Теория массового общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:00, реферат

Описание работы

Социологические теории массового общества формируются в XX в. и их основой является та реальная социально-историческая практика, которой не существовало в предшествующие столетия. Массовое общество как реальная социальная, экономическая и культурная практика формируется на основе массового производства, массового потребления, массовой культуры.

Работа содержит 1 файл

Теория массового общества.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

      Теории  массового общества

      Общая характеристика массового  общества

      Социологические теории массового общества формируются  в XX в. и их основой является та реальная социально-историческая практика, которой не существовало в предшествующие столетия. Массовое общество как реальная социальная, экономическая и культурная практика формируется на основе массового производства, массового потребления, массовой культуры.

      Массовое  общество - это стандартизированное  общество, или общество, в котором  господствует стандарт. Конвейерная технология массового производства необходимо предполагает стандартизированность процесса производства, стандартизированность отдельных операций, стандартизированность продуктов. Стандартизированность производства требует стандартизированной рабочей силы - по квалификации, культурному уровню, физической подготовленности и даже по психическому складу. Стандартизированность становится чертой управления и контроля, типов организаций. Стандарт проникает в сферу образа жизни - стандартизируется время досуга, тип отдыха, тип потребления, сами потребляемые продукты. Свидетельством этого процесса становится возникновение массовой моды, массового спорта, массовых типов развлечения и отдыха и т. п.

      Следует отметить, что социальная жизнь всегда была организована в соответствии с образцами и нормами, которым подчинялось поведение людей, и которые унифицировали это поведение. Стандарт, однако, отличен от образца. Образец в своей основе содержит культурную норму, происхождение которой следует искать в религиозном сознании. Стандарт - технологичен. Его основа - технологическая норма. Его существование обусловлено функциональностью и теми технологическими средствами и методами, которыми он реализуется. Кроме того, образец иерархичен. Существуют различные социальные нормы и образцы для различных социальных групп, они иерархизированы так же, как иерархизированы эти группы по культурному, социальному, этно-политическому признакам. Стандарт демократичен и гомогенен. Он един для всех. Все носят одинаковую по стилю одежду хотя она различается по цене; все используют автомобильный транспорт (хотя и различный по своему качеству); все летают самолетами, причем в однотипных, хотя и разным классом. Стандарт унифицирует всё и отменяет все различия за исключением одного - экономического различия по уровню дохода. Демократизм стандарта проявляется также и в том, что распространение культурных, потребительских, стилевых стандартов, моды осуществляется не сверху вниз, от социальных верхов к социальным низам, а наоборот, снизу — вверх. Социальные верхи начинают разделять стандарты масс — в этом специфика массового общества. Оно существует как общество, в котором иерархическое социальное деление не усиливается символической иерархией в потреблении, досуге, стиле жизни, а наоборот - усредняется.

      Механизмом  всеобщей стандартизации в сфере  потребления, в сфере моды, досуга и т. д. выступает реклама - механизм социального контроля и формирования солидаристского, стандартизированного общества. Этот механизм возник вместе со становлением массового производства, но его расцвет связан с возникновением современных средств массовой информации и коммуникации. Результатом этого процесса всеобщей стандартизации является оформление нового типа культуры - массовой культуры. Массовая культура отлична как от высокой культуры и от народной. Массовая культура - обладает своими специфическими качествами. Во-первых, она жестко увязана с техническими средствами своего распространения - средствами массовой информации и коммуникации. Общедоступность газет, радио, театров, библиотек, а затем и телевидения, делает общедоступной и распространяемую по ним информацию, содержание и образцы культуры, создает массовую аудиторию в виде всего общества. Общедоступность и массовость аудитории и позволяет говорить об этой культуре как о массовой.

      Во-вторых, массовая культура - это культура стандартизированная. Стандартизированность массовой культуры также является следствием ее технологической составляющей. Цвет, образ, звук, мысль - все должно приобрести форму и размер, диктуемые техническими стандартами и СМИ - газетами, радио, телевидением и т. д. Стандартизированность массовой культуры и Стандартизированность культурных продуктов, которые транслируются в массовую аудиторию — это самая существенная характеристика этой культуры.

