Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:00, реферат
Социологические теории массового общества формируются в XX в. и их основой является та реальная социально-историческая практика, которой не существовало в предшествующие столетия. Массовое общество как реальная социальная, экономическая и культурная практика формируется на основе массового производства, массового потребления, массовой культуры.
Теория массового общества Герберта Блумера
При анализе теории массового общества не может быть обойдена вниманием концепция, предложенная Г. Блумером13, одним из крупнейших социологов XX столетия. Эта концепция, так же как и концепция Шилза, представляет собою систематическую разработку теории массового общества, но на иных методологических основаниях - интеракционистских. Блумер разрабатывает теорию массового общества, опираясь не на разбор его структурных образующих, но на анализ индивидуальных человеческих взаимодействий. Его задачей является исследование поведенческих типов, существующих в массовом обществе. Кроме того, фундаментальным моментом его теории является отрицание тезиса Шилза, касающегося уровня внутренней интеграции массового общества. В социологическом смысле Блумер фактически предлагает теорию массового общества, альтернативную теории Шилза.
По мнению Блумера, теории массового общества фактически уже более ста лет, но особое внимание она привлекает в последние десятилетия. Хотя до сих пор эта теория недостаточно разработана и во многом фрагментарна, однако ее основные компоненты вполне известны, и их, по мнению Блумера, возможно объединить в более или менее стройную схему. В основу такой схемы он кладет четыре главные свойства массового общества: массовость; гетерогенность структурных элементов общества; неограниченный доступ к сферам публичной деятельности; беспрерывно меняющийся облик.
Массовость. Для массового общества характерно огромное население и большая его концентрация. В крупных городах массовость проявляется в размерах социальных институтов, в многообразии возможностей для жизни и деятельности. Мы наблюдаем массовую торговлю, массовые коммуникации, массовый транспорт, массовые развлечения, массовое воспитание, массовое правосудие, массовую преступность, войну и т. п. В соответствии с этим складывается представление о величине институтов и организации - громадном правительственном аппарате, крупных экономических организациях, мощных промышленных объединениях, разветвленной системе социального страхования. Именно эти крупные организации и массовая деятельность являются специфической основой массового общества и отличают его от предшествующих домассовых обществ. Общество, основой которого служит такая большая концентрация людей, качественным образом отличается от других.
Гетерогенность. Первым свидетельством гетерогенности массового общества является громадное количество существующих в нем профессий, региональных объединений, возникающих в институциональных сферах формальных образований и еще большее число имеющихся внутри него неформальных объединений. Многообразие - свойство массового общества, но многообразие, подчеркивает Блумер, только частично является следствием разделения труда, понимаемого обычно как процесс растущей связи отдельных дифференцирующихся элементов в увеличивающейся по своим размерам и усложняющейся по своей структуре целостности. Дело в том, что в массовом обществе части не интегрированы в органическое целое, они отличаются по своему жизненному укладу и нормам, они автономны, обладают относительно обособленной сферой деятельности, что ведет к независимости развития частей. Процесс действия средств массовой коммуникации, где люди превращаются в активную публику; в политике, где люди оказывают влияние на ход событий как избиратели, в качестве членов партий или просто выразителей общественного мнения.
Наличие подобных сфер показывает, что массовое общество есть не что иное, как просто совокупность локально ограниченных частей. В этих сферах масса выступает как определенная группа, принимающая участие и оказывающая влияние на жизнь общества. В такого рода группах люди участвуют безотносительно к иерархии статусов, без руководства и вне организации, без твердого кодекса правил. Такие группы воздействуют на общество, осуществляя свой выбор: продуктов, газет, программ, доктрин, кандидатов и т. п. К этим группам обращаются, к ним апеллируют как к некоему с организму, хотя эти группы являют собой массы, образования, не обладающие структурой. Они возникают в результате открытого для отдельных индивидов доступа в сферы всеобщих интересов.
