Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление специфических черт предпринимательской деятельности в теневом бизнесе и определение мероприятий по нейтрализации теневой экономической деятельности в России. Достижение данной цели предполагает следующие задачи:
1. Определить предпосылки возникновения теневой экономической деятельности в российском бизнесе.
2. Проанализировать специфику развития теневых экономических отношений в крупных и малых предпринимательских структурах.
3. Исследовать возможность развития организационно-экономической базы «здорового» предпринимательства в России.
Введение................................................................................................................3
. Характеристика предпринимательства в теневой экономической деятельности.
Предпринимательство в РФ: факторы и предпосылки возникновения теневой экономической деятельности…………………………………...5
Особенности теневых экономических отношений в среде крупных и малых предпринимательских структур…………………………….……8
. Влияние теневых отношений в российском бизнесе на экономику страны.
2.1. Детерминанты «теневых отношений» в современной России………..13
2.2. Социальный портрет нового предпринимателя……………………….18
Заключение…………………………………………………………………...…25
Список литературы…………………………………………………………..…28
Большая группа авторов объясняет причины роста «теневой» экономики, наряду с прочими факторами, неэффективной налоговой политикой. С ними в целом можно согласиться, так как налоговая политика государства по-прежнему в значительной степени не стимулирует предпринимательскую активность, а напротив, способствует «теневизации» бизнеса. Не платить налоги стало теперь опасно, но по-прежнему «выгодно».
Следует признать, что в российской обществе сегодня отсутствуют механизмы, способные оказывать реальное противодействие разрастанию теневого сектора, а также развитые общественные институты, в чьи функции входил бы контроль за деятельностью органов государственной власти и управления, и целью которых являлось бы противодействие административным барьерам предпринимательской деятельности. Власть, контролирующая сама себя в принципе не способна искоренить или хотя бы снизить проявления коррупции в своих структурах.
Полагаю,
что не «особая ментальность» россиян,
а коррупция является главным системным
фактором, способствующим «теневизации»
российской экономики и живучести «теневых»
отношений. В значительной мере сложив-шееся
положение и развитие в экономике теневого
уклада, обусловлено тем, что прежняя командно-административная
модель управления в стране заменена на
не менее бюрократическую и более коррумпированную
модель.
2.2.
Социальный портрет
нового предпринимателя.
Уровень развития «теневого» сектора в экономике, который многие из нас чувствуют интуитивно, и сталкиваются с его проявлениями повсеместно, не может не отражаться на умонастроениях населения. В результате в представлениях большинства россиян имидж предпринимателя и бизнеса в целом остаются негативными. Среди зарубежных экономистов в последнее время широкое распространение получила концепция, согласно которой постсоветскую экономику называют экономикой «грабящей руки»: предприниматель в России 1990-х годов де-факто рассматривался государственными чиновниками как объект не заботы и попечения, но надуманных придирок и вымогательства. Поскольку предприниматели не могли в такой атмосфере законопослушно заниматься бизнесом, то они были вынуждены «уходить в тень».
Негативный имидж бизнесменов в глазах большинства россиян выглядит аксиомой, не требующей доказательств. Можно привести данные социологических исследований, подтверждающие наличие у россиян «антикапиталистической ментальности».
Первые опросы по поводу отношения к бизнесменам проводились под руководством В.В. Радаева еще в СССР, когда предпринимательская деятельность маскировалась под деятельность кооперативов. Если в 1989 году 45% респондентов по общесоюзной выборке выражали положительное отношение к кооператорам и 30% отрицательное, то вскоре пропорция зеркально изменилась - в 1990 году она стала, соответственно, 30 и 42% .
В
постсоветской России, после полной
легализации
Когда
в 1992-1995-х годах под
Более того, с годами негативный имидж «новых русских» стал устойчивой чертой общественных умонастроений в новой России.
В
табл. 1 показаны результаты исследования,
выполненного в 1998 году в Санкт-Петербурге
Центром социологических
Таблица
1. Мнения россиян о том, что необходимо
для занятия
Названные факторы | Доля опрошенных, давших ответы, % | Совокупная доля опрошенных по категориям ответов, % |
Факторы, ассоциируемые с негативными человеческими чертами | ||
Иметь
связи, покровительство Преступать закон Нарушать нормы морали Крутиться, приспосабливаться |
17,3 14,2 10,9 5,0 |
47,4 |
Неопределенные факторы | ||
Иметь
деньги Изменить жизнь в российском обществе Хитрость Победить преступность Удача |
16,6
6,7 |
28,4 |
Факторы, ассоциируемые с положительными человеческими чертами | ||
Обладать
умом, творческими способностями
Иметь знания, навыки, опыт Иметь силу, волю, энергию, целеустремленность Работать Обладать честностью, порядочностью |
9,7 7,6 6,2 4,7 2,7 |
30,9 |
По
данным социологического
исследования в Санкт-Петербурге, 1998
год21
В 2001-2002-х годах по программе Центра конфликтологии Института социологии РАН проводили анкетирование в некоторых «провинциальных» областях (диаграмма 2), то на предложение закончить фразу «Чтобы стать богатым в России, больше всего необходимо...» респонденты указывали, что необходимо «быть безнравственным человеком», не менее часто, чем - «быть порядочным».
Парадоксальны результаты, полученные во время опроса в Тюмени. Здесь тоже примерно одинаковы доли тех, кто считает богатых безнравственными, и тех, кто считает их порядочными, но при этом большинство опрошенных выбирали оба ответа, не замечая их взаимоотрицания.
