Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:40, курсовая работа
Целью работы является изучение организационной культуры «Эрудита» в соответствии с выбранной классификацией (типология организационных культур Кима Камерона и Роберта Куинна) и использованием инструментария OCAI, а также выявление того, к какому типу относится организационная культура фирмы «Эрудит».
В задачи исследования входит:
Определение преобладающих ценностей организации и соотнесение её с вышеуказанной типологией, выявление доминирующего типа.
Анализ преобладающего и остальных типов организационной культуры через призму реального функционирования фирмы, то есть определение того, в чем конкретно на практике проявляются черты того или иного типа.
Определение удовлетворенности сотрудников существующей организационной культурой.
Сопоставление выявленных картин желаемой и действительной культуры и определение адекватности существующей в фирме системы ценностей внешним условиям и ожиданиям работников.
Составление рекомендаций для руководства фирмы по устранению возможных противоречий.
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Теоретическая часть 6
Определения организационной культуры 6
Сильные (позитивные) и слабые (негативные) организационные культуры 7
Некоторые авторские типологии организационных культур 9
Кросскультурные различия. Типология Геерта Хофстеде 9
Ценности, отношения, личностные качества и особенности поведения . Типология Манфреда Кетс де Вриеса. 10
Система распределения власти, полномочий и ответственности. Типология Чарльза Ханди. 11
Организационно-функциональные параметры и особенности взаимодействия с внешней средой. Типология Джеффри Зонненфельда. 12
Типология организационных культур Кима Камерона и Роберта Куинна. 13
Глава 2. Методологическая часть 16
2.1. Вопросник OCAI и обработка результатов, полученных с его помощью. 16
Глава 3. Практическая часть 18
3.1. Общие сведения о компании «Эрудит» 18
3.2. Построение организационного профиля по результатам исследования 19
3.3. Интерпретация профиля организационной культуры 20
3.3.1. Анализ сегодняшней культуры организации 20
3.3.2. Анализ предпочитаемой организационной культуры и сравнение её с сегодняшней 21
3.3.3. Выводы и рекомендации 22
Список используемой литературы 25
Приложение 1 26
Вопросник OCAI 26
Международный университет природы, общества и человека «Дубна»
Кафедра социологии и гуманитарных наук.
Курсовая работа по дисциплине «Социология организаций» на тему
Типологии
корпоративной культуры и её диагностика
на примере книжного магазина «Эрудит»
Выполнила: студентка 3 курса группы 3132
Кафедры социологии и гуманитарных наук
Калинина Ирина Викторовна.
Преподаватель: доцент кафедры социологии и гуманитарных наук
Зенько Андрей Анатольевич.
Оглавление
Человек всю свою жизнь проживает в различного рода организациях, находясь в каждой из них поочередно или единовременно.
Каждая организация имеет свою цель и значение, собственный облик, ценности и нормы поведения. С этим, как и с понятием культуры сообщества вообще, связано понятие организационной культуры. Это понятие используется для обозначения «общего климата организации и характерных методов работы с людьми, а также провозглашаемых ею ценностей и ее кредо»1 Это совокупность представлений, принятых в организации и регламентирующих цели, задачи и способы ведения бизнеса, поведение сотрудников. В организационной культуре заложены концептуальные основы работы организации — критерии успешности или неуспешности деятельности, общее отношение к людям как внутри, так и вне компании, её миссия и т. д. Это те общие постулаты, из которых потом выводятся конкретные положения практической деятельности. Сильная организационная культура, воспринятая и признаваемая всеми членами коллектива, является одним из условий эффективного функционирования компании, её высокой конкурентоспособности.
Тема диагностики и изучения организационной культуры в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в российской, так и в зарубежной социологии организаций. На западе еще 30 лет назад заметили, что успех компании определяется не столько экономическими, столько ценностными факторами организации деятельности, что и вызвало интерес к исследованию организационной культуры, с того момента только возраставший. Теперь уже не подвергается сомнению, что «по существу, трудно назвать хотя бы одну процветающую компанию, которая не обладала бы вполне различимой, без труда связываемой именно с ней организационной культурой».2
Существует
множество типологий
Итак, в своей курсовой работе я буду рассматривать такой важный для функционирования организации элемент, как организационную культуру — совокупность норм, ценностей обычаев, регламентирующих деятельность организации, систему координат, которую принимают все члены, и в рамках которой ведется управление и протекает повседневное функционирование организации.
Объектом курсовой работы станет организация «Эрудит» (Далее также «фирма»).
Предмет изучения — организационная культура фирмы.
Целью работы является изучение организационной культуры «Эрудита» в соответствии с выбранной классификацией (типология организационных культур Кима Камерона и Роберта Куинна) и использованием инструментария OCAI, а также выявление того, к какому типу относится организационная культура фирмы «Эрудит».
