «1» -реальная ситуация хуже ожидаемой на 3-4 балла; «2» - реальная ситуация хуже ожидаемой на 2 балла; «3» - реальная ситуация хуже ожидаемой на 1 балл; «4» - реальная и ожидаемая ситуация совпадают; «5» - реальная ситуация лучше ожидаемой. Индекс представляет собой среднее значение по упорядоченной пятибалльной шкале от1 до 5) 

Типы  рабочих по соотношению оценок наличия  содержательности

выполняемой работы и заработка (%)

Типологические  категории рабочих Рабочие России Рабочие Германии
Высоко  оценивающие наличие содержательности в работе и размер заработка 15 10
Высоко  оценивающие содержательность труда, но низко -  размер заработка 29 68
Высоко  оценивающие размер заработка, но низко - содержательность труда 9 1
Низко оценивающие наличие содержательности в работе и размер заработка 47 21
 

     Вывод: Установлено, что основу терминального типа отношения к труду как к ценности и как к выполняемой работе у рабочих России образуют содержательные стороны труда, связанные с важностью и наличием интересной работы, а у рабочих Германии – высокий уровень идентификации с предприятием. Выявленные основания нельзя назвать устойчивыми в долговременном плане, потому как в России так и Германии складываются мощные факторы разрушении терминальности в отношении к труду. В Росси происходит обеднение содержательных сторон труда за счет снижения доли обрабатывающих отраслей промышленности, в которых наиболее востребован высококвалифицированный труд, и роста доли обрабатывающих отраслей, сферы услуг, в которых преобладает простой физический труд. В Германии усиливается тенденция к снижению идентификации рабочих с предприятиями за счет их разукрупнения, децентрализации и гибкости производства.

       В этих условиях представляется значимым поиск новых факторов повышения терминального отношения к труду как важнейшей основы противодействия переходу к общество с обедненным содержанием труда, разрушенными связями работника с предприятием и однофакторной (определяемой только заработком) моделью мотивации труда. Вместе с тем, мы понимаем, что в реальности это может стать возможным только тогда, когда ценности творческого и высококвалифицированного труда займут не менее значимое место в жизни людей, чем ценности богатства и потребления17.  

 

                                                 Заключение

     Прежде  всего, следует заметить, что существует принципиальная взаимосвязь между такими явлениями, как мотивация труда и удовлетворенность трудом, которая состоит в следующем. Наличие каких-то достаточных и позитивных мотивов к труду создает эффект смысла, разумной необходимости, соответствия интересам и, таким образом, приносит удовлетворение. Наличие удовлетворенности также делает данную трудовую деятельность привлекательной и, таким образом, создает мотивацию участия в ней. В экономике также реализуется принцип «все имеющее смысл привлекательно, а все привлекательное имеет смысл».

     При изучении отношения людей к труду  одни социологи больше внимания обращают на удовлетворенность, другие – на мотивацию. В действительности же эти два явления одинаково существенны и должны рассматриваться как самостоятельные цели социально-экономического развития.

     Увязывая  результаты данной работы с ее тематикой, напрашивается вывод не только тесной взаимосвязи и самоценности рассматриваемых понятий, но и то, что одно из них может являться показателем другого. Вне всякого сомнения, что мотивация позволяет видеть требования, выполнение которых приведет к полной или частичной удовлетворенности. А удовлетворенность трудом, в свою очередь, является интегральным показателем его мотивации.

 

                                              Список Литературы 

  1. Гущина, И. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда. Общество и экономика. №1, 2000.
  2. Дорин, А.В. Экономическая социология: учебное пособие Мн.: ИП «Экоперспектива», 1997.
  3. Дряхлова, Н.И., Кравченко, А.И., Щербины, В.В. Социология труда. 

 М.: изд-во Моск. университета,1993.

  1. Елсукова, А.Н. Социология: учебное пособие. Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 1998.
  2. Кудринская, Л.А. Добровольческий труд: сущность, функции и специфика. Социс. 2006. - № 5.
  3. Макарова, М.Н. Стратегии воспроизводства рабочих как отражение их трудовых и образовательных ориентаций.  Социс. 2007. - № 8.
  4. Темницкий, А.Л. Справедливость в оплате труда как ценностная ориентация и фактор трудовой мотивации. Социс. 2005. - № 5.
  5. Темницкий, А.Л. Отношение к труду рабочих России и Германии: терминальное и инструментальное Социс.  2005. - № 9.
  6. Темницкий, А.Л. Собственность и стратегии трудового поведения рабочих в условиях реформ. Социс. 2007. - № 2.
  7. Темницкий, А.Л. Теоретико-методологические подходы к исследованию трудового поведения. Социс. 2007. - № 6.
  8. Удальцова, М.В., Воловская, Н.М., Плюснина, Л.К. Четыре среза занятости: ценности, мотивации, доходы, мобильность. Социс. 2005. - № 7.
  9. Чайковская, Н., Эндельман, Я. Трудовая мотивация работников промышленности: структура и динамика. Общество и экономика. №11-12, 2000.

Информация о работе Удовлетворенность трудом как фактор его эффективности и интегральный показатель мотивации труда