Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 12:00, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: исследовать мотивацию труда для определения понятия удовлетворённость трудом.
Основываясь на данной цели, выделим следующие задачи:
1. Определить составляющие трудовой деятельности.
4. Классифицировать основные мотивы к труду.
5. Выявить механизмы динамики мотивации.
6. Рассмотреть, как взаимосвязаны между собой понятия «мотивация к
труду» и «удовлетворённость трудом».
7. Рассмотреть такие мотивации труда как: моральные потребности, социально-сравнительный мотив и потребительский мотив.
Объектом данной курсовой работы является: удовлетворённость трудом.
Введение
1. Удовлетворенность как характеристика отношения к труду.
1.1 Составляющие трудовой деятельности, как неотъемлемая часть
работы в трудовом коллективе.
1.2 Факторы, влияющие на удовлетворённость трудом.
2. Взаимосвязь трудовых мотивов и удовлетворенности трудом.
2.1Составляющие трудовой мотивации
2.2 Классификация трудовых мотивов.
Приложения. Отношение к труду рабочих России и Германии.
Факторы, оказывающие влияние на трудовую мотивацию персонала
Заключение
Список литературы
Длительность (стаж) трудовой деятельности. Этот фактор обычно рассматривают как способствующий удовлетворенности, поскольку со временем происходит адаптация к неблагоприятным сторонам труда. Но на любом этапе трудовой карьеры может наблюдаться неудовлетворенность; это значит, что полная и абсолютная адаптация в определенных случаях вообще невозможна. Длительность и стаж трудовой деятельности могут и отрицательно повлиять на удовлетворенность трудом, если со временем исчерпывается содержательность, исчезают элементы новизны в работе, не реализуются какие-то ожидания.
Этапы трудового цикла. Трудовая деятельность носит циклический характер. В процессе достижения конечного результата труда могут быть выделены начальный, средний и конечный этапы, имеющие более или менее четкие границы, которые задаются критерием готовности продукции или просто рабочим временем.
Информированность. На любые оценочные отношения индивидов и групп влияет наличие или отсутствие «сравнительного плана». Индивид или группа воспринимают характер и условия своей трудовой деятельности путем их сравнения с характером и условиями трудовой деятельности других, т.е. в других организациях, профессиях, даже странах, для чего необходимо быть в определенной мере осведомленным. Это обстоятельство всегда учитывается в социологических исследованиях. Информированность может иметь как положительное значение, способствовать более правильной, адекватной оценке, что особенно существенно в случае низкой удовлетворенности, вызванной преувеличением трудностей и неблагоприятности своего труда, так и отрицательное, использоваться в спекулятивном плане. Изучая представления работников и трудовых групп о наличии или отсутствии лучшей работы, чем их собственная, необходимо ограничивать сравнение конкретными профессией, специальностью, занятием.
Особенная материальная или моральная мотивация труда. Если работник или группа по каким-то причинам увлечены содержанием работы, придают большое значение выполняемым задачам и функциям, то им свойственно игнорировать неблагоприятные стороны характера и условий труда как нечто второстепенное. Содержательная привлекательность или осознание необходимости трудовой деятельности притупляет критичность к ее характеру и условиям. Подобное влияние на удовлетворенность трудом оказывает и заработная плата. Как и любой другой механизм поощрения и компенсации, она способна понижать критичность к характеру и условиям труда, если достаточно высока.
Административный режим в организации. С одной стороны, выражаемая работником или трудовой группой удовлетворенность трудом может быть простым следствием нежелания, нерасположенности критиковать администрацию. В этом случае удовлетворенность – это скрытый вариант конформизма. С другой – выражение неудовлетворенности может быть простым способом демонстрации угрозы, нагнетания требований и оказания давления на администрацию.
Поддержание положительной оценки и самооценки. Выражение удовлетворенности трудом работником или трудовой группой может быть просто демонстрацией или внушением уверенности в себе, что помогает сохранить авторитет и улучшить настроение. Неудовлетворенность трудом может интерпретироваться со стороны как слабость, несоответствие квалификации, неспособность к выполнению каких-то задач и функций и решению каких-то проблем на рабочем месте. Проявлением фактора социальной оценки и самооценки может быть ситуация, когда работник или трудовая группа более положительно оценивает то, что от них зависит, и менее – то, что не зависит. Наблюдения и исследования зарубежных социологов показали, что оценку «удовлетворен» люди чаще распространяют на содержание собственного труда, а оценку «неудовлетворен» - на его условия.