В задачи исследования входит:
Известный специалист в области теории процессов и систем управления Ивери Прангишвили писал о том, что современной управленческой практике не хватает использования научных подходов и результатов научно-исследовательской практики5. Безусловно, исследования в области социологии организаций представляют большую ценность для
повышения эффективности управления. В частности, представляются весьма значимыми исследования по диагностике организационной культуры предприятий, так как они чаще всего позволяют дать объяснение и предложить решение проблемы в ситуации, когда «Менеджеры, пытающиеся как-то изменить поведение подчиненных, часто сталкиваются с крайне упорным их сопротивлением изменениям, которое невозможно объяснить разумными причинами»6
Говоря
об организационной культуре, имеют
в виду, в первую очередь, «перечень
проблем, которые составляют основу
убеждений и ценностей
Организационная культура выражает общие концептуальные положения, на которых построена деятельность организации. Это ценностный фундамент, в который заложено отношение к личности в организации и вне её, к продуктам её деятельности и качеству выпускаемой продукции, клиентам, обязательствам — этот список можно продолжать бесконечно. Носителями организационной культуры являются, конечно же, люди, и она находит свое отражение в соблюдаемых ими традициях, ритуалах, нормах, комплексе правил, которым следуют все участники организации и которые развиваются вместе с ней.
Согласно
системному подходу, одним из ключевых
условий успешного
В своей книге «Организационная культура и лидерство» Эдгар Шейн с самых первых страниц указывает на организационную культуру как на «общий климат организации и характерные методы работы с людьми, а также провозглашаемые ею ценности и ее кредо»8. Эту формулировку я и приму в качестве рабочего определения.
Культура организации определяет смысл деятельности всех участвующих в ней индивидов, выполняет интегрирующую функцию. Она может считаться потенциалом, ресурсом организации в том случае, если сформирован единый «язык культуры» в рамках данной организации, ценности действительно объединяют людей, а те готовы разрешать конфликты.
Первый пример типологии, который я хочу рассмотреть, является очень общим, приводится во многих учебниках организационной культуры. Можно сказать, что это разделение является самым простым и очевидным, а потому — общепринятым. Это дихотомия «Слабость — Сила».
Встречаются коллективы,
в которых организационная
Чем больше индивидов чувствуют себя причастными к организации и разделяют её ценности, тем сильнее культура. Работа ведется плодотворнее, когда четко определены приоритеты в отношении производства, подбора и квалификации кадров, а люди уверены в завтрашнем дне. Сильная культура фиксирует ценность трудовой деятельности как способа саморазвития, в то время как слабая не даёт личностного удовлетворения человеку, даже если экономически данная деятельность ему выгодна. В условиях слабой организационной культуры возникает отчуждение труда. Исследования слабых организационных культур показывают, что для них характерны равнодушие, обезличивание проблем, слепое подчинение, консерватизм, изоляционизм, антипатия. В компаниях с «негативной» культурой отмечается наличие слухов и сплетен, подрывающих авторитет предприятия у его работников, общественности и партнеров; недоверие руководителям всех уровней; высокая текучесть кадров; «умственная» текучесть кадров, то есть работники присутствуют физически, но интеллектуально и эмоционально «отсутствуют», работают в течение дня несколько часов, выполняя лишь самое необходимое, работают не так качественно, как могли бы, специально растягивают время выполнения задания, а остальное время тратится на перекуры, чаепития и так далее
Совершенную противоположность этой картине являют компании с позитивной, сильной организационной культурой. Каждый сотрудник в них ощущает себя субъектом (не объектом, как в слабой культуре), значимым для общей результативности деятельности предприятия. Люди ощущают свою способность влиять на развитие компании, разделяют ответственность за выпускаемый продукт и готовы нести её. Добросовестное отношение к своим обязанностям становится нормой поведения. Там, где организационная культура сильна, осуждается фиктивная трудовая деятельность, являющаяся нормой для негативных культур, работники инициативны и ориентированы на поиск, разработку, выбор и воплощение наиболее оптимальных способов осуществления своей деятельности. Трудовая деятельность любого вида приобретает творческий характер, что создает общую атмосферу увлеченности своей работой. Успешность сотрудника становится основанием и для самоуважения и для уважения со стороны коллег. Повышается эффективность делового взаимодействия, что является объективным условием установления доброжелательных межличностных отношений в коллективе.
Безусловно,
положительная культура способствует
эффективному решению проблем и росту
производительности, способствует принятию
грамотных управленческих решений. Негативная
культура — источник сопротивления и
общего хаоса, в её условиях невозможно
эффективное принятие решений и развитие.
Существует
много классификаций
Первая группа типологий основана на рассмотрении этнометрических (кросскультурных) различий, Вторая — ценностей, отношений и личностных качеств; основание для выделения третьей группы типологий — система распределения власти, полномочий. Наконец, типологии четвертой группы рассматривают «Организационно-функциональные параметры и особенности взаимодействия с внешней средой»10