      В рамках массовой культуры формируются  основные ценностные ориентации, коллективные чувства, стандарты поведения, стили, мода. Они транслируются посредством СМИ на все общество в целом, без учета социальных различий, географического места жительства, семейной и религиозной принадлежности и даже безотносительно к возрасту. Абсолютно все оказываются в сфере воздействия СМИ и содержаний массовой культуры. Возникает совершенно новое состояние тотальной культурной недифференцированности, которая со временем только усиливается. Культурная гомогенизация общества (элиты разделяют ценности и стандарты масс, массы оказываются причастными высокой культуре) - это уже совершенно новое социальное состояние.

      Массовая  культура сегрегирует любое классовое и групповое сознание, любую специфицированную культуру и занимает доминирующее положение в обществе. Массовая культура  оформляет массовое общество как общество, в котором, безусловно, наличествует социальная дифференциация, но эта дифференциация не подкрепляется дифференциацией символической. Общество гомогенизируется в сфере потребления и стиля жизни в широком смысле слова. Культура становится капиталом, ею можно владеть, обменивать, ею можно манипулировать как деньгами, она становится разменной монетой в социальном взаимодействии. Она становится средством - таким же средством взаимодействия, как и деньги.

      Массовая  культура, жестко увязанная со СМИ, досугом, модой и рекламой, столь же жестко оказывается увязанной с принципами экономической рентабельности и в силу этого становится той самой культур индустрией, о которой будут столь критически писать М. Хоркхаймер и Т. Адорно. Ее коммерческая составляющая делает массовую культуру бизнесом, но бизнесом зависимым от других сфер экономики и предпринимательства. Она превращается в зависимую сферу, осуществляющую манипуляцию общественным сознанием, внедряющую «заказанные» ей ценности, стандарты, стили.

      В результате этих процессов массовая культура приобретает четкую социальную функциональность. Именно она, а не какая-то другая «высокая культура» становится институтом, который осуществляет контроль за ценностно-нормативной сферой, формирует процесс социализации подрастающих поколений и процесс адаптации к постоянно изменяющимся стандартам, стилям и т. д. всего остального населения. Ее функцией становится поддержание социальной стабильности и единства общества.

      Помимо  указанных черт и функций массовая культура обладает еще одним чрезвычайно важным качеством — она составляет основу современного общественного дискурса. Именно в рамках современных СМИ происходит обсуждение социальных, политических, этических и других самых различных проблем. На это обратил особое внимание уже Ю. Хабермас, указав, что будущее современной культуры и общества связано с широкой дискуссией «критической» общественности, которая должна развернуться по вопросам «совещательной демократии». По его мнению, именно в рамках такой дискуссии должны определяться основные общественные цели, организации и институты, призванные эти цели реализовывать. Подобная «совещательная демократия» является формой «самоконтролируемого процесса обучения» населения, его участия в управлении обществом, созидании новых политических форм. Возможно все это только на базе современных СМИ и ценностей массовой культуры. Массовая культура являющаяся неотъемлемой составной частью массового общества, столь же значима, как и массовое производство и массовое потребление. Эти три компонента и образуют три базисные характеристики массового общества.

      Итак, массовое общество - это общество массового производства, массового потребления и массовой культуры.

      Теории  массового общества, которые создавались  в сфере социологической мысли XX в., представляют собою множество различных концептуализаций описанных выше процессов, осуществленных с различных теоретических, методологических и идеологических позиций.

      Все теории массового общества можно  разделить на две большие группы: социально критические теории массового общества, возникшие преимущественно в рамках европейской социологической мысли; ценностно-нейтральные теории массового общества, сформулированные преимущественно в американской социологии.

        Теория массового общества X. Ортеги-и-Гассета.

      Хосе  Ортега-и-Гассет, известный испанский  философ, уделявший немалое внимание проблемам социологии, в работе «Восстание масс»   сформулировал получившую широкую известность теорию массового общества.

      Облик и склад любой новой исторической эпохи, любого нового общества - это, как указывает Ортега, всегда следствие сдвига: или внутреннего - духовного, или внешнего - структурного. Теория складывается из трех блоков: общего диагноза эпохи, концепции социального характера и концепции кризиса государства.

      Массовое  общество как новое  социальное состояние

      Массовость  проявляется в обществе самым различным образом. Эпоха масс - это эпоха гигантомании - в архитектуре, в многотысячных общественных и политических мероприятиях, в господстве вкуса ко всему крупномасштабному. Крупномасштабными стали условия жизни.