Уровень ожидания. Данный фактор универсален, проявляется во всех видах социальной удовлетворенности. Она имеет два наиболее типичных и значимых варианта: а) наличие или отсутствие ожиданий (отсутствие ожиданий способно положительно влиять на удовлетворенность по сравнению с ситуацией, когда какие-то ожидания существуют); б) несоответствие ожиданий реальности (завышенные ожидания влияют на удовлетворенность отрицательно, а заниженные – положительно).
Официальное и публичное внимание к проблемам труда. Если о проблемах труда работника или трудовой группы знают другие, администрация, признают их, выражают сочувствие, то эти проблемы переживаются легче.
Мнение экспертов и общественное мнение. Далеко не всегда конкретный работник или конкретная микрогруппа формирует самостоятельно оценочное мнение о своем труде. Например, если специалисты назвали данную работу опасной, тяжелой, вредной, то и сами работники начинают считать ее таковой. Совершенно неожиданно и необъяснимо могут проявляться именно групповые одобрение или осуждение организации труда, трудового задания. Аналогичное влияние на удовлетворенность оказывают и различные слухи о проблемах и перспективах производства5.
2. Взаимосвязь трудовых
мотивов и удовлетворенности
трудом.
§1. Классификация трудовых мотивов
Применительно к труду понятие мотивов и мотивации отражает субъективные факторы побуждения трудовой деятельности, активности в ней.
Одно из противоречий мотивации труда заключается в следующем. Мотивы – это реальные факторы трудовой деятельности, т.е. трудовая деятельность реагирует на них, регулируется ими подчиняется им. В то же время они не всегда адекватно осознаются самим человеком. Социологические исследования позволяют убедится в том, что не все люди как работники способны анализировать и выражать в точных суждениях свое отношение к труду, точно сформулировать ответы на различные вопросы о том, почему они работают, работают лучше или хуже, в чем причина их хорошей или плохой работы. Немногие способны выразить свое отношение к труду единым, обобщающим философским понятием, к которому они пришли сами в процессе собственной трудовой деятельности, которое могут назвать собственным трудовым «опытом».
Различные аспекты мотивации труда имеют различный индекс осознанности и выражаемости вообще или для данной социальной категории людей. Однако всегда есть такие аспекты, которые доступны и близки большинству6.
До недавнего времени одной из популярных мотиваций к данному виду трудовой деятельности являлось преемственность поколений, когда в семье было целое поколение врачей, преподавателей или, например, инженеров. Такое явление и сейчас имеет место, но в реалиях современности оно идёт на спад, что возможно связано с утратой престижа и так называемого «удешевления» труда, и то же время с появлением новых высокооплачиваемых профессий. Очень часто можно столкнуться с тем, что человек трудится совершенно в противоположной той сфере, в которой бы хотел.
Современное общество формирует заказы на специалистов той или иной профессии. И человеку ничего не остаётся кроме как подстраиваться под этот социальный заказ.
В
социологической науке
Соотношение между ними сложно, имеет свои варианты, что является поводом к возникновению разных теорий и прикладных методов социальной технологии. Во-первых, если первичные потребности весомее вторичных, то только первоначальное удовлетворение первичных придает вторичным силу мотивов активности. Во-вторых, если первичные и вторичные потребности равноценны, одинаково весомы, то только их одновременная реализация дает эффективные и приемлемые мотивы к труду. В-третьих, если в полной мере по каким-то причинам отсутствуют возможность и условия реализации первичных потребностей, то их мотивационные функции переносятся на вторичные, поскольку вне мотивов деятельность вообще невозможна. В четвертых, в реальном механизме мотивации трудовой деятельности первичные и вторичные потребности часто трудноразличимы, смешаны, совпадают друг с другом. В пятых, вторичные весомее первичных. Существуют случаи, когда материальное не может заменить и компенсировать моральное. Кроме того, материальный стимул значительно преломляется через моральную природу человека7.
