Типологии корпоративной культуры и её диагностика на примере книжного магазина «Эрудит»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение организационной культуры «Эрудита» в соответствии с выбранной классификацией (типология организационных культур Кима Камерона и Роберта Куинна) и использованием инструментария OCAI, а также выявление того, к какому типу относится организационная культура фирмы «Эрудит».

В задачи исследования входит:
Определение преобладающих ценностей организации и соотнесение её с вышеуказанной типологией, выявление доминирующего типа.
Анализ преобладающего и остальных типов организационной культуры через призму реального функционирования фирмы, то есть определение того, в чем конкретно на практике проявляются черты того или иного типа.
Определение удовлетворенности сотрудников существующей организационной культурой.
Сопоставление выявленных картин желаемой и действительной культуры и определение адекватности существующей в фирме системы ценностей внешним условиям и ожиданиям работников.
Составление рекомендаций для руководства фирмы по устранению возможных противоречий.

Содержание

Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Теоретическая часть 6
Определения организационной культуры 6
Сильные (позитивные) и слабые (негативные) организационные культуры 7
Некоторые авторские типологии организационных культур 9
Кросскультурные различия. Типология Геерта Хофстеде 9
Ценности, отношения, личностные качества и особенности поведения . Типология Манфреда Кетс де Вриеса. 10
Система распределения власти, полномочий и ответственности. Типология Чарльза Ханди. 11
Организационно-функциональные параметры и особенности взаимодействия с внешней средой. Типология Джеффри Зонненфельда. 12
Типология организационных культур Кима Камерона и Роберта Куинна. 13
Глава 2. Методологическая часть 16
2.1. Вопросник OCAI и обработка результатов, полученных с его помощью. 16
Глава 3. Практическая часть 18
3.1. Общие сведения о компании «Эрудит» 18
3.2. Построение организационного профиля по результатам исследования 19
3.3. Интерпретация профиля организационной культуры 20
3.3.1. Анализ сегодняшней культуры организации 20
3.3.2. Анализ предпочитаемой организационной культуры и сравнение её с сегодняшней 21
3.3.3. Выводы и рекомендации 22
Список используемой литературы 25
Приложение 1 26
Вопросник OCAI 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая Организация Калинина 2.0.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

       Повторюсь, что М. А. Макарченко указывала практически на те же самые «слабые» места вопросника, указывая на то, что «речь идет вовсе не о стилистических неточностях… Язык как система отражает особенности макрокультурной среды существования организации, особенности черт национальной культуры».15 Это говорит о необходимости уточнения или переформулировки некоторых характеристик вопросника OCAI.

       Н.А. Чанько также указывает на то, что  «респонденты нуждаются в дополнительном инструктировании».16

 

Список используемой литературы

  1. Зайцева О. А. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов. М.: Центр, 1998.
  2. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. М.: Питер, 2001.
  3. Мильнер Б. Теория организации. Учебник. М.: Инфра-М, 2005.
  4. Шейн. Э. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2008.
  5. Прангишвили И. Об эффективности управления сложными социально-экономическими системами // Проблемы теории и практики управления. — 2006. — №2. — С.24-31.
  6. Макарченко М. А. Исследование организационной культуры санкт-перербургских предприятий. // Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2004. — № 3. — С. 53-77. URL.: http://vestnikmanagement.pu.ru/archive/pdf/108.pdf
  7. Чанько А. Опыт диагностики организационной культуры российских компаний.//Российский журнал менеджмента. — 2005. — Т.3, №4. — С. 29-54. URL: http://www.management.edu.ru/
  8. Институт корпоративной культуры. http://www.corpculture.ru/

 

Приложение 1

Вопросник OCAI

Здравствуйте!

Эта анкета — часть исследования по диагностике корпоративной культуры предприятия. Пожалуйста, примите участие в нашем опросе. Он полностью конфиденциален, ответы не будут использоваться для установления личности респондентов.

При заполнении следуйте инструкциям, указанным в  анкете.

Заранее спасибо за содействие. 

Часть 1. Нынешняя организационная  культура

(какой  Вы видите её  сегодня).

Каждый  из вопросов предполагает четыре альтернативных варианта ответа. Распределите 100 баллов среди вариантов ответов в  том весовом соотношении, которое наиболее соответствует Вашей организации. Наибольшее количество баллов следует давать той альтернативе, которая более всего напоминает вашу организацию.

Например: А – 60, Б – 20, В – 15, Г- 5. Сумма проставленных баллов обязательно должна быть равной 100, при этом возможно проставление нулей. 