      Жизнь рядового человека вмещает события, происходящие на всей планете, «простой смертный привычно обживает весь мир», все пространство. Но мир вырос и во времени. Археология, приводит пример Ортега, чудовищно расширила историческое пространство. Империи и целые цивилизации, о которых мы вчера еще не подозревали, входят в сознание, как новые континенты. Экраны и журналы доносят эту незапамятную древность до глаз обывателя. К сказанному следует добавить культ скорости, который ныне исповедуют все, культ движения, культ автомобиля и самолета.

      Но  еще более существенным, чем увеличение мира, является то, что «в мире всего  стало больше». Всего, что можно  придумать, пожелать, создать, разрушить, найти, употребить. Возможности выбора, самопроявления, потребления расширились многократно. Фильмы и фотографии развлекают рядового человека самыми недоступными ландшафтами, газеты и репродукторы приносят ему новости о рекордах и достижениях, технических новинках. Все это создает ощущение сказочного всемогущества.

      Массовое  общество это многолюдное общество в самом 
прямом смысле слова. Это общество, растущего столпотворения, всеобщей переполненности. «Города переполнены, дома переполнены. Отели переполнены. Кафе уже не вмещают посетителей. Улицы - прохожих. Приемные медицинских светил - больных. Театры какими бы рутинными ни были спектакли, ломятся от публики. Пляжи не вмещают купальщиков. Становится вечной проблемой то, что прежде не составляло труда, - 
найти место».

      Такая внешняя многолюдность, массовость является самым первым и внешним проявлением массового общества, которое оформилось в XX в. Суть же явления состоит в полном захвате массами общественной власти. Этот захват свидетельствует, по мнению Ортеги, о серьезном кризисе европейских народов и культур, который он именует «восстанием масс».

      Это «восстание» проявляется, во-первых, в том, что сегодня массы достигли такого уровня жизни и благосостояния, который прежде предназначался лишь для немногих. Это колоссальным образом расширило их материальные возможности. Они довольно успешно овладевают и пользуются техникой, которая прежде требовала специалистов. При этом особенно, но то, что они в равной мере успешно пользуются техникой не только материальной, но также юридической и социальной. Во-вторых, массы вышли из повиновения, не подчиняются никакому меньшинству, не следуют за ним, не считаются с ним, а вытесняют его и его замещают.

      Определение массового общества, данное Ортегой  выглядит следующим образом: толпа, возникшая на авансцене общества, внезапно стала зримой. «Прежде она, возникая, оставалась незаметной, теснилась где-то в глубине сцены; теперь она вышла к рампе - и сегодня она главный персонаж. Солистов больше нет - один хор». Масса упраздняет меньшинство. Суть дела, как подчеркивает Ортега, в уравнивании. Мы живем в эпоху уравнивания: уравниваются богатства, культура, слабый и сильный пол, уравниваются континенты.

      Общество, как указывает Ортега, всегда было динамичным единством меньшинства  и массы. Меньшинство - это совокупность лиц, выделенных особыми качествами. Масса - не выделенных ничем, это «средний человек», «общий тип», определяемый совпадением мыслей, целей, образом жизни, который и ощущает себя таким же, как все, и доволен этой своей неотличимостью. Типологическое деление на меньшинство и на массы не совпадает ни с делением на социальные классы, ни с их иерархией. «Понятие «масса» ... не подразумевает рабочих и вообще обозначает не социальную принадлежность, а тот человеческий склад или образ жизни, который сегодня преобладает и господствует во всех слоях общества, сверху донизу, и потому олицетворяет собой наше время».

      Приоритет человека без примет и отличий  превратился из общей идеи или  правового идеала во всеобщую психологическую  установку.

       Ортега называет следующие обстоятельства становления  массового общества. Во-первых, это причины демографического характера. За многовековой период своей истории население Европы не превышало ста восьмидесяти миллионов человек, но с 1800 по 1914 гг. оно выросло до четырехсот шестидесяти миллионов. Людей объективно стало значительно больше. Во-вторых, экономические возможности, материальная обеспеченность как средних, так и низших слоев серьезно возросли. В-третьих, Ортега указывает на социальных порядок и ощущение гарантированности социального существования. Структурную и идеологическую основу, причины всех этих явлений составляют либеральная демократия, наука и промышленность. Два последних понятия Ортега объединяет в одно понятие - «техника».

Информация о работе Теория массового общества