Диаграмма 2. Мнения россиян о том, что необходимо, чтобы
стать богатым
Как
показывают многие исследования, в
генезисе предпринимательства
Бизнес всегда был в основном мужским занятием. Например, 3 из 4 вновь созданных предприятии в ФРГ в 80-е годы возглавляли мужчины. Традиционно бизнес требовал таких качеств, как воля к победе и стремление к господству. Однако, в последнее время появился спрос и на типичные женские качества - интуицию, открытость к людям, чувство такта и т. д. Новые предприниматели все чаще рассматривают себя как "вдохновители человеческих коллективов, а не как надзиратели". В силу этих обстоятельств на Западе темпы роста численности женщин-предпринимателей в два-три раза выше, чем темпы роста численности предпринимателей-мужчин.
Однако, России переход к "мягкому" бизнесу пока не грозит: успеха добиваются люди с сильным или даже агрессивным началом. Поэтому российский бизнес сохраняет традиционные мускулинистские черты. Согласно опросу фонда "Общественное мнение", доля мужчин среди предпринимателей достигает 83%, а в обеих выборках "Экспертизы" - всего 4 женщины, да и они, по словам одной респондентки, обладают "твердым, отчасти мужским характером".
На Западе мужчины основывают свое дело чаще всего в возрасте 30-35 лет, а женщины ближе к 35 годам22. Как правило, начинают в "критические точки", особенно во время кризиса середины жизни. По данным опросов фонда "Общественное мнение", средний возраст предпринимателей - 36 лет.
Крупные предприниматели, по данным, несколько старше, чем мелкие и средние. Респондентов в возрасте до 30 лет включительно насчитывается всего 15% в первой выборке, и 30% - во второй. Отметим, что в белорусской выборке молодые предприниматели (до 30) составляют 35%23. По данным, большинство крупных предпринимателей (65%) создает свое дело в возрасте от 31 до 45 лет (во второй выборке эта возрастная категория составляет 58%). Можно согласиться с традиционной в социологии точкой зрения, что предприятия открывают прежде всего те, кто уже имеет семью и некоторые жизненные ресурсы.
Вместе с тем, исследование "Экспертизы" показывает, что в России складываются две поколенческие когорты бизнесменов - условно говоря, перестроечная и новая. Первое поколение (чаще всего старше 30 лет) сохранило во многом психологические и идеологические связи с интеллигентской средой, породившей их. За предпринимателями первого поколения идут другие - те, кто заканчивал школу или институт уже при перестройке, кто четко ставил себе цель и понимал, что надо, а что нет. Они уже со школы выясняли котировки, курсы акций, курсы валюты к рублю, были агрессивны на рынке и не испытывали интеллигентских комплексов.
Представители "нового поколения" часто не получили диплома о высшем образовании из-за того, что разочаровались в традиционной системе образования и ушли в бизнес. В свои 27 лет Саша Н. уже учился в 4 вузах -- медицинском, автомеханическом, авиационном, радиоэлектронном; руководитель одного АО ушел в бизнес с 3 курса МГУ и т.д. Традиционный тип образования функционально стал для молодых бизнесменов излишней роскошью. "Считаю, что для предпринимателя высшее образование ничто, если от наличия специальных знании не зависят напрямую результаты работы", - говорит Виталий П., руководитель небольшой консалтинговой фирмы. Это не значит, что они прекратили учиться; просто-напросто "самоучки" обучаются иначе: «Когда мне не хватает знании, я их беру там, где они находятся. Это не великая тайна»,- говорит Павел С., директор экспертной фирмы, покинувший Институт восточных языков на 4 курсе.
Интересной проблемой является национальность предпринимателей. Здесь также возник новый миф. Более чем год назад социолог Ю.Задорожный в "Независимой газете" писал: "Этнокультурные общности, имеющие благоприятные возможности захвата доминирующего положения на российском рынке, отнюдь не ограничиваются хорошо организованными национальными меньшинствами, имеющими древние традиции предпринимательства в неблагоприятной социально-экономической среде, такими, как евреи или армяне". По мнению автора, доминирующее положение "с большой вероятностью займут кровнородственные корпорации кавказского и среднеазиатского происхождения"24. Эта концепция была подкреплена положением о русском медведе, якобы неспособном к предпринимательству.
Обследование
"Экспертизы" показывает, что все
эти теории построены на песке. Во-первых,
они опровергаются
Во-вторых, по данным обследования, предприниматели других национальностей не создают кровнородственных кланов, а, наоборот, проявляют космополитизм ("родина там, где человек ощущает себя человеком", говорил один респондент), либо в большинстве своем отождествляют себя с Россией или даже с русской нацией. Евреи называют себя "русскими евреями" , армяне и грузины говорят о своей принадлежности к русскому народу, поскольку "мы живем в этой стране".
Практически отсутствует национальная идентификация по крови, национальную идентичность формируют почва, культура, язык. С. Пачиков, возглавляющий крупную компьютерную фирму, рассказывает: "Я родился в Азербайджане, на Кавказе. У меня очень редкая национальность - удин. Нас всего несколько тысяч человек. Я не русский по крови. Но я крещенный православный, говорю на русском языке, вырос в русской культуре, всю жизнь провел среди русских - мой отец офицер, я жил в военных городках -- и у меня русская мама. Конечно, я славянин и часть русской культуры... Если мне предложат сделать добро России или Норвегии, я предпочту Россию. Эта земля мне ближе. Я всегда ей желал добра". Со своей стороны, русские предприниматели предпочитают использовать понятие «российский». "Я русский человек, но ощущаю себя только в российском контексте. У нас российская история, российская экономика, российская культура. А чисто русской, стопроцентно русской культуры нет. Если оставить в культуре одно только русское, то придется выкидывать Пушкина, Лермонтова, Гоголя... С чем останемся?" - подчеркивал Чанов.