Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:40, курсовая работа
Целью работы является изучение организационной культуры «Эрудита» в соответствии с выбранной классификацией (типология организационных культур Кима Камерона и Роберта Куинна) и использованием инструментария OCAI, а также выявление того, к какому типу относится организационная культура фирмы «Эрудит».
В задачи исследования входит:
Определение преобладающих ценностей организации и соотнесение её с вышеуказанной типологией, выявление доминирующего типа.
Анализ преобладающего и остальных типов организационной культуры через призму реального функционирования фирмы, то есть определение того, в чем конкретно на практике проявляются черты того или иного типа.
Определение удовлетворенности сотрудников существующей организационной культурой.
Сопоставление выявленных картин желаемой и действительной культуры и определение адекватности существующей в фирме системы ценностей внешним условиям и ожиданиям работников.
Составление рекомендаций для руководства фирмы по устранению возможных противоречий.
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Теоретическая часть 6
Определения организационной культуры 6
Сильные (позитивные) и слабые (негативные) организационные культуры 7
Некоторые авторские типологии организационных культур 9
Кросскультурные различия. Типология Геерта Хофстеде 9
Ценности, отношения, личностные качества и особенности поведения . Типология Манфреда Кетс де Вриеса. 10
Система распределения власти, полномочий и ответственности. Типология Чарльза Ханди. 11
Организационно-функциональные параметры и особенности взаимодействия с внешней средой. Типология Джеффри Зонненфельда. 12
Типология организационных культур Кима Камерона и Роберта Куинна. 13
Глава 2. Методологическая часть 16
2.1. Вопросник OCAI и обработка результатов, полученных с его помощью. 16
Глава 3. Практическая часть 18
3.1. Общие сведения о компании «Эрудит» 18
3.2. Построение организационного профиля по результатам исследования 19
3.3. Интерпретация профиля организационной культуры 20
3.3.1. Анализ сегодняшней культуры организации 20
3.3.2. Анализ предпочитаемой организационной культуры и сравнение её с сегодняшней 21
3.3.3. Выводы и рекомендации 22
Список используемой литературы 25
Приложение 1 26
Вопросник OCAI 26
Далее я рассмотрю примеры типологий, относящихся к каждой из четырех групп, а также пятую — типологию К. Камерона и Р. Куинна, которую я возьму за основу своего исследования в «Эрудите». По приведенной классификации, она относится к последней группе.
Эта классификация основана на том, что организационная культура является частью культуры национальной. Хофстеде характеризовал организации в целом и их сотрудников в частности по пяти характеристикам, в рамках каждой выделяя значимые параметры и по ним сравнивая единицы своего исследования.
В этой типологии была предпринята попытка переноса на организации особенностей, которые применяются в психологии для определения черт характера — например, параноидальность, истероидность, шизоидность и так далее.
Эта типология подразделяет организационные культуры по типу сил, преобладающих в них. Это могут быть сила положения, сила распоряжения ресурсами, сила обладания знаниями и сила личности. Проще говоря, это сильная сторона компании, дающая ей преимущество и обуславливающая «специфический характер отношений индивида и организации, структуру организации и характер ее деятельности на различных этапах эволюции»11. В соответствии с этими критериями Ханди выделял четыре типа организационной культуры.
Джеффри Зонненфельд выделяя четыре типа организационных культур, каждый из которых по-разному сказывается на карьерном росте сотрудников и имеет разные преимущества в конкурентной борьбе, а также потенциал развития.
Эти исследователи известны как разработчики рамочной конструкции конкурирующих ценностей. Она основана на двух измерениях организационной культуры, которые определяют ключевые факторы эффективности для организационной культуры.
Первое измерение выключает в себя критерии гибкости и дискретности с одной стороны и стабильности и контроля — с другой. То есть, есть организации, которые считаются эффективными, если они динамичны, отличаются хорошей приспособляемостью, склонны к переменам. Другие организации эффективны при условии, что функционируют предсказуемо и стабильно, без потрясений. Как пишут сами авторы, «континуум этого измерения простирается от организационной многогранности и пластичности на одном краю до организационной непоколебимости и долговечности на другом»12
Второе измерение также включает в себя два полюса. На одном находится эффективность, определяемая ориентацией компании на внутреннюю гармонию, интеграцию и единство. На другом — эффективность, ассоциируемая с внешней ориентацией, соперничеством, конкуренцией и дифференциацией. Таким образом, это измерение простирается от организационной сплоченности и согласованности на одном краю до организационной разобщенности и независимости на другом.
Эти два измерения определяют четыре стержневые ценности организационной культуры. Соответственно, четыре её типа выделялись Камероном и Куинном сообразно доминирующим в организациях ценностям. Разумеется, это идеальные типы, проявляющиеся в разных сочетаниях.
Именно типологию Камерона и Куинна я выбрала для изучения компании «Эрудит» в практической части своей курсовой работы. Эта типология формулировалась на базе многочисленных прикладных исследований организационных культур, а также в уже готовом виде применялась для изучения более чем тысячи компаний. Помимо теоретической базы она предоставляет особую методику проведения исследования и обработки результатов, о которой я расскажу подробнее во второй главе курсовой работы.
Инструмент OCAI (Organizational Culture Assessment Instrument) имеет форму вопросника, требующего индивидуальных ответов по каждому из шести пунктов в каждой из двух частей. Он предназначен для диагностики организационной культуры и является универсальным, будучи опробованным более чем на тысяче различных компаний. Мной были найдены сведения о применении этого стандартизированного вопросника на российских предприятиях.13 Каждый пункт представляет собой предложение охарактеризовать определенную сторону деятельности компании — например, стиль управления или то, как определяются в ней критерии успеха. Оценку респонденты проводят по четырем вариантам, каждый из которых отвечает одному их типов культуры (Клан, Адхократия, Иерархия, Рынок). Процедура оценки проста: между этими четырьмя вариантами респондент распределяет 100 баллов, давая наибольшее количество баллов той альтернативе, которая более всего соответствует его компании. Вопросник состоит из двух частей, по 6 вопросов в каждой. Суждения и параметры оценки в них одинаковы, разница состоит в том, что в первой части респондент характеризует нынешнюю культуру организации — то, как в ней обстоят дела на момент опроса. Во второй части он характеризует желаемое положение вещей — культуру своей компании, какой он хотел бы её видеть в будущем. Таким образом, оценивается одновременно нынешняя и желаемая организационная культура. Результаты отображаются в особой системе координат — профиле организационной культуры. Оси координат — стрежневые ценности организационной культуры (гибкость и дискретность, и стабильность и контроль; внутренний фокус и интеграция, и внешний фокус и дифференциация). Каждый квадрант соответствует определенному типу культуры, а координаты точек рассчитываются как среднее арифметическое оценок, проставленных респондентами каждому типу культуры (отдельно для имеющейся и желаемой). Такое графическое представление удобно и наглядно, профиль организационной культуры позволяет максимально быстро оценить одновременно нынешнюю, предпочитаемую культуры и их соотношение. На рис. 1 изображен незаполненный профиль организационной культуры, а с вопросником OCAI можно ознакомиться в приложении 1.