  1. Важнейшие характеристики нынешней компании.
А Организация уникальна  и подобна большой семье.  
Б Организация очень  динамична и проникнута новаторством..  
В Организация ориентирована  на результат, для людей характерно достижение поставленной цели.  
Г Организация жестко структурирована и строго контролируется.  
  Всего 100
  1. Стиль руководства (в общем), принятый в настоящее время в организации, характеризуется:
А Заботой и поддержкой руководителя по отношению к починённым.  
Б Поощрением  индивидуального риска, новаторства, свободы.  
В Высокой требовательностью, стремлением к конкурентоспособности  и поощрением достижений.  
Г Требованием полного  подчинения, предсказуемости и стабильности в отношениях при гарантированной занятости.  
  Всего 100
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Стиль управления работниками , принятый в настоящее время в организации, характеризуется:
Заботой и поддержкой руководителя по отношению  к починённым.  
Поощрением  индивидуального риска, новаторства, свободы.  
Высокой требовательностью, стремлением к  конкурентоспособности и поощрением достижений.  
Требованием полного подчинения, предсказуемости  и стабильности в отношениях при  гарантированной занятости.  
  Всего 100
 
 
 
  1. Организацию сегодня связывает в единое целое
А Преданность делу и взаимное доверие.  
Б Приверженность  новаторству и стремление быть на первых рубежах.  
В Акцент на достижении цели, выполнении поставленной задачи.  
Г Формальные  правила и официальная политика.  
  Всего 100
  1. Стратегические цели сегодня:
А Организация заостряет  внимание на развитии сотрудников. Поощряется командная работа.  
Б Организация акцентирует  внимание на обретении новых ресурсов и решении новых проблем. Ценятся  апробация нового и использование  возможностей.  
В Организация акцентирует  внимание на конкурентных действиях и достижениях. Доминирует целевое напряжение сил и стремление к победе на рынке.  
Г Организация акцентирует  внимание на неизменности и стабильности. Важнее всего контроль и плавность  всех операций.  
  Всего 100
 
  1. Критерии  успеха сегодня:
А Организация определяет успех на базе развития человеческих ресурсов, бригадной работы, увлеченности работников делом.  
Б Организация определяет успех на базе обладания уникальной или новейшей продукцией. Это производственный лидер и новатор.  
В Организация определяет успех на базе победы на рынке и  опережении конкурентов. Ключ успеха –  лидерство на рынке.  
Г Организация определяет успех на базе рентабельности и низких производственных затрат.  
  Всего 100

Часть 2. Предпочитаемая организационная культура

(какой  Вы хотели бы  её видеть)

Распределите 100 баллов для каждой из четырех альтернатив  в том весовом соотношении, которое  наиболее соответствует Вашим предпочтениям. Наибольшее количество баллов следует  давать той альтернативе, которая более всего напоминает Вашу предпочитаемую организацию.

Например: А – 60, Б – 20, В – 15, Г- 5. Сумма проставленных баллов обязательно должна быть равной 100, при этом возможно проставление нолей. 
 

  1. Хотелось  бы, чтобы организация характеризовалась такими чертами:
А Организация была бы уникальна и подобна большой  семье.  
Б Организация была бы очень динамична и проникнута новаторством.  
В Организация была бы ориентирована на результат, для  людей было бы  характерно и достижение поставленной цели.  
Г Организация была бы жестко структурирована и строго контролировалась.  
  Всего 100
 
 
  1. Хотелось  бы, чтобы стиль руководства (в  общем) характеризовался
А Заботой и поддержкой руководителя по отношению к подчинённым.  
Б Поощрением  индивидуального риска, новаторства.  
В Высокой требовательностью, стремлением к конкурентоспособности  и поощрением достижений.  
Г Требованием полного  подчинения, предсказуемости и стабильности в отношениях при гарантированной  занятости.  
  Всего 100
 
  1. Хотелось бы, чтобы стиль управления работниками характеризовался
А Заботой и поддержкой руководителя по отношению к подчинённым.  
Б Поощрением  индивидуального риска, новаторства.  
В Высокой требовательностью, стремлением к конкурентоспособности  и поощрением достижений.  
Г Требованием полного  подчинения, предсказуемости и стабильности в отношениях при гарантированной  занятости.  
 
 
 
 
 
Всего 100
  1. Хотелось бы, чтобы организацию связывали в единое целое
А Преданность делу и взаимное доверие.  
Б Приверженность  новаторству и стремление быть на первых рубежах.  
В Акцент на достижении цели, выполнении поставленной задачи, агрессивность и стремление к  победе.  
Г Формальные  правила и официальная политика, стремление поддержать плавный ход  деятельности организации.  
  Всего 100
 
 
  1. Хотелось  бы, чтобы стратегические цели организации  отвечали следующим критериям:
А Организация заостряла  бы внимание на гуманном развитии. Поддерживала бы высокое доверие, открытость и участие.  
Б Организация акцентировала  бы  внимание на обретении новых ресурсов и решении новых проблем. Ценились бы апробация нового и использование возможностей.  
В Организация акцентировала  бы  внимание на конкурентных действиях  и достижениях. Доминировало бы целевое напряжение сил и стремление к победе на рынке.  
Г Организация акцентировала  бы  внимание на неизменности и стабильности. Важнее всего  были бы контроль и  плавность всех операций.  
  Всего 100
 
  1. Хотелось  бы, чтобы критерии успеха организации  были следующими:
А Организация определяет успех на базе развития человеческих ресурсов, бригадной работы, увлеченности работников делом.  
Б Организация определяет успех на базе обладания уникальной или новейшей продукцией. Это производственный лидер и новатор.  
В Организация определяет успех на базе победы на рынке и опережении конкурентов. Ключ успеха – лидерство на рынке.  
Г Организация определяет успех на базе рентабельности и низких производственных затрат.  
  Всего 100

Информация о работе Типологии корпоративной культуры и её диагностика на примере книжного магазина «Эрудит»