Данное положение может быть спорным, потому как трудящийся это не просто машина с определёнными функциями, это прежде всего человек, у которого есть материальные и духовные потребности. Невозможно удовлетворять одни и совсем забыть о других. Если человек будет трудиться только во имя духовных ценностей и не получать никакой материальной компенсации, то как же он сможет существовать, питаться, кормить семью? В идеале труд человека должен сочетать, а вовсе не делить потребности, сливать их воедино, чтобы их удовлетворение могло благотворно воздействовать на все аспекты жизни.
В контексте вышесказанного интересно рассмотреть исследование, проведённое на предприятиях Удмуртской области, основной целью которого было выяснение особенностей отношения рабочих к своей профессии, их ориентации на образовательную и трудовую активность, оценки личного образовательного и трудового потенциала. Как известно, непривлекательность рабочих профессий вызвана не только низким уровнем зарплаты в большинстве групп, но и неблагоприятными условиями труда, отсутствием технологических инноваций и т.д.
Самооценка некоторых характеристик труда рабочих в целом и по ряду отраслей (средний балл по 5-балльной системе)
Характеристика | Средний балл по всем отраслям | Топливная | Строительство | Машиностроение и металлообработка |
Санитарно-гигиенические условия | 2,9 | 3,2 | 2,4 | 2,9 |
Физическая напряжённость труда | 3,9 | 3,9 | 4,2 | 3,7 |
Умственная напряжённость труда | 3,2 | 4,1 | 3,1 | 3,2 |
Заработная плата | 2,8 | 3,7 | 3,3 | 2,5 |
Возможность карьерного роста | 2,3 | 2,9 | 2,4 | 1,9 |
Уровень ответственности труда | 3,9 | 4,6 | 3,8 | 3,9 |
Отношения с коллективом | 4,3 | 4,5 | 4,4 | 4,2 |
Отношения с руководством | 3,7 | 4,0 | 4,0 | 3,5 |
Престижность работы | 2,9 | 4,1 | 3,5 | 2,5 |
Анализ данных исследования позволил сделать вывод, что мотивация выбора рабочей профессии довольно разнообразна. Мотивы существенно варьируют в зависимости от возраста, стажа, отрасли, профессиональных ориентаций работника. Однако, в целом, и это характерно практически для всех групп рабочих, заработная плата играет определяющую роль при выборе профессии (26,6%). Затем следуют престиж профессии (21%), влияние друзей (18,7%), неудача при поступлении в вуз, техникум (17,7%), признание временного характера работы (16,4%), стремление попробовать силы, развить способности (13,1%), продолжение семейной традиции (6,3%), призвание (5,3%)8.
Целесообразно различать такие виды мотивов к труду, как доминирующие и фоновые. В реальной деятельности одного и того же субъекта функционирует целая совокупность мотивов. Только вместе они дают достаточный, сильный мотивационный эффект. В то же время совокупность мотивов деятельности одного и того же субъекта представляет собой иерархию, в которой одни мотивы превосходят другие по значимости, актуальности. Человек сосредоточен на выборе, стремится видеть «главное», поэтому какие-то мотивы являются лишь фоном, хотя в действительности они также существенны.
Еще один вид мотивов – так называемые ранговые. Общая логика данного вида заключается в следующем: мотив определяется соотношением удовлетворенных и неудовлетворенных потребностей, т.е. уже достигнутым и еще желаемым. Мотивы к труду в значительной мере формируются по ранговому принципу. В качестве рангов здесь в основном выступают социально-экономическое положение, условия труда и должностной статус.
На социологическом уровне можно изучать различные мотивационные сдвиги в отношении людей к труду в моменты ранговых перемещений, в случаях повышения оплаты, продвижения в должности, улучшения условий труда, положительного изменения содержания работы.
Наконец, следует различать такие виды мотивов, как реальные, демонстративные и защитные. Реальные мотивы – это действительные причины, побуждающие к активности. Демонстративные провозглашаются в качестве таковых, называются официально, публично. Человек может объяснять свое трудовое поведение неадекватно реальным мотивам. Демонстративные мотивы основываются на общепринятых ценностях. Защитные мотивы – это разного рода самовнушения. Если трудовая деятельность осуществляется вынужденно, а достаточная и положительная мотивация отсутствуют, то она компенсируется воображением9.