Массы
не следует отождествлять с
Беспрерывно меняющийся облик массового общества обусловлен тем, что сегменты или секторы этого общества практически независимы друг от друга в своем развитии. Кроме того, для массового общества характерна постоянная и напряженная конкуренция между его основными институтами, столкновение различных групп интересов, конфликт ценностей и целей. И, наконец, для массового общества характерно стремление «идти в ногу со временем», постоянная тяга к «современности», страх оказаться в числе тех, «кто плетется в хвосте», страх отстать.
Указанные четыре главные свойства массового общества являются своеобразными рамками, которые определяют характер складывающегося внутри них социального устройства. Анализ этого устройства и составляет одну из задач социологии. Решение такой задачи осуществляется Блумером в том числе и через развернутую критику установившихся воззрений на природу массового общества. Эти воззрения так или иначе проистекают из рассмотрения массового общества через призму процессов дезинтеграции и дезорганизации. В основе такого подхода лежит историческое сопоставление домассовых и массовых обществ, причем социальный порядок домассовых обществ рассматривается в качестве социальной и культурной нормы. Такая методологическая позиция, принимающая в качестве социальной нормы социальный порядок в домассовых обществах, едва ли правомерна, полагает Блумер, как едва ли правомерен вообще какой-либо нормативизм в рамках социологического анализа.
С социологической точки зрения массовое общество нельзя рассматривать как общество, находящееся в стадии аномии или упадка, дезорганизации, дисфункции, распада и т. п. старого порядка домассового общества. Массовое общество - это определенный тип социальной организации. Иначе о нем вообще нельзя было бы говорить как об обществе.
Кроме того, концептуальный аппарат, разработанный на материале простых и небольших обществ, неадекватен для анализа массового общества. Представления об этих обществах и связанные с ними основные понятия сводятся к следующим: общество рассматривается как система, создаваемая в процессе взаимодействия ее частей; общество обладает культурой, содержащей основные образцы поведения, структурированные в соответствии с ценностями и нормами; общество обладает социальной структурой в виде иерархии статусов; функционирование в обществе осуществляется посредством взаимодействия, организованного при помощи устойчивых социальных ролей; интеграция индивидов в общество осуществляется посредством процесса социализации; в обществе существует система социального контроля, который препятствует появлению отклонений и склоняет членов общества к конформизму. Совершенно очевидно, что эта система понятии является результатом анализа и наблюдения за упорядоченным, сбалансированным и стабильным социальным устройством, каковым массовое общество не является. Таков итог критики Блумером устоявшихся социологических представлений о массовом обществе.
Массовое общество, как подчеркивает Блумер, не представляет собой систему - оно состоит из множества подвижно связанных частей, каждая из которых развивается самостоятельно. Движение в разных частях массового общества идет неравномерно, то быстрее, то медленнее, степень влияния различных частей друг на друга также различна. В массовом обществе столь подвижно сочетается координация и некоординация различных частей, что для существования его в качестве «системы» нет оснований.
В массовом обществе нет стабильной структуры социальных статусов. Статусы формируются на основе самых различных, не связанных друг с другом критериев. То же следует сказать и о социально-ролевом наборе в массовом обществе - роли в нем подвергаются постоянному изменению по мере того, как люди приспосабливаются друг к другу. Процесс социализации практически заменяется адаптацией к различным социальным мирам, взглядам, интересам, мировоззрениям. Применение понятия социализации к массовому обществу вообще вызывает сомнения. В силу характера функционирования норм и ценностей в массовом обществе, степени их устойчивости и общезначимости столь же неопределенными становятся понятия «отклонения» и «конформизм».
Таким образом, массовое общество - это постоянно изменяющееся общество, изменение естественно и закономерно для его социального порядка. В этом специфика массового общества и этим оно отличается от всех других типов обществ.
Культура массового общества - это не совокупность образцов обычного, повторяющегося и взаимосвязанного поведения, усвоенных в процессе социализации и являющихся выражением общих представлений о правилах, предписаниях, стандартах. Многообразие массового общества ведет к возникновению различных систем ценностей и норм, которые могут и не быть взаимосвязанными, стабильными и даже непротиворечивыми. Однако результатом этого является не хаос, а их приспособление друг к другу, компромисс.